Исследовательская работа по литературе



Дата18.06.2016
өлшемі163.92 Kb.
#144458
түріРеферат


Министерство Образования и Науки РФ


Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)

Реферативно-исследовательская работа по литературе

Выполнила ученица 8 класса

МОУ Невонская средняя общеобразовательная школа №1

Москвина Дарья

Руководитель: учитель литературы

Билиенкова Ирина Александровна

2006


Содержание

Введение


Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)

  1. Художественный мир А. Грина

  2. Роль цветовых образов в раскрытии характеров главных героев

    1. Ассоль

    2. Грэй

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение
У каждого человека есть способность мечтать. Если отнять у него эту возможность, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом. Читать Грина нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, он тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. Именно по этим причинам в наше время надо читать произведения А. Грина. Ведь если забыть о мечте и перестать мечтать, то жизнь станет совсем неинтересной и скучной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем другими – серыми, скучными, нищими душой.

Грина надо читать вдумчиво, иначе ларчик тайн и загадок останется закрытым. Отзываясь на заботы своего современника, Грин писал и для будущего. Произведение «Алые паруса» - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - яркий, неистово сверкающий. Грин употребляет большое количество цветов для описания героев, природы и окружающего мира. Именно интерес к цветовым образам этого произведения повлиял на выбор нашей темы.

Немногие писатели активно работают с цветовыми образами, раскрывают с их помощью мир своих героев. А. Грин – это как раз тот человек, который активно употребляет цвета во всех своих произведениях. Исследований, посвященных творчеству этого автора и конкретно его повести «Алые паруса», достаточно много -это Е. Алексанян, Е. Пестряев, В. Амлинский. В литературе достаточно много аналитических замечаний о творчестве А.С Грина известных российских писателей – К.Г. Паустовского, В. Катаева, Ю. Казакова, Э. Багрицкого и других. Их работы посвящены жанровым особенностям повести, романтической основе творчества А. Грина, художественным средствам воплощения авторской идеи. Вопросам использования цветовых образов внимания уделено очень мало, эта тема систематически не изучена. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эта тема мало изучена и ждет своих исследователей. О том же, что цветовые образы могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, о цветовой символике известно достаточно давно, этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, В.Леви, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского, А. Стерна.

Цель моей работы: выявить роль цветовых образов для раскрытия характеров главных героев повести Грина «Алые паруса».

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:



  1. Выявить особенности художественного мира А. Грина.

  2. Проанализировать повесть Грина «Алые паруса»

  3. Сделать вывод о роли цветовых образов в раскрытии характеров героев повести.

  4. На основании сделанных выводов о роли цветовых образов выполнить рисунки, объясняющие характеры и жизнь героев.

Таким образом, объектом исследования нашей работы является повесть А. Грина «Алые паруса», предметом исследования – цветовые образы в повести и их роль в раскрытии героев. Метод исследования – образно – эстетический анализ текста.

Под словом повесть, мы будем понимать «эпический прозаический жанр, для которого характерны развернутый событийный ряд, представляющий в действии несколько персонажей». (5 с.397) Под героем – «главное действующее лицо литературного произведения, обладающего определенностью характера и эмоциональным миром». (1.с.368) Под образом – «…художественное отражение действительности, облечённое в форму индивидуального явления». (1.с.387)

Под романтизмом – «направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью». (5с.682) Под цветовым образом – облик чего-либо, выраженный определенной цветовой гаммой.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух параграфов, заключения и приложения. Прилагается список использованной литературы и иллюстрации к повести, выполненные автором работы. Иллюстрации выполнены на основе выводов, сделанных в работе.

1.Художественный мир Александра Грина
Все творчество Грина – это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а всё задуманное сбывается. Писателя иногда называли «странный сказочник», однако Грин писал не сказки, а самые что ни есть реальные произведения. Только он придумывал своим героям и тем местам, где они жили, экзотические имена и названия – Ассоль, Грэй, Лисс, Каперна. Всё остальное Александр Степанович брал из жизни. Правда, её он описывал красивой, полной романтических приключений и событий, такой, о какой мечтают все люди.

