Билет 9-1 Методико-теоретические воззрения на проблемы книжного искусства Эль Лисицкого. Примеры из его творчества



Дата12.06.2016
өлшемі36.5 Kb.
#130958

Билет 9-1

1. Методико-теоретические воззрения на проблемы книжного искусства

Эль Лисицкого. Примеры из его творчества.

новатор


художником-изобретателем,

совместной работы искусства и техники.


цели

искусства, достойного эпохи социализма.


главной целью – разработать такие методы оформления,

которые повышали бы полезное действие предмета.


работал над проблемами новой кинематографии, нового фото и др.
Он писал, что «верит только в архитектуру»,

в книге

как архитектурный проект, новый тип книги,

связанной с современным состоянием полиграфической техники (фотомеханика).

Орнаментально-декоративному оформлению

противопоставил новые конструктивные принципы,

своей задачей «новую книгу сделать материалом самой книги»,

то есть пользуясь только элементами наборной кассы.

(Назначение и содержание книги определяют ее структуру.

не украшать книгу, но ее конструировать.)

Поэтому


книга может быть уподоблена архитектурному сооружению.

считал шрифт основным строительным материалом книжной архитектуры.



Форма типографского шрифта придает слову различные смысловые оттенки,

комбинации начертательных (графических)

и пространственных (размерных) форм шрифта

фиксируют внимание на определенном слове или отрезке речи.


родился 10 ноября 1890
Работы Лисицкого были приняты на выставки «Мир искусства» (1916, М.; 1917, М. и Пг.).
самые ранние опыты Лисицкого

Первая работа —

обложка к сборнику стихотворений К. Большакова «Солнце на излете» (М., 1916)—

была наименее удачной:

эклектическим сме­шением графических принципов стиля модерн с псевдокубистическими сдвигами.)
традициям народного искусства.

«Пражская легенда в стихах» М. Бродерзона, изданная в Москве весной 1917 года

раскрашенная от руки художником,

имитирует ста­ринные свитки, развертывающиеся лентообразно и хранящиеся в деревянных футлярах.


ранних изданий Лисицкого — народ­ная сказка «Козочка» (Киев, 1919).

В цветных автолитографиях к «Ко­зочке»

стилистические элементы народного твор­чества

подвергнуты модернистской интерпретации.


зависимость от произве­дений М. Шагала.
Экспериментальные «проекты» (проуны)

Утопический характер

«аэровидные» конструкции

Космические


монументальный проект

«Ленинская трибуна»,


плакат, сделанный Лисицким в 1920 году для Политуправления Западного фронта — «Клином красным бей белых!» (автолитография).
Вместе с И. Эренбургом

Лисицкий основал международный журнал искусств «Вещь»

(тексты на русском, французском и немецком языках.)

привлечены

в том числе Маяковский, опубликовавший в первом номере свой «Приказ №2 армии искусств».
Пропагандируя конструктивное искусство,

руководители «Вещи» отнюдь не порывали с классическими традициями.

послан в Германию на два года.

в феврале 1924 года был помещен в один из швейцарских санаториев.

большая теоретическая статья «Искусство и пангеометрия»

над рекламными плакатами для фирмы «Pelikan».


проект «московского небоскреба», имею­щего три точки опоры, был экспонирован в 1925

на родину (май 1925 г.)

Он писал, что «верит только в архитектуру»,

кафедру во ВХУТЕМАСе – проектирования мебели и внутреннего оборудования помещений.

умение владеть пространством, ритмом цветом и другими элементами экспозиции.
новатора книги
приступил в 1922 году
предназначенная для детей. «Сказ о двух квадратах».

«Не читайте—берите бумажки, столбики, деревяшки, складывайте, красьте, стройте».

сюжет связан с известным плакатом Лисицкого «Клином красным бей белых!».
экономии изобразительных средств

достигать максимальной выразительности.

красного и черного.

Книга — своеобразный мультфильм:

завершающейся финальным триумфом красного квадрата

отказался от старых статичных мето­дов оформления,

оставляющих неприкосновенными раму, зеркало набора (полосу), поля.

В журнале «Вещь» (1922)

типо­графские линейки,

элементы типографского языка как смысловые сигналы

контраст шрифтов.

неожиданно вводит в текст титульные шрифты

или сознательно затрудняет чтение слова,

соединяя в нем два, а иногда и три различных шрифта

заголовки, почти всегда многоярусных, то есть набранных

в две или три строки.

жирными вопросительными знаками на полях
сборника стихотворений Маяковского «Для голоса», изданного в начале 1923 года бер­линским отделением Госиздата.

Это было утилитарное задание,

принцип регистра.

типографским (акцидентным) способом

с использованием возможностей двухцветной печати.
в члены Общества им. Гутенберга,

новые формы,

основанные на принципах экономичности и целесообразности,

Лисицкий в то же время боролся против «левого» эстетизма, против бесцельного абстрактного экспериментаторства, приводящего к разрыву между текстом и оформлением.

антология новейших течений мирового искусства («Kunstismen», Цюрих, 1925) была его последней полиграфической работой «зарубежного периода».

Конструктивное построение обложки сближает ее с плакатом.

на родине, Лисицкий впервые начал оформлять многотиражные, массовые издания.

«Известия ассоциации новых архитекторов» (1925), графики как смысловых сигналов.


с Маяковским.

поэмы «25 октября 1917 года» (1927).

архитектурный принцип

новым — «Хорошо!»

В первоначальном варианте обложка имела вид календарного листка.
Первые опыты фотопластики,

в 1924 году

«Шесть повестей о легких концах».

неизданными.


фотописи или фотограммы (съемка без камеры).

автопортрет с циркулем

и фотописная фреска для спорт-клуба—«Рекорд» (прыжок бегуна на фоне урбанистического пейзажа.
работа Лисицкого и в области фотомонтажа.

технические приемы многократной экспозиции, фотограммы, фотописи

(наложение, просвечивание, переход формы в форму.)
фотомонтажный плакат Лисицкого —

для советского отдела Международной выставки гигиены в Дрездене (1930).


обложку сборника «Выставка японского кино» (М., 1929).
акварельные эскизы Лисицкого для игровой детской книги «4 действия» (1928),

последнего разворота такова: мчащийся велосипедист, наехав на препятствие, вынужден совершить последнее арифметическое действие («деление»), после чего распадается на составные части, — восемь букв и точку. Тут же — краткий заключительный

текст художника, перекликаю­щийся с его обращением ко «всем, всем ребяткам» в «Сказе о двух квадратах»: «так из букв можно складывать всякие действия — попробуйте сами».

книга осталась неизданной.


обложек, акцидентных и фотомонтажных, для периодических изданий: «Полиграфическое производство», «Революция и культура», «Журна­лист», «Строительство Москвы» (две обложки), «Бригада художников», «Техническая пропаганда», «Архитектура СССР» и др.

журнала «СССР на стройке» (1932—1941).

альбомов:«СССР строит социализм» (М., 1933), «Рабоче-крестьянская Красная Армия» (М., 1934), «Индустрия социализма» (М., 1935), «Пищевая индустрия» (М.., 1936), «U.S.S.R.» (на английском языке, к Нью-Иоркской выставке 1939 г.) и др.

как документальные фильмы


30 декабря 1941 года Лисицкий умер.

Смертельно больной, он продолжал работать в Москве и сделал эскизы двух антифашистских плакатов.



патриотический плакат «Давайте побольше танков!»






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет