Доктор иск-я, профессор,, зав



Дата25.02.2016
өлшемі44.87 Kb.
#18527
түріАвтореферат


Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет искусств
Кафедра органа, клавесина и карильона

Направление подготовки


035300 «Искусства и гуманитарные науки»
Халиуллин Тимур Ильясович

АВТОРЕФЕРАТ


ПЕДАЛЬНОЕ СОЛО КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ОРГАННОЙ МУЗЫКЕ


Выпускная квалификационная работа

магистра искусств и гуманитарных наук

Научный руководитель:
Панов А. А.

доктор иск-я, профессор, , зав. Кафедрой органа,

клавесина и карильона

Факультета искусств СПбГУ

Рецензент:

Азарова В.В.

доктор иск-я,

профессор Кафедры органа,

клавесина и карильона

Факультета искусств СПбГУ


Санкт-Петербург
2013

I. Введение


Актуальность исследования педальных соло как самостоятельного средства музыкальной выразительности определяется значением органной педали в истории органостроения и органного исполнительства. Кроме орга­на ни один музыкальный инструмент не обладает таким развитым педаль­ным меха­низмом и, соответственно, за многие столетия эволюции органа сформировалась специфическая педальная техника с широким кругом использования и разнообразным сольным репертуаром.

В настоящей диссертации объектом исследования является органная педаль, предметом – педальное соло как специфическое средство музыкаль­ной выразительности.

Цель работы – рассмотреть выразитель­ные возможности педальных соло в органной музыке, осветить тот круг вопросов и проблем, в котором пе­­­даль предстаёт именно как специфическое явление в органной культуре, связанное, прежде всего, с художественной выразительностью и исполни­тель­­ской практикой.

Основные задачи исследования: проанализировать педальные партии в органной музыке, проследить эволюцию развития педального соло, выявить композиционные и содержательные закономерности применения пе­даль­­ного соло, определить фактурные принципы построения пьес для пе­да­ли соло, представить творческую работу, обобщающую результаты исследо­ва­ния.

Методологией исследования является комплексный анализ средств музыкальной выразительности в педальных партиях органных сочинений композиторов разных эпох, расположенных хронологически от появления первого педального соло до новых современных педальных пьес.

Органная педаль фигурирует в сочинениях западноевропейских ком­позиторов начиная с XV столетия. Один из наиболее ранних известных источников – Fundamentum organisandi (1451) Кон­рада Паумана (Conrad Paumann) – впервые демонстрирует факт развития педальной техники орга­ниста. Про педаль и для педали писали авторы всех школ, посвящённых обучению игре на органе: Ю. Х. Кнехт (J. H. Kneht, Vollständige Orgelschule, 1798), И. К. Киттель (Johann Christian Kittel, Der angehende praktische Organist, oder Anweisung zum zweckmässigen Gebrauch der Orgel beim Gottesdienst», 1808), Ж. Мартини (J. P. E. Martini, École d'Orgue, 1805), К. Х. Ринк (Ch. H. Rinck, Practical Organ School Op. 55), К. Х. Давин (K. H. Da­vin, Orgelschule op. 8, 1860), М. Дюпре (M. Dupre, Methode dOrgue, 1927), Флор Петерс (Flor Peeters, Ars Organi, 1954), Ж. Н. Лемменс (J. Lemmens, École d'Orgue, basée sur le plain-chant romain, 1862), Ж. Лангле (Jean Langlais, Methode dOrgue, 1984).

В XX веке появляется большое количество научной и методической литературы, посвящённой вопросам органной педали: J. Singerberger, Short and Praactical Instructions on the Use of the Pedal, 1908, Thomas Casson, The Evolution of the Pedal Organ, 1955, Delores Ruth Bruch, The Early Development of Organ Pedals in Northern Europe, 1979, Mary Elizabeth Clark, David Carr Glover Pedal Play: Level 1, 1985, John Gene Maher, Organ Compositions For Pedals Alone, 1986, John Charles Friesen, А History of compositions for solo organ pedal (dissertation), Lincoln, Nebraska, 1995, Joyce Jones, Pedal Mastery: For Organ, 1996, Colin Hand, Don't Be Afraid of the Pedals: A Self-Help Tutor to Im­prove Your Organ Playing, 2000.

Между тем вопрос выразительных возможностей педальных соло изучен недостаточно полно. Исследования посвящены большей частью технической или методической сторонам рассмотрения органной педали. На русском языке можно найти лишь некоторые дипломные и магистерские работы (например, магистерская диссертация О. А. Прониной Педальная техника органиста, 2011) , а также другие исследования, посвящённые рас­смотрению и сравнению органных школ. Таким образом, в России тема не исследована в полном объеме.

Настоящая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литера­туры и приложения. В работе 131 страница (в том числе приложение: 29 страниц), 96 нотных примеров.

В первой главе органная педаль рассматривается в контексте развития органной музыки. В следующих трёх главах – педальное соло в сочинениях композиторов барокко, романтизма и ХХ века.

Практическая значимость работы заключается в обобщении результатов исследования в музыкальном сочинении автора, текст которого публикуется впервые и приводится в приложении к диссертации.

Вопросы органной педали далеко не исчерпываются лишь её соль­ны­ми выразительными возможностями. Многие вопросы органной педализации в России остались неисследованными. Перспективами разработки темы могли бы стать исторический аспект развития педали как механизма, вторая педальная техника, диспозиция педали. Отдельного внимания и рассмот­ре­ния заслуживают педальные школы и упражнения. Исследования в этой об­ласти будут продолжены автором.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет