Әлеуметтану социология Х. Гусейнова tеоретические подходы к телевизионной критике



Дата14.06.2016
өлшемі150.49 Kb.
#135027

Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы № 5 (84) 2011



ӘЛЕУМЕТТАНУ

СОЦИОЛОГИЯ
Х. ГУСЕЙНОВА
TЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КРИТИКЕ
The author of this article has tried to identify an essence of television criticism, as well as to touch upon the role of the TV criticism in improving a quality of the programmes. Establishment and development of the TV criticism in Azerbaijan has been studied on a stage-by-stage basis. Each stage’s peculiarities have been indicated and justified with concrete cases. In the end, the author has mentioned her conclusions and some recommendations to improve a state of TV criticism in Azerbaijan. Future development of TV criticism in Azerbaijan depends on research of television criticism’s history and the first TV criticism patterns, its comprehensive analysis, as well as on teaching and study of TV criticism as a subject.
Телевизионная критика, с теоретической точки зрения, сформировалась на базе литературной критики. Поэтому, было бы уместным начать исследование телевизионной критики с упоминания некоторых характеристик литературной критики. Азербайджанский мыслитель и писатель ХIХ века Мирза Фатали Ахундов, который своими художественными, философскими, эстетическими и социальными взглядами внес значительную лепту в историю азербайджанской литературы, также высказал ряд интересных мыслей о критике. М.Ф.Ахундов употреблял термин «критика» в двух значениях: 1) Разбор, обсуждение творческой продукции с целью оценить ее; 2) Высказывание отрицательного суждения, указание недостатков чего-либо. На азербайджанском языке оба значения выражаются одним словом – «тянгид». Он предлагал для обозначения литературной критики заимствовать слово «критика», а имеющееся слово («тянгид») оставить для выражения второго значения. М.Ф. Ахундов рассматривал критику как средство развития общества. По его мнению, литература не может продвигаться с помощью замечаний и советов, она должна критиковать имеющиеся в обществе недостатки и безобразия [1, 30].

Конечно же, критика это не только порицание или выявление ошибок того или иного произведения.

Его главная цель – проанализировать произведение, выявить, соответствуют ли его компоненты общепринятым правилам и теоретическим нормам. Литературовед, критик, заслуженный деятель науки Казахстана Мухамеджан Каратаев по этому поводу пишет: «...задачи критики более широки.

Она не может ограничиться ролью наставника писателей, ценителей произведений. Она должна быть и воспитателем читателя, должна пропагандировать идейные и эстетические ценности». М. Каратаев добавляет, что критики «...впередсмотрящие на карабле литературы должны сигналить о любом неблагополичии или отставании» [2, 9,3]. Правда, что весомая и влиятельная критика во многом зависит от личных качеств критика, его умения и навыков дать оценку. В этом деле необходим профессионализм. Случайные и несистематичные заметки какого-либо зрителя, слушателя или же читателя нельзя считать критикой. Видный немецкий социолог и искусствовед Теодор В.Адорно (1903-1969) по этому поводу писал: «Могут ли рядовые граждане иметь в наше время свои собственные желания?.. Есть немало свидетельств тому, что способность людей вновь и вновь желать что-то иное, кроме того, что они уже имеют, в настоящее время заметно ослабела… Есть опасения, что публика, если ей действительно будет предложено высказать свои пожелания, потребует того же самого, что ей навязывают, только в большем объеме. …Среди рядовых телезрителей тщетно искать людей, желающих изменить интеллектуальный и духовный уровень предлагаемой им продукции СМК и имеющих силу для претворения в жизнь своих желаний [3, 56-57]. Но если критика исходит из рук профессионала, который имеет необходимый опыт в этой сфере, каждый автор будет с ним считаться, признавать свои недостатки и работать над их устранением. Профессиональный критик играет роль путеводителя для читателя, слушателя или зрителя. Критики не выносят на обсуждение нравящиеся или не нравящиеся им стороны какого-либо произведения. Критики должны объяснять сущность кой-либо телепрограммы и в целом всех программ, транслирующихся по одному и тому же каналу, а также должен указывать, соответствует ли та или иная программа общепринятым стандартам. Творческий коллектив создает аудиовизуальный материал, вещатель передает его в эфир с помощью технических средств, аудитория созерцает, а критик – изучает и анализирует. Право выбора опять остается за аудиторией. Таким образом, для телевизионных каналов, которые борются за массовую, устойчивую и стабильную аудиторию, путь в сердца зрителей может лежать через перо критика. Поэтому, критик должен быть профессионалом своего дела, который смог бы поддержать свои практические предположения теоретическими основами.

