Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства



Дата11.06.2016
өлшемі198.25 Kb.
#128476
Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства.

Искусство-один из видов общ.сознания и дух.кул-ры чел-ка.И.отраж. и осмысл.жизнь по-своему.И.выраж.свое содерж.образами.Для И. изображ.типическ.-глав. и самдовлеющ.зад.Типическ-отчетлив.и активн.выраж.общего,родового в индивид. явл.Образ-воспроизв. отраж.и осознан.худ-ом явл. с пом.материал.средств и знаков.Образы воспроизв. жизнь в ее отд. явл. и в ед-ве и взаимопроникн. их общих и индивид. черт.Родовой строй-синкретизм-природа,образность,тотемы;речь-олиц.,гиперб.сказки;обряд.хоровод-экспрессив.виды искусства-худ.танец,лирика,музыка.




Лит-ра как вид искусства. Ее особ-ти и место среди др. искусств.Специфика словесного образа.

Спец. опред. материал. средств. созд. образов.Лит-ра – слов. искус.(материал. носит. – челов. речь).Главное св-во поэзии –многознач. слова, его иносказ.Многознач.- глав. источник образности.Влияние контекста. Речь воссозд. облик говор.Писатель эстет. воздейст. на чит. (максим. организ. речи).Худ. лит-ра – изобраз. искус.Скул.,архит,актеры – наглядность (зрит. достовер.) образов. Слова ассоциат. связаны с изображ.предметами.Автор ориентри. на интеллект. воображ.Важны детали и подробности, воссозд. предмет в целост. его облика. Ассоц. – сопостав. предметов и явлений., след. много субъект., индивид.,произвол. (сущ-ая черта лит-ры как искус.).Чит. – соучастник созд. худ. образов. Чит. сам выбирает темп восприят. произв. Слов. образы сохран. связь со сферой видимого (синтез незримого и зримого, слов. пластика). Универ. и открыт. проблем. лит-ры опред. ее место среди искус.Тираж книг, след. лит-ра преобрела общ.-худ. знач. Слов. искус. воздейст. на др. виды искус (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.).В синкрет. искус. домин. танец и пантонима; антич.- скульпт. пластика; Возрожд. – живопись; немец. романт.- музыка и поэзия; реалист. эстетика – лит-ра. Поблема сосущ. кино и лит-ры.



Лит-ые персонажи. Структура лит-ого героя.

Лит-ый перс.-серия послед.появл.одного лица в пред.текста.Повтор.,устойч. признаки образ.св-ва персон.Поведение-разврот приущих герою св-в.Имя-образ.динам.единства лит.героя.Принцип противореч.-движ.механизм повед.героя.Лит.герои решая свои задачи вступ. в против. с предм.миром,общ.средой,др.чел.,потустор.силами,самим собой.Персонаж-антропоморфное сущ. в мире произв.,выступает в кач-ве объекта повеств-ия.Способы хар-ки персонажа:портрет(сильная ассоц.хар-ку),псих-ий портрет чере какую-то деталь (Толстой,Наташа Р.-глаза), опис. соверш. и несоверш. поступков, биография,отн-ия со стороны др.персонажей,речь(стилевая хар-ка,образ мыслей.предметов),жесты,отн-ия к другим персонажам,к общечел.ценностям,прямые автор.оценки;занимает мал-ое место в произв.,появл. в нек-ых эпизодах,либо все место в произв.Персонаж-явл.исторически меняющ.(19в.,писатели обыгрывают хар-ер,показ.разн.грани).Тип мечтателя, юродивый(шут).герой-иностранец,(персонаж-маска,тип-герой нач.развив.,хар-р(принцип противор.,отталкивание персонажей типа,принцип неожид.,динам.,псих.,ед-во общего и индив.)Герои в произв. сост.систему.2 героя-оппозиция,герои-близнецы,один+ост.на него похожи.Все параметры лит.произв. офельняются в герое.Ср-ва худ.выраз.работает на героя.Эстетич.реакция-реакция на героя как на целое.



Стих и проза. Понятие стих.ритма. Метрико-ритмические формы современ. рус.стиха.

Стих.речь/предл./синтагмы,отд.паузами,повыш. или пониж.голоса,логич.улар.Проза приближ. к дел.речи: точность,сжатость,ясность.Структ.проз.речи ничего не теряет при добав/убир. нов.слова.Стих:член.подчерк.граф.Строфа-ед-во смысл,синтакс.,ритмико-фонет.;есть рифма.В стих.-расчлен.речи на интон.группы,черед.удар.и безудар.,в дел.речи-логич.знач.,в худ.прозе-эстетич.М/у стих.и проз.-ритм.проза.(опис.природы,лирич.отступ.).Различ.:1)стих.речь-дробится на стихи, проз.-сплошная. 2)стих облад.внутр.мерой.Звуч.стих.речи(от песни),Гл.св-во стих.речи-ритм-ть.Ритм-черед. сил. и слаб. слог.Длина стиха –роль в созд.ритма.Ритм-цезура.Вольные стихи-разн.кол-во стоп.Ритм.оконч.-клаузула.С удар. на посл.слог-м.,на предпосл.-ж.,на 3 слоге-дактил., 4-гипредактил.На ритм-пропуск ритм.удар.(перрихиев и трибрахиев),словоразделы.

Силлабо-тонич. система стихослож. - система, когда стих организуется четким черед. удар. и безудар.слогов, и при этом играет роль кол-во оных слогов в строке.тонич. система - важно равн. кол-во удар. и практически отсутствуют рифмы,а силлаб. - важно кол-во слогов, но рифмы есть.Силлабо-тонич. сист. –Ломон. и Тредиаковским в 18в. силлабика отмерла потому, что была заимствована из польского стихослож., а в польском языке, в отличие от русского, фиксированное ударение на втором слоге от конца. В русском оно всегда было подвижным, а посему русские стихи, писанные польским образом, получ. корявые. Вариация анакрузы. АнАкруза - это ритмический зачин стиха, состоящий из безудар. слогов, предшеств. удар. анакрузы могут состоять из какого угодно кол-ва слогов. Русский логаэдический стих. Расцвел в поэзии Фета. Представляет собой трехсложный размер со стяжениями (логаэдами) в строго определенных местах. Стяжение – это двусложная стопа на том месте, где должна быть трехсложная. Сущ. и др.трехсложники со стяж.:Дольники. –почти логаэдический стих, но стяжения в нем расположены не в опред.местах строк, а произвольно. в дольнике стяж, не повтор.регулярно. В логаэдическом стихе у Фета стяжения четко - посерединке в каждой строчке, регулярно и только в этих местах, больше нигде. А в дольнике - как автор захочет. Акцентный стих (чисто тонический стих). это не совсем силлаботоника. Организ.стиха опред. кол-ом удар. в строке. Кот. должно быть одинаковым.. в акцентном стихе рифма есть и несет свою нагрузку – допол. организ. стиха. Между двумя ударениями в таком размере может быть сколько угодно слогов. Как правило - от одного до восьми. Некот.литератур. лица выделяют - тактовик. Тактовик - это то же, что акцентник, но слогов между ударениями от 1 до 3. Разница в количестве.

Эпико-повест. род, его специфика. Сюжетно-композиц. особенности эпич. произв. Формы повествования.

Решающ. роль – повеств., рассказ о произош. событиях, вед. «со стороны». М/у врем. действ. и врем. повеств. сущ. опр. расст. К повеств. изображ. выступ. как прошед. Для рассказчика хар-на позиц. чел-ка, к-рый вспомин. о случ.Повеств. отраж. динамику жизни. Описания – изображ. предмет. мира в его статике.Авторские рассуждения.Хар-ки действий героев – основа повеств.Подробное описание предмет. мира.Решающ. роль – сценич. эпизоды (изображ. событий, строго сосредоточ. в простр. и во времени).Внутр. монологи персонажей (худ. условность: незаконч. грам.констр.,слова и предл.).Автор. псих. хар-ки (коммент. и поясн. высказ. повеств-ля).Несобственно-прямая речь.Портреты персонажей.Изображ. окруж. чел-ка предметов.Пейзажи (фон действия).Проблема точки зрения (физич.,идейно-эмоц.,псих.,врем.фразеолог.).Объект и субъект речи.Повеств-ль/автор (суб. не выявл.,описанное сущ. само по себе, носителя речи не замечаем).Личный повеств. (носитель речи выявл., все опис. вопринимает тот, кто говорит, суб. огран. «я»).Рассказчик (открыто присутствует в тексте).



Стих.фоника. Рифма.Ее фун-ии и разновид. Строфика.

Поэз.сохран. ряд призн. музык.Фоника(эвфония-благозвуч.) –раздел стиховед.,расматр.звуки речи с т.зр. их фонет. св-в.Рифма-замет. и регул. звук.набор.: Точная р.-совпад. звуки от удар. и до конца слова;усеч.р.-жен.или дактил.р. с усеч. й в одном из рифм.слов; опрн.согл-согл,стоящ. перед удар.глас.;дост.р.-созвучны окнч.после удар.,но опор.согл.разн.;богат.р.-созвучны оконч. и опорн.согл.; омоним.р.-слова совп. по звук.сост.,но разл. по знач.;тавтолог.р.-повтор одного словая;оригин.р.-вызыв.нов.смысл.ассоц.;сост.р.-слово рифм.с двумя.Неточ.р.:приблиз-неточн.р. – сопад.согл после удар.глас.,разл.зауд.согл.;ассонанс-глас.созвуч.,но согл.разл.;диссонанс-совп.согл.,но разл.удар.глас.;корн.р.,глуб.р.-созв.в преудар.части;разнес.р.-2слова,рифм.с одним,стоят в разных местах стиха.Объедин. стихов рифм.Белые стихи –с. без рифм.Способы рифм.:смешанная(аавв),перекрест(авав),кольц(авва).Строфа обл. интон., темат, смысл. завершен.Строфа-ед-ца композ.член.стих.произв.Признак стр.-упоряд.черед.стихов разн.длины.Рефрен-стих,повртор. в каждой стр.Пуант-неожид.окнчан.Двустиш.-2 стиха_смеш.р.Четверостиш.(4стиха+все р.),Шестистиш-4авав илиавва+2сс,Секстина-6ававав.Одич.,баллад.,стр.Восьмистиш(4+4),Октава-8авававсс.Тверд.формы-строго опред.кол-во стихов:сонет(2 катрена-4+2терцета-3),триолет,рондо,газель.Втор.приз.стр.-прав.повтор.опр.образом располож.рифм.Венок сонетов-15сонетов,магистрал-14.




Лирика, ее специфика. Особ-ти худ-ого строя лирич-ого произв-ия.

Гл.- эмоц. окраш. размышл. и опис.Нет изображ. событий.Гл.объект- хар-р самого носителя речи:внутр. мир, эмоц. отн-ие к жизни.Присут. впечат. от каких-то фактов, раздумья о чем-то, переживания чего-то.Лирич. речь опир. на знач. слов, но познав. и изобраз. возмож.языка.Ролевая лирика (муж.-женщ).Непосредств. и прямота самовыражения.Чел-к – худ-ое произв.Объект и субъект слив. в одно, внутр. мир автора.Познание жизни – самопознание.Лаконизм лирики.Эмпирич. и обобщ.Вершинная точка (взгляд на все происх.).Нет сюжета.Зачин.3 осн. композ.типа( сопостав. 2 образов; разв. и трансф. центр. образа; лог. рассужд.).Концовка. Ассоциативность.Временной план.План изобр.




Драма как лит-ый род. Особ-ти худ-ого строя драм-ого произв.

Гл. – высказ. персонажей.Нет повеств.-опис. хар-ра.Сюжетное вр.-вр. сцен.Мон. и диал. созд. иллюзию врем. Максим. непосред.Нет суммарных хар-к.Больш. кол-во событий.Напряж.конфликтов, переживаний.Условные формы (особ. смысл.нагрузканасыщ. речи сентен., афориз.,монологи в один., реплики в сторону).Ярко выражена фабульность.Изобр. отн-ия людей во всем многообразии.Преоблад. словесных действ.Нет возможн. анализа изображ.Псих-ия:стремит. реакция на происход.Формы поведения людей.Ролевое повед. чел-ка.Проблема видения драмы. Театр и произв.



Эпические жанры.

Оч. важны различ. в объеме произв. Мал.(рассказ) и сред.(повесть), больш.(роман).Объем опред. воссозд. хар-ов и отн-ий. Ранние стад. нац.-истор. ж. – лич. активно участ. в событ нацю жизни. Героич. народ. песня – знач. героях и событ.Героич. поэма – выбор сюжетов, гипер. изображ.героя,объект. тон повеств. Повести – реал. истор.событ. Нравоопис. ж. –устойчив. сост. всего общ-ва или соц. среды., воплощ. недостат. и достоинств. В фольк.: сатир.,быт. сказки, басни.В антич. лит-ре – идиллии (сентим. воспр.жизни).В среднев.: сатир.ж.-высмеив. нравств. пороки стра.общ-ва.Крит.реализм – выведение нравств. из соц. усл. Роман.ж. – разв. хар-ра отд. личн. в ее отн-ии со средой (сюжет – конфликт м/у героями, мотив. внутр.измен.хар-ов).Народ. волш.сказка – судьба одн. чел-ка, достиг. личн.целей с пом. чуд.сил. Антич. роман – любовно-прикл. сюжет (разлука, злоключ, соедин. влюбл.). Рыцар.роман – рыцарь –идеал. влюбл. Новелла – тип роман. рассказа. Плутовской роман – восхожд. чел-ка из низш. сослов. по соц. лестнице. В 18в.-изображ.хар-ра во внутр. развит. и связ. с ним психологизм.Реализм – конфликт личн. с окруж. средой – разлад м/у стремлен. личн. к идеалу и невозм. его достиж.В декадент. романе 20в. – личн. оказ. духовно бесплод. и неспособ. к борьбе. Романт. повесть – хроник. нач. в сюжете и голос повеств. Романич. поэма – центр. конфликт м/у героем и неуд. его общ-ом, от к-ого герой ищет спасения. Рассказ: новелла –рассказ с динам. сюж., неожид. сюж.поворотами и развязкой; очерк – опис.-повест. рассказ, имеющий нравоопис. проблем.( спец. в композ., опис. и более свобод.), часто объедин. в циклы по единству идейной проблемы.



Лирические жанры.

К л. ж. принадл. стихи.Темат. развит. - хар-р стих. речи.Стих – сущ-но деформ-ая речь.Напр. стихи тонич.(равносложного) строя, где стих - слоги удар. и неудар.,а слово – смысл. единиц. и худ-ым звук. комплекс.Увел. внимание к слову,след. выдел. из ритм-ой слоговой послед-ти.Слова выстр. в особом порядке (паралл-ыми рядами).Слово наход. во фразе и стихе (стих. ассоц-ии).Стих.речь - речь смысл. ассоц. след. выдел. почти каждое слово.Стих имеет интонац.Стих. речь – повыш.-эмоц.Эмоц-ая окраска опред. его худ-ую функ.В лирике – фабул. мотивы.Чаще стат. мотивы - эмоц-ые ряды. Действ. и событ. не образ. фабул. ситуации.Схема лирич. стих. (условна): неподвиж. тема + ее разич. вариац. = нов. ассоциац.Тема развив.- наниз. на осн.мотив побоч.Трехчаст. постр. лир-их стих-ий: 1ч. - тема, во 2 – ее разв./+ побоч. мотив./против-ия, 3 ч. – эмоц. закл. в форм. сентен. или срав.В стих. мотивы наниз. - в поряд. перечисл., варьир.путем ряда метафор осн. темы, противопост. мотивов. 3 зад. лир. разв.: 1) введен. темы, 2) развит. т., 3) замык. стих.. Осн. приемы введен. т.: тема – связ. метафор; неразлич. суб. и об. след. олиц. прир. в лир..Против. лир., где т. – отчет. выдел. дет., гл. зрит. Люб. т. м/б т. лир. стих. Осн. – т. прир. К. XIX и нач. XX вв- т. город. жизни. Типичны – интим. т., т. люб. Лир. связ.мотив. - параллелизм. 1) П. темат. Част. случ. – сравн.. Сравн. - "проходного" мотива (не распростр. на сосед. мотивы) или служит замык. стих (доп. цепь мотивов, вводя нов. мотив или толков. стих., как сравн. Сравн. – сопост. 2 разнород. мотивов. П. распр. на однор. мотивы (антитез.). 2) П. синтакс.. Мотивы наниз. - аналогично постр. предл. 3) П. лекс.: анафора.Класс-ть словес. повтор. можно как и звук. повторы (рефрен и кольцо). Рефреном явл. замык. строф одними и теми же слов. Кольц. постр. - конец стих. повтор. слов.формулы, дан. вначале. 4) П. строф: наниз. мотивов в форме аналог. строф. 5) П. интон: мотивы развив. с однообраз. интон.В замык. стих. – измен. интон. Долж. быть движ.т. - два парал. мотива м/ б отч. тожд., в др.части предст. различ., необходим. для перехода к след. мотиву.Посл. мотив получ. бол. вескость.Лир. произв. в разл. эпохи дел. на разл. жанры. XIX в.:жанры смеш. Высок. лир. - "ода". К нач. XIX в. сохр. ода торж (Ломон.). В к. XVIII в. ода стала эволюц.Державин снизил ее темат. и лекс.Ода отлич. усил. примен. стилист. приемов и диалектич. разв. мотивов. В совр. поэзии – нек-ые стих. Маяк., посвящ-ые революции, "Скифы" Блока, значит. кол-во стих. на гражд. т.В к.XVIII в. появл. элегия (интим. темат: любов. э., э., окраш. эмоц. печали, горести, уныния; они созд. представ. об э.как о печал. стих.).От э.развил. романсная лирика сер.XIX в. (Фет, Полонский, Ал. Толстой).Оде и эл. против. в XVIII в. мелкие жанры: эпиграмма и ее разновид.В ант. лит-ре эпиграмма – стих. малых размеров. К к. XVIII в. эпиграмма – мал. стих. с комич. темат. Различ. эпиграммат. сказку (стих. анекдот) и сатир.эпиграмму: стих-ие, направл. к осмеянию опред. лица или события. Эпиграмма - посылка, ввод. в опис. обстоят., и неожид. острота в закл. (pointe).Расцвет эпиграмм отн. к XVIII в. и нач. XIX в., после - пришла в упадок. Стих. небол. объема, в к-ых темат. фабулярна - рассказ о ряде событий, связ. в причинно-временную цепь и замык. развязкой. Фабул. стих. объедин. - "баллады". До XVIII в. "баллада" - Франции особ. строфа.В нач.XIX в. в лит-ре модно подраж. шотланд. балладе (род народ. песни), затем "баллада" стали объед. стих., т. предания и мифы фольк. Вскоре балладой стали называть стих. повесть о чудесном, затем отпал и элемент фантастики, и под балладой стали разуметь стих. с фабул. От баллады отлич. басню. Басня развилась из аполога (анекдоте или сказке). Басня – повеств. как аллегорию, из к-ой извлекается общий вывод — мораль басни. Всегда сущ-ли средние по объему лир-ие жанры, занимающие промеж. место между лир. и поэмой (в нач. XIX в. - сатира, послание).
Лит-ое произ. как система. Внутр.мир лит-ого произ.,его параметры.

Худ. лит. произв. как система: уровни условн.,внутр.мир лит.произ.,его структ.особ. универс. целостность, автоном. по отн-ию к фону. Гл. кач-во- целостн. на разных ур-ях.Многоуровн. модель лит.произв.:1)лит. произ. сущ. как текст,вещь – ур-нь текста;текст <произ., произ не равн. тексту; текст - матер. форма произв.;текст. оборван.при сохран. целостн. произв.2)внутр.мир произв. целостен.3) ур-нь содерж. (1,2)-форм-ые, 3-содерж.,абстракт. Опр. собой факт. содерж.,дает зад. остальным.Содерж.-то,что предст. в тексте.Внутр. мир с опред. законами и прав. автор свободен от законов, но должен след. до конца.Ориент. на сущ. действ.Простр.,время,социум.Образы: макроур-ни (худ.простр.- где есть персонажи: абстрактн. простр.-Я вас любил).Простр. организ.: линейн.-пут.роман, точечн.-лирика. Времы дискретно раздел. на части, сжимаемо.Точечен.,мгнов.Растян.,миг в вечность.Хронотоп-ед-во простр. и врем.(хрон. дороги,провинц.,города).3 сост.части: -герои,вещи,предметы,отн-ия.Мир избир., с пом. черт пред. целый образ.


Фонетические худ-ые средства. Графика и ее возможности.

Фонетика-первый пласт.Язык-звучащ. система. Анафония/анаграммы-повтор звуков так произн.автором,что в звуках оказ.спрятано ключ.слово.Ключ. слово м/б в конце,выкристализов.из предшеств.отрывка.Автор дает нам услыш.мир,к-рый изображ.Звуки гр,тр,р-р-гром.Ассоц.мышл.работает,звукоподраж. иммитирует сущ.звуки.(использ.для изображ.картины мира, показ. динам. ). Инструментовка: нет звукоподраж.,но есть аллитер.-скопление гласных,ассонанс-скопл.согл-помогают созд.образ.Осмысл.звуков:л-мягкость,р-агрессив.,о и у-страсти.Звук м/б содерж.,но звук не облад. смыслами,знач.Звуки способны впитыв. в себя смслы из контекстов. Инструм. –композ.ф-ии,участ.в разв. сюжета,оформ. его,усиливая,углубляя центр.образы текста в зависим. от контекста. Ложная этимол. слова на грани фонет. и морфол.Слова восприним. как родств.Графика-текст.изображ.ед-ц языка,запечатление.Ф-ии:-закреплен.текста,овеществл.,материализ.после написания текста.Теперь он вещь,ориентир.на зрит.воспр.-индивид-ия внутр.строен.текста,образотворч.ф-ия.Деление на абзацы,курсив,подчеркивание,заглавные буквы,пропуски.Тексты в виде креста,сердца,их можно рассматривать.Пропуски,многоточия,к-рые чит.заполн.сам.,палиндром-слова, чит. одинак. в обоих направ..тр.образы текста в зависим. ображ.Звуки гр,тр,р-р-гром



Сюжет,его структура.Сюжет и фабула.Понятие мотивов,классификация мотивов.

1)событ.план внутр.мира произв.Отн-ия,к-рые динам.,нах-ся не в застывшем положении.2логики,2вн.стержня:Внутри произв.в системе событ.:1)прямая авторская воля,сам располагает события-сюжет-вся система событий,выстраивает в соответствии с авт.замыслом.2)2лог.опред.хронол.,причинно-времен.связью,кот.мы вычленяем,о кот.мы догадываемся.Фабула-принадлжежность внутр.миру произ-ия(герои женятся).Сюжет дан в материал.виде,он напечатан;фабула живет в воображении(мы догад.,что Печорин сначала жил в Питере),воображ.реальность.Ситуация-взаимотн.персонажей в каждый данный момент.Фабулы не будет,если не будет противореч.интересов-коллизии,кот.вызывает напряж.и измен.ситуац.Конфликт-совокупность,система противореч.,кот.движет всем произв.Сюжет-полсед-ть событий в ее образном повеств.Фабула-инф.,сообщ. об опр.сочетании событий.Ф.только ссобщает об объект.действ,указ.на него,инф.о его основных перепитиях.Сюжет ставит перед нами действ.как нечто соверш.на наших глазах.Мотив повтор.,невычленим из темы произ.Тема дробима.М.-конкретика.,он назван,от него можно оттолкнуться,анализ.Лейт-мотив-ведущ.мотив на протяж.всего текста,М.судьбы,памяти,встречи,письма-М.стан.важной темат.особен.М.разраст.до миниобраза,до разветвл.образа.



Худ-ая лексика в системе худ-ого произ-ия.

Для писателя есть свобода выбора слов(черновики).Избыточность языка,лексич.сост. по отн-ию к коммуник. ф-ии.(Эллочка,30с лов,гипербал.истины).Феномен синонимии,синоним.цепочек.есть-кушать-наедаться-отлич.оттенками(стилист.,экспресс.),употр. зависит от ситуации.(наука стилистика)Стиль-как написано,особен.речи.Более экспресс.те слова,к-рые употр. реже,переферийные.Пис.либо соответ.норме,либо наруш.ее,зависит от контекста.Перефир.слова(пласты):1)диалектизмы-сл.,х-ные д/опред.местности (говоры), кот.возник.истор.,это некий извод языка,полупонят. др.обл.Диалектология-использ.д/созд.атмосферы места,эффекта,присутствия.2)жаргон.(арго)-сл.,употреб.в кругу людей,связ.опред.деят-ти;.профес.;жаргоны преступ.мира,богемы.Знак нек-рой отгорож.,отдел. от других.;в лит-ре ж.хар-ет чел.,его принадл.3)архаизмы-экспрессивно-стилист.звуч.,можно подобр.синоним нейтрал.историзмы;4)неологизмы-клорит времени;5)окказионал.-бывает вход. в речь и стан.нейтрал.(стушеваться)6)варваризмы-слова,восприним.как заимст.,пишутся латиницей,курсивом,сатир.ф-ия7)просторечья-повыш.фенность-мадам,сеньора,нейтр.-женщина,пониж-тетка.Ломоносов:3штиля:средн-нейтр,но могут и 1(высш),низш.-простонар,но могут и 2.Поэтизмы-сл.,принятые в уст.р.,но не запрещ.,вульгаризмы-сл.,нерекоменд.для испол.



Худ-ый синтаксис.Классиф.худ.фигур.

Трудно анализ,большая свобода.Фигуры синтаксич.или риторич.1)анаколуф-несоглас.грам.,неправ.соедин.разных слов во фразе(реч.хар-ка персон.).2)эллипсис-выпадение,пропуск во фразе слова,легко выясн.из контекста.(пок-ть динам.речи,экспрессию,образотворч.ф-ия)3)инверсия-выделение смысля,авторских доминант.4)ритор.обращ.-не треб.ответа,реакции.,повыш.эмоц.градуса.5)лексич.повторы,синтаксич.повторы-анафора,эпифора.6)союзы-повторение или бессоюзие(динамизм)7)антитеза8)оксюморон-новоя понятие,новое явл-ие.



Драматические жанры.

Осн. признаком драм. лит-ры явл. назначение для театр. спектакля. Постановка спект. - игра артистов (речь и движение) и декорации. Речь: монолог. и диалог.Отдел. краткие речи соб-ов- реплики. Произнес. речи сопров. мимикой, мимика лица сопров. мим-ими жестами ( движ.рук, головы, всего тела; мимика иногда может быть заменой речи).Сцен. пред-ие на одной мимике (пантомима). Игра артистов воспроизв. быт. поступки (персонаж ест, пьет, дерется, убивает) – появл. темат. игра (каждый сцен. поступок – самост. мотив).Спектакль – декорац., реквизитом-бутафорией – явл. мертв., участ. в действиях. Текст драм. произв. распадается на 2 части — речи героев и ремарки.Больш. част. драм. произв. - акты (или действия).Требуется смена декор. (опускание занавеса) внутри акта (части -"картинами" или "сценами").Часть акта, когда действ. лица на сцене не мен.- явление. Явл. дел. на реплики.Особ. фабул. разверт. драм. произв. - действие происх. перед зрит., ответств. моменты фабулы развив. с законч. полнотой, автор стеснен местом и временем. Действ. лица не выходят за пределы площади, равной площади сцены, и действие занимает столько времени, сколько длится исполнение акта. Темат. фабулы развив. в речах, мотив -предмет разговора. Драм. фактура искл. отвлеч. повеств.Огранич. время – нельзя вводить длин. цепи событий. Для напол. сцены действием ввод. паралл. интриги. Для драм. лит-ры хар-на забота о "разверт. хар-ра".В XVII век драма дел. на траг. и ком. Отлич.призн. траг. – истор. герои (Греции и Рима), "высокая" темат., "траг." (гибель героев) развязка. Особен. фактуры – преимущ. монолога.Траг. против.ком.: совр. темат., "низкие" (возбужд. смех) эпизоды, счастл. развязку (свадьба). В ком. - диалог, след. общ. настроен. игры.В XVIII в. - низшие, "ярмарочные": итальян. комедия-буффонада, водевиль, пародия. Эти жанры явл. источниками совр. фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается: "драму", пьеса с совр. быт. темат., но без специф. "комизма". Романтизм нач.XIX в. вводит в траг. приемы из в комедии (наличие игры, сложность персонажей, диалог).Наследником траг. – истор. хроники. Для XIX в. хар-но смеш. драм. жанров.Постр. драм. сюжета: 1) Экспоз: экспоз. обстановки — сообщение о быт. окруж. и о побоч.обстоят., опред. действие; экспоз. хар-ов (внутр. хар-ка (типичные черты героев) и внеш.эмоц.(настраив.сочувст. зрителей по отн-ию к героям пьесы); экспоз. отн-ий м/у действ. лицами.Роль афиш.Приемы экспоз.: рассказ (мотив, например, введ. нов. лица, или сообщ. тайны, воспоминанием),признание, автохар-ка (друж. излияния). Косв. приемы: намеки, попутные сообщения - мотивы систем. повтор.2) Завязка: введ. динам. мотива, опред. фабул. развитие. Задание, опред. весь ход драмы. Тип. завязка — любовь героев, наталкив. на препятствия. Завязка "перекликается" с развязкой. В развязке – разреш. задания завязки. 3) Развитие интриги: мотивы незнания. Разреш. этого незнания (узнание)- возможность задержать введен. мотива и сообщ. его с запозданием по ходу фабул. времени. 4)Система речей: для введен. мотивов, происход. за пределами сцены, вводились вестники; признания монологи или речами "в сторону". Монологи черед. с беседами героев с их наперсниками (выслушивать своего героя и репликами направлять его речи). Для введен. внелит-ого матер. (в комедии) вводился резонер.5) Система выходов: отвлеч. место,куда друг за другом приход. герои и, произнеся полож. им, без мотив. удалялись. 6) Развязка: В драме – традиц. развязка (гибель героев, траг. катастрофа, свадьба). Речи "под занавес": в зависим. от хар-ра пьесы – закл. сентенция, резюмир. моральное знач. пьесы, или хар-ая для гл. ком.персонажа реплика. Для сцен. интерпрет. драм. произв. сюжет драмы - "сценарий", т.е. нек-ую канва, на к-ой разверт.сцен. положения.

Тропы; их осн. виды. Эпитет и сравнение, их связь с тропами.

Знач. слова опред.контекстом.Тропы – приемы измен. осн. знач. слова.Прямое и перенос. знач.В троп. разруш. осн.знач.слова.2 осн. случая: метаф. и метоним.Метаф. 2компонентна (образ+предмет). Метаф.:1)предм. и явл. мертвой природ. наз.словами,выраж.живые явл.-антропоморфизм2)отвлеч. замен. конкрет.Метаф. пробужд. ассоц.,образы.Катахреза-распр. знач. Эпитет –поэт.опред. Эпитеты:пост., тавтол., идеализ., метаф.эпитет (элемент сопостав.), оксюморон,усилит. Сравн. – 3 компонента(что?с чем?как?),сравн-парабола, сравн.-взамиотраж.,сравн-параллелизм.Аллегория (иносказ.)не уклад.в одно слово.Посредством образов говор. о чем-то обощ.Аллег. перех. в символ, когда стан. больше. предмет. нежели иносказ.В аллегор. нет переплет. предм. и непредмет.Метоним.(слова в прям.знач., смеш. прям. и перен.): синекдоха (предмет+материал;части+целое), антомазия(собств. в нариц.), эвфемизм (смягч.выраж.груб.)Перифраз.



Текст лит-ого произв.как литвед.проблема.Включенность во внетекстовые связи.

1)Текст в филологии и др.дисциплинах.Текст изначально понятие лингвист.-высказывание на языке.Связный,завершенные,отграничен от фона.Состоит из предл.фраз,представляет коммуник.ед-цу.культурология-наука о культуре.семиотика-наука о знаках.Расширяет понятие текста(+карты,врачебный рецепт,проповедь)Св-ва:выраженность(фиксация в знаках),отгранич.(нач.и кон.),структур.(внутр.орган.).Текст имеет созд-ля,для кого он написан-чит-я.2)литвед.проблемы текста.размывание границ.Текст может исп.тесты др.авторов.(эпиграф,цитата),реминисценция(переделанная цитата в зависим.от времни,контекста),аллюзии-намек(мин.-отсылка,упоминание,персонаж,читающий др.книгу),интертекстуальность-связь м/у текстами,на ее основе формир-ся особые жанры(пародия,подражание).



Понятие композиции.Аспекты композ.лит-ого произ-ия.Композ.ед-цы.

1)композиция как общеэстетич. и литературовед.понятие.Композ.-расположение и взаимоотнесенность материала в худ.форме. Неоднород.лит.произв.:-по типу речи(стихи+проза);-части произв.посвещены каждый одному предмету.Много разного рода неоднород.Гл.задача комп.-систематиз.формы.2)аспекты и механизация комп.строя:-графика-текст граф.неоднороден,части,главы,абзацы,акты,строфы;-речевая комп.-черед.стиха/прозы,диалогов/монологов;-комп. по способам изображ.:портрет,пейзаж,поступок,письмо;-детализ.пропорций.Подробности-что за чем идет.Линейное прост-во-повтор/знак внимания.Монтажная комп.за кот.не угадыв.внеш.логика;3)комп.ед-цы-отд.взятая реплика,отд.портрет;кусок текста выраж.т.зр.;строфы,строчка.Рама:начало выделено:заглав.,подзаголовок,эпиграф,посвящ.,предисловие.;(1)по типу:-представляет тему(Лошад.фамилия),ориентирует на проблему(В.иМ.),подсказка,толчок к развитию(Робинзон Крузо),персонажное(Хамелеон),жанровые(сага о форсайтах).Нет заглав.-нет подсказки,нет установки(лирика).(2):редко л/совр.лит-ры.жаровые-подготовка чит.(3)капит.дочка-задает внимание,установка и проблематика;4)законы композ.хода:композ.текста и композ.вн.мира.



Автор и чит-ль; диалогический хар-р лит-ры.

Автор-тот, кто созд.произв.:-как биограф.опред.лицо;-как организ.текста,причины целост.текста, носитель автор.идеи;-изображ.самого себя среди персонаж.произв.Литвед нач. с интереса к автору: биограф.метод для 19в. был распространен; изуч.твор.истоии произв.-творческо-генет.подход,чтобы прослед.возник.замысла плана произв.,появл.его редакций.Автор.позиц.:стиль-манера автор.замысла,-эстет. общность всех сторон произв.,облад.оригин.Стильразлит по произв.(синтаксис,фонет.,способ раскрыть героя,выбор г.)стиль-черта,отдел.искус. от реальн.Стиль-индивид.Стадия авторит.-трад.привяз.нек-ые тексты к имени автора.(эзопова басня)Феномен нов.врем.,когда текст в многообраз. т.зр.м/б проинтерпр. по-разн.Чит.-адресат,судья худ.произв.Романт.-проблема чит.,появл.лит.-крит.статей,обзоров.Критик-профес.чит.Чит.разн.,след.дифференц.лит-ры,ее расслоение:классика,беллетрист.,массовая лит-ра(облег.восприят).Норм.поэтика-поэтика нормы,когда все узнавМас.лит-ра-сиюмин.интересы,увлеч.,лит-ра однодневна.Клас.-глуб.пережив.,долговечность,нов.прочтения,проблемы неразреш.,след.ценней,чем мас.Вопросы вечные,кажд.поколение нах.разн.реш.,выходы.Мас.лит-ра расклад.все по полочкам:женс,светск,детектив.романы.,сходство с фолькл.(конец хороший).Открытая переход. м/у клас. и мас.лит-ой.



Лит-ый процесс.Факторы лит-ой эволюции.Понятие лит-ого направления.

Лит.процесс-все явл.лит.жизни,увид. и осмысл. нами во внутр.логике собственно хронолог.разв.2 подхода к изуч. лит.процесса:1)аналитика(истор.лит-ры);2)выдел.общих законов,опред. лицо общ-ва,лит-ры(теория лит-ры:переодиз. и уяснение каждого своеобраз.эпох).Своя менталь.,карт.мира,поэтика.Эконом.,соц.,общекульт,черты общ-ва влияют на лит-ру.Период.,осн.на смене эпох,стилей(Европа):-антич.(1тыс.до н.-5н.),среднев(5-14),возрожд(14-16),нов.вр.кул-ра барокко(16-17),классиц(17-18),романт(н.19),реализм(к.19),модерн.(19-сер.20),постмодерн.(сер.20-…)Механизмы лит.процесса:-наращение сущ.тенден.,сформ.трад.;-контраст-противоп.(антиподы,пародии);убыстр.темпов разв.веков.Лит.эвол.: рассмотр. идет от конструкт. функ. к функ. лит., от лит. к реч.,взаимод.функ. и форм.Лит.напр.-произ.писат.,достигших высокой твор.созн. и принцип.,к-рые появл. в созд. ими соответст. их идейно-твор.стремл.эстет.прогр.



Лит-ый классицизм и романтизм.

Классицизм –явл.общеевроп.,слож.во Франц.(сер.17)Упорядочив.всех эпох жизни.На смену хаоса-дисциплина.Нов.гармония опир.на веление разума,долга.Чел.-носитель общих черт:герой-подлец,герой-скупой. Типолог, классиф, четкость, удобство, нормат, правил. 3 кат.эстетики:разум,образец,вкус.Учение о стилях,жанры-иерархия.Завершил эпоху нормат.сентимитализм. Романтизм – перв.десят.19,эпоха индивид.худ.созн.,чел.в центре картины мира,личность,самодостат.,свобода личн.,конфликт м/у мечтой и деят.Романт.двоемирие:деят. и мечты(мир идей).Время-процесс движ.истории и чел.,самоцен,личност.кач-ва эпох.Проблема автора-творца,автор-личнось,новый стиль писания.Баллада:беспредел фантазии,вымысла;поэтика тайны,запредельного,поэмы-ирон.

Стиль и кул-ая эпоха. Главные этапы развития европ-ой худ-ой кул-ры.

Эпохи различ.по типу худ.созн.:-догомеров.эпоха(мифол.вид.мира,синкретизм,традиц. мышл.,нет теории словесности,нет самопонимания);-18-19в-рефлект.трад-зм,ритор.словесность,стиль;-рефлект.нетрад-зм,новизна,категория автора. Глав.:1)антич.(средиземноморье,греция,рим)-героич.,классич,эллинич. периоды;база-миф-ия,ед-во богов и людей,миф-способ и практ.,и ситор. развития мира.2)средневек.(христ-во):человек и мир,реал.мир-отраж.дух.мира;2 нач.-вечное и врем.;чел-к двуедин-тело и душа;абстракт,аллегор,символ.,сословная кул-ра,латынь,город.кул-ра3)Возрожд.15-16,-переход от среднев. к нов.врем.,размыв.границ,барокко,гуманизм-удовлет.земных желаний чел.,радость сущ.на земле,чел-венец творения,карнавал.кул-ра,самоцен.красоты4)барокко16-19,иск.дурн.вкуса,неправ.,необыч.,позже-период войн,мир непредсказуем, внутр.сконцентр ,дискомф,воля случая,судьба,чел.ищет спасение,опору,переживания сейчас,тяга к дин.,контр,ассиметр.мир,экспрессия5)Нов.вр.-метод.стиль-эстет.устан.Стиль-конкретный рез-т того,как воплощ.метод в худ.ткани поизв.Лит.напр.-конкр.истор.хар-р,эпоха разв.лит-ры,объедин. творцов и чит.



Литвед как наука;ее структура.Осн. и вспом.литвед.дисциплины.

Литвед-одна из 2 филол.наук-наука о лит-ре.Изуч.явл.словесн.:худ.лит-ру,вся худ.словесн.мира-письм. и устн.Литвед и лингвист. (фольклор),языки античн.Литвед и искуств.,истор.



Реализм.Лит-ые течения конца 19-нач.20вв.

40-е г.19-кон.19в.(Гончаров,Тургенев,Толстой,Достоевский)Наследует интерес к личности,но подробно осмысленно(мир-мир личностей).Отн-ие личности к др.личности.Чел-к интересен в его отн-ии к др.людям ,как он сформ.,почему он такой, как он влияет на окружающ. мир.Аналитизм,исслед.интерес.Социолог.составл.Свобода автора.


Развитие лит-ры 20-21в. Модернизм и постмодернизм.

Модернизм(сер.19-сер20)или(кон.19-1920гг) противостоит реализму.-от реальн. к реальнейшому,закономерности,сокров.смысл. Искусство для избранных,для посвящ.,уход от идей типизации.Мотив бессилия личности перед лицом непознав.мира.Личность оказ.отчужденнной.Символизм-мирнепознаваем,идеален,в глубине вещей-тайна,задача-воссозд.красоты, мир заведомо един,это не хаос,а ед-во бытия.Авангард(1920-50)-эксперимент ради эксперимента.Соц-ый реализм(1934,30 20в.-до перестройки)-1съезд совет.писат.,программа,установки:свои темы,герои,ценности.Основа-идеалогия, полит. подоснова. Футуризм (нач.20в.(30)) Постмодернизм(сер.20-60-70-утвержд.,70-легализ.)-кризисный хар-р сознания,постепенный отказ от единой модели мира,относит-ть всего,отказ от сущ-ия целостной модели мир децентричен.Мир принцип.противоречив.Мир-хаос.Текст как наследник предшеств.текстов.Деконструкция-раздел.текста.Кризис авторства.Мир, в к-ром невозможно космическое начало.Сращение теории и практики.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет