БОГОДУХОВСКИЙ УЕЗД
I ОКРУГ.
Первый Богодуховский округ заключает в себе поселения двоякого рода —черкасские и русские. Черкасские поселения: гор. Богодухов, Большая Писаревка, Ямная, Козеевка, Матвеевка, Старая и Новая Рабины, Яблочное, Лесковка, Иваны. Русские или московские поселения: гор. Вольный, Солдатское, Станичное, Тарасовка, Гниловка, Поповка.
ГОРОД БОГОДУХОВ.
На р. Мерло в 58 верстах от Харькова.
В описании пограничных сторожевых постов 1571 г. читаем: «1-я сторожа на верх Олешанки Удские, а переезжати сторожем на право (по направению к юго-востоку). Мурафский шлях до Мерла до Диакова острога верст 20. А на лево им переезжати вниз по Удам, до Оленья броду, верст 20» В 20 верстах от вершины речки Ольшанки, на которой ныне расположена слоб. Ольшаная, на р. Мерло ныне расположен гор. Богодухов. И так на этом самом месте в 1571 г. оказывается Дьяков острог; было ли это место в 1571 г. жилым местом пограничной военной стражи, или оно оставалось только воспоминанием о бывшей здесь крепости, из росписи 1571 г. не видно.
Основание черкасского города на этом месте, или как прежде говорили, на Богодуховской гати, относят к 1667 г., но по Чугуевской переписке увидим, что черкасы поселились здесь гораздо прежде 1667 г.
Поныне видны остатки вала, составлявшего вместе со рвом и деревянным полисадом крепость Богодухова. В 1785 г. так описывали эту крепость: «в том городе земляной вал в окружности на 481 сажень, вышиною от горизонта в одну сажень, шириною в заложении в три сажени; вокруг его сухой ров глубиною в три сажени, шириною на пять саж. сделанный в давних годах, стоит на ровном месте; в нем церковь деревянная соборная во имя Успения Пресв. Богородицы».
В 1716 г. богодуховцы в своей просьбе к преосвященному писали: «служили в нашей соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы лет 30 и больше, а в прошлом 713 г. изволением Божим она сгорела. На то место взяли церковь из села, но та мала; лет 7 тому назад построена на посаде церковь большая во имя Св. Троицы». Богодуховцы просили дозволения перенести большую Троицкую на место малой Успенской, а малую на место Троицкой, с освящением той и другой. И разрешение было дано. Таким образом первый соборный храм Богородичный в Богодухове построен около 1670 г. По актам Ахтырского полка известны Богодуховские протоиереи: Сергий по акту 1679 г., Косьма Иванов 1698-17121 и Герасим Степанов 1715-17292, а после того были Антоний Волкевич 1733-1736; Автоном Захаржевский 1750-1760 гг. и Димитрий Захаржевский 1770 г. В построении соборного храма 1716 г. принимала особенное участие жена обозного Павла Гавриловича Павлова, спасшаяся от татарского плена помощью Богоматери. Портрет Павлова долго стоял в соборном храме с замечательною надписью, которую увидим ниже. Ныне существующий каменный храм построен в 1793 г. Ззмечательны в нем: а.) Икона Успения Пресвятой Богородицы, пожертвованная в 1759 г. иеромонахом Киевской лавры Иезекилем Шенным, урожденцем Богодуховским. В сей иконе хранятся частицы мощей пр. Марка Гробокопателя, пр. Игнатия арх. Печерского, пр. Григория чудотворца, пр. Моисея Угрина, пр. Агапита врача, пр. Зинона Постника. б.) Икона св. Николая под серебрянною вызлащенною шатою — дар иеросхимонаха Тихона Андреенкова, бывшего пономаря Богодуховской Николаевской церкви. Пред сею иконою с 1848 г. по желанию прихожан собора отправляется в каждый четверток акафистное пение в память избавления от холеры. в.) Книги: требник м. Петра Могилы, за утратою первого листа издания неизвестного, но кажется Киевской 1646 г., на нем надпись: «сия книга глоголемая — вел. требник, куплена до храму Успения Пресв. Богородицы соборныя в гор. Богодухов, за 10 р., а купил сотник Богодух. Иван Павлов, —1744 г.» Евангелие М. п. 1722 г. с надписью: «отменили (дали по обету) жит. Богод. Иоаким Мартыненко и подружие его Ирина Ивановна Квашина, ко храму Успения». Другое евангелие М. п. 1735 г., служебник Черниговской п. 1747 г. постная триодь Л. п. 1652 г. с предисловием Мих. Слозки.
