Исполнительская традиция партии жизели в русском балетном искусстве



бет1/3
Дата14.06.2016
өлшемі401.57 Kb.
#134205
түріАвтореферат
  1   2   3


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ


На правах рукописи


Емельянова Графира Николаевна


ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПАРТИИ ЖИЗЕЛИ В РУССКОМ БАЛЕТНОМ ИСКУССТВЕ

ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ ТАНЦОВЩИЦ)

Специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2012

Работа выполнена на кафедре хореографического искусства



Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

Научный руководитель

Заслуженный деятель искусств РФ,

кандидат искусствоведения, профессор

СОКОЛОВ-КАМИНСКИЙ Аркадий Андреевич



Официальные оппоненты:
Доктор искусствоведения, профессор

СТУПНИКОВ Игорь Васильевич

(Санкт-Петербургский государственный университет, профессор факультета журналистики)

Доктор искусствоведения, профессор

КАТЫШЕВА Дженни Николаевна (Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, профессор кафедры искусствоведения)

Ведущая организация:
Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств

Защита состоится на заседании диссертационного совета Д.602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов 30 марта 2012 года в 16.30 часов по адресу: 192238, Санкт-Петербург,

ул. Фучика, 15. СПбГУП, ауд. 200.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке

им. Д. С. Гранина СПбГУП

Автореферат разослан 28 февраля 2012 года.



Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат культурологии, доцент А. В. Карпов

I.Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Балет «Жизель» А. Адана в постановке Ж. Перро и Ж. Коралли по сценарию Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа – величайшее творение французского балетного театра. Поставленный в 1841 году, он стал вершиной романтического балета и более полутора столетий продолжает притягивать к себе внимание и зрителей, и артистов балета. В 1842 году этот спектакль был перенесен в Россию. Ныне он стал одним из центральных произведений эпохи романтизма в русском балетном театре.

Русские танцовщицы обогатили и углубили образ главной героини балета, подняв его до величайших творений мирового театрального искусства. Образ Жизели по своей значимости и глубине понимания стал для танцовщиц XX века тем же, что и Гамлет для драматического артиста. Именно петербургским танцовщицам на почве отечественного искусства удалось создать исполнительскую традицию, которая высветила в «Жизели» общечеловеческие темы и обессмертила ее, не дала этому спектаклю погибнуть, подобно другим ныне забытым романтическим балетам.

Уже в начале 1880-х годов «Жизель» была забыта на сценах европейских театров. Позднее, когда Дягилевские сезоны возродили интерес к балету на Западе, «Жизель», уже в русской редакции, вновь стала возвращаться на сцены европейских, а затем и мировых балетных театров. В России «Жизель» сохранилась только в петербургской версии М. Петипа.

В балетоведении существует обширная литература, освещающая отдельные исполнительские трактовки партии Жизели. Это статьи в периодике и монографии, посвященные искусству балерин, обращавшихся к этому образу. Однако нет работы, которая дала бы возможность проследить исполнительскую традицию партии Жизели в русском хореографическом искусстве. В данной диссертации впервые произведен подобный анализ.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью научного, искусствоведческого осмысления исполнительской традиции партии Жизели в русском искусстве. Так как именно в Петербурге исполнительская традиция партии Жизели не прерывалась, и петербургские балерины оказали влияние на исполнительство этой партии и в Москве, и за границей, автор сосредотачивает свое внимание на петербургской исполнительской традиции партии Жизели.

Исследование данной темы важно для истории балета, для дальнейшего развития анализа исполнительства, для понимания исторического и художественного аспектов развития этого спектакля во времени. Эта тема актуальна и тем, что в творчестве балерин отразились те общие тенденции, которые возникали в области русского балетного театра в различные периоды его истории.

Объем данной работы не позволяет проанализировать творчество каждой выдающейся балерины, обращавшейся к образу Жизели. Поэтому исследуются только основные этапы эволюции исполнительской традиции партии Жизели в XX веке. Такими, этапными трактовками автор считает созданное А. Павловой, О. Спесивцевой, Е. Люком, Г. Улановой, Н. Макаровой и Г. Комлевой. Искусство этих балерин дает возможность обнаружить принципиальные изменения, которые происходили в осмыслении образа Жизели петербургскими танцовщицами ХХ века. Тем не менее, по мере необходимости затрагиваются работы других русских и зарубежных исполнительниц этой партии. Для понимания истоков позднейших исканий исследован образ Жизели К. Гризи – первой исполнительницы Жизели, а также основные направления в трактовке этой партии в ХIХ веке за рубежом. Исследуются новые тенденции, которые возникли в искусстве русских танцовщиц ХIХ и начала ХХ века.



Степень изученности проблемы

Для разработки данной темы автор диссертации обращался к целому ряду исследований, среди которых наибольшее значение представили работы, освещающие исполнительство балерин-создательниц образа Жизели. Среди зарубежных авторов 1840-х годов и второй половины XIX века отправной точкой стала работа Т. Готье «Les Beautés de l’Opera», в которой французский поэт и автор многих балетных сценариев положил начало исследованию «Жизели» и искусства исполнительниц главной партии балета. Для этой работы характерен высокий художественный и поэтический уровень. Интересные сведения содержатся в статьях, освещающих искусство зарубежных танцовщиц этого времени. Таковы работы Т. Готье, Г. Гейне, Ж. Жанена, Ж. Шода-Эгю, А. Сконда и др. Однако эти статьи носили отрывочный характер и не создавали единую картину развития образа. В русской литературе 1840-х и второй половины XIX века появились отзывы об искусстве балерин, обращавшихся в своем творчестве к образу Жизели. Эти статьи и рецензии также отличались кратким изложением. Таковы статьи Р. Зотова, А. Надеждина, А. Григорьева, Н. Дмитриева. Можно отметить книгу А. Плещеева «Наш балет», которая содержит интересный иллюстративный ряд, но здесь находятся лишь краткие сведения об исполнительницах партии Жизели.

Среди статей русских авторов начала XX века наибольшую ценность представили высказывания А. Волынского, А. Левинсона, В. Светлова и др. В послереволюционную пору интерес к романтическому балету воскресил Ю. Слонимский. Его труд «Жизель», вышедший в середине 1920-х годов, обозначил новую ступень в анализе балета и творчества его исполнительниц. В конце 1960-х автор вновь обратился к этой теме и углубил свои исследования. Однако в работе Ю. Слонимского отсутствует детальный разбор исполнительства балерин.

Позднее, в работах русских критиков советского периода 1940-1960-х годов, появляется стремление к целостному анализу созданного танцовщицами образа. Эти тенденции прослеживаются в монографиях, освещающих творчество балерин А. Павловой, О. Спесивцевой, Е. Люком, Г. Улановой, Н. Макаровой и Г. Комлевой. Среди них надо в первую очередь назвать следующие труды: В. Красовская «А. Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы», В. Богданов-Березовский «Встречи», «Галина Сергеевна Уланова», Б. Гловацкий «Елена Люком – первая советская балерина» (Рукопись), О. Розанова «Елена Люком», В. Голубов-Потапов «Танец Галины Улановой», сборник «Ленинградский балет сегодня», вып. 1 и 2 (Предисловие и составление Г. Добровольской. Общая редакция В. Чистяковой) и др. В 1990-2000-ые годы появилась интересная работа Е. Томиной-Петровой «Жемчужина русского балета – Ольга Спесивцева» и сборник «Наталья Макарова. Восемнадцать лет спустя» (Редакция и подготовка текста С. Дружининой и Н. Зозулиной) и др.

Русский танцовщик и балетмейстер С. Лифарь, творчество которого разворачивалось во Франции, создал ценную монографию «Carlotta Grisi», которая является единственной монографией, посвященной первой создательнице образа Жизели. Большой интерес представляет исследование балетного критика А. Шайкевича, проживавшего во Франции, – «Olga Spessivtzeva – Magicienne envoûtée».

Особое внимание было уделено работам, посвященным хореографической драматургии балета. Таковы труды Г. Добровольской «Танец. Пантомима. Балет», П. Карпа «Балет и драма», Д. Катышевой «Рудольф Нуреев – балетмейстер», статья И. Бельского «Всё совмещается в танце и всё постигается через танец…».

Диссертант обращался к публикациям, освещающим проблемы романтического балета. Наибольшую ценность в этой области представляют труды русских авторов: А. Левинсона, Л. Блок, Ю Бахрушина, Ю. Слонимского. Глубокое постижение природы романтического балета содержит книга В. Красовской «Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм». Интересные и нетрадиционные мысли об эстетике романтического балета содержит исследование В. Гаевского «Дивертисмент. Судьбы классического балета». Среди зарубежных авторов наиболее значимы работы А. Геста, С. Бомонта и Э. Бинни.

Большую пользу принесло знакомство с трудами, освещающими вопросы романтизма в музыке. Это, прежде всего, работы В. Ванслова и И. Соллертинского. Важные исследования жанровой стилистики балетов XIX века содержатся в книге музыковеда Е. Дуловой «Балетный жанр как музыкальный феномен». Ценные сведения о музыке А. Адана можно почерпнуть в статье Б. Асафьева «Балет ″Жизель″ А. Адана» и в статье В. Богданова-Березовского «От Люлли до Прокофьева» (сб.: «Музыка советского балета»). Содержательны суждения Ю. Слонимского о музыке балета «Жизель» и о музыкальном тематизме второго акта балета в монографии «″Жизель″. Этюды». Вопросы взаимосвязи музыки и танца затронуты в диссертации О. Астаховой «Принципы взаимосвязи музыки и танца».

Тесно связанными с тематикой и проблематикой диссертации являются научные труды по вопросам культуры и искусства. Большой интерес представили исследования по эстетике и философии искусства, в их числе работы В. Библера, М. Кагана, Л. Выготского, И. Замотина, Н. Берковского и А. Банфи. Важным представляется анализ трудов по проблемам истории, философии и эстетики романтизма, среди них работы Д. Обломиевского, И. Замотина, Н. Берковского, А. Лосева и др.

Таким образом, существует обширный круг литературы, освещающей тенденции романтизма в балетном театре и отдельные исполнительские трактовки партии Жизели, созданные русскими танцовщицами. Однако в этих трудах не рассматривается исполнительская традиция партии Жизели как целостное художественное явление, предстающее во взаимосвязи с историческими тенденциями балетного театра и особенностями творческого метода каждой из актрис.



Объектом исследования является балет «Жизель» (Композитор А. Адан, сценарий Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа, балетмейстеры Ж. Коралли и Ж. Перро).

Предмет исследования – петербургская исполнительская традиция партии Жизели в XX веке.

Цель исследования – дать целостное представление о петербургской исполнительской традиции партии Жизели в XX веке в контексте развития балетного театра.



Задачи исследования:

1. Выявить художественные особенности французской «Жизели» XIX века и ее место в развитии балета;

2. Рассмотреть образ Жизели, созданный К. Гризи – первой исполнительницей этой партии, а также основные направления в трактовке этой партии в ХIХ веке за рубежом;

3. Исследовать новые тенденции, которые возникли в искусстве русских танцовщиц ХIХ и начала ХХ века;

4. Проанализировать хореографическую драматургию образа Жизели в ее взаимосвязи с музыкой балета.

5. Исследовать основные этапы эволюции образа главной героини балета в петербургской исполнительской традиции XX века;

6. Выявить те причины, которые побудили Б. Асафьева создать в 1914 году новую версию музыкального финала спектакля, закрепившуюся в советское время;

7. Проанализировать тенденции в исполнительстве партии Жизели, которые способствовали восстановлению в 1973 году музыкального финала А. Адана.



Теоретико-методологическое основой диссертации послужили работы выдающихся историков балета. Это исследования А. Левинсона, Л. Блок, Ю. Бахрушина, Ю. Слонимского, В. Красовской и А. Геста;

Основой анализа исполнительства балерин стали ценнейшие исследования Т. Готье, А. Волынского, А. Шайкевича, Ю. Слонимского, В. Красовской, В. Голубова-Потапова, В. Богданова-Березовского, Б. Львова-Анохина;

В основу анализа хореографической драматургии балета легли работы Г. Добровольской, П. Карпа, И. Бельского, Д. Катышевой, И. Ступникова;

Основой для понимания музыкального тематизма данного балета послужили исследования музыковедов и композиторов Б. Асафьева и В. Богданова-Березовского, труды балетоведа Ю. Слонимского, балетоведа В. Ванслова, музыковеда О. Астаховой.



Методы исследования:

1. Культурно-исторический метод, предусматривающий анализ исполнительства балерин на каждом историческом этапе в петербургской традиции в XX веке;

2. Метод сравнительного анализа исполнительства танцовщиц;

3. Аналитический метод, который предполагает изучение образов, созданных каждой из актрис и выявления темы спектакля, рождающейся в их исполнительстве;

4. Метод комплексного анализа, учитывающий связь исполнительства с хореографической драматургией спектакля и музыкой балета.

Источники исследования:

1. Материалы архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (письма, рисунки, фотографии, освещающие творчество О. Спесивцевой в партии Жизели, рукопись неопубликованного исследования Б. Гловацкого, посвященного искусству Е. Люком и др.);

2. Материалы архивных фондов РИИИ (фотографии Е. Люком из архива Кондратьева, отзывы об исполнительстве балерины из коллекции В. Гиля);

3. Личный архив Г. Комлевой (письма, фотографии, рецензии);

4. Беседы с очевидцами, видевшими создательниц образа Жизели прошлых лет (Н. Дудинской, Н. Стуколкиной, А. Андреевым, Л. Линьковой, Ю. Гамлеем и др.);

5. Материалы бесед автора диссертации с балеринами Н. Макаровой и Г. Комлевой

6. Видеозаписи балета «Жизель» в исполнении Н. Макаровой, Г. Комлевой, Н. Бессмертновой, К. Фраччи, видеофильм «Портрет Жизели» режиссера Д. Уиши, содержащий интервью с балеринами-исполнительницами партии Жизели разных лет (О. Спесивцевой, А. Марковой, Г. Улановой, И. Шовире и Н. Макаровой) а также фрагменты из спектакля в их исполнении;

7. Монографии, сборники и статьи в периодике, посвященные искусству создательниц образа Жизели;

8. Рецензии на выступления балерин-исполнительниц партии Жизели;

9. Справочно-энциклопедические издания, связанные с темой диссертационного исследования;



Научная новизна диссертации заключается в том, что это первая попытка научного анализа русской исполнительской традиции партии Жизели в XX веке.

Работа дает возможность проследить исполнительскую традицию от ее истоков в XIX веке, в сопоставлении с образом Жизели–Гризи – создательницы этой партии.

Впервые был предпринят разбор хореографической драматургии образа Жизели в его связи с музыкой балета.

В диссертации впервые проанализирована концепция исполнительства каждой из актрис в ее взаимосвязи с хореографической драматургией и музыкой балета.

Проанализированы причины возникновения нового музыкального финала балета, созданного Б. Асафьевым в 1914 году и возвращения музыкального финала А. Адана в 1973 году.

Обоснована возможность использования одного из двух существующих в настоящее время музыкальных финалов балета в зависимости от концепции образа у конкретной исполнительницы.



Практическая значимость. Данное исследование может использоваться:

1. В учебном процессе балетоведческого цикла (в качестве материала для лекций по истории балета, как лекционный материал для курсов анализа исполнительства).

2. В качестве методического материала в курсах искусства репетитора.

3. Как материал научной базы для курсов драматургии балета.

4. В качестве научного материала для исполнительниц партии Жизели.
Основные положения, выносимые на защиту.

1. Искусство зарубежных балерин К. Гризи и Ф. Эльслер (первых создательниц образа Жизели) заложило основы исполнительства и выявило две наметившиеся тенденции в создании партии героини балета в XIX веке. Исполнительство К. Гризи несло в себе романтическую идею неразрешимости конфликта между мечтой и действительностью. Финал балета в ее исполнении органично сливался с характером музыки А. Адана. В творчестве Ф. Эльслер обозначились постромантические веянья эпохи. В трактовке актрисы появилось некое несоответствие между драматическим характером авторского музыкального финала и тем состоянием освобождения и примирения, которое возникало у ее героини.

2. Исполнительство петербургских танцовщиц XIX века уже в своих истоках обозначило две условные линии решения образа, которые шли от искусства К. Гризи и Ф. Эльслер. В то же время оно положило начало русской исполнительской традиции партии Жизели. Тут нашли свое отражение индивидуальности каждой из танцовщиц, особенности русского искусства того времени и отличительные черты петербургской школы танца: склонность к естественности, к глубине прочтения образа, тяга к реалистическим методам актерской игры. Искусство русских танцовщиц оказало влияние на облик «Жизели». Спектакль приобрел относительно камерный характер, на передний план вышла жизнь сердца героев. В новой версии балета, созданной М. Петипа в 1884 году были зафиксированы все эти новые черты русской «Жизели».

3. Искусство петербургских балерин начала XX века продолжило русскую исполнительскую традицию партии Жизели и оживило этот романтический балет новым пониманием. В исполнительстве А. Павловой, Т. Карсавиной и О. Спесивцевой отразились тенденции развития балетного театра этого периода: интерес к воскрешению романтического прошлого, тенденции новаторского подхода к осмыслению партии героини балета, стилизаторские тенденции начала века и глубоко обобщенное, символическое понимание этого образа. Искусство этих танцовщиц обогатило партию Жизели психологической глубиной, концептуальностью постижения образа и оказало влияние на создание новой версии музыкального финала Б. Асафьева.

4. Исполнительство петербургских балерин 1930-1950-х годов породило иной взгляд на образ героини балета. В искусстве Е. Люком и Г. Улановой отразились новые тенденции в развитии балетного театра: поворот в сторону союза с драматическим театром, контакт с выдающимися режиссерами драмы. В балете стала акцентироваться социальная тема и бытовая достоверность образа. Этим актрисам удалось наметить тенденцию к изменению методов актерской игры в балете. Творчество Е. Люком способствовало изменениям в пантомимных сценах и в хореографическом тексте балета.

Поиски танцовщиц 1960-1980-х годов отразили в себе тенденции возврата к обобщенной образности и танцевальной выразительности, наметившиеся в русском балетном театре. Ностальгия по прошлым векам и вечным ценностям, идея диалога культур – эти черты появились в русской исполнительской традиции и наиболее ярко проявились в искусстве Н. Макаровой и Г. Комлевой. С другой стороны, этот период характеризуется тенденциями некоей стабилизации. Поиски все больше уходили вглубь и обретали сугубо индивидуальный характер. В исполнительстве балерин начинает доминировать философски-метафорическое осмысление образа, дающее возможность для широких ассоциативных зрительских восприятий. Искусство этих петербургских танцовщиц повлияло на возвращение музыкального финала А. Адана.

Анализ искусства балерин 1960-1980-х годов позволил автору прийти к выводу, что в современной версии «Жизели» назрела необходимость раскрытия ряда хореографических и музыкальных купюр, так как они обедняют музыкально-хореографическую драматургию данного балета и стали тормозом для глубокого и современного понимания авторского замысла данного романтического балета.

Апробация результатов исследования:

По теме диссертации был прочитан доклад: «Петербургская „Жизель”. Поиски финала» – «Петербургские чтения – 99». Секция «Балет Санкт-Петербурга». 22 марта 1999, СПб. СТД.

Доклад «Петербургская Жизель 1960-1970-х» прозвучал на «Вторых Лопуховских чтениях» в рамках международного фестиваля балета и танца «Визит в Петербург». СПб. Театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского. 8 апреля. 1999.

Доклад «Петербургская Жизель XX века. Путешествие образа во времени» прочитан на конференции «Петербургские исследования – 2000». (Институт исследований СПб. и Северо-западного региона; ЛОСТД. Секция «Балет Санкт-Петербурга». 21 марта 2000, ЛОСТД).

Опубликовано пять научных работ, в том числе монография.

Структура работы.

Работа состоит из четырех глав, Введения и Заключения. Диссертацию дополняют Приложение 1  «Хореографическая драматургия образа Жизели», Приложение 2  «Нотные примеры» и Приложение 3  «Фотографии исполнительниц в роли Жизели».

Приведена библиография основных работ на русском и иностранных языках (193 наименования).




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет