Гос устройство Византии Византийская Империя: Государственное Устройство



Дата07.07.2016
өлшемі62.08 Kb.
#183073
Гос. устройство Византии
Византийская Империя: Государственное Устройство

К статье ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Император. На протяжении всего Средневековья не прерывалась традиция монархической власти, унаследованная Византией от эллинистических монархий и императорского Рима. В основе всей системы управления Византии лежала вера в то, что император является избранником божьим, его наместником на Земле, и что императорская власть является отражением во времени и пространстве высшей власти Бога. Кроме того, в Византии полагали, что ее "Римская" империя имеет право на вселенскую власть: в соответствии с широко распространявшейся легендой, все государи в мире образовывали единую "царскую семью", во главе которой стоит византийский император.

Неизбежным следствием оказалась автократическая форма правления. Император, с 7 в. носивший титул "басилей" (или "василевс"), единолично определял внутреннюю и внешнюю политику страны. Он был верховным законодателем, правителем, защитником церкви и главнокомандующим.

Теоретически император избирался сенатом, народом и армией. Однако на практике решающий голос принадлежал либо мощной партии аристократии, либо, что бывало значительно чаще, армии. Народ бурно одобрял состоявшееся решение, и избранного императора венчал на царство Константинопольский патриарх.

На императора, как представителя Иисуса Христа на Земле, возлагалась особая обязанность защищать церковь. Церковь и государство в Византии были тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения часто определяют термином "цезарепапизм". Однако этот термин, подразумевающий подчинение церкви государству или императору, отчасти вводит в заблуждение: на самом деле речь шла о взаимозависимости, а не о подчинении. Император не был главой церкви, он не имел права исполнять религиозные обязанности священнослужителя. Однако придворный религиозный церемониал был тесно связан с богослужением.

Существовали определенные механизмы, поддерживавшие стабильность императорской власти. Часто детей короновали сразу после рождения, что обеспечивало династии непрерывность. Если императором становился ребенок или неспособный правитель, было принято короновать младших императоров, или соправителей, которые могли принадлежать к правящей династии, а могли и не принадлежать к ней. Иногда соправителями становились военачальники или флотоводцы, которые сначала приобретали контроль над государством, а затем узаконивали свое положение, например посредством брака. Так пришли к власти флотоводец Роман I Лакапин и полководец Никифор II Фока (правил в 963-969). Таким образом, важнейшей особенностью византийской системы правления была неукоснительная преемственность династий. Случались иногда периоды кровавой борьбы за трон, гражданских войн и неумелого правления, но они длились непродолжительное время.

Право. Определяющий импульс византийскому законодательству дало римское право, хотя явно чувствуются следы и христианских, и ближневосточных воздействий. Законодательная власть принадлежала императору: изменения в законы обычно вносились императорскими эдиктами. Для кодификации и пересмотра существующих законов время от времени создавались юридические комиссии. Более старые кодексы были на латинском языке, самые известные из них - Дигесты Юстиниана (533) с дополнениями (Новеллы). Явно византийским по характеру был составленный на греческом языке сборник законов Базилики, работа над которым началась в 9 в. при Василии I.

Вплоть до последнего этапа истории страны церковь оказывала на право весьма незначительное влияние. Базилики даже отменяли некоторые привилегии, полученные церковью в 8 в. Однако постепенно влияние церкви возрастало. В 14-15 вв. во главе судов уже ставили как мирян, так и священнослужителей. Сферы деятельности церкви и государства в значительной степени пересекались с самого начала. Имперские кодексы содержали положения, касавшиеся религии. Кодекс Юстиниана, например, включал правила поведения в монашеских общинах и даже пытался определить цели монашеской жизни. Император, как и патриарх, нес ответственность за правильное управление церковью, и только светская власть располагала средствами для поддержания дисциплины и исполнения наказаний, будь то в церковной или в светской жизни.

Система управления. Административная и правовая система Византии была унаследована от поздней Римской империи. В целом органы центрального правительства - императорский двор, казна, суд и секретариат - функционировали отдельно. Во главе каждого из них стояли несколько сановников, непосредственно ответственных перед императором, что снижало опасность появления слишком сильных министров.

В дополнение к реальным должностям существовала тщательно разработанная система званий. Одни присваивались чиновникам, другие были чисто почетными. Каждому титулу соответствовал определенный мундир, надевавшийся на официальные мероприятия; император лично выплачивал чиновнику ежегодное вознаграждение.

В провинциях римская административная система была изменена. В поздней Римской империи гражданское и военное управление провинциями было разделено. Однако начиная с 7 в., в связи с потребностями обороны и территориальными уступками славянам и арабам, как военная, так и гражданская власть в провинциях была сосредоточена в одних руках. Новые административно-территориальные единицы были названы фемами (военный термин, обозначавший армейский корпус). Фемы часто получали название по базировавшимся в них корпусам. Например, фем Букелария получил свое наименование по Букеларийскому полку. Впервые система фем появилась в Малой Азии. Постепенно, в течение 8-9 вв., подобным же образом была реорганизована система местного управления в византийских владениях в Европе.

Армия и флот. Важнейшей задачей империи, которая практически непрерывно вела войны, являлась организация обороны. Регулярные военные корпуса в провинциях подчинялись военачальникам, одновременно - наместникам провинций. Эти корпуса, в свою очередь, делились на меньшие подразделения, командиры которых отвечали как за соответствующую армейскую единицу, так и за порядок на данной территории. Вдоль границ были созданы регулярные пограничные посты, во главе которых стояли т.н. "акриты", ставшие фактически безраздельными хозяевами границ в постоянной борьбе с арабами и славянами. Эпические поэмы и баллады о герое Дигенисе Акрите, "господине границы, рожденном от двух народов", воспевали и возвеличивали эту жизнь.

Лучшие войска были расквартированы в Константинополе и на расстоянии 50 км от города, вдоль защищавшей столицу Великой стены. Императорская гвардия, обладавшая особыми привилегиями и жалованьем, привлекала к себе лучших воинов из-за границы: в начале 11 в. это были воины из Руси, а после завоевания Англии норманнами в 1066 - многие изгнанные оттуда англосаксы. В армии служили канониры, мастера, специализировавшиеся на фортификационных и осадных работах, имелась артиллерия для поддержки пехоты, а также тяжелая кавалерия, составлявшая костяк армии.

Поскольку Византийская империя владела множеством островов и имела очень протяженную береговую линию, ей был жизненно необходим флот. Решение военно-морских задач было поручено приморским провинциям на юго-западе Малой Азии, прибрежным округам Греции, а также островам Эгейского моря, которые были обязаны снаряжать корабли и обеспечивать их моряками. Кроме того, в районе Константинополя базировался флот под командованием флотоводца высокого ранга.

Византийские военные суда отличались по размерам. Одни имели по две гребные палубы и до 300 гребцов. Другие были поменьше, но развивали большую скорость. Византийский флот славился своим разрушительным греческим огнем, секрет которого являлся одной из наиглавнейших государственных тайн. Это была зажигательная смесь, приготовлявшаяся, вероятно, из нефти, серы и селитры и забрасывавшаяся на вражеские суда с помощью катапульт.

Армия и флот комплектовались частью из местных рекрутов, частью из иностранных наемников. С 7 по 11 в. в Византии практиковалась система, по которой жителям предоставлялись земли и небольшая плата в обмен на службу в армии или флоте. Воинская повинность переходила от отца к старшему сыну, что обеспечивало государству постоянный приток местных рекрутов. В 11 в. эта система была разрушена. Слабая центральная власть умышленно игнорировала нужды обороны и позволяла жителям откупаться от военной службы. Более того, местные помещики стали присваивать себе земли бедных соседей, фактически превращая последних в крепостных. В 12 в., в период правления Комнинов и позднее государству пришлось пойти на предоставление крупным землевладельцам определенных привилегий и освобождение от податей в обмен на создание ими собственных армий. Тем не менее во все времена Византия в значительной степени зависела от военных наемников, хотя средства на их содержание ложились на казну тяжелым бременем. Еще дороже, начиная с 11 в., обходилась империи поддержка со стороны военного флота Венеции, а затем и Генуи, которую приходилось покупать щедрыми торговыми привилегиями, а позднее и прямыми территориальными уступками.

Дипломатия. Принципы обороны Византии придавали особую роль ее дипломатии. До тех пор пока было возможно, здесь никогда не экономили на том, чтобы поразить иностранные государства роскошью или купить потенциальных врагов. Посольства к иностранным дворам подносили в качестве подарков великолепные произведения искусства или парчовые одежды. Важные посланцы, прибывавшие в столицу, принимались в Большом дворце со всем великолепием имперских церемониалов. Молодые государи из сопредельных стран часто воспитывались при византийском дворе.



Когда же для политики Византии был важен союз, всегда существовала возможность предложить брак с членом императорской семьи. В конце Средних веков браки между византийскими царевичами и западноевропейскими невестами стали обычным явлением, а со времен крестовых походов в жилах многих греческих аристократических семейств текла венгерская, норманнская или германская кровь

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет