Илийские будды (обзорная статья)



Дата21.06.2016
өлшемі156.99 Kb.
#152713
Илийские будды (обзорная статья)

Косова О.И.

В 120 км. на северо-восток от Алматы на скалах у реки Или неизвестный художник высек изображения буддийских божеств. Чокан Валиханов, Мариковский, Стобдан – имена людей, которые открыли тайны этих изображений для людей, совершенно не знакомых с буддизмом.

Кто же изображен на Или? Почему именно эти будды высечены на скалах здесь, в Семиречье? Попытаемся привести здесь небольшой обзор, проделанный при поиске информации об этих фигурах.

В свое время в этих краях жили калмыки, ламаистский буддизм. Данная форма буддизма была распространена на севере Индии, на Тибете.


Итак, в работе /1/ отмечено, что илийские изображения Будд принадлежат к тибетской форме ламаистского буддизма.

Сам далай-лама и вляется воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары – самой крупной и величественной фигуры среди изображенных на Или. Именно Авалокитешвара является у монгольских и тибетских буддистов защитником ламаизма и считается величайшим бодхисаттвой в северном буддизме. Существует разница между буддами и бодхисатвами: будда – человек достигший просветления, бодхисаттва – человек, стремящийся к просвтлению. В этой связи интересно поклонение именно бодхисаттве Авалокитешваре – считается, что Авалокитешвара дал обет не достигать состояния будды, пока все страждущие, обладающие сущностью будды, на достигнут нирваны.

Другие изображения принадлежат буддам – Гаутама, Манла, Акшобхья. Они имеют меньшие размеры, по сравнению с Авалокитешварой, а некоторые и более низкое качество состояния на сегодняшний день (рисунок 2 – полная группа).

Рисунок на скале является произведением художника, который не просто тщательно выписал по всем канонам изгибы рук, ног, объемные украшения и льющиеся одежды, но так же вложил в свои образы человеческие черты.

Все фигуры, высеченные на Или, выполнены в сторогом соответствии с правилами буддийской живописи: колличество украшений, цветы, одежды, чаши в руках, руки развернутые в определенных жестах – все подчиняется строгим законам. Не удивительно, что современные изображения будд и бодхисаттв в точности повторяют илийские (таблица 1).

«По художественному стилю и метафизической характеристике эти образы восходят к школе Ваджраяна, которая возникла в Северной Индии, в Кашмире и позднее получила свое развитие в Тибете и Центральной Азии».


Таблица 1 – Будды Или

Имя

Изображение на Тамгалы-Тас

Описание

Бодхисаттва Авалокитешвара,

(бодхисаттвы созерцания (дхьяни-бодхисаттвы))





Центральное изображение – это Будда Авалокитешвара или Будда Сострадания. У него самый проницательный взгляд и сострадательные глаза. Облик его имеет метафизический смысл и он рассматривается как духовный сын Небесного Будды Амитаба или Безграничного Света. Обычно Авалокитешвару на изображениях показывают со множеством рук – от четырех до тысячи. На реке Или - четырехрукий Авалокитешвара, в облике принца, носящего тринадцать украшений. Он сидит в позе Будды. Его передняя пара рук сложена в жесте посвящения, верхняя рука держит хрустальную гирлянду, а другая – цветок лотоса на длинном стебле, который раскрывается на уровне его уха. Внизу написано по-тибетски «Я восхваляю Будду-Всепростителя».

В правой руке у него находятся хрустальные четки (предназначены специально для чтения мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ), в левой цветок лотоса, две сложены в позе анджали — моления; иногда он держит между ними драгоценный камень, исполняющий желания.

«В Тибете бодхисаттва считается духовным покровителем ламаистской церкви, и само происхождение тибетского народа связано с именем Авалокитешвары. Далай-лама считается воплощением бодхисатвы и носит титул Гьялба Гьяцо – имя, которым часто обращаются к Авалокитешваре. Резиденция далай-ламы в Лхасе называется Потала – по горе Потала, любимому месту пребывания бодхисаттвы в Индии.» /2/1. Будда четверорукий - в правой руке четки, в левой цветок лотоса, две сложены для молитвы)Центральная фигура это - Бурхан, именуемый у монголов и джунгаров «Дурбэн мотору Арiя-бало» то есть четверорукий, которого тибетцы зовут «Джан-рай-сик». Он изображен в виде индийского царевича, с тринадцатью украшениями в костюме. Лицо у него белого цвета. Будда сидит в «Алмазной позе»: первая пара рук сложена для молитвы, правая второй пары держит хрустальные четки, а левая цветок лотоса. «Джан-рай-сик» считается у монгольских и тибетских буддистов защитником ламаизма. Под фигурой высечена надпись, означающая: «Покланяюсь святому «Джан-рай-сику» и буддийское заклинанье Ом ма-ни-пад-мэ-хум»


Другие изображения Авалокитешвары











Имя

Изображение на Тамгалы-Тас

Описание

Будда Шакья Муни (Гаутама)

(земные будды (манушибудды))

Gautama




«Шакьямуни. Будда изображен в самом начале своего духовного пути, сидящим в глубокой медитации; знаком правой руки он выражает свое стремление достичь полного Просветления. Левой рукой он держит чашу для подаяния. Шакьямуни считается главой семи будд – спутников Бхайшаджьягуру.» /2/

Символизм изображения показывает Будду, как человека совершенной формы и красоты. Его лицо, обычно арийского типа, со спокойным и добрым выражением. Его волосы завиваются в кольца, одежда простая, без украшений, правое плечо оголено. Он изображен сидящим в основании цветка лотоса, причем правая рука касается земли, что известно как «Поза Свидетеля». Левая рука – на колене и в ней он держит чашу для подаяния. Это самая распространенная форма изображения сидящего Будды в Бирме и Шри Ланке. Под ним написано по-тибетски «Я восхваляю Будду Шакья Муни».

















Имя

Изображение на Тамгалы-Тас

Описание

Будда Манла, Будда Медицины (Будда Верховной Медицины) Бхайшаджягуру Вайдурьяпрабха, Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния Манла




“Будда Медицины, также называемый Бхайшаджьягуру, изображен сидящим в медитации, держащим в левой руке, опущенной на колено, чашу для подаяния, а в правой, делающей знак щедрости, – цветок. Цвет его тела темно-синий. Его одеяние красное, покрытое золотой вышивкой. Бхайшаджьягуру широко почитаем в Китае, Монголии и Японии. Изображения его рая были открыты сэром Аурелом Стейном на границе Китайского Туркестана (в оазисе Дунхуань). В Тибете его культ чрезвычайно популярен. Он часто встречается на ламаистских образах вместе с Буддой Гаутамой и Амитабхой. Те, кто молятся Бхайшаджьягуру или лишь слышат его имя, переродятся в Сукхавати, Западном раю дхьяни-будды Амитабхи.”/2/

Бхайшаджьягуру облачён в монашеское одеяние, он сидит на львином троне. Тёмно-синий цвет его тела символизирует мудрость Дхармадхату. В левой руке, покоящейся на бедре, он держит чашу с целебным растением, символом панацеи от всех омрачений ума и болезней, его название - миробалан (говорится также, что в патре находится лекарство из трав, устраняющих болезни слизи, ветра и желчи, а также три корневых яда: гнев, привязанность и неведение).

В правой руке, развёрнутой в варада-мудре (жесте защиты), у него стебель этого растения. Как у любого будды, у него имеется маленькая круглая выпуклость выше носовой перегородки - урна, а на вершине черепа находится большая выпуклость - ушниша. Так же как и Будда Шакьямуни, Бхайшаджьягуру наделён тридцатью двумя основными и восьмьюдесятью второстепенными признаками будды. Его волосы короткие и вьющиеся, мочки ушей - удлиненные и проколоты.












Имя

Изображение на Тамгалы-Тас

Описание

Будда Гаутама и змеиный король Мучалинда






предоставивший Будде укрытие на шестой неделе после прозрения. :
«на шестую неделю он пошел к

озеру Мучалинда, где остановился под деревом миделла. В то время начался дождь и продолжался семь дней без остановки по всем семи континентам. Нага Мучалинда, поднявшись на поверхность озера, увидел тьму от бури; ради того, чтобы укрыть Будду от дождя и ветра, защитить его от мух, комаров и прочих насекомых, он распростер над ним свой большой капюшон, который послужил балдахином».


китайской Трипитаке50. Там сказано, что он пошел к реке (а не к озеру) Мучилинда немедленно после обретения просветленности. Пока он сидел под деревом, яркий свет, от него исходивший, проник во дворец Нагов, точно так же, как на протяжении этой калпы проникал свет от трех его предшественников, сидевших на том же месте. Нага, обрадованный возможностью увидеть свет нового Будды, поднялся на поверхность воды и, окружив Поведлителя семью кольцами, покрыл его семью головами (не капюшоном).
Torso of the Buddha Sheltered by Muchalinda
Khmer, Cambodia, 13th century
Stone
Pacific Asia Museum Collection
Gift of Hans and Margot Ries, 1984.96.1

Naga at Nalanda 6th c.B.C.




Акшобхья




Акшобхья преобразует гнев человека в чистейшую мудрость, подобную зеркалу. Эта мудрость позволяет видеть предметы такими, какими они являются, неразделёнными и неомрачёнными. Зеркало будет отражать и красную розу, и окровавленный нож такими, какими они есть.

Синий цвет Акшобхьи ассоциируется с водой, способной отражать ясно, как зеркало.

Ваджра

У него синее тело, в руках пятиконечная ваджра



В одиночной форме Акшобхья касается правой рукой земли (бхумиспарша-мудра, жест свидетельствующего), в левой руке он держит ваджру, символ своего семейства.

Ваджра, Дордже - предмет силы и символ Буддизма.

Северная Индия, первая половина XX века.

Желтый металл.

34х16х16 см.

Ваджра это один из основных символов буддизма. На санскрите Ваджра означает «бриллиант» или «удар молнии». Дордже это тибетское название Ваджры, в переводе обозначающее «благородный камень».


Изначально Ваджра был основным атрибутом бога войны и шторма Индры, принадлежавшего к древне-Индийскому пантеону. Скорее всего, Ваджра как инструмент войны, эволюционировал из трезубца или даже громовой стрелы Зевса. Ваджра считалась самым могущественным и непобедимым из всех видов оружия. Что примечательно, все спицы (которых по некоторым источникам было около тысячи) были открыты и направлены вовне. Согласно легенде Будда Шакьямуни взял это оружие у Индры и соединил наполненные гневом спицы, таким образом превращая Ваджру в мирный скипетр Буддизма. Буддистская Ваджра переняла несокрушимую силу оружия, но направила ее в русло любви и сострадания.
В переводе Ваджра означает «подобный бриллианту», в этом словосочетании отражена нерушимость, прочность и ясность закона Дхармы, твердого как алмаз. Ваджра одновременно символизирует то, что нельзя разрушить, и в то же время то, что разрушает неведение.
В центре Ваджры круглая сфера «дхармата», сфера подлинной реальности, от которой в противоположные стороны отходят четырьмя спицы (или молнии) с загнутыми концами, принимающие вид бутона лотоса. Пятая спица проходит через центральную окружность. Эти пять спиц соответствуют многим буддистским символам, но, пожалуй, основная аналогия тут с пятью ядами и пятью мудростями. Яды - это желание, ненависть, иллюзия, жадность и зависть. Им противопоставлена мудрость индивидуальности, зеркальности, реальности, спокойствия и мудрость сострадания. У каждого типа мудрости есть свой покровитель Дхьямуни Будда.
Все четыре внешние спицы выходят изо рта морского чудовища Макары. Четыре головы символизируют четыре двери к просветлению, четыре победы над Марой, четыре очищенных элемента, и четыре высших радости. Соединенные концы спиц заканчиваются плавной пирамидой, или четырехсторонним бриллиантом, символизирующим священную гору Меру, которая является центральной осью, как внешнего космоса, так и внутреннего микрокосмоса.
Зеркальная форма Ваджры символизирует недуальность нашего существования, единство абсолютной и относительной правды. Мы часто думаем полярностями - черное и белое, да и нет, святость и грех. Но именно такое мышление отделяет нас от просветления. Согласно другой трактовке - один конец Ваджры это наше мирское существование, а второй это нирвана. Таким дуалистическим образом воспринимают мир непросветленные люди. Но лишь объединив обе полярности в одно целое, идея представленная сферой между ними, можно достичь истины и просветления.
В буддизме Ваджраяны Ваджра является основным символом, в честь которого и названо это направление в буддизме. Ваджра-дордже символизирует мужской принцип мироздания и метод достижения просветления (упайа)- сострадание. Вторым атрибутом и неотъемлемой частью тантрического мировоззрения является колокольчик (праджни)- женский принцип мироздания, символизирующий абсолютную мудрость, главную цель существования. Ваджру держат в правой руке, направляя его вниз, а колокольчик в левой, направляя вверх. Когда руки грациозным движением перекрещивают, это означает объединение мудрости и сострадания, цели и метода, мужского и женского.
Одной из вариаций Ваджры - Двойная Ваджра, или крест Вишававаджра, считается основой физической Вселенной. Четыре направления символизируют Дхьяни Будд четырех направлений: Будда Амогхасиддхи с севера, Акшобхья востока, Растнасамбхава покровитель юга, и Амитабха покровительствующий западу. Этот знак очень распространен в Буддизме, его часто используют при запечатывании реликвий и молитв в скульптуре.

Ваджра или по тибетски Дордже - интереснейший подарок с глубоким смыслом, как для интерьера, а также, как "предмет силы" и "оберег" охраняющий от негативных энергий пространство.

Акшобхья-Ваджрасаттва (санскр. Akshobhya-Vajrasattva, тиб. Микьёпа Дордже Сэмпа / Mikyopa Dorje Sempa).

Будда Акшобхья (тиб. Микьёпа) – один из пяти дхьяни-будд, будда восточного направления.

В бардо дхарматы Будда Акшобхья появляется после Будды Вайрочаны, на второй день. Вот как об этом говорится в "Бардо Тодрол":

"На второй день воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода. Тогда из чистого синего восточного измерения Совершенная Радость покажется блаженный Ваджрасаттва Акшобхья. У него синее тело, в руках пятиконечная ваджра. Он восседает на слоновьем троне вместе со своей супругой Будда-Лочаной. Его сопровождают два бодхисаттвы, Кшитигарбха и Майтрея, и две бодхисаттвы, Ласья и Пушпа. Итак, всего в этом свете будут сиять шесть образов будд. Белый свет скандхи формы (санскр. рупа) в её чистом измерении – Зерцалоподобная Мудрость, белая и сияющая, ясная и прозрачная – изольётся к тебе из сердца Ваджрасаттвы с супругой…"

В одиночной форме Акшобхья касается правой рукой земли (бхумиспарша-мудра, жест свидетельствующего), в левой руке он держит ваджру, символ своего семейства.

В союзе Яб-Юм Будда Акшобхья держит в руках колокольчик и ваджру.

В переводе Акшобхья означает "Невозмутимый".

Ваджра, Дордже - предмет силы и символ Буддизма

Ваджра, Дордже - предмет силы и символ Буддизма.

Северная Индия, первая половина XX века.

Желтый металл.

34х16х16 см.

Ваджра это один из основных символов буддизма. На санскрите Ваджра означает «бриллиант» или «удар молнии». Дордже это тибетское название Ваджры, в переводе обозначающее «благородный камень».

