Эпоха Возрождения
Проторенессанс и Кватроченте
Именно в эту эпоху были заложены основы современного научного знания, развития литературы, книгопечатания, реалистического характера живописи. Эпоха Возрождения поставила человека в центр вселенной, придала искусству светский характер, Это время отличается восхищением перед неисчерпаемостью мира, жаждой его познания.
Огромна роль городов в эпоху Ренессанса. Именно городской характер носила культура эпохи.
Гуманизм
Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. В центре внимания нового времени - идеал сильной, независимой, гордой личности. Человека смелого, решительного, предприимчивого. Идеал титанической личности.
Первым гимном достоинству человека стала “Божественная комедия” Данте Алигьери - произведение, соединившее в себе поэзию, философию, Теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте - Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек - творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. По мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор.
В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.
Интерес к античности
Пробуждается особый интерес к античности, начинается поиск и коллекционирование произведений дохристианского искусства. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки - латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.
Периодизация
Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.
Проторенессанс (Предвозрождение) 12 -13 века.
Классической страной Возрождения была Италия, ранее других стран пошедшая по пути капитализма. Ее города все больше завоевывали независимость. Эти города и стали центрами нового отношения к искусству. Городское население, цеха, ремесленники были той питательной средой, которая давала деятелей эпохи Возрождения. Флоренция на протяжение почти четырех веков была родиной наиболее известных мастеров.
Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения.
Джотто ди Бодоне (1266 -1337) гг.
Родоначальник реалистического искусства, архитектор, скульптор, поэт и художник. Современник и друг великого Данте, родился во Флоренции, вероятно, учился у Чимабуэ, расписывал церковные
сооружения, спроектировал знаменитую звонницу (кампанилла) при соборе Сайта Мария дель Фьоре.
Самые знаменитые работы Джотто - цикл фресок в Падуе в церкви Капелла дель Арена (на месте бывшей цирковой арены). В 1305 - 1307 гг.
Джотто создал цикл фресок, посвященный Христу и Марии. Замечательны открытия Джотто. Он начинает утверждать ценность реального человека, пытается создать трехмерность пространства. В его произведения появляется настоящий драматизм, столкновение характеров, не иконописные, а реальные жесты. Джотто вводит элементы пейзажа, строений. Особенно интересны «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание». В центре «Поцелуя Иуды» - столкновение двух характеров. Прекрасен Иисус, безобразен Иуда Автор пользуется светлыми, холодными тонами, как бы отделяя плащом Иуды центральную группу. Темносиний фон напоминает, что действие происходило ночью, вспыхивают факелы, взметнулись мечи, кажется, мы присутствуем при шумной бурной сцене. Все фигуры у Джотто немного коренастые, величественные, напоминают крепких, основательных крестьян Тосканы. Поражает реальный жест горя и отчаяния Марии на фреске «Оплакивание». Вся композиция как бы устремлена к рукам Марии, поддерживающей голову Спасителя, этому подчинена и диагональ горы, и все фигуры. Джотто еще не писал с натуры, но достигнутое им проложило дорогу всему последующему развитию флорентийского и итальянского искусства.
Раннее Возрождение (15 век) Кватроченте (так называется по-итальянски 15 столетие).
В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего Возрождения, или кватроченто, - Донателло, Мазаччо, Боттичелли - проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.
В это время во Флоренции во главе города встает семейство банкиров Медичи, они и будут финансировать наиболее важные заказы эпохи. В 15 веке такую роль играл герцог Козимо Медичи.
Архитектура 15 века.
Центральной задачей всей эпохи Возрождения стала разработка постройки центрально-купольного храма. Были переработаны античные (в первую очередь, римские) традиции. Вновь возрождается интерес к ордеру, ясности, четкому членению здания, равновесию частей.
Филиппе Брунелесски (1377 -1446) Родоначальник архитектуры Возрождения.
Он начал работать в цехе ювелиров. Принял участие в создании серебряного алтаря в городе Пистое. В 20-е годы 15 столетия он фактически создал перспективу (способность создавать на плоском листе трехмерное пространство). Затем мастер работал в Риме. Главнейшей постройкой Брунеллески стал купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Сам собор был начат еще в 1296 году Арнольфо ди Камбио. С 1404 года к строительству приглашен Брунеллески. С 1420 года он проектировал купол. Купол был завершен без фонаря, шара и креста к 1436 году. Восьмигранный купол имеет 42 м. в диаметре у основания. Имеет четкий мощный силуэт. Впервые применена каркасная система, крепкие грани членят купол на восемь граней. Так воплощается идея разума Впервые после античности в Западной Европе было создано купольное сооружение. В 1471 году купол был увенчан беломраморным фонарем. Купол собора Санта Мария во Флоренции стал образцом для всех последующих сооружений такого рода и в первую очередь для Микеланджело при создании проекта купола собора Святого Петра в Риме.
Кроме грандиозного купола в своем родном городе Брунеллески построил Воспитательный дом, сакристию церкви Сан Лоренцо. Большой популярностью пользуется капелла семьи Пацци при церкви Санта Кроче во Флоренции. В плане это прямоугольник, фасад украшен шестиколонным коринфским портиком, средний пролет перекрыт аркой. Капелла увенчана куполом. Брунеллески принял участие в создании типа палаццо (дворца) для флорентийской знати. Это трехэтажное здание, в плане прямоугольное, с внутренним двором, кладка крупными блоками (руст). Огромные окна-порталы. Это прототип будущего общественного здания.
Скульптура
Основной задачей скульптуры нового времени стало освобождение скульптуры от церковного интерьера, то есть достижение ею самостоятельности. Происходит расширение тематики скульптуры, появляется портрет, конная статуя, украшающая город. Донателло (1386-146б)гг.
Реформатор итальянской скульптуры. Создатель первой обнаженной статуи Возрождения.
Две наиболее прославленных скульптуры мастера - «Давид» (1430 -1440) и конная статуя -памятник кондотьеру Гаттамелате. «Давид» украсил фонтан внутреннего двора Медичи. Статуя изображает юного пастуха после боя в момент покоя. Видно огромное влияние греческой скульптуры. Очень интересен силуэт, статуя отлита из бронзы, световые блики играют на гладкой поверхности. Кажется, что нежная почти женская рука пастуха не могла поднять тяжелый меч. Пастушья шляпа, украшенная цветами, как бы является верхней границей статуи.
Конная статуя Гаттамелаты - первый конный памятник эпохи Возрождения. Он портретно точен, хотя видно влияние римской скульптуры. На лице воина ум и суровость. Статуя украшает площадь в Падуе.
Живопись Кватроченте
Вслед за эпохой проторенессанса (Джотто) приходит эпоха важнейших открытий в истории искусства.
XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы.
Именно Италия продолжает идти во главе исторического развития. Итальянские города, ставшие республиками, и в первую очередь Флоренция, - вот центры нового мировоззрения, получившего название гуманизм. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.
В живописи происходят важные открытия. Усиливается роль человека, происходит поиск героического начала, появляются черты пейзажа, античные персонажи, обнаженная натура. Живопись усваивает уроки перспективы.
Мазаччо (1401 –1428)гг.
Этот недолго проживший художник стал следующим после Джотто учителем итальянских художников. Он еще больше приблизил живопись к действительности. Создавал на полотне иллюзию глубокого пространства, объединял человека и пейзаж. Фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции – главная его работа. Фрески Мазаччо в часовне Бранкаччи считаются шедевром ренессансной живописи, их отличают чёткость линий, жизненная конкретность в изображении персонажей и способность проникать в характеры изображаемых лиц.
Фреска «Чудо со статиром». Сюжет: Христос при входе в Иерусалим должен был заплатить мелкую монету статир. Он послал Св. Петра поймать рыбу и достать из нее монету. На фреске мы видим последовательный ряд действий. Глубоко правдиво поведение людей, жесты, позы. Интересна сцена ловли рыбы Св. Петром. Мазаччо стал придавать фигурам вес и объем, помещал их в трехмерное пространство. Он четко следовал законам линейной перспективы, создавая на фресках иллюзию уходящего вглубь пространства. Он стал передавать объем фигур при помощи света и тени, что стало важнейшим открытием живописи эпохи.
«Троица» ок. 1427 в церкви Санта Мария Новелла, во Флоренция — знаменитая фреска Мазаччо.. На ней художник мастерски вписал изображенную архитектуру в настоящую церковную и решил задачу создания перспективного пространства.
В 15 веке художник Доменико Венециано познакомил итальянцев с техникой масляной живописи. Он создавал профильные портреты по образцу античных медальонов.
Фра Филиппо Липпи (1406 –1469)
Монах, рисовавший прекрасных Мадонн, вел довольно свободный образ жизни и даже выкрал из женского монастыря монашку. Но его прощали, т.к. итальянцы очень высоко ценили творцов произведений. Монах, рисовавший прекрасных Мадонн, вел довольно свободный образ жизни и даже выкрал из женского монастыря монашку. Но его прощали, т.к. итальянцы очень высоко ценили творцов произведений. Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем.
Доменико Гирландайо (1449 –1494)гг.
Вместе с братом создал гирлянду. Бытописатель флорентийского патрициата. Писал по заказам Лоренцо Медичи Великолепного. Его герои выступают в одежде современников художника. В его мастерской учился Микеланджело.
Сандро Боттичелли (1445 –1510)
Именно в творчестве этого художника достигла наибольших высот живопись эпохи Кватроченте. Его возвышенная поэтичность, одухотворенность, аристократизм узнаются сразу. Видны личное, глубокое переживание художника, тонкая натура.
«Весна» (1485)г. Одна из самых известных картин художника. Впервые на полотне предстают античные персонажи. На полотне изображен сад Венеры. В центре – богиня Венера, как бы благословляющая новобрачных Картина была написана по заказу Лоренцо Медичи для его брачных покоев. Справа богиня цветов – Флора. От каждого легкого шага ее ноги расцветают цветы. Ее образ намекает и на название города цветов – Флоренции. Слева от Венеры замечательная группа – три Грации. Таким был женский идеал в эпоху Боттичелли. Купидон направляет стрелу в сердце одной из Граций. Юноша в крылатых сандалиях – это Меркурий. Своим жезлом он разгоняет тучи, чтобы они не омрачали вечную весну.
Для живописи Боттичелли характерны четкие силуэты, твердая и плавная линия. А образы овеяны грустью и беспокойством. Кажется, что вот-вот все персонажи картины растворятся. Художник как бы сам не верит в их долговечность.
Наибольшей известностью пользуется картина Боттичелли «Рождение Венеры»(1484) г. Это первое изображение обнаженного тела в эпоху Возрождения.
В центре полотна – Венера, которую на волнах моря в раковине несет к берегу. Ее сопровождают Зефир, западный ветер, и прислуживающая богине Ора, которая готова набросить на нагое тело покрывало. Поза Богини Венеры напоминает римскую статую, а тело кажется мраморным. Глаза богини так же печальны, как и на полотне «Весна». Художник соединяет чувственность и одухотворенность. Гамма картины холодная: преобладают зеленые и голубые оттенки. Даже красный цвет не пламенеет Это характерно для всех полотен Боттичелли. Волосы Венеры сплетены в сложный узор и, конечно, нарисованы не с натуры. Боттичелли не стремился создать подлинную глубину пространства.
Сама живопись художника говорит, что он еще не избавился от страха за свое, как он считал, греховное искусство. В годы торжества монаха –фанатика Савонаролы Боттичелли сам сжег несколько своих картин. А после казни Савонаролы его живопись претерпела сильные изменения. Поражает «Оплакивание», на котором резкие изломанные линии и жесты. Страшная трагедия написана на лице Магдалины, обхватившей ноги мертвого Христа.
Боттичелли умер в забвении, и его произведения на долгие века были забыты. Но в начале 19 века романтики воскресили интерес к художнику, и с тех пор Боттичелли – один из самых популярных мастеров эпохи раннего Возрождения.
Пьеро делла Франческа (1410 –1492)
Писать надо так, чтобы вещь казалась глазу живой – утверждал этот художник. Это один из самых прославленных мастеров раннего Возрождения. Его творчество отличалось лаконизмом и упорядоченностью.
Наиболее значительная его работа – двойной портрет урбинских герцогов. «Портрет Батисты Сфорца» и «Портрет Федериго Монтефельтро».
Федериго можно считать образцом человека эпохи Возрождения. Воин, дипломат, человек большого ума, покровитель искусств и глубоко религиозный человек – таким был герцог. На полотне мы видим совершенно точный портрет со всеми присущими герцогу чертами. Это первый подобный портрет эпохи. Монументальные образы герцога и его жены полностью заслоняют пейзаж. Мы даже не видим среднего плана. Человек господствует над миром. Но при этом Пьеро великолепно передает глубину пространства через постепенное просветление тонов к дальнему плану. Умная, сдержанная, властная Батиста написана очень сдержанно. Мы чувствуем, что художник еще не был совершенно свободен при работе с такими знатными особами.
В 15 веке достижения флорентийцев стали распространяться на Среднюю и Северную Италию.
Достарыңызбен бөлісу: |