Действующие лица:
Генрих – студент, лентяй.
Виола – мать студента.
Кот – говорящее домашнее животное.
Сцена 1.
Утро. Виола входит в комнату Генриха, чтобы пробудить его ото сна, иначе он опоздает на занятия.
Виола.
Просыпайся, мой милый, уже пора вставать!
Генрих.
Однако ж, я предпочёл бы окончить дни на виселице, только бы никогда не слышать этих слов.
Виола.
Одевайся и к столу.
Генрих.
Это мне по душе! А где ж моя одежда?
Виола.
Очевидно, там, где ты её бросил.
Генрих.
Я её не бросал, она сама оставила меня по собственной воле.
Виола.
Что ж ты мелешь-то негодяй? Ещё не проснулся, а уже злословит. В нашем доме не смотрят телеканала ТНТ, запомни это раз и навсегда.
Генрих.
Чёрт меня дернул за язык, сболтнуть лишнего. Слушаюсь и повинуюсь, госпожа.
Кот.
Напрасно-напрасно, не стоит верить в прекрасное…
Виола.
Так где же ваше платье, сударь? Я отдам его слугам и велю почистить.
Генрих.
Святые угодники, я не знаю ответа на этот вопрос! Видно сон даровал мне чересчур много забвения. Ещё один день наступил… на горло моей скорбной песни.
Виола.
Юноша, имейте совесть: не тратьте чужого времени понапрасну.
Генрих.
Ваши слова для меня, будто нектар, будто живительная влага для исстрадавшегося в пустыне. Я различаю в них некий скрытый, тайный, трансцендентальный смысл, имеющий сакральное значение для всего человечества. Однако, стрелки вселенских часов дамокловым мечом занесены над моей репутацией честного студента. Мне уж пора!
Виола.
Тебе пора начать приходить в университет вовремя, лежебока!
Сцена 2.
Заспанный Генрих вваливается в столовую. Виола терпеливо дожидается его появления. О чем-то незаметно вещает телевизор.
Генрих.
Да, сегодняшнее утро явно мудренее не вчерашнего вечера, а какого-то другого…
Виола.
Ты ли это заявился? Тебя не узнать.
Генрих.
Руки мои, туловище моё и голова с ногами, а уж выводы Вам делать.
Виола.
Ты еще надеешься на сытный завтрак, придя post festum?
Генрих.
Надеюсь и уповаю, да не покинет меня ваше расположение.
Виола.
Уже покинуло, сударь.
Генрих.
Что-с?
Виола.
Полно кривляться, садитесь за стол милорд.
Генрих.
А о чем вещает наш телевизор?
Виола.
Свежие новости, приправленные оригинальной подачей материала.
Кот.
Напрасно-напрасно, не стоит верить в прекрасное…
Генрих.
(некоторое время, зевая, смотрит на экран).
Какие это, прости их Господи, новости! Они одно и то же изо дня в день талдычат. А тут и паразит Фривольнов подоспел. Ах, шустрый негодник, не может быть, чтобы он без двойников обходился. Наверное, Донцова книжки также пишет – и нашим, и вашим. Тут времени не то, что на творчество нет, вообще, на нормальное функционирование организма!
Виола.
Может, Фривольнов – робот?
Генрих.
Да-да! Рекламо-робот, реалистичная гипотеза. Что они сегодня днем будут тестировать? Подгузники, прокладки? Если я вдруг угадал, то, как в этом будут принимать участие посетители загадочного магазина? Всей толпой лить воду из баночек? Надо будет подоспеть к сегодняшнему эфиру, вдруг комедия выйдет…
Виола.
Вы куда-то спешили, любезный?
Генрих.
Туда, где меня нет!
Виола.
Вы невыносимо остроумны, мой милый!
Генрих.
Верно, мои колкости слишком остры?
Виола.
Впрочем, Вы сами порой не поспеваете за своими остротами. Особенно тогда, когда пожелали бы воротить сказанное назад.
Генрих.
Вздор всё это, дорогуша! Но не переключить ли нам ларец с окном в мир на другой канал вещания?
Виола.
Нет уж, хватит предложений по улучшению быта! Скоро будет прогноз погоды.
Генрих.
Как же всем вам объяснить, что закономерность, предсказуемость убивает в человеке радость от предстоящего дня! Если каждое утро мы воспринимали бы, как подарок, как отсрочку перед казнью, то наши дни протекали в радостном изумлении происходящим. Хватит с нас этой непреходящей конформистской рутины! Сбросим с себя приятный, возложенный нами на самих себя по собственной воле гнет обывательства!
Виола.
Близятся зачеты?
Генрих.
Да ладно, пустое.
Виола.
Вы куда-то спешили, милейший?
Генрих.
Ну, в некотором смысле: навстречу будущему…
Виола.
Поразительно, неужели нельзя хоть изредка отвечать серьезно!
Генрих.
Не убивайтесь так, дорогая матушка! Ведь все вокруг очень серьезны, не правда ли? Даже врут серьёзно, с расстановкой, с чувством… выполняемого долга. Отчего же мне нельзя говорить в шутку правду. Не настолько ли все вокруг так убого, что и не стоило бы забивать себе голову пустяками, связанными с мироустройством.
Виола.
Так, поели и – к стороне. Опять не собрал вещи с вечера?
Генрих.
Каюсь, каюсь – не собрал. Грешен я, позабыла голова моя дурная об этом. Эх, влепи-ка мне пару горяченьких, чтобы пришел я в себя, чтобы место своё я знал. Ничтожен я – сам понимаю! Сам ищу теперь вины и унижения. Низок я – из народа, матушка моя родненькая. Что-то будто тянет меня на дно, так вот мне хочется испытать это самое падение, мерзость и низость собственную обличить!
Виола.
Ну, так быстрей, торопись. Да смотри, никого не разбуди!
Генрих.
Да-да, я помню. Только умоюсь прежде. Живя обрядами, начинаешь привыкать к ним и считать их неотъемлемой частью существования.
Виола.
Пора! Или ты всё же решил опоздать?
Генрих.
Огонь солнца, поднимающегося над лесом, занялся в окнах соседних домов. Утренний щебет птиц наполняет унылую пустоту комнат…
Кот.
Напрасно-напрасно, не стоит верить в прекрасное…
Генрих.
Я мечусь в клетке
Разъярённым тигром,
Мгновения-прутья испещрили небо свободы.
Везде подвох, везде ловушка, я даже не уверен в ближайшем друге,
Ведь всё ненадёжно, ведь всё несерьёзно.
Мир, где кажущееся обретает формы,
Правдивей которых не сыщешь на всём белом свете.
Всё в этом мире фальшь, да и я в том числе!
Какой-то ненужный, случайный, никчемный налёт пустоты и порока.
Это будто глубокий омут, укутанный в зелёное покрывало ряски.
И ты мой верный друг, мой любимый воспитанник не в силах более молчать о тщете и
Абсурдности того, что набивается нам в друзья.
Льстиво кланяется и говорит о своей преданности.
Но мы же знаем, пусть не знаем, но чувствуем:
В устройстве мира есть место ужасным несостыковкам, мельчайшим свидетельствам
Несовершенства замысла Творца.
Ты чувствуешь, мой милый, сосущую боль одиночества, тоску и страх, боязнь обмана…
Если только твое многозначительное молчание не происходит от знания,
Недоступного мне.
Ведь так часто твой щурящийся взор являет признаки осведомленности в неземных тайнах.
Тебе есть, что скрывать или нет,
Презираешь ли ты меня и не желаешь молвить и пары слов или
Стойко переживаешь муки немоты.
Но ничего, мы вместе! И мы переживем мгновения отчаяния!
Разочарование уступит место спокойному сознанию ценности
Абсолютного идеала, обитающего в наших мечтах.
Достарыңызбен бөлісу: |