Что такое миф, легенда, предание, сказка?
ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть) - в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом (Легенда – чудесный рассказ о прошлом).
ПРЕДАНИЕ - устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации (Предание – устный рассказ, передающийся из поколения в поколение).
МИФ (от греч. mythos — предание, сказание) - повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства (Мифы – рассказы о богах и героях).
СКАЗКА - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (Сказка – выдумка, вымысел).
Следует различать миф и мифологию.
МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, учение), совокупность мифов какого-либо народа, а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).
Какие же бывают мифы?
Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и о происхождении человека (антропогонические мифы); о солнце (солярные мифы), луны (селенарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Часть мифов, преданий с течением времени была изложена в стихотворной форме и исполнялась под музыку. Эти историко-героические песни называются эпос. На Руси их еще называли былины.
БЫЛИНЫ (старины) - русские народные эпические песни-сказания. Возникли в 9-13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях — защитниках родины; отразили нравственные и социальные идеалы народа. Северные былины (Новгородские) исполняются одноголосно, южные былины (Киевские) хоровые.
Легенды, предания, былины народов Поволжья.
Устное народное творчество – одно из составных частей фольклора народов марийского края. Ещё в глубокой древности возникли чудесные легенды, предания и былины о богатырях. Память народа накапливала бесценные творения и бережно передавала их из уст в уста. Предания и легеды – это многовековое хранилище памяти народа (мар.- «тоштымарий шомак» «тоштымары шая» - «слово предков», тат.- «дастан» - «рассказ», удм.- «выжыкыл» - «сказания предков рода»). Предания освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке-богатыре, родоначальнике, с которым связано название племени или народа. Богатыри. Слово «богатырь» впервые встречается в рассказе о татарских воеводах. Богатырь – татат. - «батыр», удмурт. - «батыр», марий. - «патыр», чуваш. - «паттар». В древнерусском языке понятию богатырь соответствовали слова - «хоробр», «храбр», «резвец», «удалец».
Алпамша
Великаны. Для обозначения великана в языке всех народов издавна имелись специальные слова. У русского народа это «полоник», близкое к сегодняшнему «исполин». Могучих и справедливых великанов татары называли «алыпами». Могучие и справедливые великаны у чувашского народа – «улып». Удмуртские великаны назывались «алангасары». В марийских преданиях воины-исполины, великаны называются «онар».
Алып - сказочный великан, герой татарского фольклора. Образы алыпов в татарских дастанах – Алпамша (Алпамыш), Ак Кубек. По преданиям Алпамша рос крепким и могучим. По всей округе снискал он себе славу истинного батыра: ступит на землю – вода пробьется, на камень присядет– камень под ним крошится, а в гору упрется – гора рушится под его рукой. А то, что он был еще и удачливым охотником, метким стрелком, еще больше укрепило его славу. В образе Алпамша воплотились самые лучшие человеческие качества: беззаветная храбрость, рыцарство, самоотверженность, сила.
Улып
Улып - могучий и справедливый великан чувашского народа. Из рода в род, из поколения в поколение передавались среди чувашей сказания о добром великане Улыпе. Земля Улыпа — так называли чуваши свой древний край. Улып — это сказочный богатырь, обладавший недюжинной силой, добрый и трудолюбивый. Предания о богатыре Улыпе воспитывали любовь к родной земле. Удмуртские великаны назывались «алангасары». Были они очень высокого роста, силы непомерной и характера независимого. Свои подвиги алангасары совершали в борьбе между собой. Герои преданий - могучие люди, обладающие сверхъестественной силой: шаг их – в несколько саженей, из лука они стреляли на много вёрст, могли превращаться в животных. Они вели воинственный образ жизни и жили в укреплённых поселениях (удм. «кар»- «гнездо», «город»). Если не находилось подходящего места для возведения крепости, герои преданий брались рукой за землю и вытягивали её вверх, создавая холм. В мирное время они судили народ, а на войне возглавляли войско. Обычные люди подчинялись богатырям, платили им дань, преклонялись перед их силой и мудростью, а после смерти устанавливали обычай приносить им систематические жертвы.
Онар. Согласно народным преданиям, Онар был вождём марийцев, обладал большой силой и огромным нечеловеческим ростом. Был он так огромен, что чуть-чуть не доставал головой радугу. Радугу в старинных легендах называют воротами Онара. У богатыря Онара и шаг был богатырский — в семь верст. Ходил он без всяких дорог, прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа. Там, где Онар садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами. Там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день. Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Про многие холмы и озера в марийском крае народ говорит, что это следы древнего великана. Марийцы называют свой край землей богатыря Онара. Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями - Чоткаром, Чумбылатом.
Последний Онар. С.Чавайн
Нам повествуют старые былины,
Что в каждом уголке родной земли
Отважные Онары -исполины
Повыше вековых дубов росли.
А ведь тогда, густой листвой играя,
Деревья подпирали небосвод.
Теперь таких в марийском нашем крае
Никто и при желании не найдет.
С годами люди ниже ростом стали,
Да и леса постиг судьбы удар...
Лишь не познал тогда беды-печали,
Не изменился лишь один Онар.
Он как-то поутру шагал полями,
Алея, солнца круг над ними рос.
Онар дубы повыдергал руками
И к матери охапкою принес:
— Смотри-ка, мама, коноплю какую
Я в поле для тебя натеребил,
Как роща частую, как тень густую,
Вот только посконь отделить забыл.
— Ой, сын мой! Ты вправду невезучий,
Не коноплю ты вырвал, а леса! —
И затуманились слезой горючей
Ее большие ясные глаза.
Онар ответу очень удивился.
Он постоял и дальше пошагал.
И вдруг заметил пахаря-марийца,
Что землю для посева поднимал.
— Какой жучок ползет передо мною! —
Подумал вслух идущий великан.
Он пахаря с лошадкой и сохою
В свой необъятный положил карман.
Потом Онар увидел на поляне,
Как топором работал человек,
И в этом Онаровом кармане
Стал пахарю соседом дровосек.
Онар весь день бродил в раздольях здешних,
А к вечеру сказал, увидев мать:
— Вот, мама, я жучков тебе потешных
Принес нарочно, чтобы показать!
Один копался, землю ворошил,
Другой, наверно, дерево пилил.
— Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди.
Или уже о них ты позабыл...
Они теперь всегда такими будут,
Онарам только рост не изменил!
Сынок, имея силу неземную,
Ты не кичись, не наноси обид!
…Сидит Онар последний и горюет,
И на него с печалью мать глядит.
А мир большой по-прежнему клокочет,
Бурлит волнами, птицами поёт,
И солнце, восходящее из ночи,
Лучами заливает небосвод.
Задание1:
1. Запишите в тетрадях (кратко): что такое легенда, предание, миф, сказка, былина, мифология?
2. Что такое астральные, солярные, селенарные, космогонические и антропогонические мифы?
Задание 2:
1. Как называются богатыри у разных народов Поволжья: татар, удмуртов, марийцев, чуваш, русских?
2. Как называются великаны у разных народов Поволжья: татар, удмуртов, марийцев, чуваш, русских?
3. Прочитайте стихотворение С.Чавайна «Последний Онар» и выпишите несколько строк, показывающих рост и силу Онара.
Достарыңызбен бөлісу: |