Тема: Ересь Ария. Первый Вселенский Собор.
Цель:
-
Сообщить детям сведения о Первом Вселенском Соборе и лживом учении Ария.
-
Привить детям трепетное отношение к догматическим положениям Церкви, послушание канонам Церкви.
Используемая литература:
-
Бахметева А. Н. История Церкви для детей.- Мн.: «Издательство Белорусского Экзархата», 2006. – 767 с.
-
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: «Российское Библейское общество», 2003-927 с.
-
Куломзина С. С. Две тысячи лет. История православной христианской Церкви. – М.,2000. – 333 с.
-
Дополнительная литература: Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви.- М.:Издательство Свято-Тихоновского Богословского Института, 2001.-518 с.
ХОД УРОКА
-
Вступительная часть. Приветствие детей. Молитва
-
Основная часть
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей, то есть лживых учений. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года.
Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария,
Арий был родом из Ливии, а образование получил в Антиохии в школе священномученика Лукиана. В Александрии в начале четвертого века Арий показал стойкость своей веры во время гонений. Он стал пресвитером и и начал изъяснять народу Священное Писание.
Но Арий не признавал превечного рождения Сына Божия Иисуса Христа от Бога Отца. Таким образом Арий отрицал Божественную сущность Сына Божиего. Он ложно учил, что Господь Иисус является лишь творением Бога Отца, хоть и первым.
Вопрос, поднятый Арием, имел очень большое значение. Он грозил Церкви большей опасностью, чем преследование. Если Иисус Христос не есть Сын Божий в собственном смысле, то тогда христианство становится просто еще одним философским учением, еще одним сводом нравственных правил, оставленных нам еще одним проповедником. Новообращенные христиане легко принимали лжеучение Ария. Христиане же учили и верили, что Бог так возлюбил людей, что стал Человеком, пострадал и умер за наши грехи.
Волнения в Церкви не утихали. В 325 г. император Константин решил созвать Первый Вселенский Собор. Для этого епископы из различных провинций Империи, а также из других стран собрались в городе Никее. Это был первый из тех семи Вселенских Соборов, которые определили богословское содержание христианской веры и основные правила церковной жизни.
На Никейский Собор съехалось порядка 318-ти епископов. Некоторые из них были ученые богословы, много лет посвятившие изучению вопросов веры. Среди них особенно выделялись епископы древних апостольских кафедр – Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский. Но особо важную роль в формулировании православного вероучения на Соборе сыграл епископ испанского города Кордубы Осий. На Соборе были также епископы, которые пострадали за веру во времена гонений, такие как Павел Неокесарийский с обожженными руками, Пафнутий из Египта, ослепленный мучителями. На Соборе был святой Николай из Мир Ликийских Чудотворец.
Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью.
III. Заключительная часть. Молитва.
Достарыңызбен бөлісу: |