Грин прожил как бы две жизни. Одна, реальная, была тяжёлой и безрадостной. Но зато в мечтах и в своих произведениях он вместе со своими героями странствовал по морским просторам, гулял по сказочным городам…

Некоторые критики полагают, что Грин потому и писал такие произведения, что стремился обогатить, украсить «томительно бедную жизнь» своими «красивыми выдумками». (4.с.392)

Известный писатель Эдуард Багрицкий писал: «А. Грин – один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни»(4.с.393). Грин создавал свой мир, свою воображаемую страну, которой нет на географической карте, но которая – и он это знал точно – существует в воображении всех молодых людей.

К. Паустовский писал, что «после рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви» (5с.6).

Грин много раз испытывает всех своих героев в «исключительных обстоятельствах устремления к цели» Его сюжеты и характеристики не просто исчерпывают потенциал персонажей «до дна». Чудесно и убедительно говорит он о неисчерпаемости, о безграничной энергии человеческого духа и тела. Не удивительно внимание психофизиологов к творчеству Грина, к его угадыванию задатков и проявлений человеческой натуры в процессе отношений с действительностью. Будучи художником, Грин умеет чувствовать краски жизни и природы, окружающие его. Мир художников удивителен, в нем умело перекидываются мосты к небывалому, о котором до поры еще ничего не известно ни в теории, ни в практике человечества. Безусловно, все эти особенности говорят о романтической основе творчества А. Грина. Романтизму Грина не громогласно сказать о себе «мир огромив мощью голоса». Но, не говоря ни слова, писатель открывает его в своих произведениях, одним из которых являются «Алые паруса». «Романтизм, - писал Блок, - есть жадное стремление жить удесятеренной жизнью, стремление создать такую жизнь» (4.с.393).

Особенностью художника Грина, по мнению Блока, была камерность видения и отображения, но эта камерность особого рода. Грин поэтизировал совершенство отдельного человека в убеждении, что совершенство, вооруженное сознанием собственной силы, действует неотразимо. Искусство в страстной практике Грина – это «сверкающая человеческая душа, выраженная художественным усилием», а Грин приравнивает дар воображения к «слиянию небесной зари» (3.с.93).

В стиле Грина непрерывно взаимодействуют эмоция и рассудок, трудноуловимое впечатление и глубоко обдуманное доказательство. Этой особенности подчиняются сюжет, образ, фраза.

В произведении «Алые паруса» Грин показал в своих сказочных образах и выдумках, что «сбывается фантазия всегда, но сбывается именно как то «ассоциативно-возможное», что заложено в самих условиях не только твоего существования, но и существования твоей среды» (3.с.97).

Тематические линии рассказов Грина собираются в фокусе главной мысли. Она совпадает с убеждением Горького: человек – единственное чудо на земле.

2. Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев

(по повести А.С. Грина «Алые паруса»)


2.1 Ассоль
Для создания образа Ассоль автор использовал определенную цветовую гамму, через которую показывал особенности характера и внешности девушки. На протяжении всего произведения Ассоль не меняется, как все дети в её возрасте. Она остается такой же нежной, ласковой, невинной личностью, которая верна своему идеалу и мечте. Эта особенность изображения героини позволяет сделать вывод о романтической природе характера Ассоль.

Её детство было особенным, не таким, как у всех детей. В раннем возрасте Ассоль осталась без матери. Воспоминания о детстве – яркие цветовые пятна. Несмотря на трудности, бедность, жизнь Ассоль была насыщена красками, свидетельствующими не только о любви, красоте, но и о бедности, трудных жизненных ситуациях.

Так, в пять лет у девочки была плюшевая игрушка, «танцующий медведь, украшенный голубой ленточкой» (2.с.10). Голубой цвет в жизни Ассоль встречается довольно часто. Он символизирует мечту, идеал, чистоту; именно этот цветовой образ встречается первым в характеристике Ассоль. Эта игрушка дарила девочке радость и тепло, которого ей так не хватало.

Иногда девочка наблюдала из окна за погодой и жизнью городка. Но очень часто ей приходилось видеть не радующие глаз пейзажи. «Рыбачьи лодки образовали на белом песке ряд темных килей» (2.с.10). Обилие черных, темных цветов свидетельствуют о её трудной жизни, но также встречается и белый цвет – чистоты, жизни, радости. Такое противопоставление цветов вызывает ассоциацию борьбы темного и светлого, что свойственно для жизни Ассоль.

Отец девушки – Лонгрен - изготавливал из дерева небольшие игрушки для детей. Эта работа служила основным заработком семьи. Но однажды Лонгрен сказал Ассоль непонятную и даже загадочную фразу: «Черную игрушку я сделал» (2.с.12). Черный цвет в жизни девочки присутствовал всегда, свидетельствуя о неудачах, страданиях, но в этот раз он подкрался совсем близко. Ведь сделать «черную игрушку» - значит убить, лишить человека жизни. Именно это преступление совершил Лонгрен, не придя на помощь тонущему Меннерсу, желая таким образом отомстить за смерть своей жены. Тень этой «черной игрушки» еще не раз ляжет на жизнь Ассоль.

Подрастая, Ассоль стала сама ходить в город продавать игрушки. Так, однажды, девочка решила поиграть игрушечной лодочкой, которая привлекла её взгляд своими необычными парусами из алого шелка, опустив ее в ручей. И в этом путешествии по бурной воде Ассоль узнала свою судьбу из уст волшебника Эгля. «однажды утром в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус. Тебя посадят в лодку и привезут на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну» (2.с. 19-20). Будущая жизнь Ассоль казалась ей реальностью. Хотя отец и не верил в такое чудо, он не мешал Ассоль мечтать о корабле с алыми парусами. Безусловно, особое внимание обращает на себя цвет парусов – алый, символ любви, надежды, мечты и верности своему идеалу.

Однако другие ребятишки смеялись над девочкой, называя её «корабельная Ассоль» и дразня «красными парусами»: «Эй, Ассоль, посмотри-ка сюда, красные паруса плывут!» (2.с.22). Красный - это цвет крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака, а алый – это ярко-красный, нежный оттенок. Даже по звучанию эти слова различаются. Рычащий «Р» и глухой «С» в слове «красный» звучат очень грубо, а в слове «алый» сонорный «Л» - нежно, ласково. Этот цвет легкого звучания, тонкости идеально подходит главной героине. Жаль, что ребята, дразнящие девочку, этого не замечают.

Таким образом, автор хочет показать читателю, что Ассоль не простая девочка Каперны, а то, что она особенная, и мечта у неё не такая, как у всех остальных. Мечта о корабле с алыми парусами – романтическая, осветившая её сердце, резко отличает её от Каперны. И для того, чтобы показать эту особенность Ассоль, её изюминку, А.С. Грин использует не простые цвета (красный, синий), а именно нежные оттенки – алый, голубой… Девочка ждала корабль с алыми парусами. Она верила в свою мечту и была предана ей.

Совершая прогулку по небольшому городу, девушка встречает необычную собаку. «У ног Ассоль завертелась чёрная собака с белой грудью» (2.с.51-52). Такое совмещение цветов показывает борьбу за жизнь и смерть, между темным цветом и светлым. А ведь перед этим Ассоль хотела продать игрушки, но хозяин не согласился приобрести такие простые вещи. Деньги у Лонгрена кончились, и, казалось бы, эту борьбу должен был выиграть черный цвет - цвет смерти, разочарования. Но Ассоль стойкая. Она выстояла в самые трудные моменты в своей жизни и преодолела эти трудности. Главной поддержкой в её нелегкой жизни является мечта. Именно ради неё Ассоль преодолевала все злые шутки судьбы.

Героиня произведения очень любит природу и бережно относится к ней. Она разговаривает с деревьями и насекомыми, а природа открывает ей свою красоту: «В зеленой листве каштанов стояли белые шишки цветов» (2.с.52). Сочетание белого и зеленого цветов придает окружающему миру яркость и нежность. Там, где эта девушка находится, всегда тепло и уютно. Лес рассказывает и показывает Ассоль свой особенный мир, а она замечает самую малейшую мелочь этой порой естественной и привычной взору красоты. При создании образа девушки автор использует такие слова, как «белизна, голубизна». Эти цвета, использованные автором, говорят о чистоте, надежде и мечте Ассоль. Это один из приемов А.С. Грина – материализация цвета для ассоциативного пути раскрытия образа героини.

Когда Ассоль ждала обещанный корабль, то ее взору представали холодные цвета. Жизнь словно проверяла её на прочность и верность идеалу. «Стальной цвет у берега постепенно переходил в синий и черный» (2.с.53). Грин, совмещая цвета, показывает, что скоро сбудется мечта Ассоль, хотя ее реализация потребует от героини стойкости и борьбы.

Таким образом, цвета играют одну из главных ролей в раскрытии образа Ассоль и её главной особенности – верности своей мечте и идеалу. Через цвета виден характер героини и особенности её нелегкой жизни. Очень много трудностей выпало на долю Ассоль, они переданы черными и темными оттенками. Но главные цвета в жизни и судьбе девушки – алый, символ любви, надежды, мечты; белый – чистоты, нежности, невинности и голубой - цвет моря, радости. И именно этот цвет стал символом сближения двух героев произведения.

Создавая цветовой образ Ассоль (см. рисунок № 1 в Приложении), мы использовали следующие цвета: розовый, белый, алый, черный и зелёный. В левом нижнем углу расположены черные цветовые пятна, которые символизируют трудную жизни девушки, но этот цвет постепенно побеждается зеленым, который дарит Ассоль красоту природы. Переливаясь, черные цветовые пятна, становятся алыми – главными цветами героини, цветами мечты, любви и надежды. Близкий оттенок этого цвета – розовый говорит о душевной радости девушки, а сливаясь с белым, показывает настроение и внешнюю красоту героини, которой наградила её природа.
2.2 Грэй
Второй главный герой произведения – Грэй. Он из богатой, родовитой семьи. В его доме очень красивый сад, в котором растут необыкновенные цветы: «лучшие сорта тюльпанов – серебристо - голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий» (2.с. 24). В жизни мальчика преобладало многообразие цветов – пестрота. Такая насыщенная цветовая гамма в жизни Грэя свидетельствует о богатстве и семейном достатке, который часто переходил в избыток.

Одно из важных мест дома Грэя - это кухня, символ сытой, благополучной, беззаботной жизни. Обращают на себя внимание цветовые образы, использованные автором при описании пищи: «Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры, синий изюм» (2.с. 27). Не каждая семья могла позволить себе такое изобилие продуктов, да к тому же таких необыкновенных цветов, причем это изобилие не давало возможности выделить в жизни главное. Опять же обращает на себя внимание пестрота – цветовой образ, который просто навязывается главному герою его родовым гнездом. Но чуткая душа Грэя не потонула, не уснула в этом избытке.

В один прекрасный день мальчик увидел распятие Христа: «На его руках была кровь. Грэй замазал окровавленные гвозди голубой краской» (2.с.24-25). Такой поступок Грэя говорит о многом. Он хотел избавить человека от боли и страданий, тем самым спасти его жизнь. Это свойственно детям, но всё же, безусловно, говорит об особенностях характера Грэя: умении чувствовать чужую боль и стремлении переделать мир. Но неспроста мальчик выбрал голубую краску: ведь он мечтал о море и путешествиях, именно поэтому этот цвет, цвет мечты, чистоты, идеала был наиболее близок его душе. Он становится для Грэя, как и для Ассоль, ключевым источником, началам его судьбы.

В подвалах богатого дома семейства Грэя хранились бочки с особым вином: «Его цвет темнее вишни, и оно не потечет из бутылки. Вино заколочено в бочки черного дерева и на них двойные обручи красной меди» (2.с.26). Вишневый цвет имеет большое сходство с алым, только это не нежный цвет юности, а тот же цвет, проверенный временем.

Предназначенность двух героев друг другу, их соединённость передана автором ещё до их встречи. Детство Ассоль описывалась такими же цветами, как у Грэя, что доказывает их предназначенность друг другу с детства, совпадение цветовых образов усиливает романтическую идею о том, что истинные души мечтателей готовы идти друг другу навстречу.

В доме у Грэя была большая библиотека, где хранились редкие и дорогие книги: «В темных шкафах хранились книги в грубых синих, пестрых, черных переплётах» (2.с.31). Такие цвета преобладают во всем доме Грэя, что свидетельствует о богатстве, знатности и возможном равнодушии к окружающему миру. Но кроме книг, здесь висела и большая картина, которая часто привлекала взгляд Грэя: «Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад» (2.с.31). Этот морской пейзаж повлиял на дальнейшую судьбу мальчика. После Грэй только и мечтал о том, чтобы отправится в дальнее плавание. Вскоре герой произведения осуществил свою мечту и стал моряком. Стойкость, мужество, стремление добиться всего самому помогло Грею достичь своей цели. Но на этом он не остановился. Грэй шел дальше, преодолевая все трудности, он добился осуществления своей мечты – купил корабль и стал его капитаном. И синий цвет, который сопровождал мальчика с раннего детства, вел его в жизни, не давал угаснуть его мечте.

А тем временем мама Грэя сильно постарела и написала ему письмо с просьбой приехать домой. Вернувшись, юноша увидел «поседевшую женщину в чёрном платье» (2.с.35). По внешнему виду мамы сын догадался, что случилось нечто ужасное. Теперь уже в судьбе Грэя темное символизирует печаль, тоску и утрату - совсем недавно умер отец Грэя. После такого потрясения юноша отправился в плаванье и вскоре встретил свою вторую половинку - Ассоль.

Рисунок, на котором изображен цветовой образ Грэя (см. рисунок № 2 в Приложении), преобладают такие цвета : синий – главный цвет в его судьбе, голубой – цвет радости и моря, вишневый – богатства и величия, и оттенки черного – семейные и жизненные трудности. Вверху рисунка расположен синий насыщенный цвет, который постепенно переходит в вишнево-алый (цвет Ассоль).

Первая и долгожданная встреча с героем, исполнителем мечты Ассоль произошла неожиданно. Девушка спала на поляне, при описании которой автор использует самые разные цветовые образы: «Грэй выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел спящую Ассоль» (2.с.40). Пейзаж, где находилась героиня произведения, столь же необычен, как и она сама. И причем именно здесь мы впервые видим Ассоль на пестром фоне (это цветовой образ Грэя). Вероятно это знак их скорого знакомства. Где бы эта девушка ни находилась, все вокруг неё становится ярким. В момент знакомства Ассоль была одета в простое платье с розовыми цветочками, но даже в таком наряде она выглядела необыкновенной и красивой, а розовый цвет подчеркивает её юность и нежность.

Увидев Ассоль, Грэй сразу же понял, что она стала частью его жизни. Узнав о мечте незнакомки, юноша решился на подвиг ради осуществления мечты Ассоль. Первым делом он выбрал цвет для парусов. Какие оттенки красного ему только ни предлагали: «пурпурный, розовый, оранжевый, красный…» (2.с.57) Он сумел увидеть и узнать среди множества оттенков именно тот, который загадала Ассоль, так как хотел осуществить её мечту полностью, что свидетельствует о его умении увидеть самое главное и прежде всего сердцем. Ведь среди тысяч девушек – богатых и красивых – Грэй выбирает именно бедную Ассоль. И наконец - то сбылась мечта Ассоль: «На корабле Грэя скользили розовые тени по белизне мачт» (2.с.70). Сочетание розового и белого придают этому образу, и без того удивительно красивому, особую чистоту, нежность и хрупкость – соединение, характеризующее мечту. Всё случилось так, как и предсказал волшебник Эгль. Корабль с алыми парусами приплыл за Ассоль. «Музыка лилась в голубом дне с белой палубой под огнем алого» (2.с.72). Теперь страдания девушки и её нелёгкая жизнь превратится в жизнь, о которой она мечтала с раннего детства. И совмещение голубого, белого и алого цветов предсказывают радостную, веселую и желанную жизнь Ассоль и Грэя, которые остались верными своей мечте.

В цветовом изображении встречи Ассоль и Грэя (см. рисунок № 3 в Приложении) использованы следующие цвета: синий и голубой – цвета моря и радости (Грэй), алый и розовый – мечты, любви и надежды (Ассоль) и оттенки вишнёвого – богатство и знатность (Грэй).

Заключение


Грин говорил, что «Вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть».

Изучая особенности художественного мира А.С. Грина, анализируя то или иное произведение, тот или иной этап творческого пути, мы видим, насколько органично отвечали натуре человека и художника романтизм и романтика – метод и настроение. Оригинальной структурой и тональностью, особым выбором изобразительных средств, запечатлевших личность Грина, порождено произведение «Алые паруса» - неповторимый, фантастический, но и живой мир, где существуют, увлекая нас бесстрашием и чистотой, удивительные люди со странными именами и ясными поступками… Известно, что повесть А.С. Грина «Алые паруса» является самым известным и главным произведением. Герои повести – Ассоль и Грэй - с виду очень разные люди. Грэй из богатой родовитой семьи, хорошо образован, а Ассоль – девушка из бедной семьи, воспитавшаяся отцом… Но верность идеалу и своей мечте сблизила главных героев. Они преодолели все жизненные преграды, чтобы быть вместе.

Раскрывая характеры Ассоль и Грэя, Грин использовал разные приемы. Мы же ,анализируя цветовые образы в повести, пришли к выводу, что для раскрытия образа Ассоль автор использовал такие цвета, как алый, белый, голубой и черный. А для раскрытия образа Грэя характерны синий, голубой и пестрые тона.

Работая над повестью, мы выяснили, что цвет играет особую роль в произведении «Алые паруса», помогает раскрывать особенности характера героя. Ведь белый – символ чистоты, алый – любви и надежды, черный – горя, несчастья, а голубой – цвет радости. Совмещая эти цвета в образе Ассоль, автор показывает её духовную и внешнюю красоту, невинность и богатство внутреннего мира. А цветовой образ содержит множество цветовых оттенков, главные из которых голубой и синий – цвета моря и мечты…

Таким образом, можно сказать, что А.С. Грин – писатель, нужный нашему времени, ибо он вложил свой вклад в дело воспитания высоких чувств, без чего невозможно дерзание и движение вперед, душевное богатство и красота человеческих отношений. Именно этому учат нас все его произведения, и, конечно, «Алые паруса».

Список использованной литературы




  1. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаухов Н.Л. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004. – 432с.

2. Грин А.С. Алые паруса. – Л.: Прогресс, 1972.
3. Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество

Изд.2-е, доработанное и дополненное. - М.: Худож. Лит., 1980. 216с.


4. Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире – М.: Филологическое общество «Слово». Олма-Пресс. Образование, 2004. – 1680с.


  1. Энциклопедия для детей, т.10. Русская литература. Ч. 2. Литература 20 века. – М.: Аванта плюс, 1998

  2. Паустовский К. Александр Грин. \\Уроки литературы №10/ Приложение к журналу «Литература в школе», 2005.

  3. Шишкина Е.А. В тени алых парусов.\\ Научно-методический журнал «Литература в школе», 2006.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет