Феноменологическая социология
Особая версия социологической теории, возникшая на базе философского течения – феноменологии.
Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Гуссерль считал, что европейская наука зала в тупик: она вынесла за пределы человека как он есть. Европейская рациональность как таковая отлична от реальной рациональности, которую мы обычно называем здравым смыслом, здравым рассудком.
Если в начале 19-го века спросить, зачем нужны те или иные философско-научные размышления, то ответ получен не будет. А связь с наукой с реальностью должна быть всегда, она должна удовлетворять каким-то человеческим потребностям.
Поскольку наука зашла в тупик, нужно ее реформировать. Гуссерль задумал реформу европейской науки, которая подразумевала, что нужно все перечеркнуть и все начать с начала (причем следуя ее же правилам).
Мир научной установки нужно вынести за скобки. Останется мир естественной установки. Надо посмотреть, как мир естественной установки сконструирует мир научной установки.
Ту же процедуру нужно проделать в паре мир естественной установки – единичное эго. Одно конструирует другое.
Мир, в котором мы живем, - это не мир вещей в себе, а мир вещей для нас, в мире феноменов. Отсюда и термин феноменология.
Редуцировав сконструированные миры, можно вернуться к феноменам и все начать заново.
На позднем этапе своей работы Гуссерль обнаружил, что из единичного эго ничего вывести нельзя, нужно постулировать альтер-эго. Жизненный мир (мир естественной установки) – не мир единичного эго, он строится во взаимосвязи эго-альтерэго. Он интерсубъективен.
Альфред Шюц – фактически основатель социальной феноменологии.
Родился в Австрию Первая крупная работы – «Смысловое строение социального мира», 1932 – написана там же на немецком языке. По политическим соображениям был вынужден эмигрировать в США, где писал уже на английском языке, как правило, работы небольшого объема.
По объему наследие Шюца не очень велико.
Методологическое основание.
Ученый должен принимать точку зрения актора. Это постулат субъективной интерпретации. Каждый актор живет в мире феноменов, которые сам же (разумеется, с другими акторами) и конструирует.
Во многом идеи Шюца близки идеям Вебера.
«Идеальные типы» здесь называются просто «типами». Конструирование типов – обязательная часть социологии. Но нельзя уходить далеко от реальности. В качестве ограничения – 4 дополнительных постулата.
-
Постулат релевантности. Выбранная проблема задает схему соотнесения, в рамках которой должны строится типы.
-
Постулат логической согласованности. Когда мы строим типы, между ними должны быть общепринятые логические соответствия.
-
Постулат адекватности. Типы должны конструироваться так, чтобы каждое действие актора в жизненном мире, соответствующее идеальному типу, было понятно самому актору и любому другому человеку.
-
Постулат совместимости. Любое новое знание должно быть совместимо со всем корпусом накопленного научного знания.
Типы, которые мы создаем, - мир научной установки, а связи между ними должны соответствовать миру естественной установки.
Типы, которые мы создаем, -типизация типизации.
Бывают типы актора, типы мотивов, типичный действия, условия, цели, средства и т.д.
Типы это всегда упрощение, но за счет этого эти конструкции управляемы.
Сознание – это всегда «сознание о…», оно всегда связано с какими-либо объектами.
Свойство сознания – интенциональность – оно всегда на что-то направлено.
Человеку присуще действие и оно там всегда интенционально.
При рассмотрении действий актора надо учитывать, что есть интенциональные объекты.
Среди всех объектов есть особый класс – проекты (цели)
Способы «схватывания» объектов:
- просто восприятие
- перцепция
- воспоминание
- предвидение
- ретенция
- фантазии
Жизненный мир – тот, в котором мы живем, без научных ухищрений. Он социален.
Вторую часть лекции должен был писать Хемуль, но он, <вырезано цензурой>, не пришел, поэтому за него лекцию записывала Оля Симонова (233 гр.), которой каждый дочитавший до этого места может не полениться высказать за это свое уважение.
Конструкции:
Общий тезис alter-ego.
Разумность другого не равна нашей разумности.
Может возникнуть философия сомнения другого я. Но обыватель не ставит это под сомнение. Есть разумность других и другие я.
Человек во время действия не доступен сам себе (а другим доступен).
Эго и Альтер-эго через понимание действия взаимодействуют.
Действующий человек воспринимает себя в будущем прошедшем.
Должны быть базовые знания для коммуникации. Каждый находится в индивидуальном положении (ситуации). У каждого свое переживание – восприятие.
Находятся в индивидуальном контексте.
Разница биографической детерминации преодолевается с помощью тезиса взаимных перспектив: 2 идеализации:
-
взаимозаменяемость точек зрения
-
совпадения систем релевантности
-
Каждый находится в своем положении.
Эго здесь, Альтер – там.
Если эго и Альтер поменяют местами, то они увидят объект (и мир в целом) также, как видели до этого, но наоборот (эго – Альтер, Альтер – эго)
-
У каждого человека в любой момент есть текущий практический интерес.
Исходя из текущего практического интереса мир для человека выстраивается в виде ряда феноменов (объектов).
Для того, чтобы присутствовала и продолжалась коммуникация, должна присутствовать идеализация.
Идеализация «я-могу-это-снова»
Если поступаю по типичному способу, ситуации, то удовлетворяю свои типичные потребности.
(возможно обрушение идеализации)
-
«И-так-далее» (идеализация) связана с типизацией.
Каждое понятие должно сопровождаться этой идеализацией.
-
«То-что-знает-каждый» идеализация
В результате обрушения идеализации, у человека возникает нервный срыв.
Идеализации обладают реальностью и принудительностью (по Дюркгейму)
Действие – действие как развертывающийся процесс.
Действие противопоставляется акту (=завершенное действие)
Акт и действие переживаются по-разному. Но вместе с тем, они друг с другом связаны.
В основании действия лежит проект. (планирование)
Действие – интенциональный акт, направленный на интенциональные объекты.
Проект находится на базе действия.
Акт описывается с помощью типических категорий (пустые категории). Проект основывается на типических категориях.
Когда мы представляем проекты, мы описываем их в совершенном будущем.
Благодаря типизации, мы можем действовать.
Конструкция «мотивации человеческого действия»
2 мотива
- потому что….
- для того, чтобы… (действие здесь и сейчас)
Например: вопрос-ответ. А задает вопрос В, А – эго, задает для того, чтобы «потому что» становится необходимым мотивом для «для того, чтобы»
С помощью этой системы понятий возможны эксерименты.
Например 1) ситуация чужака 2) ситуация возвращающегося домой 3) эксперт и хорошо информированный индивид
Социология знания П.Бергера и Т.Лукмана
П. Бергер (1929). Родился в Австрии, потом переехал в США, где и работает.
Влиятельный социолог. Основные темы: религия, модернизация, глобализация, знание.
Т.Лукман (1927). Родился в Югославии. Потом в США, потом и сейчас в Германии.
Социология языка, религии, морали (в последнее время).
Совместная работа. «Социальное конструирование реальности» (1966)
Разработали социологию знания.
Бергер и Лукман дают совершенно новую концепцию феноменологического знания.
Социология знания оказывается в самом центре социологию.
2 основных понятия – реальность и знание.
Реальность – присуще феноменам свойство иметь бытие вне зависимости от нашей воли и желания.
Все, что сознание воспринимает реально, это реально.
Знание – это уверенность в том, что феномены реальны и обладают специфическими характеристиками. Знание бывает разного вида.
Реальность и знание определенным образом соотносятся. Их взаимосвязь для нас важна. Общество имеет двойственную природу.
Субъективная сторона – в основе общества лежат субъективные значения, из которых исходят в своих действиях индивиды.
Общество дано индивиду как объективная фактичность. (Дюркгейм)
Через экспрессии люди обмениваются субъективными мыслями.
Социальная структура состоит из типизации.
Конструируют значения => куча непонятных слов => социальная структура.
Достарыңызбен бөлісу: |