Экскурсия(1.5-2 часа) Площадь Мариенплац-граница старого городаГенрихштадт-Собор Фрауенкирхе- Мариенхоф(Моцарт,Синагога)-Старый Двор-Бургштрасе(Кювильес дом,Штадшрайбарай)-Онуфриес дом(коротко)-церковь святого Петра.-
Мюнхен – это третий по величине город Германии после Берлина и Гамбурга. Население составляет 1 миллион 300 тысяч человек. История города насчитывает восемь веков...
Мариенплац - площадь Девы Марии-
У каждого города есть свой центр, своё вечно пульсирующее сердце. Почти в каждом городе Б. таким центром является Мариенплац.М не исключение, знаменитый мюнхенский Марпл. никогда не пустеет.
С начала основания города герцогом Генрихом по прозвищу ЛЕВ в 1158г является центром города.здесь в 12в.на площади в 17га раскинулся молодой город, насчитывающий в ту пору не более 2.500 жит.эта площадь . Что же прельстило светского властителя в тихом монастырском поселении? Дело в том, что находилось оно неподалёку от соляных копей. Соль в те времена ценилась очень высоко. Соляной бизнес был чрезвычайно доходным и привлекал не только светских властителей. На мосту через Изар размещалась таможня, приносившая неплохой доход местному церковному феодалу - епископу Фрайзингскому. Генрих Лев приказал разрушить мост, мост это образно, а точнее «переправу» вместе с таможней и построил свой собственный – 8 км выше по течению, взяв таким образом торговлю солью под свой контроль. Поселок «к монахам», уже существовавший к тому времени, вскоре превратился в крупный центр торговли.
Название и Герб города содержат указание на то, что он основан на земле, принадлежавшей когда- то монастырю Шефтларн.
История Мариенплац – это история бюргерства города. До серед 19в(1854г) на сегодняшней Мариенплац, которая тогда называлась Шранен(в пер.зерновые) или Маркт(в пер.рынок) проходили зерновые, рыбные, суконные и др .базары, проводились рыцарские турниры, чеканились монеты, располагались ювелирные мастерские, трактиры. В 12 веке благодаря растущей торовле город достиг значительного благосостояния. Это стало причиной строительства 1вых гор. укреплений в 1170г вокруг города,называемого тогда Генрих штадт, его восточной границей были вот эти ворота Тальбургтор. Идущая за ними улица наз. Таль, те Долина, где начали селиться ремесленники, нуждавшиеся в воде и энергии которую они получали из реки, на реке Изар развивалось судоходство и сплав леса. Эти фактору привели к расширению города. После смерти Генриха Льва – представителя династии Вельфов, Бавария отошла к династии Виттельсбахов, которые правили здесь вплоть до начала 20 века. В 17 в. Город окружало уже второе кольцо укреплений. Виттельсбахи сделали Мюнхен своей резиденцией, в то время как столицей баварского государства вплоть до XIII века оставался Регенсбург, основанный еще римлянами. Мюнхен стал столицей объединённого Баварского герцогства лишь в 1505 году. Прослышав о доброжелательном отношении баварских герцогов к искусству в город потянулись художники и скульпторы. Властители мало смыслили в живописи, зато по приличным ценам скупали холсты, а главное – кормили художников и поили отличным пивом. Так город достиг своего культурного расцвета.
Основной архитектурный ансамбль площади составляют Старая и Новая Ратуши, фонтан риб Фишбруннен. В самом центре возвышается колона МАРИИ (Мариензойле)...,которой площадь сегодня обязана своим названием....подходим
Эту монументальную 11м.,колону из красного мрамора, привезенного с озера Тегернзее, вечает бронзовая, позолоченная статуя Мадонны,.полностью соответствующая описанию в Аппокалипсисе (Откровении) от Иоанна Богослова ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ : со скиптером и Иисусом- Младенцем, в короне и стоит на полумесяце..которая была изготовлена Хубертом Герхардом в 1590г. для так и невыполненного надгробья (жены герц. Вильгельма).и до этого украшала алтарь Фрауенкирхе.
Колона была установлена в 1638г.по приказу курфюста Максимилиана 1 в благодарность Деве М, за то что она уберегла во время 30летн. войны (1618-48) города М. и Ландсхут от сожжения шведскими войсками(это повествует на латыни доска) В 1632г. Густав Адольф.шв.король взял город, тк бастионы 2го кольца укреплений ещё не были готовы. Он получил с города 300.тыс тайлеров контрибуции и мюнхенцы перекрестились в благодарность. Квадратный цоколь украшают 4 ангела, сражающихся со змеёй (аспидом),.василиском, львом и драконом, символизирующими ересь,чуму.войну.и голод. Это -своего рода иллюстрация к строфе 13 из псалма 90 «на аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона», где говориться о Божьей помощи всем кто в Него верит. Эти слова здесь относят и к Деве Марии. Сегодня колона обнесена балюстрадой, как святое место - символ мира и жизни.
(Сюда приносят цветы 9 октября.) Колона не только всемирно известна, но и официально считается центральным пунктом не только мариенплац и М.а также всей Б. Любой показатель расстояния до М. подразумевает расстояние до неё.
Наиболее впечатляет неискушенного зрителя и переносит его в старые готические времена Новая Ратуша, но нет ничего обманчивее 1го впечатления.эта ратуша поэтому и называется Новой, потому что есть ещё и Старая,.действительно являющаяся арх.памятником поздней готики. Автор Старой ратуши-один из гениальных мюнх.архитекторов мастер Йорк, по прозвищу Гангхофер, из местности Хальсбах. Он вошёл в историю как создатель символа города Фрауенкирхе.В 1470-80г.Йорк фон Хальсбах (.прозвище Гангхофер мастер не любил), по заказу герц.Альбрехта 4 Мудрого выстроил городскую Ратушу, включившую ворота Тальбугтор и сторожевую башню.
При бомбардировах 1943-45г она была почти разрушена.
В сумме это 71 бомбовый налёт американской авиации, пострадала не только Ратуша, ущерб всему городу был нанесен колосальный.
Старая ратуша была восстановлена минимально: часть Малой ратуши с танцевальным залом, городские ворота - Тальбургтор и сторожевая башня., в которой сегодня расположен музей игрушек. (Фасад украшают ступенчатый фронтон. башенки,статуя императора Людвига 4 Баварца, передавшего площадь из выкупленного у епископа герцогского владения во владение городу).Танцев.зал-это готический праздничный зал средневековой мерии, который украшали с 1480г вплоть до сер 19в 1842) 16 танцующих морисков -гениальная работа художника по дереву Эразмусса Грасера, принёсшая ему славу. Ярко раскрашенные деревянные фигурки изображают мавританских танцоров из Испании, которые исполняют замысловатые пируэты, желая понравиться невидимой красавице.10 из сохранившихся оригиналов выставлены в городском музее. А копии украшают не только зал Ратуши, но и фасады городских домов, витрины магазинов.(многие знают их по именам:Житель востока. Мавр Жених Пророк. Волшебник, Крестьянин, Портняжка, Бургундец, Дамская Шляпа (угодник) ГЕЦАДЕЛЬТЕР.) На юж.стороне Старой ратуши стоит бронзовая девушка, это ни кто иная. как Джульетта из шекспировкой трагедии о великой любви.И подарил эту скульптуру М. банк Шпаркасса из Вероны. Влюблённые приносят сюда цветы круглый год.
Начавшийся в 19в быстрый прирост городского населения составивший за 15 лет 100% привёл к пропорциональному увелечению задач магистрата.те.руководства.Ратуша стала мала, перестала отвечать территориальным и предствительским требованиям.Решили строить Новую...
Это Новая ратуша, строившаяся с 1867г (первый камень заложен 25 авг.)-по 1908г. по проекту и под руководством молодого 26летнего архитектора Георга Хаубериссера в стиле ФЛАМАНДСКОЙ ГОТИКИ. Идейное содержание комплекса ратуши -демонстрация гражданской гордости мюнхенцев.
Власть.принадлежат самим горожанам.,свободы закреплены законами.
К украшениям фасада присоединилась богатая программа пластических элементов. В нишах находятся рекордное число статуй (аж 43) герцовгов.курфюстов королей из династии Виттельсбахов 738 лет правивших в Баварии. Также украшают 1оо - метровой протяжённости фасад фигуры святых, аллегорий, легендарных персонажей, героев средневековых сказок(напр.Вассершпайер корчат страшные гримасы)...Башенки орнаменты.балюстрады... Начало комплексу положила вот эта правая, скромная часть из кирпича..Между 3 арками балкона находятся 4 аллегорические фигуры добродетелей среднего сословия:Усердие в ремесле, Домовитость, Гражданское Мужество. Благотворительность. Треугольный фронтон венчает парящая фигура рыцаря.
Построили её, «обмыли, как полагается». Стража переехала, а помещение в целом оказалось мало…В 1875г продолжили строительство, кирпич заменил Хаубериссер на туф и известняк. 80 метровая башня было готова в 1905г (легко запомнить). На её макушке парит стилизованный под младенца монах - герб города. На границе построек –конная статуя принцрегента Люитпольда, возглавивего страну до 1912г, в период особого расцвета искусства. архитектуры. демократии. Особым магнитом, притягивающим публику является Игра колоколов(глокеншпиль). Её составляет самый большой в Гер. и 4 тый по величине в Европе ансамбль из 43 разных по обьёму и звучанию колоколов. В 11час(а летом ещё и в17) появляются ярко раскрашенные фигуры.почти в человеческий рост(их 32).в верхней части разыгрывается рицарский турнир во время свадьбы В.5 и Ренаты Лотаргинской 1568г. а на нижней платформе исполняют свой трад.танец «шеффлер» мюнх. бочкари. По легенде они исполнили его впервые в 1517г.именно здесь.где высечены в камне,..чтобы улучшить настроение жителей,.испугавшихся только что пронёсшейся эпидемии чумы.и засевших по домам. С тех пор исполняется Шеффлертанц каждые 7 лет(было в 2005г)., колокола довольно фальшиво исполняют его мелодию, а.памятный рельеф украшает угловую башню (вурмэкк). Линдвурм мифическое животное аллегория.чумы, извиваясь пытается вскарабкаться на карниз с танцующими., но ему не удаётся. Это только красивая легенда ведь, никаких достоверных источников или дат нет, а известно,что.некоторые цеха в средневековье имели не только свои уставы, но и цеховой танец..(На этом месте тогда стоял дом семьи Шонекер. Они имели в гербе миф. животное Пантир.очень похожее на Линдвурм, время и людская молва всё смешало в одну красивую сказку:было не было...) в 21 час ещё один 3хмин.спектакль:
ночная стража и ангел мира укладывают Мюнхенского младенца (стилизованный монах) в постель.
.
Проходим на площадь Фраунплац.Перед нами монументальная Фрауенкирхе.В связи с основанием нового архиепископата М-Фрайзинг в 1821г. церковь получила статус епископского собора с официальным названием»собор и городская паломническая церковь К Нашей любимой Мадонне»ЦУ УНЗЕРЕР ЛИБЕН ФРАУ.После церкви Св.Петра(старый Пётр) она является с 1271г второй приходской церковью Мюнхена.(в старину горожане город делили на две части :сторона петра и сторона марии).
История строительства такова. На месте небольшой романской церкви марии в 1468-88г. Йорк Хальсбах возводит в сенсационно короткие сроки собор в стиле поздней готики. Строительным материалом послужил обожженный кирпич. Её интерьер образуют три нефа одинаковой высоты. Собор Фрауенкирхе - уникальное архитектурное сооружение. Путешествуя по Европе, Вы нигде не увидите ничего похожего!
Согласно легенде, мастер Йорк, для того чтобы достроить Фрауенкирхе заключил пакт с самим дьяволом. Архитектор пообещал дьяволу выстроить церковь без окон, за это люцифер помог ему закончить строительство огромного собора. Дьявол посчитал, люди не пойдут молиться в тёмную церковь и потому был очень зол, когда узнал .что церковь посещают толпы людей. Разозлённый он явился к мастеру и потребовал его душу. Архитектор, не моргнув глазом, дьявола в переднюю церкви, времени собор был уже освящён и дьявол не мог пройти дальше.,. если учесть что раньше высокий алтарь заслонял окна хора , окон с этого места не видно- оптический обман. Сатана, взбешённый хитростью архитектора, топнул ногой. оставив тёмное пятно называемое ТОЙФЕЛСТРИТ(teufelstritt – тритт-«наступать») и превратившись в ветер пытался разрушить собор. есть легенда, но след никуда не делся., мюнхенцы знают что вокруг храма в любое время года- феноменально ветренная погода.
Эти мощные высокие башни уже много лет являются неофициальным символом баварской столицы. Из-за ошибки каменщиков одна из башен ниже другой на целый метр(100 и 99). Церковь была освещена в 1494г.а купола установили только в1525. Мастер Йорк Хальсбах уже давно умер: какими он задумал купола неизвестно. В смятениях и метаниях возвели мюнх.строители самые необычные купола всей европейской готики:то ли дань новой архит.моде Ренессанса, то ли напоминание о храме Давида в Иерусалиме. то ли православные луковицы...Мюнхенцы их окрестили Вельшин Хаубен «чужие чепцы», но сегодня вся Б. заполнена такими куполами, правда более позднего времени, но эти были первыми.
Пройдёмте вовнутрь...
Внутри - это типичная позднеготическая зальная церковь с 3 нефами, поражающая своим высоким сводом,.покоящимся на мощных и стройных колонах столбах. Самым впечатляющим зрелищем по сей день остаются мозаичные окна хора, чудом уцелевшие во время 2 Мир. войны, когда собор был почти полностью разрушен. Под хором, в крипте находятся захоронения епископов и самая старая усыпальница Вит.(от Люд.5 до Альбрехта5..Лю.4 Б-нет?). Рассматриваем след дьявола.
Кроме того здесь установлен пышный саркофаг(бронза над мраморной плитой) Людвига 4 Баварца., который был не только герцогом Б.но с 1328 по1347г и императором священной рим. имп.немецкой нации...подойдём к поближе....И так это пустая могила,. умершего в другом месте (на охоте. у монаст.Фюстенфельд .совр. диагноз:от поднявшегося кровяного давления) дань почтения и в тоже время расставляющая акценты на важнейших исторических событиях Совершим экскурс в историю............................................... Памятник-саркофаг, произведение искусства. Он сооружен Г .Крумпером («знаменосцы « ран.работы мастеров Х.Герхард и К. Паллаго) в 1622г. по приказу курф.Максимилиана1 над старинной плитой работы неизвестного резчика (1490г. ).
На плите изображён кйзер Людвиг вверху, а внизу трагический сюжет из жизни его потомков: . Герц.Эрнст приказал в 1435 приказал утопить в Дунае невинно обвинённую в ереси жену сына Альбрехта 3.- звали красавицу Агнес Бернауер. Одноимённая опера написана композитором Оррфом. девушка имела простое происхождение – дочь аугсбургского цирюльника. Чтобы сын смог «достойно» жениться и занять трон герцог приказал утопить невестку. Это была цена крови. Старый герцог затем каялся. Заложил монастырь недалеко от Штраубинга, была она утоплена.
У саркофага 2 бронзовые фигуры правителей.
На выход см Вильгельм 4-сын герц. Альбрехта 4, получившего имя Мудрый за принятый в1506 закон о праве НАСЛЕДОВАНИЯ власти первенцем по мужской линии. Закон, положивший конец спорам и дроблениям. Вот Вильгельм и наследовал в нач 16в.правлениеБ..продолжил реформы отца. Знаменит он своим и 1вым- поныне
существующим продуктовым законом 1516г о ПИВЕ(РАЙНСХАЙТСГЕБОТ)-пиво продукт питания,что определяет налог,(.состав(хмель вода дрожди)тоже узаконен). Вильгельм 4 продолжил защиту католичества, призвал орден иезуитов в Ингольдштадт. Напротив.смот.на Алт.: в богатой одежде его сын, наследник герц.Альбрехт 5 Мужественный, который продолжил политику отца ,возглавил АНТИреформацию, пригласил иезуитов в М,. собрал уникальную коллекцию произведений искусства и библиотеку, построив для них целый комплекс. Он закрепил за семьёй Витт. ряд монополий., приносивших колосальный доход:продажа соли, изготовление пива..(правил до 1579). Теперь. понятно, чем руководствовался 1 курфюст.первый абсолютный правитель М1 в 17в. респектировав! в этом саркофаге не только память о выдающеся предке императоре,но и деятельность Вит,правителей ближнего к нему 16в и проведенные.важнейшие реформы.
Я буду мысленно возвращать вас к этим фигурам, по ходу экскурсии.
Дополнение:когда саркофаг стоял ещё у алтаря он служил в 1784г. местом встреч одной влюблённой пары-16 летней Фанни фон Икштатт и молодого лейтенанта Франца фон Винсетти.У влюблённых не было ни малейшей надежды на женитьбу.14 янв.1785г.молодому лейтенту удалось переубедить отца и заручиться его поддержкой.Именно из за этого разговора он,.счастливый, опоздал на встречу.отчаявшись и посчитав. Что милый никогда больше не прийдёт Фани бросилась вниз с северной башни Фрауэнкирхе.
Пройдём к алтарю...При последней реставрации былb использованы находящиеся в музеях и их хранилищах произведения искусства. Ведь многое погибло во время войн и в процессе многократных переоформлений.
Сегодня убранство церкви строгое. К произведеиям искусства относятся
деревянные фигуры клиросного трона 1502 г- Эразмус Грассер(автор Морисков).-это апостолы,пророки.святые.
Старейшие автом. Часы.возможно???работа Э, Грассера
Позади алтаря картина Ян Поллак «шутцмадонна» по нем. -. Защитница. А по православию я бы назвала просто»Покрова» 1510г.
.Картина «Вознесение Марии» 1620г. изв.худ.Петера Кандида.висевшая ранее на месте Креста.Часто спрашивают о нем туристы......................-Это современная работа. Был в 1994г водружен и тогда же церковь была повторно освящена.
......Статуя марии –Антон Босс 1780г.из прежнего алтраря.
Часовня дворового братства св.Анны и св. Георга: готические фигуры святых 16в.2 рыцаря Рассо св. Георг и св.Христофорус св.Анна ( из музея)
Достойны осмотра маленькие капплы расположенные полукругом. Ранее существовала традиции среди знатных мюнх.патрицианских фамилий учреждать.в собственность боковые алтари ,особо почётно в центральным храмах: Старый Пётр,Фрауенкирхе.
Внешняя сторона стен украшена старинными надгробными в современной реставрироврации - памятниками. Кладбище собора давно вынесено. (Была постороена кладб.церковь.относ к Фрауенкирхе - сан.Сальватор(1494 Л.Роттайлер?)- сегодня действ.греческая православная). Затем в кон.18в.из за боязни отравления воды и чумы все захоронения были вынесены за город.(приказ курф.Карла Теодора)
По узкому переулку,обходя позади новую Ратушу выходим к Мариенхофу и продолжаем экскурсию по Старому городу. Стройка: это будет новый выход от станции скоростных поездов С-банн. Жёлтое здание кофейный дом Далмаер, очень известный в Германии, а в рекламе использующий виды Мюнхена, немцы приходят сюда с экскурсией.
У южн.стороны- рельеф Вольфанга Амадея Моцарта на памятной доске., В доме №7 в 1780-81г.он жил и создавал заказанную двором оперу »идоменео».Эта опера вам известна по нашумевшей компании обид мусульман на её содержание. Берлинский театр пол- года не решался показывать её в новой постановке, но в прошлом месяце под давлением демократии премьера состоялась.Написав оперу Моцарт уехал,.не смотря на все его просьбы композитору не было позволено остаться при дворе курфюста Макса 3 Йосифа.Печально. Проходим на улицу Бургштр. Это старейшая улица М.параллельная к самой 1 крепостной стене.Особой достопримечательностью явл.самое старое здание М.-Вайнштадель.Городской совет выкупил в 1550г. 2 дома(у патриц. Семьи Барт), в подвале ина1эт был вин.склад, здесь же продавали вино иногородним торговцам.Рядом распологался городской пишущий дом т.е.-Штадшрайбарай(гдето в течение лет 50).Затем перешёл в частные руки.,подвал и1эт во владении города до нач.19в.С кон.18 века в обоих домах обосновался винный ресторан,. отсюда и название Вайнштадель..Послевоенная реставрация и строительные
работы1961 года не только восстановили в прежнем виде разрушенный ресторан,но и были обнаружены остатки оригинальной росписи 1552г худ.Ганса Миилиха в стиле Ренесанса .Это типичный старый поздней готики мюнх.дом:полуфронтон справа имеет
подьёмник для товаров,(ОРВАШЛЬ-полуфронтон с подьёмником для товаров)).за раскрашенной боковой дверью-«лестница в небо» без пролётов...(пьяница рискует скатиться с самого верха!)есть и оригинальный внутренний дворик с аркадой,где приятно посидеть за бокалом вина .Винные традиции не так известны, как пивные, но виноград в М.выращивали и вино изготовляли.до нач.19в,затем климат стал изменяться,.значительно похолодало.это и свело виноделие на «нет».
Дополнения: легенда о дополнительной функции Орвашля подьём любовника в спальню, плохого или неудовлетворившего женщину любовника служанки спускали не до самой земли, и утром горожане потешались над ним висящим.Боковой справа Вход-типично позднеготическая арка-ослиная спина..(.здесь же жил гор. летописец,под псевдонимом Миневрус перевёл на нем. Одиссею. Он писал ист.труды,.занимался поэзией,составил брачный договор В5.(лотаргинцы хотели отдать за В.не Рен, а сестру Доротею,имевшую изьян бедра. о котором случайно стало известно в Б.)
Старый Двор –название позднее( с 1827гили 1552г),а до этого Людвигсбург. Это первая постоянная резиденция Вит.в М.с 1253 по1474г .первые каменные строения на этом месте упоминаются уже в 1173-74г, которые за невостребованностью пришли в опустение. В 1253г Людвигом Строгим было приказано начать строительство нового замка. Имя замок получил,пожалуй в честь своего знаменитого владельца и обитателя бав. герцога. нем. Короля и императора Людвига 4 ,который возможно прямо здесь в замке в 1282г и родился.Рассказывают,что когда Лю.был совсем маленьким.,.его прямо из колыбели утащила обезьяна.которую его отец Лю.Стр. держал как домашнее животное.Обезьянка повторила действия кормилицы,но та увидев неожиданно ребёнка в обезьяньих лапах подняла крик., напугав животное.именно от этого испуга она и забролась с младенцем на верхушку ЭРКЕРА(башенки) крыла БУРГШТОК.После длительных уговоров герцогине-матери удалось успокоить и кормилицу и обезьяну.после чего последняя вернула ребёнка в колыбель.С тех пор эту башенку называют «обезьяньей».Насколько эта история правдива сказать трудно, но одно неоспоримо - совр.эркер носящий назв.»обезьянья башня» бы построен больше ста лет спустя после смерти Лю.4(1470г), а легенда –это гордость баварцев славной историей и знаменитым Людвигом 4, КАЙЗЕРОМ Священной римск. Империи немецкой нации. Короля и кайзера нем.князья выбирали голосованием.
( в 16в. – участвовали только курфюсты) . В отличии от своего отца, лю. не оставил после себя почти никаких строений, но ему пришлось отстраивать город после большого пожара 1327г. При нём была построена только придворная церковь св.Лаврентия- Лоренцкирхе ,в ней хранились имп.сокровища да и та не сохранилась.
ДОПОЛНЕНИЕ Славная победа в бою при Гаммельсдорфе1313г над Фридрихом Красивым принесла ему королевскую корону. Из за того. что короля нем.князья выбирали голосованием. случались казусы.когда враждующие партии короновали сразу несколько конкурентов. Так было и в1314г,лю. Коронован 20.10,(франкфурт) а Фридрих 19.10..(заксенхаузен)Конечно же разгорелась война. Лю. снова вышел победителем.на этот раз уже в битве при Мюльдорфе 1328г и был коронован 2 эпископами в Риме на престол Св.Рим. Импер. Немецкой нации.
Конная статуя Лю.4 скульптора Ганс Виммер с 1967г стоит у сев. входа.
ДОПОЛНЕНИЕ( сокровища сейчас находятся в Вене. В замке Хофбург).Церковь была снесена в нач.19в(1816г) В наше время немногие уцелевшие детали отделки и украшений этой церкви выставлены в Бав.нац.музее. Среди них рельеф. изображающий Людвига и его вторую жену Маргариту Голландскую с моделью церкви, как меценатов.
Об Людвиге 4 Баварце напоминают также цвета города.После того как М. стал императорской столицей, ему были вручены цвета Св.рим. имп-золотой и чёрный,так и оставшиеся символами города по сей день. А бело-голубое поле из 21 ромба и бело-голубой флаг символы Б более раннего времени, с…
Ведомство по уходу за памятниками распологается в бывшем с 1809-по1986г.(83) МОнетном дворе.От старинного комплекса 16в.в стиле баварского Ренессанса (или маниризмуса)остался роскошный внутренний двор:3этажный с колонами аркадный двор красив своей величественностью.Архитектором является Симон Цвитцель, имя нам непривычное, Тк во всех книгам стоит другое (эгкль) и только совсем недавно в горархиве найдены старые планы (не только монетного двора. но и Антиквариума)они и исправили ошибку-назвали настоящего создателя. Заказчиком строительства был герцог Альбрехт 5 Мужественнный. На 1ом этаже находились конюшни(маршталь), винные склады, а сверху герцог рассположил свою библиотеку и разросшуюся коллекцию произведений искусства - она положила начало так называемой Шатцкамер-Сокровищницы, которую мы увидим в Резиденции. Кстати, тогда ещё не было точного представления. что принадлежит к искусству и поэтому собирали разные красивые вещицы. напр. в той первой коллекции было много чего, даже симпатичные куколки. С начала 19в сюда переехал Монетный двор. Изготовляли деньги, только монеты.
Остаёмся мысленно в 19в. Улица Максимилианштр. в списке красивейших улиц Европы.
ОНА.была застроена в 1852-1874!75г. при короле Максимилиане2,который выбрал архитектором Фр. Буркляйна . Проэкт учитывал вкусы короля, в архитектуре получил название «максимилиан-стиль». .Были построены Управление Верхней Баварией-терракотовый фасад (левая сторона) и бывший Национальный(а сейчас музей востока-фёлькеркунде)-правая. За основу стиля взяты традиции английской-тюдорской готики,но соединеняет романские,.готические и ренесанские форм. Начинается улица на Макс-Йозеф плац.Завершением явл.стоящий за мостом (Максимилианбрюке)- Максимилиа-неум. А перед ним памятник королю,.который горожане называют на бав. диалекте»Макс Цво».выполненный в 1875г по проекту Цумбуша. Максимилиа-неум.построен тоже Буркляйном,его проэкт победил на конкурсе.Максимилиан учредил элитное учебное заведение,резиденцию для талантливых студентов из Баварии,которые станут трудиться в политике и гос.учреждениях.Сегодня оно находиться в новом здании.,позади главного.Сторого оговорено колличество студентов и.из них число мужчин и женщин С1949г в Максимилиа-неуме заседает парламент(лантаг) Баварии и Пфальца. Вместе с Театинерштр,.Максимилиансштр предствляет улицу с престижными магазинами.
Площадь Макс-Йозеф плац. Украшает памятник Максу1 Йозефу-1королю королевства Баварии, .Макс Йозеф ,представитель династии Виттельсбахов по линии(Цвай-Брюкен) из Пфальца переехал в М.и стал 26 курфюстом Максом 4 Йозефом в 1799г. Наполеоновские войны .в которых Б. выступила союзником Нап.1 связаны с 2 важным событиям:1803г.прошла секуляризация-передача собственности монастырей государству и с 1.1. 1806г. Бав-обьявлялась по протекции Нап.1-королевством. Условие :Августа-Амалия, его 17летн.дочь была выдана замуж за приёмного сына Нап.-Евгения Богарне, получившего титул вымершего рода-Лёйхтенберг. Делалось это Максом с тяжелым сердцем, но по политической необходимоти..праздников коронования не устраивалось.. .Одно несомненно: брак оказался счастливым. Макс1 делал ревизию имуществу и землям перешедшим казне после секуляризации и планировал расширение города. Так была заложена эта площадь на месте францисканского монастыря и его кладбища. Первый король возглавил прогрессивные, реформы, приведшие к принятию 1 конституцию Б. Этому и посвящена основная идея памятника по проекту берлинца Рауха, вылитая в мастерской Штигельмаера. Памятник,установлен в 1835г.,.через 1о лет после его смерти по инициативе сына короля Людвига 1.
Ещё при жизни Макс видел проект и памятник ему очень не понравился. Он почуствовал обиду: «нет монументальности, только какой то старик».
