Жили-были дед с бабкой. Мирно, дружно жили много лет, потом что-то там разругались, разладились. Всё это деду надоело, и решил дед найти себе новую бабку: умную, красивую, молодую. На свою, значит, сказал:
– Сиди ты дома, ты не такая! Я пойду себе хорошую искать!
И пошёл. Пошёл сначала в Мякишево – это в ближайшую деревню. Смотрит: там одна избушка стоит покосившаяся, вся травой заросла. А рядом баня, тоже с зеленой травой на крыше. Смотрит: баба с поросёнком! Тащит, привязала к поросёнку какие-то вожжи или верёвку и тянет поросёнка на крышу. А поросёнок вижжит, пищит! Не хочет на крышу лезть! Баба его тянет! Дед смотрел, смотрел через изгородь: «Что в Мякишево за бабы такие?»
Подошёл и говорит:
– Баба, а баба! Что ж ты делаешь?
Она:
– Как что делаю? Купила поросёнка, вот в Опочку на ярмарку съездила, привезла. Поросёнок травы хочет!
Он говорит:
– Господи помилуй! Так надо было тогда в Псков съездить, трава ж в Пскове ещё лучше!
– Нет! У меня на крыше самая лучшая! Я вот только на крышу его сейчас засажу, он наестся травы и будет хороший и здоровый. Мне сказали, очень витамины полезны!
Дед посмотрел на эту картину:
– Не, – говорит, – баба, ты не тем занимаешься! Ты спусти поросёнка на землю, трава у тебя и так хорошая!
Баба:
– Да?
– Да, и тут хорошая трава!
Отцепила баба поросёнка. Поел поросёнок травки, пощипал, побегал. Дедушка говорит:
– Хорошо, бабушка, я пошёл, пойду дальше, к Алолям, там река хорошая, может, там себе новую бабу найду!
И пошёл в сторону Алолей. Шёл он шёл, шёл он шёл, пришёл в сторону Алолей. Там река течёт-бежит, хорошая, студёная. Стоит конь возле моста, и какая-то бабка высыпает… Там на дрогах* лежит несколько мешков с мукой или с чем-то, может быть, с отрубями. Высыпает она эти отруби в речку. Дед смотрит: один мешок высыпала, второй мешок высыпала. Конь распряжён. Что баба делает? Подошёл он и говорит:
– Послушай, что ты делаешь?
Она:
– Как что делаю? Еду далеко, на мельницу вот ездила. В Бакино вот еду, везу вот отруби, вот муку. Хочу коня напоить! Вот и высыпаю, уже два мешка высыпала, а конь все никак не напьётся.
Посмотрел дед, посмотрел и говорит:
– Господи! Такого я ещё не видывал! Не, баб, так не делают! Но ты мне совсем что-то не нравишься!
Покрутился дед, покрутился возле мостика в Алолях и подумал:
– Не! Пойду я обратно в Паново: у нас, наверное, бабы лучше!
Развернулся дед, да и пошёл обратно к своей бабке.
№ 66 КАК ДЕД ДРУГУЮ ЖЕНУ ИСКАЛ. Зап. от Голер Татьяны Михайловны, около 40 лет, в д. Паново Глубоковск. вол. Опочецк. р-на Псковск. обл. Записали: Г.И. Площук, Е. Степанова, Е. Родионова – ФА ПГПИ за 1998 г., т. 3, № 32, кассета ОП 98-3. Муж ищет себе другую, лучшую, жену (1384) (в СУС нет) + 1210 Тащат корову (поросёнка) на крышу + СУС (1681А)= АА (*1681) Дурак делает покупки. Сведения о количестве вариантов сюжета 1210 см. в комментарии к № 64; о количестве вариантов сюжета 1384 – в комментариях к № 65. Русских вариантов сюжета 1681А по СУС – 21, псковских нет; белорусских вариантов сюжета 1681А по СУС – 3.
Сказка состоит из двух эпизодов: «Баба тащит поросенка на крышу пастись» (СУС 1210) и «Баба сыплет муку в реку, чтобы напоить лошадь» (ср.: Афанасьев, № 401 Иванушка-дурачок: Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она не пьёт. «Знать, без соли не хочет!» - и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет) (СУС 1681А).
По словам Т.М. Голер, в сказке был ещё один, третий, эпизод: «Что-то сбрасывали цыплят с машины ли, с телеги ли». А.С. Алексеева (см. комментарии к № 13), мать рассказчицы, утверждала, что эпизод с цыплятами из другой сказки, которую припомнить не смогла.
По воспоминаниям Т.М. Голер, особое удовольствие детям, ей и брату, доставляло то, что действие бабушкиной сказки развёртывалось в родных и знакомых для них местах.
Достарыңызбен бөлісу: |