ЧАТЫРТАУ – ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ
Главная достопримечательность района всегда приковывала к себе внимание всех тех, кто стремился к вершинам: будь то творческие, будь то государственные, будь то духовные. Кто-то находил творческое вдохновение, кто-то демонстрировал величие района, а кто-то отдыхал здесь душой, получая заряд положительной энергии, очищаясь от сует повседневности. И это не случайно. Здесь витает дух наших предков, коренных жителей нашего края.
Автор-составитель сборника «Чатыртау» С. Мирсаитов в конце своего труда вопрошает, почему гора названа именно так, и не находит ответа. Дело в том, что население края с Х1У века было «далеко не однородным. Оно было не только булгарским, но и частью многоплеменного кипчакского мира, который кочевал по нижнему течению реки Ик, а также по рекам Степной Зай, Сюнь, Мензеля». Народ оставлял и географические названия – своеобразные памятники устного творчества. Участвуя в народном поэтическом оформлении страны, они говорят о характере, истории и склонностях народа и особенностях его быта.
Наша гора Чатыртау – это аналог крымской горы Чатырдаг, что научно доказано. И сейчас часть населения Крыма - татары, возвратившиеся на свою историческую родину со всех концов бывшего Советского Союза, но большей частью из Узбекистана. Своим старательным трудом они на заброшенных участках строят дома, разводят сады. Представители татарского населения Крыма подразделяются на два клана: степняков – ногаев, горцев – татов. С современными ногаями мы можем легко изъясняться, хорошо понимаем друг друга, а в то же время крымско-татарский нам во многом недоступен. А более всего нас объединяет с крымскими ногаями кладбищенская культура, в частности, старинные мусульманские надгробия. Хотя внешний вид из-за наличия хороших поделочных камней в Крыму у них богаче, а содержание надписей выделяется обилием высокого восточного слога. Поэтому можно утверждать, что как раз современные ногаи и есть потомки татар Ногайской орды, пределы которой некогда простирались и до наших краев. Вплоть до ХУП века наша земля была пристанищем ногаев. Это научно обоснованный факт, впервые подтвержденный еще 30 лет назад большим татарским ученым-практиком, академиком, доктором филологических наук, руководителем хранилища древних рукописей Института языка, литературы и искусства АН РТ Марселем Ибрагимовичем Ахметзяновым на основе изучения эпиграфических памятников и родословных, сохранившихся в нашем районе. Происхождение надгробий, опираясь на тексты шеджере, он связывает с переселившимися сюда из Крыма, с Черноморского побережья кочевыми татарскими племенами. Это подтверждается и достопримечательностью края – горой Чатыртау. Выделявшаяся своей высотой гора (сейчас она составляет 334,5 метра над уровнем моря), которая издали схожа с «голубой пирамидой» египетских фараонов, по образному выражению поэта Марселя Галиева, уроженца края, выходца из села Балтач (старое название Кипчак), напомнила переселенцам, очевидно, Крымскую Чатырдаг, и потому они дали ей такое название.
Как символ своего обитания в наших краях степное племя ногайцев оставило нам в наследие название горы в Крыму. В то же время саму деревню Уразай (название, как и Азнакай, Асей, Сапей, Урсай, Урманай, означает чисто древнетюркское, еще не мусульманизированное имя человека), а по легендам и саму гору некогда называли Аю. Это тоже намек на крымское происхождение названия (для сравнения: Аюдаг в Крыму). А в Бавлинском районе до сих пор есть село Крым Сарай.
Сегодня Чатырдаг – это Шатер-гора, горный массив в Крыму высотой более 1500 метров. На его склонах около ста пещер, среди которых выделяются Мраморные, Тысячеголовая, Холодная, а также около тысячи карстовых воронок.
«Чатыр» - название, данное по внешнему виду, признакам рельефа Действительно, гора напоминает шатер, но только усеченный в вершине. Учеными она называется еще и столовой. Возможно, ключ к раскрытию смысла географического названия лежит в нарицательном слове, географическом термине. Чатыртау – пример топонима, образованного словосложением слов татарского языка «чатыр» и «тау», что в переводе на русский язык и означает Шатер-гора. Второе слово крымского топонима «даг» с кипчакского наречия древнетюркского языка переводится как гора (и могила в то же время).
Следовательно, рассматривать нашу достопримечательность мы можем и как памятник культуры и истории края. Ведь недаром Конвенция ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия, принятая в 1972 году, продекларировала взаимосвязь и единство природного и культурного наследия. Внедрение термина «наследие» наряду с привычным словом «памятник» предполагает иной подход к использованию того, что досталось современному поколению от прошлого. Ведь «наследие – это то, что дано предками современному поколению не только для бережного сохранения, но и для использования и приумножения». Это значит, что охрана наследия может способствовать социально-экономическому развитию района. А для этого надо придать природному и историко-культурному наследию определенные функции в общественной жизни и включить его охрану в программу планирования.
Достарыңызбен бөлісу: |