Перед вами Национальный театр, построенный арх. Карлом фон Фишером в1811-13г и сгоревшим в 1823г.(в народе поговаривали о божьей каре за секуляризацию).Арх. Лео фон Кленце в 1825г восстановил театр согласно старым планам, заменив купол двойным фронтом: на верхнем мозаика Людвига Швантайлера «Пегас с хором»,на нижнем совр. Рельеф(1972г Бреннигер)»Аполон и 9муз.».Театр был разрушен во время второй мир.войны, восстановлен и заново торжественно открыт в 1963г. Новый театр резиденции стоит на месте Старого Резиденцтеатра (ещё известного как Кювельес-театр), который сейчас расположен во дворе Ре. Брунненхоф. Заслуживает внимание и здание Почтового отделения №1,предающего площади флорентинский акцент. Это бывший дворец графов Тёрринг-Джетенбах. Постороеное ранее братьями Гунецрайнер здание в 1835г.переделал в Главный почтамт Лео фон Кленце: аркадная галерея ярко украшена.
Резиденция-это громадный дворец династии Виттельсбахов и памятник истории государственности Б.
Разросшийся в 14в город окружил резиденцию.(сегодняшний Старый двор), Это заставило Вит. начать в 1385г строительство новой крепости –Ное Весте,
Дополнение:ведь стены Старого двора защищали правителей не только от внешних врагов, но и от собственных васалов, которые как показало восстание Мюнх.граждан 1397-98г.были невсегда дружелюбно настроены к своим правителям.
За пять веков небольшая крепость, окруженная рвом с водой разрослась. и стала целым районом города, вокруг 7 дворов. Во время второй мир. войны была разрушена, восстановление носило грандиозный характер, такого в мире не видали,- только одной крыши было восстановлено 25000 м.квадратных. Сегодня здесь размещаются Музей резиденции,Гос. Коллекция египетского искусства, Королевская сокровищница., театр Кювилье и концертный зал Геркулеса, экспонируются специальные коллекции.
Королевская сокровищница-Шацкама. Находится в Кёнигсбау-южном крыле Ре,.постороенному Лео фон Кленце по образцу дворцов Питти и Ручела во Флоренции.
Виттельбахская сокровищница, основанная в 1565г герцогом Альбрехтом 5.самая крупная такого рода коллекция в Европе. Зал 1.бывшая кухня.
Немного истории:
считается что после ухода рим. войск около 500 г.н.э.(470, в 476 г Одоакр во главе германцев разрушил Рим ) здесь остались жить римляне,. смешавшись с кельтами: к этому романо-кельтскому населении присоединились племена пришедшие из Богемии(совр.чехия) аламаны и др. восточногермплемена.,Новое население приняло старое кельстское имя»боиер» которое со временем слилось с приветствием «варии» в название»Боиварии». По другой версии «Боивары» переводится «мужчины из земли Боа». В любом случае с течением времени оно изменилось из Баюваров в баварцев, на месте римск.провинций Раеция и Норикум возникло герцогство Бавария. Правила семья Агилолфингер, они уже в 6в были христианами и знамениты изданием 1го свода законов «Лех Байувариум», имели родственную связь с 1кор.домом Франции.Меровингами. В 7веке появились первые миссионеры, языческое население обращали, но очень уж медленно, в христианскую веру.
Напомню, что христианство с 313г.- государственная религия, с подачи римск. Императора Константина Великого, с 3-4 в. появляются монастыри, первый на горе Афон. В 739г.приезжает в Бав. Римский архиепископ Бонифаций и основывает 4 новые епархии в Регенсбурге. Пассау. Зальцбурге и Фрайзинге, они завоёвывают влияние. В это время основывается множество монастырей. В 788г.приходит конец правления Агилолфингеров, император франков Карл Великий присоединяет Б.к своей имп..После его смерти (814) в 9в.наследники(каролинги) делят её на западную, которая позднее стала Францией и восточную- будущую Германию, в которую и вошла постоянно с империей конфликтовавшая Б. Из-за этих конфликтов происходила частая смена герцогов, династий, до тех пор пока Б. вообще не была обьявлена «кронланд» имуществом короны. Известна династия Оттонов,( с 962- 1024г) закончившаяся смертью Генриха в 1024г. Затем власть в герцогстве переходит на какое-то время к династии Вельфов. А их сменили в 1180 г Виттельсбахи, получившие корону из рук Барбароссы.
Экспонаты относящиеся к древнейшим временам временам, пополнили сокровищницу после секуляризации.
Экспонаты. Всего в экспозиции находиться 3% коллекции Сокровощницы.
Зал 1.
- Старейший экспонат №4 – молитвенник кайзера Карла.Калена. умершего в 814г - - ---Арнульфкибориум. 890 г №5 (золото). Арнульф фон Кернтен был внебрачным сыном и немц. королём с 896г до 899г. Королей выбирали также как и кайзеров из числа герцогов.
Это передвижной алтарь, ( Надпись:, принд. каролингам, умершим в 911г)
- .Из династии Оттонов был известен Генрих 2, основавший Бамберг. который был нем королём с 1002г, а с 1011 кайзером св. рим . империи.В 12 в. Причислен к святым. (Параллельно с правлением этой династии шло основание католических орденов:Францисканского-доминиканского. ). Ему принадлежит реликвия Еванглие « с крестом». Его украшающие камни, не просто драгоценности, а составные части повествования. По ним читается, что в 1002г сын Оттона 3 и сардинской принцессы умер в Риме.
- Корона его жены Кунигунде.
- Крест Гизелы. Сестра Генриха,вышла замуж за первого венгерского короля -христианина Штефана, причисленный тоже к святым. Этот чудесный крест явл. Поминальным. Она заказала его для своей матери. фигурки: Внизу Гизела и мама.обратите на скрещение ног на распятии_оно по византийскому, православному образцу.. разделение церквей на католическую (те всеобщую) и ортодоксальную (те православную ) произошло в 1054г с св. Софье в Константинополе. Крест выполнен ранее в 1006г.
- №16 Корона англ.королевы с 1380г.к. Рихард 2 заказал для жены Анны чудесную диадему с золотыми лилиями. Украшенными драгоц. Камнями. Их дочь Бланка вышла замуж за Виттельсб., так корона и попала потом в Сокровищницу. Считается произведением искусства высокого ранга.
Зал 2 Экспонаты .нем, фламандской. итальянской работы 15-16в. поздняя готика и начало эпоха ренессанса. Чаши, кубки, медальоны с портретами(№19 из Бургундии)
№38. Кубок из Страсбурга. Украшен древнеримскими монетами.№43. Папельштейнер Рокаль или Кубок. Серебрянная вещь работы эльзасских мастеров из пфальц.собрания.
Зал 3. Вот это статуя Св.Георгия.Ренессанс 1583г,аугсбургские ювелиры.. .шла религиозная война между католиками и лютеранами. Герцог Вильгельм 5 набожный удержал Б. в лоне католицизма.Его самый младший брат Эрнст был отправлен в Кёльн,( епископ кёльнский стал протестантом,) и стал Курфюстом и епископом Кёльна одновременно. Эту дорогую, украшенную брильянтами. ( более 2.000 штук) рубинами, жемчугом. смарагтами по эскизу фр. Зустриса, статуэтку св.Георгия (всадника, победивший дракона,) он отправил брату герцогу в М, Всадник, под забралом, имеет портретное сходство с Вильгельмом. Напротив: роскошная цепь с драгоценностями, принадлежавшая герцогу Альбрехту 5.
Зал 4. Церковные атрибуты. В нач. 17в распространилась мода на слоновую кость. Особо известен мастер из Аугсбурга Георг Петель . Его распятие – особо ценный экспонат
- Эксп.№49! Двойной орёл герцогини Анны. Раб 1550г или вена или Италия.принадлежит супруге Альбр5, Вся украшена брильянтами, и 3 жемчужины.
-Алтарь Албр 5. в стиле манеризмуса. Мельчайшие детали, миниатюрная работа дорогие материалы. СЛОНОВАЯ КОСТЬ, аугсбургские ювелиры.
- Ц.атрибут штральМонстранц. Использовался для преломления солн.лучей.1600г.
Зал 5.200 летие королевства Б.празднуется Ре в этом году.Большая и малая короны были выполнены в Париже. Также как и др.Атрибуты власти(скиптер и держава).Есть легенда о том как курьер швейцарского посольства пытался вывести корону в последние дни войны или о голубом брильянте,его страз вы видите, который вывез последний король Людовик 3 в неизвестность . Он умер в Венгрии в замке Шарвор в эмиграции..Камни и золото этого зала впечатляют,есть короны самого совремееного стиля.например какую носила принцеса Диана. Внимания заслуживает выставка орденов и регалий оружия Георгиевского Ордена Всадников собранные Виттельсбахами, которые всегда были и остаются его членами, начиная с 1720г. с основания по настоящее время. Эта коллекция знаменитейшая в Европе.
Сегодня дом Вит.возглавляет Франц Вит, живёт в Нимфенбурге, боковом крыле замка, там же прогуливается с собачкой – даккелем. Интеллигентный, неконфликтный, учавствует в мероприятих по приглашению.
Зал 6.Экспонаты из Милана,.принадлежали Альбрехту. Это изделия из горного хрусталя и дорогих камней: ягат, яшма, На хрусталь художники наносили иллюстрации к Старому Завету. Это по-настоящему первые экспонаты принадлежащие не к искусству вообще, а именно этой коллекции. Пражские мастера славились работой по камню.
- « Создание мира» горн.хрусталь в обрамлении слоновой кости.
Следующий зал, стол из мебели Максим 1, отделанный минералами, работа мастера пражского двора Козимо.
Зал 8.-9 Позолота выполнялась по серебру или бронзе и классифицирована заново : от Рен, барокко- роккоко до классицизма.
Привлекает внимание :Сервиз для поездок императр. Марии- Луизы Французской. 1810г. Париж. Наследство от последней баварской королевы.
Позолоченное серебро.
Обратите внимание : Кубок или Покаль с 36 сапфирами, из золота с белой эмалью.
Эскиз придворного худ Х Милиха, работа Х.Раймера , вт по. 16в.
Нагрудное украшение из пзолоченного серебра (? Белое золото) с грушевидным жемчугом и брильянтами. 1710-20г – время барокко.
Зал 9.Колона траянова. римская,уменьшенная копия настоящей.
(Во 2в. в Риме для императора Траяна была построена Ульпиева базилика, в центре которой стояла Траянова колонна ) оригинал украшает Кайзерфорум в Риме
Копия-тонкая работа. Изготовлена тоже в Р. в 1783г по заказу Карла –Теодора, как парадная вещь и дань увлечения античностью. Постамент из драгоценного камня. Сигнализация срабатывает моментально и никто не может зал покинуть до приезда полиции.
ЭКЗОТИКА.
Покидая крыло РЕ-Кёнигсбау.переходим в Музей Рез.
Возвращаемся на улицу Бургштр.
В доме №8 жил и умер выдающийся мюнх. Архитектор эпохи рококо Кювиьес Старший(млад- сын тоже архит).Этот карлик был привезен Курф. Максом Эммануэлем из Франции.при дворе он не служил,но .придв.арх. Эффнер открыл в нём талант. И стал его первым учителем.Затем его послали учиться,. опять же во фр, на 5 лет.Вернувшись он стал гениальным архитектором,строил и переделывал.украшал- залы Резиденции.,дворцы...дворец Портия и Епископский(ныне сохранившиеся),фасад Театинеркирхе и др..Построенный им Амалиенбург-в саду замка Нимфенбурга-мировой шедевр,образец»чистоты»стиля рококо.Прожив долгую по тем временам 73летн.жизнь Кювильес. был ,в отличии от Моцарта,любимцем двора.
В доме №6 работал известный юрист Крайтмаер,. принимавший участие в создании общенемецких законов(18в)...
Через пл.Мариенплац проходим к возвышенности на юге площади-Петерсбергель и располоенной здесь старейшей приходской церкви Св.петра-Старый Пётр.
