Влияние рок-музыки на стиль одежды
И.Ю. Санталайнен
«Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу тебе, что ты носишь» (Мик Джаггер)
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки (http://ru.wikipedia.org/).
Существует стойкое мнение, что рок-музыка стала популярным стилем именно в 60х годах. Она также включает множество субкультур. Так, во время вьетнамской войны, студенческих и народных волнений появилась культура хиппи 60-х. Она развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток браслетов («фенечек») и прочее (рис.1).
Рис.1. Певица Дженис Джоплин на фестивале Вудсток (1967).
Рассмотрим стиль одежды людей, слушающих рок-музыку, на примере музыкальной группы The Beatles и их поклонников, соответственно.
Рис.2. Обложка альбома группы The Beatles “Hard Day’s Night” (1964).
В связи с огромной популярностью этой рок-группы в 60-е годы XX в. На смену вычурным нарядам в духе Элвиса (рок-исполнитель Элвис Пресли) пришла мода на строгие аккуратные костюмы (рис.2).
По данным опроса журнала Rolling Stone по значимости в истории рок-музыки на 1 месте – The Beatles, на втором – фолк-рок-исполнитель Боб Дилан. Является значимой фигурой в популярной музыке на протяжении пяти десятилетий. Всегда предпочитал и предпочитает простую одежду типа джинсы и рубашка (рис. 3).
Рис. 3. Боб Дилан.
Результаты.
Наши исследования показали, что 56% слушателей рок-музыки выбирают стиль одежды а-ля Боб Дилан, далее идет распределение по степени популярности музыкантов (как мы видим на примере The Beatles) и по принадлежности к субкультурам (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма зависимости стиля одежды от предпочтений в рок-музыке.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что, несмотря на высокий рейтинг музыки The Beatles, большинство слушателей рок-музыки выбирают стиль одежды в духе Боба Дилана (стоящего на втором месте по популярности). Может возникнуть мнение, что выбор «рубашка + джинсы» зависит от удобства одежды, а не от стиля рок-музыки.
Но по данным социологического опроса, проведенного нами совместно с Институтом Битломании, только среди слушателей группы The Beatles было установлено, что 70 % опрошенных предпочитают классический стиль одежды! (рис. 5).
Рис. 5. Диаграмма выбора стиля одежды среди слушателей The Beatles.
Заключение.
Доктор битломании, профессор Брайан Эпштайн вспоминает: «Я помню 60-е, тогда я был еще мальчишкой. Это было безумие! Все стремились выглядеть как эта ливерпульская четверка (так называют The Beatles, примечания автора). В глазах рябило от черных пиджаков и одинаковых причесок».
В ходе наших исследований доказано, что стиль рок-музыки влияет на предпочтения в одежде. Но это зависит не от популярности группы, а от стиля музыки, который человек слушает.
Хотелось бы выразить благодарность Институту Битломании за неоценимый вклад в проведение социологических опросов, лично д-ру битломании профессору Брайану Эпштайну. И отдельная благодарность сэру Полу МакКартни за фото- и видеоархивы.
Список литературы.
-
Антология «Битлз» (Пер. с англ. У. В. Сапциной). М: РОСМЭН, 2002
-
Брайан Эпштайн. «Лето любви» и «Вудсток». (пер.с англ.) / М.: «Эксмо», 2005.
-
Воробьева, Т. История ансамбля «Битлз». Л.: Музыка, 1990
-
Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы, 1986—1989 гг. — СПб.: Наука, 1993.
-
Bob Dylan. Chronicles. / Toronto. “M. Library”, 2008.
-
Wikipedia, the free encyclopedia. / http://ru.wikipedia.org/
Достарыңызбен бөлісу: |