Бытовые преступления – это реальность, отраженная в статистической отчетности органов внутренних дел. Однако статистическая отчетность органов внутренних дел руководствуется своими критериями при выделении групп бытовых преступлений. Поэтому к бытовым нередко относят насильственные преступления против личности, совершенные в подъездах жилых домов, квартирах, общежитиях в отношении незнакомых людей. Отсутствие же научно разработанной концепции бытового преступления в материальном праве свидетельствует, по мнению автора, об отставании уголовно-правовых разработок от потребностей криминологической науки. Ведь если в качестве правового основания для понятия «умышленная преступность» служит ст. 20, а для понятия «неосторожная преступность» – ст. 21 УК Республики Казахстан, то для понятия «бытовая преступность» таких норм не существует.
Современные бытовые преступления – это разновидность насильственных преступлений на почве бытовых конфликтов против жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности. Совершаемые, как правило, в физическом пространстве сферы быта, т.е. на непроизводственной территории в нерабочее время индивидов, при наличии родственных, свойственных, соседских и т.п. бытовых связей между преступником и потерпевшим и опирающиеся на мотивацию, характерную для бытовых отношений, а также базирующиеся на детерминантах, характерных для казахстанского общества 1999-2009 гг.
Представляется важным сделать определенный вывод о том, что среди различных видов конфликтов в быту, представляющих исследовательский интерес для криминологии, бесспорно, самым распространенным является семейный. Противоречия между личностью и семьей неизбежны, как и необходимость постоянного разрешения возникающих разногласий. Неумение справиться с этой задачей является одним из важнейших источников преступности в быту. Основой семейных конфликтов, прежде всего, является рассогласование между представлениями супругов относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому. Все семьи можно разделить на три основные группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т.е. справляющиеся с семейными конфликтами; проблемные – частично справляющиеся; нестабильные – не преодолевающие конфликт и имеющие негативную семейную ориентацию [162, c. 16].
Результаты нашего исследования подтверждает гипотезу о значительной доле бытового насилия, совершенные при способствующем поведении потерпевшего. В зависимости от вида такого поведения, и от других обстоя тельств предпреступной и преступной ситуации виктимное поведение жертвы играет определенную роль в механизме виктимизации.
Есть мнение вообще исключить официальное предупреждение о недопустимости бытового насилия. Необходимо подчеркнуть, что официальное предупреждение выносится тогда, когда в действиях агрессора нет признаков ни административного правонарушения, ни уголовного деяния. Сам агрессор не представляет большой общественной опасности и его действия не содержат угрозы физическому здоровью жертвы. Его действия создают лишь неудобства в жизни жертвы (бесконечные звонки, визиты на работу и по месту жительства вопреки воле жертвы и т.д.).
Все эти меры в совокупности будут создавать реальные условия для профилактики бытового насилия, что является значительным резервом для ускорения темпов дальнейшего сокращения преступности в целом.
В целом предупреждение бытового насилия представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализи рованными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности. При таком понимании сути предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций в сфере быта.
Социальная эффективность (ценность) предупреждения бытового насилия определяется тем, что оно обеспечивает упреждение самой возможности совершения уголовно наказуемых деяний либо прерывание криминальной деятельности на ее ранних стадиях, до достижения преступного результата. Оно позволяет вести борьбу с бытовым насилием с использованием не только правовых, но и экономических, культурно-воспитательных, социально-психологических, медицинских, технических, других средств и методов с наименьшими социальными, материальными и иными издержками.