Онуфриес-дом.св.Онуфриус, был почетаемым святым у основателя города Г.Льва.и стал патроном города М.Фреска на доме ..как и он сам совр.,это дань традиции на этом месте стоял старинный Онуфриус-дом с его изображением,только без надписи.На восток.до Изарских ворот ведёт старинная улица Таль-Соляная улица.здесь традиционно располагаются трактиры.лавки.(знаменитый Шнайдер Вайсер имеет не только отличное пиво,традиционную атмосферу,но и многовековой возраст)
Петерскирхе-Старый Пётр.
1 и старейшая церковь города,.башня высотой 91м.является одним из символовМ, новейшие иследования подтверждают.что церковь была заложена в 12 в.с небольшим промежутком времени ПОСЛЕ основания города ,Готическое здание 2пол.13в было освящено в 1294г.После пожара 1327г. хоры были отстроены наново и освящены в 1368г,тогда же остатки боковых башни были перекрыты под углом , а западная часть перестроена в виде 2 сдвоенных башен.они имели первые городские часы.Удар молнии в 1607г. уничтожил одну из башен,вторая же стала вышеи получила тогда своё сегодняшнее оформление:фонарный купол и иглу,страхующие от перенесённых уже напастей.Конечно они не могли спасти от грядущего разрушения 1944-45г,что осталось от церкви,можно увидить на фотографиях внутри здания.
На башнюСтарый Пётр. есть возможность совершить восхождение,за преодоление 302 степеней посетитель вознаграждается великолепным видом города (особ, юж.ветер с гор -_Фён).
Внутри церковь имеет стиль романской базилики-при котором боковые части имееют своё перекрытие(в отл.от Фрауенкирхе-зальной церкви,. с общим перекрытием всего внутреннего пространства).Центральная часть-это залитый солнцем проспект,который украшают золочённные статуи-праздничная процессия аппостолов,как бы.указывающих путь.(вырезаны из дерева.1750г.маст.Прётцнер,как и трибуна.называемая кацел.).Над ними: оформление стен повторяет рисунок окон,что усиливает впечатление торжественности.Лепнина и фрески созданы Циммерманом в 18в.процессию завершают
св.Павел(справа) и св.Андрей(слева),подводя к высшей точке, идейной цели-главному алтарю.9эти 2 статуи- работы выд. Мюнх.мастеров-Грайфа иФастенберга). Алтарь-гениальная инсценировка бр.Азам(выполнена Штубертом).В центре сидящая на троне старинная фигура ап.Петра.выполненная Э.Грассером в 1495г. К его символам относятся риб. Снасти.дельфин. ключи от рая.и венчающая его.корона-тиара.Эта-тиара- уникальная ювелирная работа., подтверждающая что св. Пётр-был первым папой.К тому же !!!она снимается когда умирает папа рим. и воодружается назад. в момент когда избран новый папа-ПЕТАРСКИРХЕ- единственная в мире церковь где существует эта традиция!!
Воокруг св.Петра-4 отца церкви.работы Эгида Квирида АЗАМА(Амбросиус,Августинус-перед ним,Атанасиус и Йоханус Христосумус-ближе к нам).Фигуры из дерева. но нецельные. а собранные.Колоны тоже в основе деревянные,а «одеты» в красный мрамор.привезенный, как и для колоны на Мариенплац из района озера Тегернзее(где то 50км от М.).Ангел сверхуолицетворяет Веру и Надежду.(георг Грайф).по бокам гербы бав. Курфюста КАРЛА АЛЬБРЕХТА и его авст. жены Амалии.заказавших рококо-реконструкцию церкви.Ниже-дарохранительница.изготовленная в ювелирной мастерской 18в. в окружении молящихся ангелов.созданных Швантайлером позже.уже в нач 19в.(1804).К произведения искуства относятся деревянные резные скамьи ХОРОВ:левый мастера Йохана Дитриха 1750г.правый Игнаца Гюнтера 1767г.В этой церкви представлены.все культурные эпохи,все стили от готики и до барроко и классицизма(орган на заднем плане).Талантливейшие мюнх. мастера как бы соревновались со своими знаменитыми предшественниками и гениальными последователями,создавая шедевры.На боковых стенах алтаря расположены 5 картин Яна Поллака в стиле поздней готики(1517г).из прежнего алтаря.
Высшим творение готики.явл. Шренкалтарь(по фам. семьи Шренк-которой был учреждён, традиция мюнх.патрицианских богатых фамилий).Его головная часть сделана из песчанника и показывает Христа, как всемирного судью и страшный суд.Посмотрите у задней стены орган,в стиле классицизма....
Мы имеем здесь и чудесные боковые рококо-алтари.Игнац Гюнтер:сакрамент-алтарь(слева.самый первый№10),»св.семейство»-(слева№13)и ровно напротив справа»Мария и 9 дев».Следующий(14)-мастера Штрауба-Анна-алтарь---ровно напротив справа(№22) ЕГО же ТРЁХкоролей.
Посмотрите:Потолочные фрески «жизнь. распятие Петра. встреча с господом» работы Циммермана.были уничтожены во время войны и полностью, точно восстановлены в 2000г .Это стало возможно,благодаря тому что Гителер ещё в 1943г.(после первых бомбёжек) приказал сделать детальнейшие фотографии всех произведений искусств,а всё что можно было вынести-надёжно спрятали.
Заслуживает внимания
:Эпитафия Аризингера(имя усопшего)на красной мраморной плите работы Э.Грасера 1482г:сверху св.Пётр и Анна---снизу он молящийся. и гербы
Мощи святой....покровительствующей»всем самостоятельным женщинам».найдены в римских катакомбах
Капелла для крещения с купелью(тауфштейн) работы Маст. Крумпера 1620г..
Мехигрушка за 5центов.....
Напоследок скажу:эта церковь народом любимая. В песнях воспетая,и когда в воскресные дни исполняются литургии Моцарта или Гайдна-здесь не найти свободного места.
Достарыңызбен бөлісу: |