Древнеримская цивилизация эпохи Империи



Дата17.06.2016
өлшемі87 Kb.
#142622

Древнеримская цивилизация эпохи Империи. Реферат – 2005г. Источник: http://www.infobalt.narod.ru/

Этот текст колонтитулов легко может быть удалён

Оглавление

Введение. 3

1. История Древнеримской цивилизация эпохи Империи 3

3. Социальная структура Древнего Рима. 10

Вывод. 11

Литература. 13




Введение.


Рим был основан в 753 г. до н. э. в области Лациум в центре Италии. В ходе своего развития Рим заим­ствовал культуру и достижения своих соседей. Особенно значительное влияние на Рим оказали этруски, северные соседи Рима. По преданию, этруски являлись переселенца­ми из Малой Азии.

В III в. до н. э. Рим стал самой могущественной державой Средиземноморья. Не обладая культурой своих соперников, Рим прибегал к ее заимствованию, привнося на завоеван­ные земли собственный государственный порядок и устрой­ство.

Во II - I вв, н. э. Рим испытал серьезный кризис. Римс­кое государство было устроено по подобию полиса. Однако очевидно, что если полисное устройство может быть эффек­тивным для города и его округи, то оно абсолютно не подхо­дит для огромной державы. После тяжелой и продолжитель­ной гражданской войны в Риме устанавливается импера­торская власть. В эпоху империи Рим достигает наибольше­го могущества, объединив под своей властью земли Запад­ной и Южной Европы, Северную Африку и Западную Азию. Большую роль в этот период истории Древнего Рима начи­нает играть рабовладельческий уклад.

Ознакомление с богатым культурным наследием древнего Рима, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений народов древности (древнего востока и древней Греции), дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современность.


1. История Древнеримской цивилизация эпохи Империи


Первые успешные шаги по преодолению кризиса государственности в Риме и основанию Римской империи были сделаны Гаем Юлием Цезарем (100-44 гг. до н.э.). Цезарь, по сути, установил в стране военную диктатуру. Опираясь на армию, он свел на нет власть народного собрания, сделал послушным сенат, введя в него своих сторонников, провел ряд законов, направленных на укрепление государства, судебную, денежную и календарную реформы, перепись населения по всей Италии. Победив в ходе гражданской войны 49-45 гг. до н.э. сторонников сенаторской республики во главе с Гнеем Помпеем, он сосредоточил в своих руках практически всю власть. В 44 г. он получил пожизненные полномочия диктатора, с 47 г. дважды (на 5 и на 10 лет) получает звание консула, в 48 г. постоянное звание трибуна. Сенат дарует Цезарю титул императора, который ранее был почетным воинским титулом, присуждаемым консулу, диктатору, претору за крупную победу. Титул давал право на триумф, после чего полководец слагал его с себя. Цезарь получил титул императора с правом передачи его потомкам. Таким образом, по своему содержанию это высшее военное отличие превратилось в один из титулов главы государства. В результате заговора римской аристократии Цезарь был убит в сенате, однако, реставрации аристократической республики не произошло.

Становление империи завершилось при Октавиане (63-14 гг. до н.э.). Он был внучатым племянником Цезаря, которого тот усыновил и объявил своим наследником. Победив соперников в гражданской войне, Октавиан за время своего правления (27-14 гг. до н.э.) завершил реформы, начатые Юлием Цезарем, и значительно расширил пределы Римской империи. По сути Октавиан правил единолично, учитывая интересы сенаторского и всаднического сословий, опираясь на армию и ветеранов, проводя по отношению к плебсу политику хлеба и зрелищ. Он получил от послушного ему сената титул Август (Божественный) и императорский титул, был наделен пожизненно правами народного трибуна, консула, командующего всеми войсками, проконсула (т.е. лица, контролирующего провинции) и даже великого понтифика - верховного жреца. Но, помня о судьбе Цезаря и учитывая глубокие республиканские традиции Рима, Октавиан предпочел формально сохранить республиканские порядки (сенат, народное собрание, магистратуры). Он принял старый республиканский титул принцепса сената, т.е первый сенатор, открывающий сенаторский список, которому представляется право выступать первым в сенате. (В связи с этим историки назвали первый период имперской истории Рима эпохой принципата). Октавиану удалось стабилизировать положение в империи, прекратить хищничество наместников в провинциях, упорядочить сбор налогов с населения провинций. Он же начинает формировать ( в отличие от сохранившейся со времен республики сенатской казны) особую императорскую казну фиск.