Изначально Ваджра был основным атрибутом бога войны и шторма Индры, принадлежавшего к древне-Индийскому пантеону. Скорее всего, Ваджра как инструмент войны, эволюционировал из трезубца или даже громовой стрелы Зевса. Ваджра считалась самым могущественным и непобедимым из всех видов оружия. Что примечательно, все спицы (которых по некоторым источникам было около тысячи) были открыты и направлены вовне. Согласно легенде Будда Шакьямуни взял это оружие у Индры и соединил наполненные гневом спицы, таким образом превращая Ваджру в мирный скипетр Буддизма. Буддистская Ваджра переняла несокрушимую силу оружия, но направила ее в русло любви и сострадания.

В переводе Ваджра означает «подобный бриллианту», в этом словосочетании отражена нерушимость, прочность и ясность закона Дхармы, твердого как алмаз. Ваджра одновременно символизирует то, что нельзя разрушить, и в то же время то, что разрушает неведение.

В центре Ваджры круглая сфера «дхармата», сфера подлинной реальности, от которой в противоположные стороны отходят четырьмя спицы (или молнии) с загнутыми концами, принимающие вид бутона лотоса. Пятая спица проходит через центральную окружность. Эти пять спиц соответствуют многим буддистским символам, но, пожалуй, основная аналогия тут с пятью ядами и пятью мудростями. Яды - это желание, ненависть, иллюзия, жадность и зависть. Им противопоставлена мудрость индивидуальности, зеркальности, реальности, спокойствия и мудрость сострадания. У каждого типа мудрости есть свой покровитель Дхьямуни Будда.

Все четыре внешние спицы выходят изо рта морского чудовища Макары. Четыре головы символизируют четыре двери к просветлению, четыре победы над Марой, четыре очищенных элемента, и четыре высших радости. Соединенные концы спиц заканчиваются плавной пирамидой, или четырехсторонним бриллиантом, символизирующим священную гору Меру, которая является центральной осью, как внешнего космоса, так и внутреннего микрокосмоса.

Зеркальная форма Ваджры символизирует недуальность нашего существования, единство абсолютной и относительной правды. Мы часто думаем полярностями - черное и белое, да и нет, святость и грех. Но именно такое мышление отделяет нас от просветления. Согласно другой трактовке - один конец Ваджры это наше мирское существование, а второй это нирвана. Таким дуалистическим образом воспринимают мир непросветленные люди. Но лишь объединив обе полярности в одно целое, идея представленная сферой между ними, можно достичь истины и просветления.

В буддизме Ваджраяны Ваджра является основным символом, в честь которого и названо это направление в буддизме. Ваджра-дордже символизирует мужской принцип мироздания и метод достижения просветления (упайа)- сострадание. Вторым атрибутом и неотъемлемой частью тантрического мировоззрения является колокольчик (праджни)- женский принцип мироздания, символизирующий абсолютную мудрость, главную цель существования. Ваджру держат в правой руке, направляя его вниз, а колокольчик в левой, направляя вверх. Когда руки грациозным движением перекрещивают, это означает объединение мудрости и сострадания, цели и метода, мужского и женского.

Одной из вариаций Ваджры - Двойная Ваджра, или крест Вишававаджра, считается основой физической Вселенной. Четыре направления символизируют Дхьяни Будд четырех направлений: Будда Амогхасиддхи с севера, Акшобхья востока, Растнасамбхава покровитель юга, и Амитабха покровительствующий западу. Этот знак очень распространен в Буддизме, его часто используют при запечатывании реликвий и молитв в скульптуре.

Ваджра или по тибетски Дордже - интереснейший подарок с глубоким смыслом, как для интерьера, а также, как "предмет силы" и "оберег" охраняющий от негативных энергий пространство.











Будда Ахтобья










  1. Сайт - http://www.roerich.kz/shurnal/texts/Budda_ili.htm

  2. http://mith.ru/alb/buddhism/tg08.htm - Ю.Н.Рерих. Тибетская живопись

1. Будда четверорукий - в правой руке четки, в левой цветок лотоса, две сложены для молитвы)Центральная фигура это - Бурхан, именуемый у монголов и джунгаров «Дурбэн мотору Арiя-бало» то есть четверорукий, которого тибетцы зовут «Джан-рай-сик». Он изображен в виде индийского царевича, с тринадцатью украшениями в костюме. Лицо у него белого цвета. Будда сидит в «Алмазной позе»: первая пара рук сложена для молитвы, правая второй пары держит хрустальные четки, а левая цветок лотоса. «Джан-рай-сик» считается у монгольских и тибетских буддистов защитником ламаизма. Под фигурой высечена надпись, означающая: «Покланяюсь святому «Джан-рай-сику» и буддийское заклинанье Ом ма-ни-пад-мэ-хум»


Центральное изображение – это Будда Авалокитешвара или Будда Сострадания. У него самый проницательный взгляд и сострадательные глаза. Облик его имеет метафизический смысл и он рассматривается как духовный сын Небесного Будды Амитаба или Безграничного Света. Обычно Авалокитешвару на изображениях показывают со множеством рук – от четырех до тысячи. На реке Или - четырехрукий Авалокитешвара, в облике принца, носящего тринадцать украшений. Он сидит в позе Будды. Его передняя пара рук сложена в жесте посвящения, верхняя рука держит хрустальную гирлянду, а другая – цветок лотоса на длинном стебле, который раскрывается на уровне его уха. Внизу написано по-тибетски «Я восхваляю Будду-Всепростителя».
2. Будда просветленный - Слева от «Джан-рай-сика» находится меньшее по размеру изображение будды Шакямуни или Гуатама – успешный в достижениях цели. Под фигурой надпись: «Покланяюсь Будде Шакямуни».
Слева от Будды Сострадания изображен Будда Шакья Муни в самый значительный момент его жизни – достижения Нирваны (или Просветления) под «Древом Мудрости». Символизм изображения показывает Будду, как человека совершенной формы и красоты. Его лицо, обычно арийского типа, со спокойным и добрым выражением. Его волосы завиваются в кольца, одежда простая, без украшений, правое плечо оголено. Он изображен сидящим в основании цветка лотоса, причем правая рука касается земли, что известно как «Поза Свидетеля». Левая рука – на колене и в ней он держит чашу для подаяния. Это самая распространенная форма изображения сидящего Будды в Бирме и Шри Ланке. Под ним написано по-тибетски «Я восхваляю Будду Шакья Муни».

3. Справа от центральной фигуры находится изображение Будды «Ман-ла», божества врачевания. Он сидит на троне из лотоса; в левой руке держит закрытую в руке патру (исцеляющую чашу), в опущенной книзу правой – исцеляющий все болезни плод золотой миробалан. Под фигурой высечена надпись, означающая: «Покланяюсь Будде Манла».


Третье изображение – Будда Манла, Будда Медицины (Будда Верховной Медицины). В Тибете он широко известен как «Король Бериллового Света». В Японии его хорошо знают как Бога Бинзуру или Бидурия (Берилл). То, что Манла является Буддой, символизирует его одежда и поза. Его лицо и тело обычно окрашивают в цвет индиго. Его правая рука находится в положении «Дара Лучшей Награды», что означает милосердие и он держит в ладони золотой фрукт арура с длинным стеблем. Его левая рука находится в медитативной позе, держа чашу для подаяния из бериллового камня. Под ним написано "Я восхваляю Будду медицины".

4. Изображение Будды, царя драконов, хранителя пространства земли. Его изображения ставятся на видных местах. При освящении святилищ буддисты обращаются к «Лун-вану»


5. Будда Просветлённый, Будда Невозмутимый, Будда Четверорукий, Царь пространства и Бог врачевания.
среди главных богов ламаизма Четверорукого Ария-бало является будда Митоба (Минтубга)– Невозмутимый (Амида, Ахшобхья) CHENREZIG
Чойчжи-чжалцанное



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет