И! (200-летию со дня рождения Н. Н. Муравьева-Амурского посвящается) Работу Михайленко Дмитрий



Дата20.07.2016
өлшемі109.03 Kb.
#212369


Великий муж России!

(200-летию со дня рождения Н.Н.Муравьева-Амурского посвящается)


Работу выполнил: Михайленко Дмитрий

ученик 9 класса

Руководитель: Лукиных А.Д.,

руководитель музея «Паллада»

Ванино, 2009г.

Великий муж! Бессильно время

Бороться с именем твоим:

Его хранит младое племя

И будет век гордиться им!

Е.Мусхелов.

Введение
Думаю, вы обратили внимание на эти слова в моей работе. В нём смысл интереса к её написанию. Связь времён, преемственность поколений.

Имя Николая Николаевича Муравьёва - Амурского всегда вызывало у меня искреннее желание узнать о нём и его сподвижниках как можно больше, рассказать другим и сохранить память об истинных патриотах России, исследователях и преобразователях дальневосточного края, края, в котором мы живём.


Уже с первых посещений школьного краеведческого музея «Паллада», я обратил внимание, что разговор по данной теме всегда начинается с личности Н.Н.Муравьёва-Амурского. Его многообразная жизнь и деятельность, противоречивые характеристики современников и потомков, мой интерес только усиливали.

А подготовка к 200-летию со дня рождения Н.Н.Муравьёва-Амурского явилась новым поводом к более тщательному изучению эпохи середины 19века. О жизни и деятельности Николая Николаевича собрано материалов и документов достаточно много. В нашем гимне есть такие слова: «..историю по крохам собираем, чтоб не были забыты Родины сыны».

И я не ставлю своей задачей в этой работе рассказывать о фактах нам известных.

Меня заинтересовала история научных экспедиций, которые так же, как и Амурская экспедиция, создавались усилиями и волей молодого губернатора

Он – верный сын Отечества, государственный муж, мыслящий глубоко и перспективно, понимал, что присоединение, освоение Приамурья к России , выход к Тихому океану во многом будет способствовать хозяйственному, культурному и политическому развитию страны. Не может такая великая держава развиваться, не имея выхода в океан.

. Он видел, что к дальневосточным территориям всё больший интерес проявляют страны Европы, США. Проводя политику колонизаторских захватов, они вторглись в империю маньчжуров, насильственно открыли там порты для торговли.



«Англичане, как только узнают, что амурские земли никому не принадлежат, займут сначала Сахалин, затем устье Амура, а может и всю Сибирь, так как Сибирью будет владеть тот, у кого в руках будет устье Амура»- докладывает Муравьёв в своих донесениях великому князю Константину Николаевичу (сын Николая 1, глава Морского ведомства России).
Настойчивость, убеждённость, грамотная обоснованность позитивных моментов со стороны генерал-губернатора побудили Николая 1

- создать Особый комитет для обсуждения Амурского вопроса. Затем

- организация Амурской экспедиции во главе с талантливым морским офицером Г.И.Невельским,

- оригинальный план сплавов по Амуру (всего-4, в трёх из них лично участвует Муравьёв), -

- создание военных постов и водружение Российского флага и, наконец,

- заключение Айгунского договора (1858г.), по которому было признано « по общему согласию для пользы России и Китая» развитие дружеских взаимовыгодных торгово-экономических отношений и охранения их территорий от иностранцев.

Европа и США поставлены перед свершившимся фактом.

Подписание Айгунского договора .


Всем этим Россия обязана Муравьёву, его широкому кругозору, дипломатическому искусству, превосходному знанию личных устремлений и настроений тех людей, в чьих руках судьба страны.

На мой взгляд, очень важно то, что все вопросы Н.Н.Муравьёв рассматривал и решал, опираясь на науку, пользуясь результатами предыдущих открытий, исследований по стратегическим, экономическим и социальным возможностям региона. Это во многом помогало ему определить программу действий по развитию Приамурья, укреплению дальневосточных границ России.


