И.Р. Габдуллин
Село Старый Буздяк: трансформация статуса (XVIII–XX века)
Среди сельских населенных пунктов современного Башкортостана есть несколько деревень, судьбы которых, пусть и опосредственно, связаны с прокладкой железнодорожных линий от Уфы к Самаре и территории современного Татарстана. Я имею в виду такие селения как Сафарово современного Чишминского и Старый Буздяк Буздякского районов. До прокладки железных дорог это были одни из крупнейших сельских поселений Уфимского и Белебеевского уездов. В обоих селениях, располагавшихся на пересечении проселочных дорог и трактов, связывавших столицу Уфимской губернии с другими регионами, проходили ярмарки. Но судьбы населенных пунктов, как и людские переменчивы. Строительство железных дорог несколько в стороне от Сафарово и Старого Буздяка постепенно подкосило экономическое благосостояние этих деревень. От Сафарово пальма первенства перешла к ничем до того не примечательной деревеньке Чишмы, а от Старого Буздяка к железнодорожной станции Буздяк. В данной статье обратим внимание на историю Старого Буздяка.
Возникло селение, видимо, в начале 1740-х годов, после бурных «бунтарных» событий 1730-х годов. Название селения связано с именем башкира-вотчинника Канлинской волости Буздяка Ишимбетова. Сам первопоселенец, видимо, родился в начале XVIII века. Известен его сын Ильяс Буздяков, родившийся в 1757 году.
Уже с 1745 года селение стало разрастаться. С этим годом связан первый припуск жителями Буздяка новопоселенцев1. Видимо, это были служилые татары во главе с Кальметем Айдаровым (1716 года рождения), переселившиеся со стороны Чистополя современного Татарстана и ясачные татары. К 1782 году численный состав припущенников селения возрос до 55 душ (32 мужчин, 23 женщины) ясачных татар и 26 душ (16 мужчин, 10 женщин) служилых татар2.
Новая переселенческая эпопея началась с конца 1780-х годов и связана с такой группой населения как «тюменцы». Вообще вокруг Буздяка образовался целый куст населенных пунктов, в которых поселились «тюменцы». Среди этих селений можно назвать Шланлыкулево, Батырша-Кубово, Копей-Кубово, Тлякей-Кубово, Новые Каргалы, Устюба. Свое наименование («томэннэр») они получили от названия г.Темникова (по-татарски Томэн, ныне в Мордовии), вблизи которого большинство из них жило. Русские иногда эту группу населения называли темниковскими мишарями. При императрице Екатерине II в 1784 году был издан указ о восстановлении в дворянском достоинстве князей и мурз татарского происхождения, имеющих документальные доказательства своего дворянского происхождения. Многие из представителей «тюменских» родов в это время получили дворянские права. Среди них: Акчурины, Бигловы, Дашкины, Девлеткильдеевы, Дивеевы, Еникеевы (князья), Еникеевы (мурзы), Кашаевы, Кудашевы, Маматкозины–Сакаевы, Мамины, Мамлеевы, Муратовы, Терегуловы, Шихмаметевы.
По договору от 27 июня 1788 года в селении поселился мулла Таир Калеев, видимо, выходец из деревни Акашево Краснослободского уезда. В этом селении в начале XVIII века входившем в Темниковский уезд проживали в основном служилые татары Янбухтины. В 1794 году в Буздяке поселились татарские князья Ефаевы, выходцы из деревни Тархан Ефаево, хотя сам договор о припуске Ефаевых датирован 28 июля 1793 года. Приведем часть текста договора: «…Калнинской волости команды старшины Ишали Якупова деревни Буздяковой…вотчинники башкирцы со всего нашего общего согласия припустили мы на жалованную нам по наследству землю в тое ж деревню Буздякову Пензенского наместничества Слоботской округи деревни Тархановой мурз Салиха Батыршина, Гумера Юнусова, Алмаметя Нагаева, Акбулата Мусина князей Епаевых с товарищи всего десятью дворами для сообщего сожития с нами… по нахождению деревни нашей Буздяковой на большой дороге для отправления с нами же случающих всяких тягостей. Которым мурзам Салиху Батыршину во оной деревне пашню пахать по речкам Чермасану и Кидашу, сено косить и для прокорму скота и со степьми да в вершине речки Кидашу лесу для бревен и всяких домашних потребностей рубить, лубья снимать, хмель щипать, рыбу ловить да по речке Кидашу мельницы строить с тем, чтоб нам именованным хлеб молоть без уплаты…». За припуск Ефаевы заплатили местным жителям 80 рублей денег, кроме того ежегодно они должны были выплачивать по 10 копеек оброка. Договор подписали местные вотчинники Юмаш Баисланов, Ильяс Буздяков, Токтамыш Каипов, Рафик Баязитов, Байгул Курьясов, Кинзекей Юмашев, Арслан Аитов3.
В том же 1794 году сюда перешли на жительство мурзы Маматовы, переселенцы из сельца Торопово Тамбовского наместничества и зять Маматовых князь Ахмет Акчурин. 10 января 1795 года был припущен ясачный татарин Башир Мусеев. В 1796 году в селение были приняты на жительство мурзы Дашкины, выходцы из деревни Дашкино Пензенской губернии4.
С начала XIX века селение пополнялось новыми группами переселенцев. По договору от 25 февраля 1807 года здесь поселился князь Якуп Илюков Кудашев. В 1808 году поселились купцы 3-й гильдии Искандеровы, в 1812 году князья Акчурины, в 1818 – мурза Усман Муратов, в 1820 – мурзы капитан Ханбек, Валиша и Ахмер Надыршины дети Мамлеевы, мурза Егофер Еникеев, в 1827 и 1829 – вновь Мамлеевы, в 1830 – князь Шихмаметев, в 1831 и 1832 годах – мурзы Муратовы и другие5.
К 17 июля 1840 года численность населения деревни возросла до 606 человек, в том числе 331 (196 мужчин и 135 женщин) государственных крестьян, 60 (23-37) башкир, 146 (78-68) князей и мурз, 41 (24-17) мещанин, 28 (15-13) купцов 3-й гильдии. В селении в это время действовали две мечети. На ярмарочной площади работал кабак. У сельчан имелись три мельницы, 380 лошадей, 300 коров, 800 овец, 100 коз, 20 ульев6.
Главными событиями общественной жизни в Российской империи XIX в. стали Великие реформы 1860-х годов. Была ликвидирована и кантонная система управления в Башкирии. Вместо военного административного управления создавалось волостное крестьянское самоуправление. В 1863 году селения современного Буздякского района вошли в основном в Богадинскую и Тюрюшевскую волости. В то же время государственные крестьяне тех же селений были включены в Буздяковскую волость, но эта волость просуществовала недолго и в 1868 году была распущена.
К 1870 г. селение состояло из 196 дворов, а численность населения превзошла отметку в 1000 человек и достигла 1058 (559 мужчин, 499 женщин). Мечеть 1. Училище. 2 водяные мельницы. Лавок 40. Базары по вторникам. Ярмарка 6 декабря7.
Достарыңызбен бөлісу: |