В колокольне соборного храма в 1802 г. устроен храм во имя свят. Николая сотником Иваном Нахимовым. Этим храмом заменен деревянный Николаевский храм Богодѵхова, которого протоиерей Сергий известен еще по акту 1679 г.3 и при котором в 1710 г. видим двух священников4.
По местному преданию первый храм во имя Св. Троицы в Богодухове построен был прежде первого Успенского храма. Полагают, что самое имя Богодухова город получил от начального храма своего во имя Бога Духа Св. По актам 1705 г. известен Богодуховский Троицкий священник Максим Леонтьевич5. Каменный храм во имя Св. Троицы освящен в 1810 г.; в нем имеются два евангелия Московской печати 1677 г.; одно по надписи куплено «в гор. Богодухов ко храму Архистр. Михаила», Другое с надписью: «гор. Богод. храма Св. Живонач. Троицы». Служебник К. п. 1746 г. с надписью: «в гор. Богодухов ко храму Арх. Михаила 1748 г. от Димитрия Сухины». Триодь постная К. п. 1747 г. с надписью: «гор. Богодух. храма Св. Тройцы». Благодарственное моление по возведении на престол Государыни Анны Иоанновны, М. п. 1730 г., с надписью: «в гор. Богодухов Архангельской церкви попу Артемону, февр. 1735 г. деньги получены, — Мураховский Покровский поп Данило».
По акту 1683 г. известен Богодуховский Архангельский поп Марк Андреев6. Храм Архангела существовал еще в 1785 г., когда священники его Иван и Федор Кременецкие по ведомости генерального межевания показывались владельцам двух участков земли в 76 дес., но потом он закрыт. Ныне заменяет его кладбищный храм Лазарева воскресения, освященный в 1773 г.
Первый Покровский храм построен в Богодухове не позже 1685 г., в котором видим священника его Герасима Стефанова, бывшего потом соборным протоиереем7.
По числу храмов древнего Богодухова нельзя сомневаться, что в старые времена в Богодухове было очень значительное число жителей. Даже нынешние старожилы помнят довольно цветущее состояние Богодухова, изменявшееся на худшее после 1820г.
По церковным актам видидим след. число прихожан:
|
1730
|
1750
|
1770
|
1790
|
1810
|
1830
|
1850
|
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
Соборной Успенской
|
—
|
—
|
1580
|
1560
|
1719
|
1689
|
1259
|
1328
|
1341
|
1459
|
1386
|
1687
|
1495
|
1605
|
Троицкой
|
472
|
460
|
500
|
504
|
—
|
—
|
1389
|
1395
|
1505
|
1520
|
1645
|
1756
|
1628
|
1607
|
Покровской
|
812
|
783
|
—
|
—
|
932
|
953
|
700
|
671
|
1355
|
1294
|
1538
|
1641
|
1530
|
1716
|
Архангельской
|
260
|
245
|
300
|
393
|
402
|
395
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Итого
|
1544
|
1488
|
2380
|
2457
|
3053
|
3037
|
3348
|
3394
|
4201
|
4273
|
4569
|
5084
|
4653
|
4928
|
О временах татарских Богодухова известно не многое.
а.) По Чугуевской переписке видим, что во время смут, возбужденных Брюховецким, богодуховцы, оставаясь верными царю, терпели разорение: князь Ромодановский в 1668 г. писал в Чугуев: «писал ко мне из Богодуховской гати приказный: сент. 2 пришел в Красный Кут выходец Богодуховский черкашенин Павлик Семенов из полону от Татар из под Голтвы и сказывал он, Павлик: пришел хан крымский с ордою на Орел авг. 30 и присылал в Полтаву Мурз для стад авг. 31 и он, Павлик тех Мурз видел».
б.) В посольском журнале 1681 г. сказано: «Мурафским шляхом крымский хан шел на войну и с войны из Украинных городов, из под Богодухова и иных (городов) в прошлом 7188 (1680) г.» Орновский пишет, что крымский хан зимою 1680 г. стоял под Богодуховым и отсюда рассылал партии.
в.) В феврале и марте 1709 г., когда шведы опустошали Красный Кут и другие места, в Богодухове стоял Меньшиков и здесь же был царевич Алексей Петрович. Это спасло Богодухов от шведов8.
г.) Под портретом есаула Павлова, стоявшем некогда в соборном храме, читаются стихи:
«Тысяча семьсот первого надесять года,
Егда Слово плоть бысть человеча для рода,
Июня в день двадесять пятый
Ударил под слободы Исмаил проклятый
Волкохищно на христиан нападаше,
Села их огнем пожигаше.
Павел ахтырский полковый обозный
Трафил в той час ужасно грозный
Близ могил Харъковских от Татар плененный
С женою своею в Крым отведенный.
В миле за Карасев живет Мурза главный,
Кара-Картечи Ширишский, всему Крыму славный.
В оного Мурзы в неволе был храненный;
Там и живот имел доконченный,
Октября в девятый день с светом прощался,
Телом земли, душею Богу предался.
Там и тело его погребенно,
Лица же зрак зде изображенный,
Да всяк зряй его сердцем умилися,
По Бозе ко Пресвятей Деве о нем помолися!
По злоключениях, скорбех Бог его успокоит,
Со святыми жити вечно удостоит.
Такъ и Ияков Апостол нам повествует,
Да всяк друг за друга Бога молитствует.»
В 1711 г.. татары по желаниям Орлика (товарища Мазепы), оставили себе память на многих слободах. Харьковские могилы, близ которых наблюдал за татарами Ахтырский обозный и где схвачен он был в плен, находятся в 45 верстах от Харькова и в 4 от Богодухова, и следовательно получили название свое не по гор. Харькову, а разве по печальной судьбе харьковцев, совершившейся прежде 1710 г. В Бакчи-Сарае поныне один фонтан называется Павловским: близь него стоит памятник, под которым погребен обозный Павел Гаврилович Павлов. Супруга его, попавшаяся вместе с ним в плен, получила свободу за дорогой выкуп.
В пяти верстах от Богодухова есть село Павловка, на р. Мерло, — наследственное небольшое имение г. Павловых, где видим священника с 1694 г.9 и где Павел Гаврилович в 1683 и в 1685 г. приобрел себе имения10. В 1838 г. в Павловке найден был скарб в черепках горшка, это 1083 серебрянные польские монеты, все 1551 г. короля Сигизмунда. Не зарыты ли они были от татар несчастным владельцем Павловки — обозным Павловым пред его пленом? Но от чего жена его, которая возвратилась из плена, не могла найти их, тогда как могла получить сведения о них от мужа? Остается положить, что этот скарб скрыт был в земле гораздо прежде обозного Павлова каким-либо Котелевским торговцем, который, был застигнут татарами, поспешил вверить сокровище свое земле, и уже не видался с ним более.
БОЛЬШАЯ ПИСАРЕВКА
При р. Ворскле и заливах её, в 88 верстах от гор. Харькова и в 37 от Богодухова.
Часть земель нынешней Писаревки, находящейся в 5 верстах от гор. Вольного, отдавалась начальством гор. Вольного воеводским писарям, и они имели здесь свои хозяйственные заведения. После Полтавской битвы Петр I подарил земли нынешней Писаревки знаменитому фельдмаршалу Голицыну. Вскоре после того по призыву доброго и сильного пана явилось в Писаровку множество жителей — подданных черкасов.
Ныне в Писаревке три храма: Успенский, Покровский и Николаевский.
Каменный храм Успения Богоматери в 1819 г. заменил собою два деревянные храма Писаревки, из которых один был во имя Архистратига Михаила, а другой во имя св. Царевича Димитрия — памятники молитв о знаменитом владельце Писаревки фельдмаршале князе Михаиле Михайловиче Голицыне и его брате Дмитрии. По ведомости 1764 г. храм во имя св. Царевича построен был в 1715 г., а храм Архангела в 1726 г.
Основание каменному храму положено было в 1805 г., когда слобода принадлежала князю Николаю Алексеевичу Голицыну. Храм доведен был до купола, когда слобода перешла к князю Николаю Борисовичу Юсупову. Переходом слободы от одного владельца к другому замедлился ход постройки храма. Наконец храм вместе с колокольнею окончен был в 1819 г.
В сем храме прежде всего обращает на себя внимание икона Божией Матери, именуемая Михайловскою. Она служит предметом благочестивого уважения не только для жителей Писаревки, но и для целой окрестности. О первом её прославлении известно следующее: «при Михайловской церкви, замененной Успенскою, была богадельня — пристанище странников и людей безприютных. В этой избе случилось заболеть одному страннику и он пролежал больным около года. Те, которые бывали в богадельне, привыкли считать этого больного недвижимым и безнадежным. Но раз они видят, — неизлечимый больной идет сам собою и несет в храм икону. На вопросы изумленного любопытства он говорил: в одну ночь, когда лежал я на одре, слышал я голос, который приказывал вынесть из хижины в церковь икону Богоматери — и обещал здоровье за труд послушания. Я приподнялся, но после опять лег. Утром снова слышал я тот же голос и снова ощущал особенное благотворвое действие его на больное тело; я вскочил с постели, дошел кое-как до стола и пришел в раздумье, что со мною делается? Взор мой остановился на иконе Богоматери; подумав, я взял ее, обтер пыль, поставил на столе и положил несколько земных поклонов, потом отнес ее в церковь и стал совсем здоров».
Книги храма: евангелие К. п. 1697 г. с предисловием, где молятся и за гетмана Мазепу и с надписью: «сия книга раба Божия Лукьяна Васильевича Дашевского»; другое евангелие М. п. 1711 г. с надписью: «сие евангелие отчины г. сенатора тайного советника, сият. князя Димитрия Михайловича Голицына Вольновского уезду слободы Писаровки соборной церкви св. м. Димитрия Царевича; купил сие евангелие писаровский житель Иван Лаврентьев Лаврик за спасение души своей по обещанию и жены его Екатернны, — а подписал помянутой церкви поп Андрей 1726 г. февр. 12 д.» Пентикостарион М. п. 1670 г., триодь постная М. п. 1687 г., триодь цветная. М. п. 1742 г., требник М. п. 1732 г.
В Покровском храме есть древняя икона св. Николая, перешедшая сюда из упраздненной в Александровке Николаевской церкви, существовавшей в 1714 г. Там она поставлена была помещиками Орловыми, которые получили ее от Вольнянского игумена Варлаама. Многие и ныне не без плода обращаются к сей иконе с молитвою о помощи небесной. По ведомости 1764 г. храм Покрова Богородицы построен в Писаревке в 1735 г.
Книги: евангелие М. п. 1712 г., другое 1735 г., третье 1744 г., апостол К. п. 1685 г., ирмолог М. п. 1635 г., анфолог М. п. 1715 г., общ. минея М. п. 1747 г.
По той же ведомости «в слоб. Писаровке церковь во имя Николая Чудотворца построена в 1709 г.» Нынешний каменный храм снабжен хорошею утварью. В нем евангелие М. п. 1711 г.
При Успенском храме ныне 66 десятин земли.
По ведомости генерального межевания в Большой Писаревке показано 2156 душ муж. 2188 жен. пола, при 9246 дес. земли; торги по понедельникам и субботам; ярмарки в, день преполовения, июля 29, сентября 8, ноября 23, декабря 9 и на масленнице; кроме того в Братенице, иначе Александровке, 261 муж. 245 жен. пола, при 862 дес. земли. По исповедной росписи 1751 г. при Николаевском храме Александровки 162 муж. 161 жен. пола. По ведомости 1764 г. при четырех церквях Писаревки показывалось прихожан 432 двора, следовательно до 7000 душ муж. пола; в Братенице 32 двора.
По исповедным росписям число прихожан:
|
1730
|
1750
|
1770
|
1780
|
1790
|
1800
|
1810
|
1830
|
1850
|
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
Михай-ловск.
|
285
|
250
|
328
|
299
|
410
|
420
|
430
|
427
|
441
|
425
|
489
|
463
|
535
|
567
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Дмит-риевск.
|
440
|
430
|
485
|
473
|
573
|
567
|
585
|
594
|
592
|
615
|
700
|
668
|
738
|
762
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Успен-ской.
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
1798
|
1873
|
1635
|
1705
|
Нико-лаевск.
|
—
|
—
|
298
|
258
|
353
|
317
|
416
|
365
|
524
|
505
|
538
|
579
|
551
|
771
|
841
|
847
|
766
|
792
|
Покро-вской.
|
—
|
—
|
425
|
439
|
509
|
512
|
593
|
587
|
697
|
688
|
804
|
823
|
801
|
815
|
794
|
898
|
999
|
1109
|
Достарыңызбен бөлісу: |