При преемниках Октавиана войны за овладение новыми землями были продолжены. При императоре Траяне (98 - 117 гг.) Империя достигла своих максимальных границ. Однако, это был предел развития римской экспансии. Уже преемник Траяна император Адриан (117 - 138 гг.) вынужден был отказаться от политики военных захватов новых земель и все внимание уделить укреплению границ и усилению централизованной власти с опорой на разветвленный бюрократический аппарат. Именно при нем строится Адрианов вал, система пограничных оборонительных валов и сооружений. Отказ от военной экспансии имел и другую причину. На границах империи появляется новый противник варвары. Борьба с варварскими вторжениями, которая принимает порой характер затяжных войн (Маркоманнские войны 166-180 гг.), требует все больших сил и жертв. В борьбе с варварами Империя теряет Дакию и двух императоров Деция и Валента. В IV в. над Европой нависла новая опасность вторжение гуннских племен. Все это не могло не истощать силы Империи, погружающейся в состояние неизлечимого кризиса.

В III в. Римская цивилизация проходит через полосу кризисных явлений в экономике, ремесле, торговле. В связи с прекращением войн резко уменьшился приток новых рабов. Рабский труд становится все менее выгоден. Появляется новая форма земельных отношений колонат. Разоряющиеся мелкие земельные собственники были вынуждены брать в аренду у крупных землевладельцев землю, скот, орудия труда, выплачивая продуктами арендную плату хозяевам земли и налог государству. Во II-III в. колонат становится наиболее распространенной формой ведения хозяйства в Италии и провинциях, в IV в. колоны прикрепляются к земле и их положение все более приближается к рабскому. В колонов, а не в рабов стали превращать и пленных. Невозможность повысить производительность рабского труда и возрастающая потребность в деньгах (цены во II в. по сравнению с III-м выросли в 8 раз) привели к кризису экономики античного города важнейшей социальной основы Римской цивилизации. Городские собственники разорялись. Власть все более стала сосредоточиваться в руках тех, кто владел богатством, и сумел его сохранить и приумножить.

Эпоха принципата поражает своей двойственностью. С одной стороны, заметны яркие признаки кризиса цивилизационного развития: проявляется несостоятельность рабства и рабского труда, Рим утрачивает черты гражданского общества, единоличная власть открывает возможности как мудрого (Марк Аврелий), так и деспотического ее использования (Нерон), Италия теряет роль центра цивилизации, усиливаются центробежные тенденции в провинциях, многие из которых обгоняют ее в экономическом развитии. И в то же время расцветают науки и искусства, растет количество грамотных людей, совершенствуется законодательство, основы которого сохранились и во многих современных правовых системах. Построен Колизей, Пантеон, строятся дороги, водоводы (акведуки), некоторые из них сохранились и до наших дней. Все большую роль в жизни граждан играют празднества (180 в год) и в то же время появляется новая религия спасения христианство.

С конца II в. резко обостряется кризис цивилизации. Центробежные устремления провинциальной знати, непрекращающиеся гражданские войны и смена императоров (с конца II в. за сто лет в Риме сменилось 33 императора), политизация войска, которое становится силой, возводящей императора на трон и лишающей его трона (нередко вместе с жизнью) все это в конечном итоге вело к установлению деспотических режимов, как последнего средства сохранения Империи. Такой режим под названием доминат (от латинского dominus - господин, властитель) и был установлен при императоре Домициане (284-305 гг.) и его соправителе Максимине. Реформы Домициана в финансовой, военной, гражданской, налоговой сферах несколько стабилизировали обстановку с стране. Знать, напуганная как внешней опасностью, так и внутренними конфликтами, согласилась ради стабильности отказаться от части своих притязаний. В 305 г. Домициан и Максимин добровольно отреклись от престола. После нескольких императоров, сменявших друг друга, к власти приходит Константин (306-337 гг.), который с 324 г. правил единолично.

Этому императору принадлежит особая роль не только в истории Римской цивилизации, но и в дальнейшем цивилизационном развитии огромного евразийского пространства. Да, ему удалось, может быть, в последний раз, вновь объединить и укрепить Империю и править ею достаточно долгий срок, избежав участи многих солдатских императоров. Но, наверное, не этим определяется его главная историческая заслуга. Сульбе было угодно, чтобы именно Константин на месте старинной торговой колонии Византий основал новый город, который в 324 г. стал столицей Империи, в 330 г. в честь его был назван Константинополем, а позже выступил эпицентром развития Византийской цивилизации. И именно Константин был первым христианином в императорской тоге. Он первым осознал огромное влияние этой религии, зародившейся в Иудее в I в. н.э., среди приверженцев которой ко временам его правления оказались практически все слои римского общества. В отличие от своего предшественника Диоклетиана, последовательно проводившего политику гонений на христиан, Константин в 313 г. Миланским эдиктом признает христианство равноправным наряду с другими вероучениями. В 315 г. христианская церковь получает право юридического лица, т.е. право свободно иметь и распоряжаться своим имуществом. Более того, оставаясь формально язычником (принял крещение незадолго до смерти), Константин стремится превратить церковь в дополнительный инструмент своей власти. Он созывает в 325 г. в Никее 1-й Вселенский собор, где, как известно, был принят христианский Символ веры и решено ряд других важнейших для становления христианской церкви вопросов. Константин сам принимает активное участие в его деятельности, в частности, пытаясь примирить епископов западных и восточных областей Империи.

После смерти Константина Римская цивилизация продержалась еще полтора века, сотрясаемая ударами варваров и внутренними конфликтами. Приходят в окончательное запустение многие города. Нарушаются связи между провинциями. Сокращается торговля. Разрушается налоговая система. Все чаще и налоги, и жалование выплачиваются в натуральной форме. Можно лишь отметить основные вехи падения Рима. Уходит в прошлое мир языческих богов. С 381 г. христианство объявляется единственной государственной религией. В 393 г. были проведены последние Олимпийские игры символ язычества, олимпийские храмы были закрыты и разрушены. В 395 г. император Феодосий делит Империю на две части Восточную и Западную, передавая правление в них своим сыновьям Аркадию и Гонорию. В 410 г. весь античный мир потрясает весть о том, что пал Вечный город. Вождь вестготов Аларих ворвался в Рим и разграбил его. В 418 г. образовывается первое варварское королевство на территории Западной Римской империи Королевство вестготов, за ним еще несколько варварских королевств. И, наконец, в 476 г. Одоакр, варвар на римской воинской службе, свергает с престола последнего императора Рима, пятнадцатилетнего Ромула Августула и отправляет его императорские регалии в Константинополь. Это событие принято считать датой падения Западной Римской империи.



2. Экономическое развитие Древнего Рима.

У римлян товарно-денежные отношения стали развивать­ся лишь в результате завоевания империей огромных тер­риторий. Постоянные войны способствовали обогащению римской знати и разорению простых граждан. Ограбление завоеванных территорий позволило Риму содержать огром­ную профессиональную армию, способствовавшую социаль­ному порядку в обществе. Многие обедневшие граждане шли служить в армию. При этом в Риме жили граждане, не же­лающие работать и служить. Стекавшиеся со всей империи средства позволяли содержать их с помощью раздач хлеба и денег.

Большое значение для экономики Рима имел институт рабства. Рабство существовало и в государствах Древнего Востока, являясь патриархальным. При патриар­хальном рабстве раб выполняет функцию слуги или помога­ет в хозяйстве своему хозяину (таких рабов было сравни­тельно немного и они не играли весомой роли в экономике). В античности сложилось классическое рабство, в рамках которого число рабов значительно увеличивается, усилива­ется их эксплуатация, а продукция труда рабов часто ори­ентируется на рынок. Рабов предпочитали использовать в мастерских ремесленников и на рудниках. В сельском хо­зяйстве надзор за ними был затруднен и рабы использова­лись не так часто.

В Риме количество рабов было еще большим, чем в гре­ческих городах, поскольку Римская империя непрерывно, на протяжении нескольких столетий вела успешные завое­вательные войны. Порабощение иноземцев позволило рим­лянам использовать массовый рабский труд в ремесле и сель­ском хозяйстве. Появляются латифундии — крупные земель­ные хозяйства, в которых под руководством надсмотрщиков использовался исключительно рабский труд. В некоторых местах рабы становились основными производителями, что приводило к разорению рядовых общинников.

Следует отметить, что рабство поставило античную эко­номику в тупик. Использование рабства не позволило ин­тенсифицировать производство. Экстенсивный путь разви­тия, направленный на расширение производства и увеличе­ние количества рабов, завершился глубоким кризисом пос­ле окончания завоевательных войн. В результате в недрах античности постепенно начинают вызревать новые, прото-феодальные экономические отношения.

В Риме товарно-денежные отношения и хозяйство, ориентированные на рынок, приводили к уси­лению эксплуатации рабов. Рабы стали рассматриваться не как люди, обладающие какими-либо правами, а как сред­ства получения прибыли. Хозяин относился к рабу как к своей собственности и мог делать с ним, что хотел. Обычной была ситуация, когда раба отправляли на рудники, где он быстро погибал, и его сменял новый, купленный на рынке раб. В Римской империи появилась особая категория рабов, которые сражались между собой для развлечения граждан — гладиаторы.


3. Социальная структура Древнего Рима.


В Риме, в отли­чие от греческих полисов, родовые пережитки существова­ли дольше и оказывали более сильное влияние на обществен­ную жизнь. Римская семья — классический пример боль­шой патриархальной семьи. Глава семьи полностью распо­ряжался в своем доме, мог казнить, продать в рабство или наказать своих родственников. Также он выполнял жрече­ские функции в своем доме.

Римские граждане назывались квиритами. Первоначально правами гражданства обладали только патриции - потомки первых жителей Рима. Плебеи — потомки поздних пересе­ленцев — не участвовали в политической, общественной и религиозной жизни общины, несмотря на то, что были бо­лее многочисленны. После долгой борьбы плебеи вынудили патрициев уступить им часть прав. В итоге римское обще­ство разделилось на три сословия: нобилитет (знать); всад­ников (представители этого сословия одно время служили в кавалерии); плебеи. Нобилитет занимал государственные должности, всадники были торговцами и финансистами, плебеи являлись непосредственными производителями. Пле­беи не могли претендовать на избрание на государственные должности.

Основным занятием граждан в Риме было земледелие, не ориентированное на рынок. Граж­дане-земледельцы составляли основу римской армии, при­зываясь на службу в случае войны. Позднее, когда римляне уже не могли одновременно вести войны по всему Средизем­номорью и вести свое хозяйство, римская армия становится профессиональной. Обедневшие крестьяне стали профессио­нальными солдатами.

Число римских граждан было невелико в сравнении с количеством жителей завоеванных Римом земель. Постепен­но римляне были вынуждены разделить завоеванные земли на несколько категорий (провинций), облагая их различны­ми податями. Жители провинций стремились стать рим­скими гражданами. Как правило, римское гражданство при­обреталось посредством службы в римской армии. Со време­нем провинциальная знать обрела большое влияние и стала выдвигать из своих представителей римских императоров. Наконец, в 212 г. н. э. все жители Римской империи полу­чили римское гражданство.


Вывод.


Римская цивилизации оказала огромное влияния на развитие Европы и всего мира. Хотя римская культура не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура. Здесь в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план. Духовная культура римлян носила скорее подражательный характер.

Однако именно в этом проявилась её индивидуальность, специфичность. Важная особенность древнеримской цивилизации – во-первых установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик, ту систему ценностей, которую создала эта цивилизация. Система ценностей древнего римлянина - чувство патриотизма. Римляне считали себя богоизбранным народом и долг каждого гражданина заключался в служении отечеству, не щадя своих сил и жизни, а это было возможно при наличии таких качеств, как стойкость, мужество, верность долгу, дисциплина.


Литература.


  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

  2. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и современность. М., 1986

  3. Крушило Ю.С. “Хрестоматия по истории древнего мира” Москва 1980г.

  4. Кузищин В.И. “ История Древнего Рима” Москва, Высшая школа 1982г.

  5. Немировский А.И. “У истоков исторической мысли” Воронеж 1979г.








Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет