А.Н. Ярко
Тверь
Циклизующая роль контекста и автометапаратекста в рок-концерте
В русской рок-поэзии существует два основных способа бытования: альбом и концерт. Если для авторской песни (своего рода предшественницы русского рока) более характерно концертное бытование, то для самого рока – бытование альбомное.
Рок-альбом предполагает авторское структурирование. И в данном случае неважно, положена ли авторская концепция в основу альбома или автор беспорядочно структурировал альбом, дав ему «случайное» название: альбом в любом случае воспринимается как собрание песен, выстроенное согласно авторской воле и воплощающее определённую авторскую концепцию.
В отличие от альбома при восприятии концерта авторская структурирующая интенция не столь очевидна. При том, что порядок песен в концерте, как правило, определяет автор, он может эксплицировать в автометапаратексте (словах, произносимых на концерте между песнями, в начале концерта и в его финале) спонтанность выбора и последовательности исполняемых песен. В этом случае концерт будет восприниматься не как единство сознательно выбранных и выстроенных в определённом порядке для выражения какой-то концепции песен, а как «сборник»песен. Концепция концерта или её отсутствие эксплицируются автором в автометапаратексте. При отсутствии же автометапаратекста концерт либо может восприниматься как единство песен, выстроенное по намерению автора, либо как набор песен, презентующий авторское творчество или те или иные его грани.
Альбом в роке является своеобразным аналогом лирического цикла1. И рок-концерт можно рассматривать как такого рода аналог. Между тем авторская концепция2 при построении концерта выражена в меньшей степени или вообще отсутствует, такое отсутствие может быть эксплицировано в автометапаратексте.
Основным способом выражения авторской концепции в рамках альбома наряду с обложкой, заглавием альбома и заглавиями песен является композиция (построение) альбома, то есть контекст исполняемых песен. Концепция же концерта в первую очередь выражается в автометапаратексте. Вместе с тем отметим, что, с одной стороны, в редких случаях альбом также может включать в себя автометапаратекст, с другой, – в концерте контекст также играет большую роль. Более того, в рамках концерта контекст и автометапаратекст зачастую дополняют друг друга: автометапаратекст актуализирует значимость контекста, указывая на связь песен между собой даже в тех случаях, когда они исполняются не в «непосредственной близости»; а «соседнее» исполнение песен может актуализировать содержание автометапаратекста.
Наряду с альбомом и концертом в русском роке существуют и другие формы циклизации, в частности – микроциклы, то есть «циклы, состоящие из двух или трех стихотворений»3. Песенный микроцикл – это своего рода аналог стихотворного микроцикла в той степени, в какой песенный альбом или концерт является аналогом поэтического цикла. Циклические связи песенных микроциклов выражаются так же, как в «больших» песенных циклах (альбоме и концерте), т.е. в альбоме – при помощи заглавия и контекста, в концерте – при помощи контекста и автометапаратекста.
Для иллюстрации приведём пример начальной части концерта Александра Башлачёва апреля 1985 г. с указанием названий исполненных песен и автометапаратекста (этот элемент выделим курсивом):
Ржавая вода
Чёрные дыры
Некому берёзу заломати
Дым коромыслом
Время колокольчиков
Осень
«…вальс…»
Грибоедовский вальс
«…ну вот это несколько таких бардовских песен. Я в общем-то их теперь не пишу, но до сих пор не удалось забыть, так что… ещё одна такая…»
Хозяйка
«…ещё одна такая…»
Влажный блеск наших глаз
«…ещё одна такая лирическая песенка, и лирика на этом кончится…»
Поезд
Первые шесть песен были исполнены без автометапаратекста. Перед седьмой песней – «Грибоедовский вальс» – автор произнёс слово «вальс», которое может быть понято и как обозначение жанра, и как название песни. После песни «Грибоедовский вальс» следовал следующий автометапаратекст: «…ну вот это несколько таких бардовских песен. Я в общем-то их теперь не пишу, но до сих пор не удалось забыть, так что… ещё одна такая…». Таким образом, автор объединил первые семь песен и исполненную после этих слов песню «Хозяйка» общим определением «бардовские». В рамках концерта, на котором половина песен сопровождалась автометапаратекстом, его отсутствие при исполнении первых шести песен в сочетании с последующим обозначением всех этих песен как «бардовских» также будет объединять эти песни, то есть являться циклизующим фактором.
Три следующих песни («Хозяйка», «Влажный блеск наших глаз» и «Поезд») предваряются словами «…ещё одна такая…», что объединяет их и между собой, и с предыдущими песнями: если слова «ещё одна такая» скорее можно воспринять как объединяющие эти песни со всеми исполненными до этого, то повторение этих слов перед песнями «Хозяйка», «Влажный блеск наших глаз» и «Поезд» в сочетании со словами «…лирическая песенка…» перед песней «Поезд» будут объединять между собой именно эти три песни.
Таким образом, взаимодействуя друг с другом, контекст и автометапаратекст первых десяти песен этого концерта создают три разных микроцикла. Слова «…вот несколько таких бардовских песен…» и последующее повторение слов «…ещё одна такая…» объединяют первые десять песен как «бардовские». Вместе с тем первые семь песен исполняются без автометапаратекста (кроме слова «вальс» перед «Грибоедовским вальсом»), и это отсутствие также представляется значимым: так как дальше идут слова «…ну вот это несколько таких бардовских песен…», исполненные до этого песни могут быть восприняты как устоявшийся цикл, как песни, не нуждающиеся в комментарии. Три следующих песни предваряются словами «…ещё одна такая…», что объединяет их и между собой, и с предыдущими песнями.
Как видим, контекст и автометапаратекст образуют в пределах данного концерта три микроцикла: первые десять песен концерта, объединённые определением их как «бардовских»; первые шесть песен, исполненные без автометапаратекста и объединённые следующим после них автометапаратекстом; три «лирические» песни. На восприятие каждой из исполненных песен будет влиять не только сам автометапаратекст, но и контекст песен, с которыми он их объединяет. Таким образом, именно контекст в сочетании с автометапаратекстом создают в рассматриваемой части концерта Башлачёва три микроцикла.
Разумеется, рассмотренный нами пример не позволяет сделать выводов о том, что именно такова роль всех контекстов и автометапаратекстов в рок-концертах. Однако позволим себе предположить, что сочетание контекста и автометапаратекста в рамках концерта может являться циклизующим фактором как на уровне концерта в целом, так и на уровне микроциклов.
1 См. об этом: Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3; Урубышева Е.В. Творчество Александра Башлачёва в циклизации «Русского альбома» Б.Г. // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4; Шигарёва Ю.В. Особенности циклизации в альбоме «Машины времени» «Место, где свет» // Русская рок-поэзия: текст и контекст 7; Петрова С.А. Альбом В. Цоя «45» как литературный цикл // Русская рок-поэзия: текст и контекст 7; Никитина О.Э. Драматичность как способ циклизации альбома «Майн кайф?» группы «Агата Кристи» // Русская рок-поэзия: текст и контекст 7 и др.
2 «Концептуальность и есть основа жанрового содержания цикла…» (Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. С. 18–19).
3 Яницкий Л.С. Стихотворный цикл: динамика художественной формы. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 1998. С. 8. О микроциклах в роке см.: Доманский Ю.В. Микроциклы в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4.
Достарыңызбен бөлісу: |