На основании чего я сделал такие выводы?
1. Опираясь на исследования учёного А.С. Миддендорфа (1844-1845г.г.), Николай Николаевич:

докладывает в Санкт-Петербург, каких результатов должно ожидать от, необходимого нам упрочения от свободного судоходства по Амуру, как единственному пути сообщения Сибири и Дальнего Востока колониях сообщения в Охотском крае, на Камчатке и Северо-американских колониях;



указывает на опасное соперничество англичан, которые, пользуясь гостеприимством России стремятся к исследованиям р. Амур и её притоков;

умело использует дипломатические способности этого замечательного и авторитетного учёного для переговоров с гиляками.
2. По его инициативе и при его личном участии учреждён Сибирский отдел Императорского географического общества, который играл огромную роль в развитии науки, являлся её подлинным центром.

3. Самой результативной по итогам деятельности была Амурская экспедиция - детище генерал-губернатора.

Муравьёв оценивал её так: «Множество экспедиций достигали европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы по тому, истинно русскому смыслу, с которым действовал Невельской» (из доклада Главному Морскому штабу). И, конечно же, результаты этой экспедиции сыграли главную роль в закреплении России на востоке.



5. После открытий членов Амурской экспедиции центр тяжести исследований перенесён на внутренние районы Приморья и Приамурья, то есть усилия экспедиций направлялись на описание, составление физико-географических карт внутри региона, изучение жизни и быта немногочисленного местного населения, возможных условий заселения края и т.д.

В одной работе исследовать и рассказать обо всех экспедициях и учёных, практически, невозможно. Я остановлюсь только на тех, кто, проводя свои исследования, побывал на территории нашего района, чьи имена выгравированы в одном ряду с именем губернатора и членов Амурской экспедиции на бронзовой доске памятника Н.Н.Муравьёву на (известном Муравьёвском) утёсе в Хабаровске.


Это Л.И.Шренк, М.И.Венюков, К.И.Максимович, Р.К.Маак.
Все они были членами Русского Географического общества, содействовали развитию Сибирского отдела Императорского Русского географического общества- научного центра Сибири в Иркутске, созданного Муравьёвым.

Губернатор Восточной Сибири был убеждён: общество должно быть не только географическим, но именно русским обществом, и не просто учёное общество, а общество учёно-патриотическое.

Выступая перед членами общества в год его создания, Муравьёв подчеркнул:

«Три века назад наши достославные предки завоевали Сибирь в вечное достояние не многочисленностью дружин своих, но твёрдостью своих начинаний, ревностью к делу и стремлением заслужить похвалу Царя и Отечества.

Так и нам предстоит приобрести эту страну для России в учёном отношении. И не многочисленностью учёной нашей дружины, но постоянными трудами и ревностным стремлением исполнить Высочайшую волю и оправдать доверие императора и Великого князя Константина Николаевича». (И.Барсуков «Граф Н.Н.Муравьёв-Амурский», с.292).

Не мог Муравьёв ограничиться исследованиями только Амура и его побережья. Губернатора интересовал весь вверенный ему край, его богатства, проблемы и он - умный, дальновидный человек, окружает себя такими же людьми, энергичными, увлекающимися. Он исходил весь край вдоль и поперёк, был и на территории нашего района, в Императорской гавани(1854год).

В нашей библиотеке, в музее к сожалению не очень много литературы, посвящённой этой эпохе. Я просмотрел всё и увидел своих знаменитых соотечественников в фотографиях и делах.

Изучая вклад каждого названного мною учёного, убеждаешься: они оправдали доверие губернатора, доказали свою преданность науке и России, внесли свой вклад в сокровищницу знаний, ставших достоянием всего человечества.





Леопольд Иванович Шренк – выдающийся учёный и путешественник.

« Этот человек совершенно справедливо может быть назван Колумбом этнографии Приамурья»,- писал о нём известный учёный Л.Штернберг.

Шренк и биолог, и зоолог, и почвовед - очень разносторонняя личность.

В 1854г. на фрегате «Аврора» члены, сформированной географическим обществом экспедиции, прибыли в Петропавловск-на- Камчатке, а затем, обогнув Сахалин, побывали в заливе Де-Кастри, детально обследовали берега Японского моря, прошли устье Амура, её левые притоки, оз. Большое Кизи.

Л.И.Шренк), его экспедиция выполнила огромную работу по естественно-историческому изучению Приамурья, Сахалина. Члены экспедиции дали полную картину природы, климата региона, гидрологии Японского и Охотского морей. В 1855г работали на территории нашего района, в частности на реке Ма. Систематически вели метеонаблюдения, отмечали состояние атмосферного давления, силу ветра, наблюдали за растительностью, искали остатки окаменелостей

Л.И.Шренк изучал и морскую фауну, морские течения. Именно он выделил в морской акватории Дальнего Востока четыре течения (три холодных и одно –Цусимское -тёплое) Главный результат его экспедиций капитальный труд «Путешествия и исследования в Амурском крае», вышел в свет в1858г. В нём собраны все материалы по зоологии, климатологии и этнографии края, детально описаны условия жизни, быт, промыслы аборигенов.

Отсюда мы берём немало сведений об орочах.

Есть также его книга «Очерк физической географии Северо-Японского моря» (издана в 1869г.). За неё Леопольд Иванович получил высшую награду Российского Географического общества- Большую золотую медаль.

Именем Шренка названы хребет на юге Сахалина и один из видов змей, детально им изученных – полоз.


Михаил Иванович Венюков- первый из русских путешественников кто побывал в нашем регионе.

Родился в 1832г.

В 1850г. закончил учёбу и в чине артиллерийского прапорщика выпущен из кадетского корпуса. Готовится и поступает в Академию Генерального штаба, успешно заканчивает её в 1856г. И здесь произошло самое главное в жизни М.И.Венюкова. Генерал –губернатор Восточной Сибири Муравьёв приглашает его ехать на Амур.

В своих записях Венюков сообщает: «Лучшего поощрения к работе нельзя было сделать. Мечта моя – быть на Амуре - сбылась». (М.И.Венюков «Путешествие по Приамурью..» стр. 98)

Именно он – Михаил Иванович доказал, что Уссурийский край не подвластен Китаю, установил, что даже по Нерчинскому договору ни одна из частей Дальнего Востока не входит в состав Китайской империи. Он проводит описания, составляет планы ряда населённых пунктов, исследует Амур, Уссури во всём их течении

Венюкова всегда интересовало побережье Японского моря.


«Берег Японского моря от залива Посьета до Императорской гавани интересовал меня очень. Со времён Лаперуза и Броутона никто из европейцев не был в этих местах. Я хотел изучить этот самый тёмный раздел азиатской географии» (Венюков «Путешествие по Приамурью…», стр.123-124)

И он сделал это, исправил, ошибки Лаперуза в описании конфигурации береговой линии от Де-Кастри к югу, точно описывает топографический характер побережья, научно доказывает влияние близости моря на климатические условия.

После заключения Айгунского договора Венюкову поставлены новые задачи: с суши исследовать Приуссурье и найти перевалы к морю через мощные Сихотэ-Алинские хребты.

Венюков справился с этим.

Проводя исследования по данному маршруту несколько позже, К.И.Максимович отметил: «Маршруты М.И.Венюкова составлены добросовестно и очень грамотно».

Все исследования в горах Сихотэ-Алиня имело огромное значение, изучено поведение рек, дано описание местности и условия для возможного заселения.

Скурпулёзно описаны породы леса: «Долина покрыта преимущественно вязовыми и дубовыми деревьями, иногда рощицами, которые в горах переходят в сплошные леса. Чем ближе подходишь к перевалу, тем среди берёз, ильм, осин – чаще встречаются хвойные деревья -кедр, лиственница, ель» (там же стр.130).

Немало усилий приложил Михаил Иванович вопросам изучения местного, крайне редкого, населения региона, его жизни, быту, в том числе и орочам.

Со страниц его отчётов звучал призыв: «Берегите богатые дары природы! Заселяйте Приамурье!»

Все свои книги, рукописи, карты Венюков завещал Хабаровской библиотеке, а скромные денежные сбережения школам своего родного села Никитское, где родился учёный

и с. Венюково, названного в его честь.

На фрегате "Диана" экспедиция пошла к Татарскому проливу, где 11 июля 1854 г.  К.И.Максимович высадился на берег в бухте Де- Кастри. Здесь, на материковом побережье пролива и далее, вверх по Амуру, еще не ступала нога ни одного ботаника. К.И. Максимович впервые познакомился с флорой Дальнего Востока, которой была посвящена вся его дальнейшая жизнь. В этот год он исследовал залив Де-Кастри, мыс Лазарева, окрестности г. Николаевска-на-Амуре. В следующем сезоне посетил оз. Кизи и вместе с зоологом и этнографом Л. И. Шренком направился вверх по рекам Амуру и Уссури.  Максимович собрал много данных по флоре долины Амура, Сихотэ-Алиня, на всём пространстве от устья Амура до р. Уссури. Перевалив через хребет Сихотэ-Алиня, спустился к заливу Ольга и перешёл в гавань Посьета.

Результатом этого путешествия, завершившегося в октябре 1856 г, явились богатые ботанические коллекции и обширный труд о флоре края «Первенцы Амурской флоры» ( вышла в свет 1859). Она и сегодня является настольной книгой краеведов. В своей классической работе автор дал полные и точные диагнозы 915 видов растений, тексты с рисунками и картой ареалов основных древесных пород, ботанико-географическое описание исследованной области, где флору и растительность Приморья и Приамурья Максимович выделил в особую область лесной «амурской флоры», переходной от флор лесов умеренного пояса к субтропическим.

Множество растений названы именем этого замечательного учёного- исследователя.

Высокую оценку исследованиям Венюкова и Максимовича давал В.К.Арсеньев. В предисловии к своей книге «В горах Сихотэ-Алиня» он напишет: «Честь сделать первое пересечение через Сихотэ-Алинь принадлежит М.И.Венюкову»

«Максимович первый установил, что флора Уссурийского края, есть флора маньчжурская» (Т.2, стр. 17)

Большой успех в натуралистических исследованиях нашего региона выпал на долю Маака Ричарда Карловича – известного исследователя Сибири и Дальнего Востока.

В 1853году Р. К. Маака назначают руководителем большой экспедиции сначала на реку Вилюй, затем на р. Амур. Исследования и описания Амурского бассейна начали с Шилки. Добравшись на лодках до Мариинска, повернули опять вверх по Амуру. Местами лодки тянули бичевой, а Р. К. Маак шел по берегу, описывая природу и собирая коллекции. Написав подробный отчет о путешествии, Маак предсказал большую будущность Амуро-Уссурийскому краю.
И следующее путешествие он совершил в Приамурье, Приморский край.

Исследовав долину реки Уссури, его экспедиция дошла до устья Сунгачи; поднялись по ней до истоков, изучили северный берег оз. Ханка и тем же путем вернулся обратно. В марте 1860 г. Р. К. Маак вернулся, опубликовал свой труд "Путешествие по долине р. Уссури". Его исследования и описания поражают тонкостью наблюдений, громадным количеством собранного материала. Вместе с учёным- этнографом А. Брылкиным он занимается метеорологией, гидрографией, орографией, геологией, собиранием коллекций растений. Брылкин полностью посвящает себя этнографии - изучению коренного населения края.

По р. Уссури они достигли р.Има, затем прошли по р.Сунгачи, исследовали долины рек, озеро Ханка.

Истинный героизм проявляли все учёные экспедиций.

Больше пешком, но часто на лодках, на собаках, на лыжах они открывали, описывали, составляли подробные карты, словари, всё это оставляли своим потомкам.

Очень подробно в отчётах описал сложности своих экспедиций Маак Ричард Карлович.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет