Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»
«Освоение хроматизма»
Методические рекомендации
Составитель: Петрова С. П.,
преподаватель теоретических дисциплин
Сургут, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..2
1. Интонационные упражнения с использованием хроматизмов……. 3
2. Способы интонирования хроматических тонов лада……………….5
Заключение……………………………………………………………… 11
Список используемой литературы………………………………………12
Введение
Интонационные упражнения занимают значительное место в курсе сольфеджио. Они являются обязательной составной частью каждого урока сольфеджио. Некоторые из них подолгу повторяются на каждом уроке, становятся привычными, постепенно изменяясь и усложняясь, пополняя накопленный багаж знаний. На начальном этапе обучения сольфеджио долгое время прорабатываются диатонические упражнения, в том числе интонирование вводного тона, при освоении VII ступени лада, начиная с 4 класса, когда в достаточной степени развит ладовый слух, вводится постепенное освоение хроматизмов, чувство вводнотонности укрепляется и развивается. Начиная работу над этой темой важно обратить внимание учащихся на разнообразные выразительные возможности хроматизма в музыкальных произведениях различного характера. Хроматические звуки украшают мелодию, делают ее более выразительной, обогащая диатонику вводными тонами.
Цель данной методической разработки - освоение внутритональных хроматизмов, посредством подбора интонационных упражнений, систематизированных в порядке программных требований в курсе сольфеджио.
Задачи:
-
планомерное введение освоения хроматических звуков;
-
систематическое, постепенное накопление слуховых представлений;
3. основательная теоретическая подготовка;
4. тщательная практическая проработка упражнений на хроматические
изменения ступеней;
5.дифференцированный подход к обучению.
Положение Б.В. Асафьева о вводнотонности, А.Л. Островский использовал для разработки методики освоения хроматизмов, согласно которой выразительное интонирование хроматического тона непосредственно опирается на чувство вводнотонности. Автор методических рекомендаций попытался систематизировать изучение хроматизмов поэтапно, подбирая упражнения, в которых хроматические тоны ставятся в различные ситуации, подводя к пению фрагментов хроматической гаммы.
Интонационные упражнения с использованием хроматизмов
Проработка каждой темы в курсе сольфеджио имеет следующую структуру:
- краткое объяснение с примерами из музыкальной литературы;
- пение специальных технических упражнений, от простых к сложным;
- слуховой анализ примеров, сочиненных преподавателем, или взятых из музыкальной литературы;
- чтение с листа, с элементами новой темы, проработанными в упражнениях;
- диктант, который обычно применяется на этапе усвоения новой темы.
Хроматизмом (с греческого «хрома» - окраска, цвет) называется любое повышение или понижение на полутон диатонических ступеней лада. Различаются два основных типа хроматизма:
-
Внутритональный хроматизм, который включает:
- проходящие хроматические звуки;
- вспомогательные хроматические звуки;
- хроматические звуки, опевающие диатонические ступени;
- хроматические звуки, взятые или покинутые скачком;
Разновидностью внутритонального хроматизма является ладовая альтерация.
Альтерацией (с латинского - изменение) называется хроматическое изменение только неустойчивых звуков лада для обострения их тяготения к звукам тонического трезвучия. Альтерируются лишь те неустойчивые ступени, которые отстоят от устойчивых на целый тон. Альтерированная ступень (в отличие от диатоники) не может иметь разнонаправленных тяготений, даже если она находиться между двумя устойчивыми звуками. Каждая из этих измененных ступеней будеть тяготеть лишь в одну сторону – в направлении, произведенной альтерации (IIb – I, II# - III, IV# -V, VIb – V). Альтерация не меняет функцию аккорда, не создает перехода в новую тональность, но дает новую окраску ступеням, интервалам и аккордам.
2.Модулирующий хроматизм, связанный обострением существующих или образованием новых ладофункциональных тяготений, проявляющихся, прежде всего, в гармонии и подкрепляемых соответственными аккордовыми средствами, приводящими к модуляции, чаще всего в родственную тональность.
Итак, практически тем или иным хроматическим изменениям могут подвергаться все ступени лада, в том числе и устойчивые.
Таким образом, роль и значение хроматизма могут быть различными:
- украсить тональность новыми звуками (проходящие, вспомогательные хроматизмы);
- обострить ладовые тяготения (альтерация);
- перейти в новую тональность.
Это последнее обстоятельство находит, в частности, свое отражение в правилах правописания хроматических гамм.
Невзирая на вид альтерации ладовой или модуляционной, независимо от того используются ли хроматические тоны в мелодии или голосах гармонии, они должны быть рассмотрены в аспекте мелодического движения. В мелодическом движении хроматические звуки воспроизводятся в качестве вспомогательных или проходящих звуков, опевают диатонические ступени лада или берутся скачком. Они возникают согласно тяготению или противоположно ему. В соответствии с этим А.Л. Островский различает следующие моменты интонирования хроматизма.
-
Образование хроматического тона и его разрешение:
Д. Верди «Стифелио»
-
Преодоление: Д. Кабалевский «Семья Тараса»
-
Погашение: М. Глинка «Иван Сусанин»
Способы интонирования хроматических тонов лада в порядке освоения их в курсе сольфеджио
1. Хроматический вспомогательный тон интонируется легче других, т.к. подготавливается диатонической ступенью лада, в которую затем и разрешается.
Написание вспомогательных хроматических звуков не подчиняется правилам хроматической гаммы. Нижний вспомогательный хроматический звук – всегда повышенная ступень, верхний вспомогательный хроматический звук – чаще всего пониженная ступень гаммы.
Первые задания и упражнения в интонировании хроматизма основаны на включении в них сначала нижних, а затем верхних вводных тонов.
Сначала отрабатываются хроматические вспомогательные к устойчивым ступеням. По аналогии с тоникой, каждая неустойчивая ступень получает свой вводный тон, прилегающий к ней на расстоянии малой секунды снизу и остро тяготеющий только в нее(VII – I, II# - III, IV# - V в мажоре, VIIг – I, II – III, IV# - V в миноре).
Необходимо добиться чистоты интонирования (ладовую точность устоев, высоко и остро звучащие хроматические звуки), использовать различные приемы проработки: одноголосное пение – хором и соло, чередование солистов и хора; изменение во время пения порядка следования устоев; двухголосное и трехголосное имитационное пение.
Начинать лучше с мажора:
Хроматические вспомогательные к неустойчивым ступеням следует включать после освоения вводных тонов при устоях. Постоянно привлекать новые ступени то в нижнем, то в верхнем тетрахорде.
Наряду с поступенным движением полезно интонирование свободного последования отдельных ступеней «вразброс», по указанию преподавателя. Кроме одноголосного интонирования можно ввести и двухголосный канон в терцию. По такому же плану могут быть проработаны хроматические вспомогательные в миноре. Верхний тетрахорд может быть натуральным (без VII ступени), или мелодическим.
Следующий этап – упражнение на погашение вводного тона.
После взятия и разрешения хроматического вводного тона учащийся должен активно проинтонировать широкий ход на большую секунду противоположно его разрешению.
Упражнения на верхний вспомогательный хроматизм вводятся по тому же плану, что и нижний вводный тон – сначала к устойчивым ступеням:
затем к неустойчивым:
После проработки упражнений на верхний вспомогательный тон можно интонировать обороты на чередование нижнего и верхнего хроматизма.
Следующий этап темы – опевание устоя прилегающими вводными тонами.
Новое упражнение можно петь сначала одноголосно, затем и двухголосно, в виде канона. Канон помогает отрабатывать остроту интонации нижних и верхних тонов:
Хроматические звуки, взятые или брошенные скачком (следующее немаловажное упражнение). Взятые скачком хроматические звуки - с опорой на диатоническую ступень; брошенные скачком, соответственно, без опоры на диатоническую ступень.
а)
б)
2. Проходящими называются хроматические звуки, находящиеся между соседними основными (диатоническими) ступенями лада, расстояние между которыми один тон. Написание проходящих хроматических звуков чаще всего подчиняется правилу хроматической гаммы. В качестве вводного тона проходящий хроматизм разрешается в свою опору. Но может следовать вопреки тяготению в соседнюю ступень, снимая напряжение вводного тона.
Несомненную пользу принесет пение гамм с различными ритмическими рисунками с включением проходящего хроматизма, пение упражнений в параллельных и одноименных тональностях, в расширенных или коротких оборотах:
Двухголосное пение и в этом виде упражнения очень полезно, т.к. ответственность каждого участника за ансамбль повышает внимание к чистоте собственной интонации. Приводить исполнителей к осмысленному, музыкальному интонированию.
В музыкальных произведениях часто встречается особый вид проходящего хроматизма – хроматизм на расстоянии. В этом случае диатонический звук, следующий за проходящим хроматизмом, появляется не сразу, а через несколько звуков:
П.И. Чайковский. Романс «Зачем»
Когда будут отработаны упражнения на вспомогательные и проходящие хроматизмы, можно включать задания на сочетание обеих видов хроматизма:
Удобно и полезно петь упражнения на овладение образованием, преодолением и погашением вводных тонов в виде секвенции. Сначала учащийся должен овладеть навыками пения диатонических секвенций. Затем хроматических и траспонирующих.
а)
б)
в)
и т.д.
В примере в) транспонирующей секвенции представлены перемещаемые звенья на одних и тех же ступенях в разных тональностях. В транспонирующей секвенции ладовое наклонение в звеньях не меняется, следовательно, повторение первоначального мотива будет абсолютно точным. Шаг секвенции, как правило, остается неизменным (например, по большим секундам или малым терциям).
Хроматическая секвенция развивается по родственным тональностям. Поскольку среди родственных тональностей есть и мажорные и минорные, то в хроматической секвенции необходимо делать поправки, соответствующие ладовому наклонению тех или иных звеньев. Так же следует иметь в виду, что при перемещении шаг секвенции может быть на разновеликие интервалы:
Пение хроматической гаммы является высшим проявлением чувства вводнотонности и овладения мастерством интонирования. После проработки различных упражнений на хроматизмы в группах профессиональной ориентации можно включать пение фрагментов хроматической гаммы:
Заключение
Для развития у учащихся гибкого и чуткого к многообразным мелодическим структурам слуха следует постоянно менять задания и упражнения. Ставить хроматические тоны в разнообразные ситуации. Добиваться чистоты интонирования. На начальном этапе можно применять заучивание наизусть специальных мелодических построений, но не заострять на этом внимание, т.к. осмысленное пение вводных тонов принесет гораздо больше пользы. Необходимо умение учащихся анализировать роль хроматических звуков в музыкальных произведениях, самостоятельно находить музыкальные примеры на заданные хроматизмы, грамотно записывать их в музыкальных диктантах.
Пение конструктивных упражнений, сольфеджирование, выполнение творческих заданий, анализ нотного текста, слуховой анализ заостряют внимание, слух, память учащегося, становясь важным вспомогательным средством для таких сложных форм занятий, как диктант и способствует дальнейшему развитию внутренних представлений о ладе.
Список используемой литературы
1. Биркенгоф А.Л. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. - М.: «Музыка», 1979, 85 с.
2. . Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. - М.: «Музыка», 1980.
3. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Учебное пособие. - М.: «Классика-XXI», 2008.
4. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио, 7 класс. - М.: «Престо», 2000.
5. Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио.- Ленинград: «Музыка», 1985.
6. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. - М.: «Музыка», 1983.
7. Панова Н.В. Конспекты по Элементарной теория музыки. Учебное пособие для музыкальных школ. – М.: «Престо»,2001.
8. Русяева И. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. Учебное пособие. - М.: «Советский композитор», 1989.
9. Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. - М., 1994.
10. Флис В., Якубяк Я. Сольфеджио для VI, VII классов ДМШ. - Киев, «Музыкальная Украина», 1981.
Достарыңызбен бөлісу: |