На самом деле, очень важно выразить критику беспристрастно и с отвагой, в рамках норм вежливости, а также воспринять это честно и хладнокровно. Между критикующим и критикующимся должна быть взаимное уважение и почтение. Потому что, объектом критики является не автор, а его произведение. Конечно же, реакция, вызванная критикой, зависит от его стиля и формы. С этой точки зрения, мы можем разделить критику на принципиальную и либеральную. То есть, в отличие от принципиальной критики, в которой проблема ставится крайне резко и без всяких компромиссов, либеральная же критика старается показывать это в наиболее мягкой форме.

В международной практике телевизионная критика рассматривается как одна из ветвей медиакритики. Термин «медиакритика», который широко используется в иностранной научно- теоретической практике, является относительно новой для азербайджанской журналистики. В англоязычной литературе термин “media criticism” употребляется в двух значениях: как научный анализ деятельности СМИ и как род деятельности коммуникатора.

Наряду с комплексным изучением медиа критики, также важно изучение его отдельных компонентов – телевизионной критики, радио критики, критики печатных изданий, а также критики Интернет изданий.

Чтобы всесторонне обсудить телевизионную критику, в первую очередь нужно ответить на один важный вопрос: «Что такое телевизионная критика?». Термин «телевизионная критика» имеет разные интерпретации. Она характеризуется как «орудие борьбы против некачественного продукта» и «просвещающий и направляющий фактор для зрителя». В 2002 году Евразийская Телевизионная Академия вместе с журналом «Телефорум», Евразийская Медиа Группа, Союз Кинематографистов России и Интерньюс провели семинар, посвященный телевизионной теории и критике. Во время семинара было решено, что телевизионная критика это «защита индивидуального взгляда от агрессивной телевизионной атмосферы». Профессор Московского государственного университета С.А. Муратов назвал телевизионную критику «телевизионным самосознанием» [4]. А некоторые телекритики характеризируют этот термин как «взгляд на телевизионные процессы со стороны». В электронной энциклопедии http://wikipedia.org дается очень интересное определение телевизионной критике: «Телекритика – это профессиональная оценка и истолкование продуктов телевизионного вещания: телепрограмм, телепередач и даже деятельности и идеологии телеканалов; также выявление и утверждение творческих и профессиональных принципов тех или иных направлений телевизионного вещания; один из видов журналистского творчества». Согласно электронной энциклопедии, телекритика иногда граничит с критикой кино, политической и социальной журналистикой и пр. «Она тесно связана с жизнью общества. Работающий в жанре телекритики журналист осмысляет главные события текущей реальности, показанные на телеэкране, анализирует их с разных сторон, излагает свой взгляд на «телекартинку», включая философский и эстетический».

Попытки занять существенное место на рынке телеинформации увеличивает важность телевизионной критики. По нашему мнению, телевизионная критика, как термин, более понятна в нижеследующем порядке:

- Телевизионная критика – это область медиакритики, которая непосредственно оценивает и анализирует продукт телевизионного творчества;

- Телевизионная критика – это область журналистской деятельности, обладающая теоретической и практической базой, исследующая актуальные проблемы;

- Телевизионная критика – это фактор, нейтрализующий отношения между телевидением и аудиторией, а также имеющий силу влияния на рекламный и маркетинговый рынок телевидения;

- Телевизионная критика – это социальный заказ, который помогает зрителю сделать выбор из непрекращающегося потока информации, выполняя роль компаса или гида.

Главным предметом телевизионной критики является журналист и программа, являющаяся продуктом деятельности творческого коллектива, а объектом – массовое сознание аудитории, являющейся потребителем телеинформации.

В теоретических исследованиях существуют различные подходы к теле критике. Профессор университета Алабамы, один из известных исследователей телевизионной критики в США Д. Батлер указывает на два пути разъяснения телевизионных программ:

1. Исследование средств массовой информации – эмпирическое исследование, основанное на методе научного исследования.

2. Аналитическое исследование, основанное на методе, используемом при анализе литературы, искусства, истории, кино и театра – учение о телевидении.

Очень важно найти фундаментальные различия между эмпирическим и критическим подходом.

Потому что, первый независимый анализ телевидения характеризуется доминированием эмпиризма.

Основные принципы эмпирического подхода можно сгруппировать таким образом:

1. Знание о критикующемся объекте находится в самом объекте, исследователь определяет его путем эксперимента и обзора;

2. Исследователь объективен, он не выдумывает цифры;

3. Как и в естественных науках, эксперимент должен повторяться, т.е. с применением тех же самых процедур к похожим объектам, повторяющиеся эксперименты должны привести к одним и тем же результатам.

4. Эта теория используется для создания гипотез и предположения новых идей о фактах, выявленных путем эмпирического исследования. Кроме того, собранные факты могут способствовать ведению новых исследований.

Критическое отношение, отражающее в себе некоторые детали этого направления, основывается на следующие принципы:

1. Знание об исследуемом объекте выявляется в результате интерпретационного отношения между исследователем и феноменом. Процесс образования значения проходит через реакцию человеческого интеллекта.

2. Критики не могут быть объективными. Натура их деятельности субъективна. Ученые выявляют теоретические взгляды, уровень подготовленности и психологическое состояние исследователя. 3. Критические подходы не могут повторяться, так как они основываются на мнении. То есть, получение одинаковых результатов в случае повторения исследования не особо важно.

4. Результаты критических исследований могут быть смешанными, изменяющимися, а иногда

противоречивыми.

Интерпретировать телевизионные программы – это определение его сущности и важности.

Профессиональный критик, работая над конкретным объектом, должен пройти несколько этапов:

- заниматься с объектом на интеллектуальном (даже эмоциональном) уровне;

- должен внимательно изучать его составные части;

- приводить некоторые критические мнения;

- анализировать вышеуказанные моменты согласно аналитической традиции теории и метода, основанной на интерпретации.

Согласно Д. Батлеру, критики не могут быть объективными, так как «натура их деятельности субъективна». «Акт критики – процесс реализации теории на деле» [5, 417].

Одним из самых важных элементов в телевизионной критике являются собранные аргументы и факты. Факты могут исходить из трех источников:

- Телевизионные программы: телевизионные продукты с текстом и без него, а также техническая сторона – монтаж, звук и музыка;

- Другие медиаструктуры, связанные с телевидением – опубликованные фотографии, веб сайты, интервью, реклама, статьи и др.;

- Материалы, созданные при участии аудитории – мнения зрителей, письма, опубликованные в телевизионных журналах, а также социологические опросы.

Основную аудиторию телевизионной критики можно условно классифицировать таким образом:

- Профессионалы – создатели телевизионных программ и телевизионные исследователи;

- массовая аудитория.

И телекритику можно разделить по этому основанию:

- профессиональная телекритика;

- массовая телекритика.

Ученые обычно адресуют профессиональную телекритику научным кругам и профессионалам СМИ. Профессиональная телекритика в основном изучает более сложные, всесторонние и многовекторные проблемы, которые требуют высокого уровня научно-аналитического подхода. Этот тип телевизионной критики носит научный характер, так как его создателями являются специалисты, проводящие теоретические исследования в области телевизионной журналистики.

Профессиональная критика носит характер самосознания и самокритики, а также служит развитию творческих работников, улучшению мастерства журналистов, развитию других норм и критериев профессионализма, направлению общественного спроса и постоянному усовершенствованию на основе социального заказа. Такого рода примеры телекритики обычно публикуются в профессиональных изданиях и научных журналах.

