Дёгу.
Пальчин Виктор Николаевич п. Потапово 2000 год
Дёгу сэхот муйтучи. Кадясь пониды. Дёгу понина оша, маду, дюрак, онай энчу. Бодун, деур дяхан дирида энчу. Тэза мамби ма: кадяды энчу.
Дёгу сыраную понинизу, сэзор ноитусь. Нолюв кадяды энчид юр, сизы дюр дёгу понимуби. Энчу дёгу дириту дябут понинизу. Пон ань нихиту тойгиз чики дёгу. Мабу эсыза дёгу мяа, эки дёгу касса неза понидаза. Обу похин ань бу касса неза понидаза. Торь чи ока по понинизу дёгу бодун. Керту ир дёгизу наааним. Чикизу пери нойтагуйзу наби пяхон. Сойза дёгу обу, сэзор казада. Кобаза мириэ, мяз тэр оотада. Дёгу сойзан понибут.
Кадяды энчу мамби: тунир, погар, чесыр, тэр у митар мяззады энчед.Дёгу ань нер пирис торь мить. Дёгу торсы обуру буни на. Тарусь бо дёгу нэк энчид мить. Онай энчи торь мада. Бу нихита тойдыз чики дёгу. Ока по канись. Каса эчуй бодун ань обу. Ныхута пир усь канита, дёгу понида.Эсыза табладаза, кунь дёгузась тара.
Соши мА тонээмби бодун. Торсы сошикусай дяхан дёгуз эза. Торсы дяхан дёгу понимуби.Обухо соши нин дёгур эза. Чики дёгухоз орнэ дёгур озыза. Пурзэ дёгур ань озыза. Кадяды энчу 2ааним: дязада сер чукчи дёгуза озы. Дёгу ока понимуби. Дяза ань кудаха. Деур дя 2аанюв. Моб обухо энчи дёхума бодун. 1олюв дёгу кода. Нэк дёгу керта озы. Торь чи тойдыз энчу мят, дёгу дябазан.
Энчу дёгу муйть отузную канюмби. Дяда нюгу эзад, тэчиза орун. Мосарась сойза. Эзызусь канита. Дяза кудаха 2аанюв. Сизы, сэн дери тонын мосарада. Дёгу понидь мосаза ока. Кадяды энчи ноныда тукаруза эза, онай бины. Обухо сэрагусь. Ань бодун обу эза. Муйтуда сер ань пятэбузуда мяда. Чикиза роса тэбухуз сойза.
Дёгу энчи сощику нин муйтаза. Чикиза сойзан озы. Сыраную ань дёгу аган ни толагут. Каса нехода таблагузаза обу ля кунь муйть. Кунь энчу дёгуза.
Онай дёгуза ар тээйную сэ2ида. Педю дез. Чикиза кудахаз сэ2ить нямираха. Чиза тонэ. Озахода нида дёгу. Нэк аруза ань тосную сэ2ина. Уму дез. Дёгу модэбут тээйз тосную эза. Сыраную низ толад. Дя нару буни 2а. Дязуды энчед ань эки дёгу дя таслаго.
Энчи 2олюв дёгу кобута буни дёхуд.Обуру 2ахан керта тасладаза ку дёгу сэ2ина, ку дязась сойза.
Кадяды энчу дёгу сыра дябут пони2а. Сэзор каду2а. Ань дёгузась канибута, ноныда пери мосалту мидида. Чикиза мариэмин эза. Мосалту карихуз меби. Тукахан сопутар кари. Тоз чи нида мосалту. Дёгу мосалту. Энчи моб дёгуда чиэза, дёгу ми сизы нээ кеут мосалту пуда. Дёгу дябазан. Дёгу дёдан ань нару мосалта биныку тонэ. Чики биныку дябазан, ань нару, мосалту пуда. Агаку кари дюку. Сэзор ань торсы 2аанюв. Сизы, сэнри поштыдаза дёгу.Тарусь сэ2итабиза. Ку канита сэзорур. Погадыз.
Дязда энчи у сэзорур неза муд. Дёгу ир сойзан пудаза погай сэзор. Тэнынезав се эки кадяз. Погай сэзор сехору неза муд.
Нараную, кадясь дёсэбуту, энчуй дёгизу ань муйтызу. Дёгу торсы обуру 2аанюв. Торири бунир кайт. Дёгу пеши 2олюв мариэку ми пудыз. Мосалту пя дёгу ни пудар. Чикир ань эназдума 2аанюв: дёгу бемуза тонэ.
Эсыр ань касса нехода мада: тэза у дёгуз тонэ. Керит кадясь пириэр. Дёгуз сойзан лытабири.
Торь сэхот энчу дёгу пони2ать.
Ловушка «ПАСТЬ»
Пальчин Виктор Николаевич п. Потапово 2000 год
Ловушка «Пасть»- древнее орудие промысла. Пасть держали ненцы, эвенки, долганы, нганасаны,энцы. Люди, которые жили в отдаленных местах. Сейчас говорят про которых: охотники- промысловики.
Ловушка « пасть» предназначена для добычи белых песцов зимой. Один охотник обычно выставлял 150-200 пастей.Пастями охотники- промысловики пользуются много лет из поколения в поколение. Отец строит пасти, потом эти пасти переходят сыну, затем внуку. Надо только бережно относиться к пастям, обновлять некоторые части, вовремя ремонтировать. Тогда и добыча будет хорошей. Если ружье, сеть, маут, оленя можно подарить гостю, то пасти никому не дарят. Их передают только по наследству, от старшего к младшему.. Сыновьям разрешают пользоваться ими только с 16 – 18 лет во избежание травм, специально обучив.
Пасти устанавливают на холмах так, чтобы с настораживаемой охотником пасти была видна следующая пасть, а также задняя, уже проверенная. Пасти охотники ставят в одном направлении « по кругу »/ « путик» /. Так что заблудившийся человек, если найдет хоть одну пасть, то увидит следующую и так дойдет до жилья охотника по его « путику ».
Пасти начинают строить осенью. Пасть обычно изготавливают из лиственницы. При изготовлении охотник пользуется топором, деревянными гвоздями, веревкой для скрепления. Пасти устанавливают на холме так, чтобы ее зимой не замело снегом. Кроме этого делается горка для « давочной» части. «Давок » или «давочная часть » - это основная рабочая часть пасти. На земляной горке вбивают в землю вертикальные колья в 2 ряда, обозначая площадь «давка». Между вертикальными кольями укладывают горизонтально тонкие настилы. Они предназначены для того, чтобы шкурка песца не прилипла под «давком» к земле. « Давок» изготавливается из двух тяжелых плах, скрепленных между собой.
Передняя часть «давочной» части называется «пасть», отсюда и название самой ловушки. Пасть всегда обращена к югу. Задняя сторона ловушки – «стрела» всегда указывает на север. Высоту ловушки под «стрелой» всегда делают на уровне локтя. Это делается для того, чтобы песец и с этой стороны мог войти свободно.
Когда пасть приведена в рабочее положение, остается разложить «накроху».
Накроха – это приманка, мелко нарубленная мерзлая рыба, готовится перед охотой. Охотник возит накроху в мешке. Накроха сначала раскладываетсявдоль сторожевой нитки в виде толстых ломтиков. Около обоих входов самые мелкие так, чтобы песец, с какой бы стороны не подошел, увидит впереди себя много приманки. Пасть срабатывает, захлопывается, когда песец заденет сторожевую нитку.
По окончании сезона охоты промысловик объезжал все пасти и опускал их. Снимал все пешки, собирал в специальный мешочек. Горизонтальный шест клал сверху на «давок». Для посторонних это означал: что пасть имеет хозяина. Неписанным законом тундры является то, что добытого пастью песца никто чужой не забирает. Наоборот, посторонний поднимает давок, освобождает песца от деревянного настила, чтобы не испортилась шкурка и кладет обратно под «давок».
Так в тундре держат пасти для добычи белых песцов.
Достарыңызбен бөлісу: |