Интервью для газеты у него и его дочери Наташи после воз­вращения их из памятной поездки в Новоселенгинск



Дата17.06.2016
өлшемі51.5 Kb.
#143633
түріИнтервью
Павлов Ю. В гостях у Старцева// Красная Селенга.- 1983.- 19 мая.

Новоселенгинский музей декабристов поддерживает связи со многими энтузиастами, живущими в разных концах нашей страны, посвятившими свой досуг собиранию и популяриза­ции материалов о первых русских революционерах. Разных по возрасту и профессии, их объединяет общность интересов ко всему, что связано с декабристами. Недавно в музее по­бывал один из них — житель Новокузнецка, инженер-проек­тировщик Ю. П. Павлов. Он подарил музею несколько своих публикаций о декабристах и рассказал о встрече с правнуком Николая Бестужева - А. А. Старцевым. Этот рассказ мы сегодня публикуем.

То, что на Дальнем Востоке живут потомки декабриста Н. А. Бестужева, я знал,- но даже и мечтать не мог о том, чтобы встретиться с тими. Но вот совсем недавно командировочные дороги привели меня во Влади­восток. В один из вечеров я навестил своего друга, занимающегося, как и я, историей движения декабристов. Ю. М. Фивейский бывший капитан дальнего плавания, краевед, автор многих публикаций о декабристах и их потомках показал мне свое «декабристское» собрание книг и материалов.

Я попросил Юрия Михайловича рассказать о его поисках фарфоровой вазы, принадлежащей А. Д. Старцеву — сыну Н.А.Бестужева. Эту красивую метровую вазу, расписанную цвета­


ми, ветвями деревьев и птицами, я видел накануне в музее им. В. К. Арсеньева. О ее находке писала в небольшой заметке газета «Правда».

Ю. М. Фивейский обнаружил вазу в бухгалтерии одного из учреждений общепита. О ее при­надлежности говорило круглое клеймо «А. Д. Старцевъ на о-ве Путятине». Невольно разговор коснулся Старцевых - потомков выдающегося декабриста. Оказа­лось, что Юрий Михайлович зна­ком с А. А. Старцевым и даже брал интервью для газеты у него и его дочери Наташи после воз­вращения их из памятной поездки в Новоселенгинск.

Он дал мне телефон и адрес Старцевых, сказав, что это очень скромные и добрые люди и с удовольствием побеседуют с че­ловеком, увлеченным декабризмом. В тот же вечер я позвонил, -А. А. Старцеву и договорился о завтрашней встрече. Многоквар­тирный жилой дом на улице Амурской, в котором проживают Старцевы, оказался всего в трех трамвайных остановках от центра города, в новом жилом микрорайоне. Дверь открыл, приветливо улыбаясь, мужчина лет пятидесяти пяти, среднего роста,
крепко сбитый, с заметной сединой в русых волосах. Это и был А. А. Старцев. Я сразу же узнал его по фотографии, виденной на-
кануне у Фивейского. С волне­нием пожимал сильную руку Александра Александровича, при­гласившего пройти в одну из
комнат.

Трехкомнатная квартира в ти­повом доме с небольшой прихо­жей. Неброская стандартная ме­бель, шкафы с книгами. В одной из комнат высокий худощавый молодой человек сидел за чертежной доской, обложившись толстыми книгами. Рядом спо­койно играл маленький ребенок. - Сын Алеша и внук Миша, - представил их Старцев. Из кухни вышли две женщи­ны: пожилая молодая. Александр Александрович представил меня жене и невестке.

Обыкновенная советская семья. Обыкновенная квартира. Не обыкновенным было одно: пере­до мной сидел человек - живое продолжение истории декабрис­тов, прямой продолжатель знаме­нитого рода по мужской линии, правнук декабриста Николая Александровича Бестужева. Совладев с первым волнением, я подарил А. А. Старцеву мой буклет «Декабристы в Петровском Заводе», который очень заинте­ресовал его. Многие строки буклета были посвящены его слав­ному прадеду...

....Николай Бестужев. Выдаю­щаяся личность даже среди не­заурядных его сподвижников — декабристов. Убежденный рево­люционер, он принадлежал «ле­вому флангу» Северного общест­ва, который подготовил и вынес на плечах восстание на Сенат­ской площади...

Обмениваемся с Александром Александровичем мнениями о прочитанных книгах и последних публикациях, касающихся лично­сти Н. А. Бестужева - писателя и художника, экономиста и эт­нографа. Знакомлю А. А. Старцева со стихотворением «Николай Бестужев», автограф которого получил от ярославского поэта В. Сокола.

- Да, очень ответственно быть в отблесках славы такого знаме­нитого прадеда, - сокрушается Александр Александрович, но надо с честью нести знамя рода Бестужевых.

Старцев нисколько не кичится своим родством с декабристами, никогда и нигде не афиширует этого. Наоборот, он даже сетует: не слишком ли много пишут сей­час о декабристах, не слишком ли много уделяют внимания их потомкам. Не соглашаясь с ним, в то же время удивляюсь его простоте и скромности.

Прошу Александра Алексан­дровича показать что-нибудь из домашнего архива.

- К сожалению, слишком поздно мы узнали о своем род­стве с Бестужевыми. Ничего из памятных вещей не осталось. К тому же сказались тяжелые годы после гибели отца в трудном 1937 году, когда наша мать и мы с братом Дмитрием остались од­ни. Сохранились только некото­рые фотографии. Долгие годы в семье был такой портрет деда - , Алексея Дмитриевича Старцева, - он показывает старинную фотографию, с которой смотрит на меня красивый мужчина с окла­дистой бородой на скуластом ли­це, чуть раскосые глаза выдают в нем азиатское происхождение. Вот еще одна фотография. На высоком берегу над бескрайней гладью океана, под сенью большого раскидистого дерева - не­высокий обелиск, у памятника стоят А. А. Старцев с сыном Алексеем.

- Могила А. Д. Старцева на острове Путятин, поясняет Александр Александрович, - мы с сыном сами установили намятник, так как старый со временем был разрушен.

Дед скоропостижно скон­чался в возрасте примерно 60-ти лет 30 июня 1900 года в своем имении «Родное» на Путятине. Как писала в то время газета «Приамурские ведомости», бли­жайшею причиною, вызвавшей преждевременную кончину А. Д. Старцева, послужили последствия событий в Тяньцзине. В Китае находилась русская торговая контора, которую возглавлял дед. Восставшие китайские «боксеры» разрушили 40 домов, принадле­жавших конторе, в одном из ко­торых находились знаменитые на весь мир коллекция буддийского культа и библиотека чрезвычай­но редких и древних книг по во­стоковедению, не имевшая себе равных.

Александр Александрович рас­сказал мне и о дальнейшей судь­бе некоторых ветвей «древа Бе­стужевых». У А. Д. Старцева бы­ло пять детей. Сохранилась и фотография всего семейства А. Д. Старцева, датированная 1892 г. На снимке Алексей Дмит­риевич с женой и детьми Нико­лаем, Дмитрием, Александром, Елизаветой, Евдокией. Александр - отец моего собеседника. Еще несколько фотографий Алексан­дра Алексеевича: гимназиста, сту­дента высшего коммерческого училища.

Постепенно наш разговор пе­реходит к современности, к семье Старцевых, у которых я сей­час в гостях.

У Старцевых трое детей. Стар­шая Ольга инженер-строитель, у нее теперь своя семья. Алек­сей в этом году заканчивает I Дальневосточный политехнический институт. Младшая Наташа учится в десятом классе.



Александр Александрович с большой теплотой вспоминает о днях, проведенных в прошлом году на гостеприимной земле Бурятии, о сердечной встрече с новоселенгинцами, когда он и На­таша впервые посетили место ссылки их прадеда и рождения деда. Множество фотографий, на­поминающих об этой встрече. Александр Александрович дарит на прощание те, на которых он возлагает цветы к могиле свое­го славного прадеда, выступает на митинге жителей Новоселенгинска у памятника Николаю Александровичу Бестужеву.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет