Методика преподавания былин
Урок 1
Тема: Былина как жанр устного народного творчества.
Цель: дать учащимся представление о былине как о жанре русского фольклора, познакомить с тематикой и проблематикой былин, сформировать у учащихся представление о художественных особенностях былин.
Ход урока.
-
Проверка домашнего задания. Вопросы на повторение:
-
Расскажите о вашей любимой книге.
-
Когда появилась литература? (Непосредственно возникновение литературы связано с возникновением письменности, фольклор появился немного раньше.)
-
С чем связано появление поэтических произведений искусства? (Поэтические произведения обслуживали обычаи и обряды наших предков.)
-
Как называется дописьменная литература? (Фольклор – устное народное творчество.)
-
Чем отличается фольклор от литературы? (Фольклор передавался из уст в уста, создавался коллективно народом; литература – индивидуальное творчество, возникновение литературы связано с появлением письменности.)
-
Назовите известные вам жанры фольклора. (Сказки, песни, загадки, былины и др.)
-
Рассказ учителя о былинах.
Произведения устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки. Такие произведения называются эпическими. Часто эпические произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений. Так как они рисуют героизм русского народа в защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического народного эпоса.
Само название былина показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. И действительно, былины (или старины) создавались еще в Киевской Руси, более 1000 лет тому назад. Древнейшие былины можно отнести к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.
Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Исследователи русских былин разделили былинных героев на два типа: на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но все еще остаются силой мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную «троицу» дополняют Волх Всеславьич и Михайло Потык. Этим героям нет равных на земле, они единственные в своем роде, так что у них не может быть иного противника, кроме самой природы, матери сыры-земли.
Давайте представим себе образ народного певца глубокой древности. В долгий осенний или зимний вечер, после тяжелого труда, под свист вьюги или однообразный шум дождя, на посиделках, а может быть, на пиру, на свадьбе люди собрались вокруг сказителя, которого они любят и ценят за то, что он много знает и хранит в своей памяти сокровища народного искусства. Затаив дыхание, приготовились люди слушать былину о родных героях, о подвигах их. Это не рассказ, а песня. В руках у сказителя гусли. Он задумчиво перебирает струны. В его памяти один за другим проходят образы богатырей… О ком же из них пропеть сегодня? Так проходит минута, другая, и вот, наконец, сказитель негромко начинает:
Кто бы нам сказал про старое,
Про старое, про бывалое,
Про того про Илью, про Муромца.
Рассказ о подвигах богатыря еще не начинался. Это только запев. Если бы сказитель выбрал другую былину, он, может быть, пропел бы так: «Про того про Добрыню Никитича…» Такими запевами иногда начинались былины. А чаще всего сказитель обходился без запева, начинал короткой фразой, зачином, который как бы вводит в действие, объясняет, где и в какое время происходит событие:
Во славном во Киеве-городе
Был сильный богатырь Илья Муромец…
Сказитель поет былину. Звенят струны гуслей, льется однообразный напев. Песня не любит торопливости, и сказитель не спешит скорее закончить былину. Он подробно рассказывает о герое-богатыре, о том, как богатырь собирается в поход, как седлает коня, какое у него вооружение. Иногда певец останавливается, припоминает подробности, вносит свои добавления. Ведь он не только исполнитель, а еще и творец. Он стремится сделать былину еще ярче и красочнее. Сказитель хочет, чтобы слушатели запомнили былину и чтобы в ней все было понятно. Поэтому он не нарушает порядка событий, а излагает их в строгой последовательности.
Читая былины, мы можем заметить немало повторений. Повторяются определенные слова, фразы и даже целые картины. Такие повторения встречаются не только в былинах, но и в сказках, народных песнях. Это общая особенность народного творчества. При устной передаче повторы помогают запомнить произведение. Но не только в этом их значение. Часто в былинах повторяются такие места, которые показывают мощь богатыря. Эти повторения усиливают впечатление.
Запевом или зачином начинал сказитель былину, а заканчивает ее концовкой: «Тут ему и славу поют, тем и кончилось». Такие концовки мы видим и в сказке: «Стали жить-поживать и добра наживать».
Теперь присмотримся к языку былин. Это живой, народный язык того времени, когда создавались былины. Этот язык разнообразен. Былины не только описывают богатыря и его подвиги, но они изображают живых людей в живой беседе между собой. Каждое действующее лицо говорит своим языком. Например, разговор Ильи Муромца с князем Владимиром. Князь говорит высокомерно и грубо, а Илья Муромец скромно и с достоинством. Богатырь Микула отвечает князю Вольге с сознанием своей силы и большого значения своего крестьянского труда.
Некоторые слова и даже отдельные фразы нам теперь непонятны. Это потому, что прошло много столетий и за это время язык во многом изменился. Иные слова сейчас не употребляются, потому что сами предметы, которые они обозначали, вышли из употребления. Например, палица, обжи, омешики и др. Но знать некоторые из них полезно. Они отражают жизнь далекого прошлого. Слова палица, лук, тетива, например, рисуют вооружение наших древних предков. Слова терем, палаты белокаменные рисуют княжеский быт. От корней многих устаревших слов произошли новые слова, которые мы употребляем в нашем современном языке. Например, раньше вместо знаю говорили ведаю. Теперь так не говорят, но от слова ведать произошли знакомые нам слова: сведения, уведомить. Киев в былинах называется стольным городом, а от корня слова произошло слово столица.
В былинах можно заметить много уменьшительных и ласкательных существительных и прилагательных. Эти формы слов народ использовал для выражения любви к богатырю. Недаром Илья Муромец – удаленький добрый молодец, а богатырь труда – Микулушка Селянинович. Любовь к родине, к родной природе выражена в ласковых словах: дороженька, пашенка, лесушки, травушка-муравушка.
В былинах немало красочных сравнений и эпитетов. Эпитеты здесь особенные. Они называются постоянными, потому что как бы прикреплены к какому-нибудь понятию. Земля всегда сырая, звезды частые, поле чистое. Если внимательно присмотреться к этим постоянным эпитетам, то и в них мы увидим отражение народных мыслей и чувств. Народ любит свою родину и своих героев. Поэтому Киев в былинах называется славным городом, а богатырь – добрым молодцем. Но зато врагов сказители былин называют погаными, злодеями, собаками.
Особенно ярко отразил народ свои высокие, благородные мысли и чувства в гиперболах, т.е. художественных преувеличениях. Например, вражья сила у стен Чернигова изображена так:
Пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает,
Птица черный ворон не пролетывает,
Серый зверь да не прорыскивает.
Эта гипербола показывает, как велика сила врага, но в то же время она подчеркивает мощь Ильи Муромца, который «побил эту силушку великую».
В некоторых былинах несокрушимая сила богатыря в битве с врагом изображается так: «Направо махнет (рукой) – лежит улица, налево – переулочек». Это тоже гипербола, и в ней показана непобедимая мощь всего русского народа, так же как в образе одного богатыря былины рисуют подвиги многих русских героев.
Если прочитать подряд хотя бы несколько былин, нельзя не заметить еще одну очень важную их особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов, из которых, как из кубиков, складывался как бы костяк, каркас былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно,
ничего не меняя в ней. Каждое исполнение былины было одновременно и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.
-
Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).
Художественные особенности
былин
|
Их роль в былине
|
1) Гипербола (преувеличение)
|
Таким образом народ подчеркивал могущество
своих героев
|
2) Прием троичности
|
Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени
|
3) Повторы
|
Таким образом акцентируется внимание на самом главном
|
4) Постоянные эпитеты
|
Помогают характеризовать героев былины
|
5) Использование речитативов
|
Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях
|
-
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Составление в тетради плана былины.
Домашнее задание.
-
Дочитать былину.
-
Закончить составление плана.
-
Пересказать былину по плану.
Урок 2
Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Цель: расширить представление об эпическом герое, развитие устных речевых способностей учащихся, отработка навыков работы с текстом.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания (план былины и пересказ).
План.
Зачин: Илья Муромец выезжает в Киев.
1. Первый подвиг Ильи Муромца.
-
Вражья сила у стен Чернигова.
-
Освобождение Чернигова.
-
Отказ Ильи Муромца стать черниговским воеводой.
-
Рассказ черниговских мужиков о прямоезжей дороге и Соловье Разбойнике.
11. Второй подвиг Ильи Муромца.
-
На прямоезжей дороге.
-
Встреча с Соловьем и пленение его.
111.Илья Муромец в Киеве.
-
В княжеских палатах.
-
Разговор с князем.
-
Соловьиный свист.
-
Справедливая расправа.
Концовка былины.
При пересказе обратить внимание на:
-
образец зачина былины;
-
сравнение с черным вороньем помогает понять, что сила, обступившая Чернигов, - вражья;
-
последующие картины рисуют вражьи полчища и показывают, как велик подвиг Ильи Муромца, в котором народ воспел героические черты многих русских людей, защищавших Родину;
-
рассказ о прямоезжей дороге. Отряды кочевников подстерегали людей на больших дорогах. Их набеги на города и села Древней Руси, постоянные раздоры и войны князей, непосильные княжеские налоги и поборы разоряли людей, лишили их крова. Нередко образовывались шайки разбойников. Ими кишели большие дороги. Люди предпочитали окольные дороги. Вот почему прямоезжая дорожка «заколодела» и «замуравела».
-
«ученость» и вежливость Ильи Муромца, когда он появляется в княжеском дворце;
-
скромность, с которой он рассказывает о своем пути в Киев;
-
достоинство, с каким держит себя Илья;
-
смешное положение, в котором оказывается князь;
-
заключительные слова богатыря, в которых выражена его любовь к людям родной земли.
2. Анализ былины.
- Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Города Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)
- Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи? (Сражение под Черниговом, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе)
- Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите примерами из текста. (1. Сцены: портрет, снаряжение, отношение спасенных черниговских мужиков, Соловья Разбойника; 2. Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины)
- Какие в былине есть еще признаки Ильи как эпического героя? (Действует во благо людей)
- Какие приемы «сказывания» используются в этой былине? (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, характеристик и т.д.)
3. Беседа и составление плана характеристики Ильи Муромца.
Мы в начале урока пересказали содержание былины по плану. Когда мы составляли план, то не нарушали того порядка, в каком былина рассказывает об Илье Муромце. Мы двигались по былине и к каждой части придумывали заголовки. Нам не приходилось самостоятельно думать о том, как построить план.
Теперь мы будем работать над той же былиной, но работа наша будет отличаться от пересказа. Раньше мы рассказывали о том, куда едет Илья Муромец, что он делает, с кем говорит. Теперь нам нужно рассказать, каков Илья Муромец, какие у него качества характера и как эти качества проявляются в его поступках. Нам придется рассказывать не былину, а о герое былины Илье Муромце. И план у нас теперь будет другой: не план пересказа, а план характеристики.
Приступаем к составлению этого плана. Начнем нашу характеристику с маленького вступления. Всегда лучше начинать рассказ о герое с коротенького вступления. Предположим, что нас захотят слушать люди, которые даже не знают, кто такой Илья Муромец. А мы вдруг сразу начнем: Илья такой-то и такой-то. Вот мы в нашем вступлении и познакомимся с героем. О чем же мы тут скажем? Мы можем сказать, что в Древней Руси, в Киевском государстве народ слагал много песен о героях, которые защищали родную землю от врагов. Эти песни называются былинами, а герои былин – богатырями. Много создано былин, и много в них богатырей, но самый любимый богатырь – Илья Муромец. О нем сложено больше всего былин.
Назовем наше вступление в плане характеристики так: Илья Муромец – любимый народный богатырь.
Теперь приступаем к самой характеристике. Мы говорили, что нужно рассказать, какие качества характера у Ильи Муромца. Вот в нашем плане мы их и назовем. Только надо начинать с самых важных.
Когда оценивают героя, то, прежде всего, думают о том, как он относится к своей родине, что он делает для своего народа. С этой стороны мы и посмотрим на Илью Муромца. Что мы видим у богатыря? 1. Любовь к родине, стремление служить родному народу. Это и будет первый пункт нашей характеристики. Запишем его. Но мало только назвать эту особенность Ильи Муромца, надо непременно рассказать, как она проявляется в его поступках. О чем же мы здесь расскажем? О том, как Илья, получив богатырскую силу, стремится в Киев послужить Отечеству, как он освобождает Чернигов, как побеждает Соловья Разбойника, как он казнит его, какие слова при этом произносит, как выражается в этих словах его любовь к родным людям.
Какие же дела совершает Илья Муромец? Ищет ли он легких побед? Нет, он смело бросается в бой с «силушкой великой», выбирает не окольную, а прямоезжую дорогу. Как назвать черту, которую он при этом проявляет? Это 2. Самоотверженная храбрость и мужество. Так мы и назовем второй пункт нашего плана.
Что же Илья Муромец совершает подвиги ради своей славы или ради обогащения? Нет, освободив Черниговцев, он не просит награды и не хочет остаться в Чернигове воеводой; он спешит к новым трудным подвигам для того, чтобы освободить путь в Киев от разбойников, дать возможность людям мирно трудиться. Эту черту мы назовем так: 3. Бескорыстие Ильи Муромца. Это третий пункт нашего плана.
Но у Ильи Муромца есть и другие благородные черты. Посмотрим, как он держит себя в разговоре с князем Владимиром. Спешит ли он рассказать о своих подвигах, похвастаться ими? Нет, Илья только сообщает князю, каким путем ехал в Киев. Нам легко назвать эту черту богатыря. Запишем четвертый пункт плана: 4. Скромность Ильи Муромца.
Однако, когда князь грубо обрывает богатыря и оскорбляет его, Илья Муромец умеет постоять за свою честь. Он ведет Владимира на княжеский двор и показывает ему скованного Соловья. Не князю подчиняется Соловей, а богатырю. Не очень высокое мнение у богатыря о храбрости князя. Он знает, что князь не выдержит полного свиста соловьиного, и приказывает Соловью свистеть только «в полсвиста». Но и от этого свиста «маковки на теремах покривились… а Владимир-князь… куньей шубонькой укрывается…» Таким образом, былина показывает скромность Ильи Муромца, но это – скромность героя, который никому не позволит унизить честь богатыря.
Назовем последний, пятый пункт нашего плана: 5. Достоинство Ильи Муромца.
Таковы главные качества богатыря, которые мы видим в прочитанной былине. Но можно ли считать наш план законченным? Нет, здесь не хватает еще одной части. По этому плану мы можем рассказать о том, каков Илья Муромец, но надо всегда стремиться закончить рассказ выводом, подвести итог. Мы начинали план вступлением, закончим его коротким Заключением. О чем же мы скажем в заключении?
В начале плана мы сказали, что об Илье Муромце сложено много былин, что он – любимый богатырь. Но разве Илья Муромец – это имя человека, который жил в действительности? Нет, мы знаем, что подвиги, описанные в былинах о нем, вероятно, совершали тысячи людей. В одном Илье Муромце былина показывает подвиги многих русских героев. Вот нам и надо сказать, что В былине об Илье Муромце народ славит своих героев, защищавших Русскую землю. Это и будет нашим заключением.
Теперь у нас составлен небольшой план характеристики Ильи Муромца. Сравним его с планом пересказа и посмотрим, чем оба плана отличаются друг от друга.
Мы, действительно, по той же былине сделали другую работу.
-
Домашнее задание.
1.Написать характеристику Ильи Муромца (по плану).
2.Выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».
Урок 3
Тема: «Вольга и Микула Селянинович»
Цель: раскрыть художественные особенности былины «Вольга и Микула Селянинович».
Ход урока.
1. Собрать сочинения.
2. Выразительное чтение былины.
3. Беседа по былине.
В Древней Руси создавались былины, которые изображали не только воинские подвиги, но и мирный труд русских людей. Такова былина о Вольге и Микуле.
Первые 2 строки былины представляют собой краткий зачин, вслед за которым рассказывается история молодого князя Вольги Святославича. Сравнивая князя со щукою, соколом и волком, былина показывает этим ловкость и опытность князя, его предприимчивость. Князь едет в подвластные ему города собирать дань («за получкою»). Это нелегкая задача. Поэтому-то с князем едет «дружинушка хоробрая». Недаром далее князь зовет с собой Микулу. Его богатырская сила пригодилась бы князю при собирании денег.
Обратим внимание на то, как былина рисует встречу князя с оратаем. Издалека слышит князь голос пахаря, но полтора дня понадобилось князю, чтобы настигнуть оратая. Так уже в самом начале показывает былина богатырскую мощь Микулы.
В описании труда крестьянина перед нами возникает картина, которая показывает, как тяжела была земледельческая работа в древности. Прежде чем распахать поле, надо было сначала выжечь лес, выкорчевать пни, убрать камни. Нужен был действительно богатырский труд. Деревянной сохой пашет Микула Селянинович поле и очищает его от «кореньев и каменьев».
С уважением относится князь к труду Микулы и приветствует его. Микула также отвечает князю с сознанием важности и необходимости своего труда: «Мне-ка надобна Божья помочь крестьянствовати».
Согласившись быть спутником князя, Микула прежде всего заботится о своей сохе. Нужно очистить ее от земли и убрать «за ракитов куст», чтобы соха еще послужила пахарю. Три раза повторяется сцена с сохой Микулы, в которой показано его превосходство над дружиной князя и его богатырская сила: сначала «пять молодцев могучих», затем «десяточек», а потом и вся дружина не могут поднять соху от земли. А Микула легко справился с сошкой «одной рукой».
Следующая сцена еще ярче показывает превосходство пахаря над князем. «Кобылка» Микулы далеко оставляет позади коня князя. Вольга назначает высокую цену лошади Микулы: «Этая кобылка конем бы была, За эту кобылку пятьсот бы дали». Но Микула лучше князя знает цену своей лошади: «За эту кобылу цены не было бы».
Особенно важны заключительные слова Микулы. В ответ на просьбу назвать свое имя пахарь начинает рассказывать о своем труде. Он гордится своим трудом.
Вы заметили, что былина о Вольге и Микуле по характеру своему отличается от былины об Илье Муромце. В ней преобладают не столько сюжетные эпизоды, сколько описания и разговоры.
- Найдите в тексте былины приметы реальной русской старины. (Князь, история княженья, описание труда земледельца и т.д.)
- Каким авторским отношением проникнуто описание внешнего вида Микулы? Найдите в тексте.
- Как передается уважительное отношение автора к труду землепашца? (Описание сошки, труд оратая – богатырство)
- Опишите внешность Микулы.
- Перечислите художественные особенности данной былины. Подтвердите свою точку зрения примерами из текста. (В тексте былины используется множество повторов, гипербол, постоянных эпитетов; учащиеся находят их и определяют роль данных художественных средств)
- В чем основной смысл былины о Вольге и Микуле?
Вывод: Былина рисует русского богатыря в мирном труде. Горек и тяжек труд Микулы, но сила князя не может сравниться с величием и мощью крестьянского богатыря. Последние слова Микулы показывают, что только труд может принести довольство, и радость, и заслуженный отдых. Народ любит труд и уважает богатырский труд.
Домашнее задание.
Прочитать былину «Садко».
Урок 4
Тема: Анализ былины «Садко»
Цель: раскрыть художественные особенности былины «Садко».
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания. Вопросы на повторение:
1) Вспомните, какие циклы былин существуют. (Киевский и новгородский.) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (К киевскому.) Поясните свою точку зрения. (Князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир.)
2) Назовите героев народной былины. (Богатыри, князь Вольга, Оратай Микула Селянинович и т.д.)
2. Анализ былины «Садко».
1) Кратко перескажите сюжет былины.
2) Определите основную тему былины «Садко». (О жизни купца.)
3) К какому циклу относится былина «Садко»? Почему? (К новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода.)
4) Опишите главного героя былины. (Выяснение собственного восприятия учениками былинного текста.)
5) Почему во время одного из путешествий морской царь чуть не погубил купца? (Садко возгордился и не заплатил дань морскому царю.) Что спасло Садко в той ситуации? (Обращение народа к Миколе Можайскому.)
6) О чем повествуется в концовке былины? (Не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нове-граде.)
7) Перечислите гиперболы, постоянные эпитеты, повторы, которые вы встретили в былине.
8) Знакомство учащихся с произведениями живописи на былинную тематику. (Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин: В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», Б. Васильева «Вольга и Микула» и др. и пояснить, как великие художники изображают былинных героев.)
3. Работа по новой теме (Малые жанры фольклора).
Достарыңызбен бөлісу: |