Дневник с пика Ленина 25 июля – 21 августа 2011-го года

Автор Леусов Денис

Отпечатала Надежда Мануилова

25 июля

Прилетел в Бишкек. Пройдя таможню, выхожу в зал, где меня должны встречать. Никого нет. Скорее всего, они меня встречали вчера, и т.к. я не прилетел, они сегодня не встречают. Сел в аэропорту, начал менять симку на телефоне, чтобы позвонить в Баку, т.к. я не знаю куда ехать. Но ни одна симка не заработала, и тут я вспомнил, что случайно еще в Маргибе я списал номер телефона девушки, которая должна была организовать встречу в аэропорту. Нашел. В аэропорту была почта и международные звонки. Я узнал, что можно позвонить и на местный номер. Поменяв деньги, я дозвонился да Динары, она мне сказала ехать в гостиницу «Эльдорадо», куда я благополучно добрался. Вечером приехали наши ребята.

26 июля

Поехали с утра в Аксай-травел, зарегистрировались. Походили по альпинистским магазинам, докупили снаряги. Закупили часть продуктов и собрали рюкзаки, т.к. в 6 утра за нами приедет автобус.

27 июля

Позавтракав, в 6:10 сели в автобус, который отвез нас в аэропорт. В 8:00 вылетели в город Ош. Там нас уже ждал автобус, который отвез нас на рынок, где мы закупили остальные продукты. И в час дня выехали в базовый лагерь. В лагерь приехали около 7 вечера, расположились, поужинали и спать.

28 июля

После завтрака вышли сами, совместно с другими группами на акклиматизацию. Через 2 часа вышли на перевал «Путешественников», 4200м. Вернулись в лагерь к обеду. Шли полпути под снегом. Отдыхали.

29 июля

С утра разделили продукты и общественное снаряжение, которое на следующий день должны отнести в первый базовый лагерь. После обеда Рауф, Алик, Руфат и я вышли на акклиматизационный выход, на гребень пика Петровского. Дошли до снега 4350 и вернулись в базовый лагерь на Луковых ночевках. Вчера познакомились со Славой, помощником Тотмянина.

30 июля

Позавтракав, нас автобус довез до водопада, и мы пошли в первый базовый лагерь. Погода была нормальная, прошли перевал «Путешественников» и примерно за 1,5 часа до первого базового лагеря погода испортилась, пошел снег, который каждый день идет, когда ему вздумается. В первом базовом лагере нам дали три палатки. Хочу сказать, что рюкзаки были тяжелые, мы шли 3 часа 40 минут. Уставшие, пообедали и легли спать до ужина. Кормят, кстати, отлично. 1-ый базовый лагерь – высота 4400 метров.

31 июля

Утром пошли еще на один акклиматизационный выход. Шли по снежной тропе, которая ведет на пик Ленина 7134, дошли до первого взлета 4800 метров. Тропа шла через множество трещин. Было классно их перепрыгивать. И еще я побил свой рекорд высоты, на 4800 я еще ни разу не был. Вот в принципе и все на сегодня. После обеда, часа в 4 дня, познакомились с Тотмяниным. Идет снег, не переставая уже 2 часа.

1 августа

Сегодня весь день отдыхали. Завтра пойдем в базовый лагерь на 5300 м. Сегодня в лагере на 6100 метров умер польский альпинист. Это уже вторая смерть за время нашего путешествия под пиком Ленина. Первым был россиянин, впавший в кому, и умерший, так и не придя в себя. Еще двое иранцев сильно поморозились, схватив холодную на 6900, по-моему. И телефон здесь на 4400 не ловит, никому не могу написать смски (пообщаться).

2 августа

Проснулись в 4 утра, позавтракав, вышли в 5:15. Взяли продуктов на 2 дня. Шли 6 часов до второго лагеря двумя связками (Тотмянин, Рауф, Алик) и (Мир-Бадал, Фируз, Я, Руфат, Сирхан). Переход оказался не очень трудным, только подходя к лагерю все устали. Вторая связка (Тотмянина) шла медленно. Было плохо Алику и Рауфу.

У меня болела голова, но я старался двигаться. Поели с Руфатом, т.к. питались палатками по 2 человека, в одной – три. Тотмянин питался сам. Поспал часа два – три, но голова не проходила. В 19:00 ушло солнце, и весь лагерь разошелся по палаткам, т.к. на 5300 холодно, когда нет солнца. Легли спать в 20:30. Ночь была очень длинная, как и всегда здесь.

3 августа

Проснулись в 7 утра. Ребятам не полегчало, и Тотмянин решил спустить их в 1-ый лагерь на 4400. Мы, позавтракав, решили сделать акклиматизационный выход на 6100, в 3-ий базовый лагерь. От второго базового лагеря достаточно крутой подъем. Поднявшись на него, мне стало плохо, но я решил подняться выше на холм 5800. Пока поднимался, сердце начало побаливать и голова ломиться так, что еле дошел до 5800. Отдохнув 30 минут, и дождавшись Руфата, я начал спуск в лагерь на 5300. Пришел туда в 12:00. До 6100 дошли только Фируз, Мир-Бадал и Руфат, а Сирхан поднялся ниже меня. Вечером к нам в гости Руфат привел девушку из Москвы, напарник которой решил штурмовать вершину, и не оставил ей ничего (палатку, еду грелку). Мы ее накормили, и она переночевала в нашей пустой палатке, т.к. два наших ушли вниз. Тотмянинская связка сделала заброску на наш будущий маршрут «Аркина».

4 августа

В 8 утра начали спуск с лагеря 5300 на 4400, где ждали нас Тотмянин и ребята. Связались веревкой. Я шел первым, быстро прошли «сковородку» (огромное заснеженное плато, когда солнце очень жарко). Было очень интересно проходить трещины, они были засыпаны снегом, а некоторые очень глубокие, которые надо было проходить с помощью перил, заранее закрепленных гидами. Девушка из Москвы спустилась с нами в свой лагерь. Тепло попрощались, обменявшись мейлами. В лагере ребята уже чувствовали себя хорошо. Мы оставили ненужные нам вещи на складе лагеря 4400. А пока ребята собирались, я ушел первым в лагерь на 3700. Спускался один, встречая по пути альпинистов поднимавшихся в лагерь на 4400. По пути пересек бурную речку в одиночку, на которой местные на лошадях зарабатывали за перевоз через речку с человека от 5 до 15 долларов. Добрался за 2 часа 20 минут. Два дня отдыха предстояло нам провести в лагере на 3700.

5 августа отдыхали.

6 августа

В обед пошли купаться на озера. Прозрачные глубокие озера находились в 15 минутах от лагеря. Классно поплавали. Руфат, я, Рауф и Фируз. Вода была очень холодная. Сфотографировались и вернулись в лагерь. К 18:00 погода испортилась. Завтра нам предстояло идти в лагерь на 4400.

7 августа

После завтрака вышли в базовый лагерь на 4400. Шлось почему-то тяжело. В базовом лагере прицепил на Янины кошки антиподлипы, потому что без них на спуске с пика Ленина было скользко спускаться.

8 августа

Вышли в 5 утра, дойдя до второй большой трещины, свернули влево на маршрут Аркина почти в лоб пика Ленина. Шлось отлично. Дошли до 5700 м., раскопали места для палатки. Поели и провели остальное время суток в палатках, делая чай и отдыхая. Взяли наверх 3 курицы вареных, одну съели прямо на тропе, все проходящие удивлялись нам. Две остальные съели в лагере на 5700.

9 августа.

Тотмянин и Рауф начали спуск вниз, а мы, собрав палатки, начали подъем вверх. Вскоре Алик решил спуститься вниз на 5700, т.к. ему шлось плохо. На 5700 мы оставили одну палатку. Шлось тоже нормально, дойдя до 6100, решили ставить палатки, откопали места и как только я залез в палатку, сразу вырубился.

10 августа

Наутро назначили штурм, всю ночь я не спал, было плохо и поднялась температура. Утром наши трое ребят начали подъем на вершину ( Мир-Бадал, Фируз, Сирхан).

Всю ночь был ветер, который сдувал со склонов снег и наши палатки завалило. Я немного откапал палатки, сделал себе еду. Как раз подошел снизу Тотмянин. Посоветовавшись с ним, решил спускаться вниз, температура к этому времени уже прошла, но была какая то слабость. С 6100 спустился до обеда, до тропы шлось тяжело, была какая-то слабость, но потом стало легче. Алик к этому времени уже был в лагере на 4400. Наши ребята дошли до 6950 м. Погода была плохая, дул ветер. Мир-Бадал сорвался и, пролетев 150-200 метров задержался, хорошо, что все обошлось. Руфат остался с Тотмяниным на 6100.

11 августа

Наши на 6100 собрали палатки в одну. Нашу с Руфатом. И спустились вниз на 4400, где пообедав, мы спустились в лагерь на 3700, на отдых на 2 дня.

12 августа отдыхали.

13 августа

Уехал Рауф в Баку. У него оказались плохие ботинки и он набил себе шишек и мозолей по всем ступням.

14 августа

Позавтракав, ушли в лагерь на 4400, чтобы завтра пойти по маршруту Аркина до 6100 и оттуда стартовать на вершину.

15 августа

Проснувшись в 4 утра, позавтракав, мы вышли на маршрут Аркина пика Ленина по центру северной стены. Раньше обеда дошли до 5700 и стали двигаться к лагерю на 6100, где стояли наши 2 палатки. Алик вернулся назад, высота его не пустила на этот раз. Наш руководитель снял свою палатку с 5700 и начал догонять нас. Часов в 17:00 пришли в лагерь. Мы с Руфатом съели пару консервов, завалились спать т.к. завтра у нас должен быть самый тяжелый день за всю нашу экспедицию.

16 августа. День восхождения

Проснулись около 5:30 или в 5. Около 6 утра вышли на восхождение. Первыми ушли руководитель с помощником, Фируз с Мир-Бадалом, я, Сирхан с Руфатом. Через минут 15 стали мерзнуть руки и ноги. На руках были перчатки, сверху перчаток варежки. Пришлось вынуть пальцы из пальцев перчаток и сомкнуть в кулак, да и еще держать лыжные палки, ударяя рукой по палкам каждый шаг. Также и пальцы на ногах - при каждом ударе о склон приходилось сжимать и разжимать пальцы ног. Примерно на 6700 встретили руководителя и помощника, они уже спускались с вершины. В одном месте пришлось подниматься в 3 такта. При выходе на гребень нас ждал кулуар, покрытый жестким фирном (почти льдом). Снизу я видел, как Фируз с Мир-Бадалом прошли кулуар справа между скальными островками. Прямо на выходе из кулуара пришлось тоже идти в три такта, и вот наконец-то гребень примерно 6900 м. Уже нет пути назад, только вперед.

Когда руководителя встретили, он сказал, что 15:00 контрольный срок, после которого только вниз. Потому что начинает портиться погода, и наплывают облака.

Выйдя на гребень, я оставил рюкзак, взят только фотоаппарат. Пройдя метров 30 вверх, увидел Фируза и Мир-Бадала, попросил чего-нибудь горячего попить. Мир-Бадал дал мне чай. Мне осталось пройти 9 метров так называемой «запятой» - предвершинного гребня.

И тут мне стало плохо, начало шатать. Шел как пьяный, начал подъем по «запятой». Впереди, метрах в 50, шел Сирхан, я его то видел, то не видел, сознание затуманивалось. Кое-как, еле-еле поднялся на предвершинный гребень, встретил Сирхана идущего с вершины. Оказывается, нужно пройти еще метров 100 по плато и окажешься на вершине.

По плато шел уже в одну сторону, сил не было, мозг не работал. И вот она – вершина. Подошел, плюхнулся на пятую точку, потому что стоять или аккуратно садиться сил не было. Сфоткал сам себя один раз, и убрал фотоаппарат. Потом подумал, что я попал, а вершина нет (тогда не додумался просмотреть фотку), сфоткал вокруг себя вершину. Убрав фотоаппарат, перевернулся на бок, собрал камешки, 5 штук. И стал подниматься. С трудом встал на ноги и пошел по следам обратно. На вершине я был в 16:10. На обратном пути встретил на плато Руфата. О чем говорили, не помню. Очень осторожно спустился с «запятой», подошел к рюкзаку перекусил. Сил сразу стало больше. А это как раз вовремя, потому что впереди был крутой спуск. Спускался в кулуаре местами в три такта. После кулуара был еще один момент в три такта, но я не помню, как его прошел, помню, что глаза были закрыты. Потом был спуск по следам и палаткам, спускался долго, помню, что разговаривал с какой-то женщиной на протяжении пары часов, даже и не подумал в тот момент, что у меня глюки. Вернулся в лагерь на 6100 около 8 вечера, через минут 40 вернулся и Руфат, вся команда в сборе, все живы и здоровы.

17 августа

Встаем примерно в 8 утра. Обнаружилось обморожение - у меня с Сирханом пальцы на ногах, у Руфата – на руках. Стали собирать лагерь. Самое трудное было вырубить нашу с Руфатом палатку, т.к. она оказалась в плену снежных наддувов. Примерно в обед спустились в лагерь на 4400. Пообедав, тепло попрощались с лагерем и его работниками и начали спуск вниз в лагерь на 3700.

Вечером на ужине нас поздравили работники лагеря Аксай, с восхождением на пик Ленина 7134 м. и вручили нам дипломы и майки с изображением пика.

19 августа

Приехали в г. Ош. В Оше самолетом прилетели в Бишкек. Переночевали в гостинице.

20 августа

Вечером на автобусе поехали в Казахстан в Алма-аты.

21 августа

Утром сели в самолет, Алма-аты – Баку и примерно в 13:00 наш самолет, приземлился в аэропорту родного города. В аэропорту нас встретил весь Горный Спортивный Клуб.