Гуревич А. Л.
Строительство русских православных храмов в эмиграции (на примере Германии)
Первая часть доклада «Строительство русских православных храмов в эмиграции (на примере Германии)» посвящена определению основных факторов, оказывавших влияние на архитектуру православных храмов в русском зарубежье. В числе этих факторов докладчик выделяет два – территориальный и временной.
По критерию территориальности можно выделить три основных группы стран русского рассеяния:
1) территории, входившие до революции в состав Российской империи (восточная часть современной Польши, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и т. д.);
2) территории, на которых было заметно русское присутствие до революции:
а) официальное (столицы ряда стран Западной Европы (Париж, Берлин, Женева, Вена и др.)),
б) места отдыха русских состоятельных людей (в первую очередь, курорты Германии, юг Франции (Ницца) и др.),
в) наличие православных епархий и миссий (США, Китай, Япония);
3) территории, на которых до революции не было значительного русского присутствия (большинство стран послереволюционной русской эмиграции – Южная Америка, Австралия и др.).
В свою очередь, по временному критерию различаются две группы храмов: построенные до революции и после революции.
Особенностью храмоздания на территориях первой и второй группы является строительство в дореволюционный период церквей традиционной византийско-русской архитектуры. На территориях третьего типа традиционных православных храмов до революции не существовало. После революции православные богослужения в первое время проводились в специально не приспособленных для этого местах (в частных домах, на квартирах и т. д.) либо в арендованных для богослужений католических или протестантских церквях. В последнем случае отдельные священники (в особенности, Русской Православной Церкви Заграницей) перед богослужением совершали переосвящение храма.
Постепенно, по мере становления местной русской диаспоры, начали создаваться и местные православные храмы. Существенными факторами, оказывающими влияние на новое храмовое строительство в русском зарубежье, являлись, в первую очередь, недостаток материальных средств и установленные местными органами ограничения на архитектурные конструкции и строительные работы (например, по высоте, принятому в данной местности архитектурному стилю, внешнему виду, соответствию окружающему ландшафту и т. д.).
Внутреннее убранство храмов русского зарубежья, как правило, местными властями не ограничивалось. В русских храмах, находящихся под омофором Константинопольского Патриархата, алтарная часть, как правило, была отгорожена от наоса (основного нефа) храма относительно прозрачной невысокой алтарной преградой с низкими царским вратами и находящейся позади них алтарной завесой. Такие алтарные преграды были характерны для древних церквей и широко используются в настоящее время в Греции. В храмах Русской Православной Церкви Заграницей, напротив, обычно старались установить высокий сплошной иконостас традиционного русского типа, закрывающий алтарную часть храма от взоров прихожан, молящихся в храме. В алтаре и на стенах храма размещались иконы, вывезенные верующими из России или написанные иконописцами уже в эмиграции по заказу прихода. Особенности внутреннего убранства новых церквей зависели не только от юрисдикции прихода, но и, в значительной степени, от духовной направленности настоятеля и членов приходского совета.
Переходя к вопросу православного храмоздательства русской эмиграции в Германии, автор кратко описал особенности церковного строительства в Потсдаме (храм св. Александра Невского), Висбадене (церковь св. Елизаветы), Веймаре (церковь св. Марии Магдалины), Дрездене (храм святого Симеона Дивногорца), Бад Эмсе (церковь святой великомученицы Александры) и др.
Особенная активизация русского храмостроительства в Германии наблюдалась в последнем десятилетии XIX – начале XX вв. К этому времени относится строительство храмов святых апостолов Петра и Павла в Карлсбаде, святого Николая в Штутгарте, святых Константина и Елены в Тегеле, на окраине Берлина, святого Сергия Радонежского в Бад Киссингене, Всех святых в курортном городке Бад Хомбург близ Франкфурта, святой Марии Магдалины в Дармштадте, столица Гессенского герцогства, и др.
Большинство русских православных церквей в Германии было построено до революции, что оказало существенное влияние на их архитектуру.
Докладчик особо отметил имена архитекторов, внесших значительный вклад в проектирование и строительство храмов в Германии. Среди них необходимо назвать известного петербургского архитектора Василия Петровича Стасова, выдающегося русского зодчего Леонтия Николаевича Бенуа, архитектора царского двора Гаральда Эрнестовича Боссе, Владимира Александровича Покровского, профессора Вейсбаха, немецкого архитектора Бома и др.
После революции активного церковного строительства не наблюдалось, так как православных храмов в Германии в целом было вполне достаточно для окормления русских эмигрантов.
После прихода А.Гитлера к власти в Германии германским Рейхсминистерством церковных дел (РКМ) совместно с русскими церковными властями в Германии была развернута пропагандистская кампания по строительству в Берлине новый православный собор во имя Воскресения Христова. По данным М.В.Шкаровский, в 1936 г. состоялась закладка здания собора. В это время его община уже насчитывала 324 человека. Храм строился около двух лет. Его торжественное освящение состоялось в 1938 г. в присутствии представителей Сербской и Болгарской православных церквей. Ныне это кафедральный собор Берлинской и Германской епархии Московской Патриархии.
В числе объектов послевоенного строительства необходимо отметить монастырь святого Иова в Мюнхене (район Оберменцинг) – единственный русский монастырь в Германии, основанный усилиями монахов, переехавших сюда из мест. Ладомирова в Карпатской Руси в Словакии, гамбургский храм святого Прокопия Устюжского, построенную в 1961-1965 годах архитектором А.Н.Серовым по проекту А.С.Нюрнберга в стиле старинных московских церквей, церковь святого Николая во Франкфурте-на-Майне.
В настоящее время строится храм Всех Святых в Магдебурге. Автором архитектурного проекта является московский архитектор И.Журин. Это будет деревянный храм в традиционно русском стиле, по всей вероятности, один из первых деревянных православных храмов в Германии. Дерево для строительства храма будет привезено из России.
В заключение докладчик отметил определенные сложности, связанные с идентификацией архитекторов, проектировавших церковные здания.
В церковной прессе практически отсутствуют некрологи архитекторов-храмоздателей. Более того, очень редко указывается даже фамилии авторов проектов.
По мнению докладчика, это не говорит о том, что работа церковного архитектора не ценится, но, в значительной степени, связано с тем, что эта деятельность в глубине души не считается персонифицированной.
Здесь, наверное, можно провести аналогию с иконописанием. Иконописец в православной традиции не считается автором иконы. Он, скорее, «проводник» веяния Святого Духа, некий Его «инструмент», воплощающий, материализирующий это веяние в иконе. Поэтому иконописцы крайне редко подписывали свои работы. По-видимому, подобное отношение переносится и на церковных архитекторов.
Достарыңызбен бөлісу: |