А массовая телекритика адресуется широкой аудитории читателей, слушателей и зрителей. В этом случае, телекритик является и журналистом, анализирующим деятельность своих коллег и относящимся к ним с критикой, и, в отличие от обычного наблюдателя, более информированным зрителем со способностью быстрого реагирования.

Массовая телекритика стимулирует общественный интерес к актуальным проблемам, создает возможности для диалога между средством массовой коммуникации и аудиторией, а также просвещает создателей телеинформации о функциях телевидения по многим вопросам. Между этими двумя видами телекритики существует неразрывная и органическая связь. Профессиональная телекритика обогащает массовую телекритику теоретическими исследованиями, концептуальными взглядами, новыми идеями и уже достигнутыми научными результатами. Изучение образцов телекритики, опубликованных в печатных изданиях и электронных информационных средствах, показывает, что телекритика, независимо от типа, обладает характерными свойствами, которые можно сгруппировать таким образом:

1. Актуальность

2. Публицистичность

3. Научность

4. Программность

5. Сбалансированность

Актуальность – одна из основных особенностей журналистской телекритики. Телекритика должна быстро и без замедления реагировать на каждую телевизионную программу, имеющую общественное значение.

Публицистичность – один из тех элементов, который влияет на стиль и общественную важность телекритики. Телекритика, подготовленная с высоким публицистическим мастерством, участвует в формировании общественного мнения.

Научность - наивысший показатель, который зависит от степени научно-методологической подготовленности критического материала и критика. Индивидуальные знания критика, а также концептуально-рациональное исследование, являющееся объектом обсуждения, здесь выступают важными условиями.

Благодаря программности, осуществляется перспективное развитие исследуемой проблемы на основе анализа. Кроме того, определяются контуры общепринятой формы. Критический материал обычно строится на основе анализа конкретной проблемы. В результате анализа появляются сбалансированные взгляды с различных аспектов. Критик, признающий право зрителя и читателя на выбор, всегда придерживается баланса.

Исследование примеров телекритики в печатных изданиях и электронных СМИ показывает нам наличие определенной жанровой системы. Несмотря на то, что авторы предпочитают писать в основном в аналитическом плане, информативные и художественно-публицистические жанры тоже не являются редкостью. Жанры, наиболее встречаемые в азербайджанской телекритике, можно сгруппировать следующим образом:

- информативные жанры – мнение, интервью

- аналитические жанры – статья, обзор, рецензия, комментарий

-художественно-публицистические жанры – эссе, сатирический комментарий.

В мировой практике наиболее распространенный вид телевизионной критики – это статьи, помещенные под специальными рубриками в газетах и журналах. Если мы придерживаемся мнения, что телекритика является составной части журналистского расследования, то функции телекритики должны исходить из функций журналистики [6]. Регулирующая и стимулирующая роль телекритики, наглядно показывает важность изучения этих функций. По нашему мнению, телекритика выполняет следующие функции:

1. Информативно-коммуникативная; 2. Познавательная; 3. Регулятивная; 4. Просветительская и 5.Коммерческая.

При передаче своих мыслей и рассуждений телекритик должен учитывать то, что его аудитория состоит из индивидов с различным уровнем образования, мировоззрения и социального обеспечения.

Для того чтобы привлечь внимание аудитории, стимулировать ее активную реакцию, телекритик в первую очередь обязан создать такую коммуникативную ситуацию, чтобы результаты анализа были максимально восприняты аудиторией.

Познавательная функция телекритики получает свое отражение в анализе, интерпретации, оценке и прогнозировании. Телекритика обращается к нескольким аналитическим формам изучения.

Производитель информации с нескольких аспектов – на основе социальной, экономической, социально-психологической методики – помогает аудитории понять процесс образования медиапродукта, влияние на него некоторых факторов, а также тактики и стратегии телевизионного канала. В условиях рыночной экономики, очень важным элементом является анализ телеканала с экономического аспекта, для всестороннего изучения мотивов и условий зарождения какого-либо про проекта, а также получения какого-либо телепродукта из производственных студий. С юридического и организационного аспектов, анализ помогает изучению взаимоотношения между творческими работниками и техническим персоналом телеканала. Все эти показатели создают благоприятную почву для всестороннего анализа телевизионного продукта. Анализ также углубляется изучением психологических особенностей творческих индивидов. Изучение материалов телевизионной критики показывает, что в современных условиях изучение технологической базы, производящей информации, является важным условием. Программная разновидность, своеобразность, типы отдельных программ телеканала, анализ их внутренней структуры и стилистических особенностей также относятся к познавательной функции.

Оценка тоже входит в стиль работы телекритиков и раширяет контуры познавательной функции телекритики. Естественно, здесь речь идет не о субъективных рассуждениях и выводах.

В этом случае оценка реализуется путем разностороннего исследования и компаративного анализа профессионального творчества, этических, эстетических и идеологических норм.

Регулятивная функция относится скорее к профессиональной телекритике, которая соответствует профессионально-творческим и этико-эстетическим нормам. Благодаря такой критике, в обществе формируется отношение к определенной телепрограмме и телеканалу. По этой причине, производители телевизионной программы должны учитывать требования производителей информации. И это напрямую, в качестве внешнего фактора, обеспечивает регулятивную роль деятельности телевидения. Исследование материалов телекритики дает нам возможность прийти к такому выводу, что телекритика, создавая условия для распространения в области массовой коммуникации различных знаний и моральных ценностей, выполняет одновременно и просветительскую функцию, что в свою очередь, способствует интеллектуально-моральному развитию аудитории и укреплению взаимоотношений между телевидением и обществом. В условиях рыночных отношений телекритика порою оказывает коммерческую услугу тем или иным телевизионным каналам. Хотя это и не является основной функцией телекритики, такие случаи встречаются. Журналистское произведение, подчиняющееся чисто коммерческим требованиям, не отвечает основным критериям телекритики.

В теоретической литературе есть упоминание и о социально-организаторской и корректирующей функциях медиакритики.

По нашему мнению, телекритику целесообразнее разделить на виды по следующим основаниям:

1. По объекту анализа:

a) анализ информационных программ;

b) анализ аналитических программ;

c) анализ художественно-публицистических программ.

2. По характеру анализа:

a) этико-эстетический анализ (объект анализа исследуется с эстетической стороны, поведение журналиста оценивается в соответствии с этическими нормами и правилами, а также умением решить поставленные задачи в рамках этих норм);

b) литературно-художественный анализ (объект анализируется на основе литературных и художественных закономерностей);

c) технический анализ (речь идет о техническом уровне анализируемой программы – сюда относятся многие проблемы, включая установка света, кадра, плана, ракурса и монтажные вопросы);

d) лингвистический анализ (объект анализа исследуется с лингвистической стороны);

j) драматургический анализ (здесь внимание концентрируется на драматургической последовательности анализируемого объекта, а также способности автора придерживаться этой последовательности).



ЛИТЕРАТУРА
1. Ахундов М.Ф. Художественные и философские произведения. –Баку: Язычы, 1987. -С. 30.

2. Каратаев М.К. Собрание сочинений в трех томах: статьи, очерки. –Алматы: Жазушы, 1986. -С.9.

3. Адорно, Теодор В. Может ли публика хотеть? В кн.: 40 мнений о телевидении. -М.: Искусство, 1978.

-С. 55-60.

4. Муратов С.А., Фере Г. Люди, которые входят без стука. -Москва, Искусство, 1971. -168 с.

5. Бутлер Ж. Телевисион: Critical Метщодс анд Applications. Манwащ, НJ: Lawrence Elbraum Associates,

2002, p. 617.

6. Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики: Автореф. дис. док. фил. наук.



-Санкт-Петербургский Государственный Университет, 2003.

Поступила в редакцию 16.05.2011.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет