Чтобы этого не произошло, надо знать свои истоки, историю своей страны, родного края, своей семьи. Надо любить свою Родину во все времена, не вспоминая о ней по особым случаям, хранить ее историю и традиции.
Проходит время, уходят в прошлое целые поколения, унося с собой ценные сведения: даты, имена, события и все это стирается из нашей памяти. В итоге молодое поколение не знает многих фактов из истории своего родного края. Но это вовсе не значит, что нам безразлична эта проблема.
Темой моей работы стало изучение история возникновения Волоконовки. Наврятли найдутся равнодушные к вопросу основания Волоконовки, происхождения ее названия, ведь всем людям, независимо от возраста, присуще стремление к познанию. Поселок наш с каждым годом преображается, но многим хотелось бы знать, как и кто начинал его строить, зачем, какова судьба его основателей, почему он так называется? Задачами моего исследования являются:
Основным источником для написания работы были периодические районные издания, работы краеведов А. Николаенко, В. Щербаченко, Г. Денисенко.
Глава I. Истоки основания и происхождение названия Волоконовки
Волоконовка известна как крепостное селение владельцев Синельниковых с первой половины XVIII века
1.
Вместе с тем, известный валуйский краевед Г.Ф. Денисенко в 1968 г. сообщил, что временем основания Волоконовки является 1930 год2. Она основана выходцами из украинских казацких полков. В 1730 году агентами видного военачальника петровского князя Григория Волконского было завербовано до тысячи человек обоего пола для поселения на месте, где теперь находится более возвышенная часть Волоконовки, которые первоначально поселились землячествами. Поселенцы были главным образом выходцами из Ахтырки, Ворожбы, Глухова и Славгорода (теперь Сумская область Украины.
Еще несколько десятилетий назад проспект Гая назывался Ворожбянской, улица Пионерская - Славгородской, а часть улицы имени 60-летия Октября – Глушец3. Именно на месте этих улиц расселились переселенцы из Ворожбы, Славгорода, Глухова.
Существовало несколько версий происхождения названия Волоконовки. Мы не нашли ответ в научно-краеведческой литературе, а потому рассмотрим имеющиеся версии
Среди жителей существует легенда, согласно которой поселок назван в память об одном из трудных методов транспортировки кораблей, строившихся якобы при участии Петра I в районе фощеватовских лесов4. «Остовы кораблей сплавляли по Тихой Сосне, а затем от истоков этой реки до Оскола волокли лошадьми (волок конский). Отсюда их вновь сплавляли в Северский Донец, где он и пополняли создаваемый Россией азовский флот. В это время и возникла на берегу Оскола слобода, имя которой стало Волоконовка…»
Однако, изучив мнения краеведов о состоятельности этой версии, мы установили, что она содержит ряд противоречий. В частности волоконовский краевед А. Николаенко выделяет две основные: во-первых, слишком большое расстояние от большой вода, что нерентабельно, а потому, не могли корабли строиться у Фощеватово, значит и волока конского не было; во-вторых, Петр I не мог заниматься кораблестроением в 1730-1731 гг. по той причине, что он умер в 1725 году.
Наиболее правдоподобна версия, предложенная Г.Ф. Денисенко, констатирующего, что название Волоконовка имеет патронимическое происхождение, т.е. связано с принадлежностью ее князьям Волконским.
Местные краеведы длительное время вели дискуссию по вопросам времени основания Волоконовки и происхождения ее имени, но в итоге пришли к единому мнению и поддержали версию Г.Ф. Денисенко.
К настоящему времени эти убеждения еще сильнее окрепли, тем более, что благодаря исследованиям белгородского краеведа В. Щербаченко, обнаружен документ, подтверждающий вывод краеведов относительно происхождения названия Волоконовки.
В. Щербаченко обнаружил в Воронежском краеведческом музее четыре выпуска книги архимандрита Дмитрия «Указатель храмовых праздников Воронежской епархии»5. Ссылаясь на архив В. Щербаченко писал: «Слобода Волоконовка раньше принадлежала князьям Волконским, а потом перешла во владение дворянской фамилии Синельниковых»6.
Также существует мнение, что наша слобода была названа Волконской, а в XIX веке трансформировалась в Волоконовку7.
Глава II. Волоконовская слобода в XVIII - XIX веках
Первое упоминание Волоконовской слободы, как она тогда называлась, относится к 1749 году. С. Углова в своей статье «Об истории Волоконовксой слободы» ссылается на сохранившийся документ, датированный 2 ноября 1749 года, в котором впервые письменно упоминается о Волоконовке8. Это копия «полюбовного договорного письма» однодворцев села Брощеватого с черкасами слободы Волконской на земли, сохранившийся в полевом производстве слободы Волоконской Ливенского уезда Воронежского наместничества межеваний первоклассного землемера секунд-майора Маслова.
В XVIII веке существовало два варианта написания названия слободы. Об этом свидетельствуют несколько документов, составленных в 1777-1781 гг., содержащиеся в «Экономических примечаниях к планам Генерального межевания Бирючанского уезда»9. В одном экземпляре она называется слобода Волоконская, во втором – слобода Волконская.
К слободе были приписаны слободы Верхняя и Нижняя Лубянки10.
Слобода имела следующую численность населения: черкасских дворов насчитывалось 360, количество мужчин и женщин соответственно насчитывалось 1083 и 1014, крестьянских дворов было 32, проживающих в них мужчин – 162 и 167 женщин.
Слободой владела генерал-майорша А.В. Синельникова.
Слобода располагалась «речки Сазона на правой, залива Оскола на – на левой сторонах и при трех безымянных озерах. Лубянки: Верхняя – по обе стороны речки Лубянки, церковь Успения Богородицы деревянная, нижняя – реки Оскола на правой стороне, церковь Иоанна Предтечи и дом господской деревянный, при доме – сад иррегулярный с плодовитыми яблоновыми, грушевыми и вишенными деревьями, с коих плоды употребляются для господского обиходу»11.
В слободе имелось два винокуренных завода, расположенных в слободе Волконской и Нижней Лубянке, «на оных употребляется собственного хлеба 150 четвертей, дров – 42 сажени, выкуривается в год 600 ведер вина, которое поставляется по подряду в Валуйской откупной винной магазеин ценою ведро по девяносто копеек, обрабатывается своими людьми, коих во употреблении бывает до осьми человек»12.
В слободе еженедельно по воскресеньям проводились торги, на которые съезжались жители близлежащих сел. Наиболее распространенным товаром были сермяжные сукна, простые холсты, пенька, лен, неделанные кожи, разные сорта хлеба. «Сверх всего в оной слободе бывет шесть ярмонок: 1-я - октября 1-го, 2-я – декабря 6-го, 3-я – февраля 25, 4-я – в день похвалы Пресвятой Богородицы, 5-я – майя 9-го, шестая июля месяцов 8-го числ»13. на ярмарки съезжались купцы и мещане из ближних городов с сукнами, шелковыми, бумажными, шерстяными материями и мелочными щепетильными товарами, посудой из железа и чугуна, землепахотными орудиями и «розными для крестьянских надобностей потребными вещами»14. крестьяне из местных сел привозили для продажи мед, воск, сало, лошадей и рогатый скот. Ярмарка длилась от трех до пяти дней.
В слободе круглый год, кроме половодья, действовало три мельницы: две на Осколе, одна – на речке Лубянке. «С них госпоже доходу собирается до семисот тридцати рублей в год»15.
Уже в тот период отмечается особая ценность черноземов, а источники свидетельствуют о высоких урожаях ржи, овса, пшеницы и проса. Прочие культуры и покосы давали невысокие урожаи.
Крестьяне слобод Волконской и Верхней Лубянки платили оброк «в год 3 души по осьми рублей»16. Крестьяне и черкасы Нижней Лубянки - «на издолье, обрабатывают на госпожу земли 500 десятин, а остальную, как оные, так и прочих слобод, черкасы запахивают на себя»17.
Основным занятием населения слобод были земледелие и скотоводство, также занимались пчеловодством, но не массово, рыбным промыслом, в основном на реке Сазон, в которой водились караси, лини, плотва, окуни. Рыба шла для собственного потребления господским двором и крестьянами.
В 1784 году право на владение слободой Волоконской оспаривалось двумя помещиками: вдовой генерала-поручика А.И. Свиридова Анной Ильиничной и владельцем слобод Верхняя и Нижняя Лубянки генерал-майором икавалером, правителем Екатеринославского наместничества Иваном Максимовичем Синельниковым18. А.И. Свиридова продала слободу Волконскую со всеми принадлежащими угодьями генерал-майору и кавалеру И. М. Синельникову.
Списки населенных мест Российской империи (1865 г.) свидетельствуют о том, что в 1859 году во владельческой слободе Волоконовка, Волоконовская тож, Красная тож, находилась становая квартира второго стана Бирючинского уезда Воронежской губернии. В ней находился 561 двор, проживало 2566 мужчин , 2639 женщин, действовала православная церковь, находилась богодельня, в год проходило 4 ярмарки19.
В 1864 году были составлены «сведения Волоконским волостным правлением о числе дворов и душ, ныне состоящих: штаб-капитана Евдокима Николаевича Синельникова 1292 м.п., 1268 ж.п., генерал-майора Ивана Васильевича Синельникова 596 м.п., 524 ж.п., генерал-майора Николая Васильевича Синельникова 336 м.п., 349 ж.п., гвардии поручика Василия Васильевича Синельникова 494 м.п., 462 ж.п.»20.
В XIX веке Волоконовка была вотчиной дворянской семьи Синельниковых, владевшей 12 тысячами десятин земли. Общая численность населения приравнивалась к 6 тысячам, имелось три церкви, среди которых ныне действующая Успенская церковь, построенная в 1887 году, 7 кожевенных заводов, паточный завод, довольно много товарных лавок, базаров, ярмарок21. Большинство представителей купечества строило для проживания своих семей двухэтажные особняки. В Волоконовке были построены 2 министерский школы, в народе называемые Голанская и Азаровская, которые являются действующими и в наше время.
Заключение
Работа над обозначенной проблемой оказалась очень интересной, но одновременно сложной. Путь к истине был достаточно труден, и установить имена первостроителей Волоконовки оказалось не так то просто: они одновременно известны и в то же время требуют уточнений.. Для того чтобы наверняка ответить на поставленные вопросы необходимо изучить детально родословные дворянских семей Волконских и Синельниковых.
И, тем не менее, результаты работы могут быть полезны на уроках истории и краеведения, а также всем, кому не безразлична история родного края и помогут осознать необходимость бережного отношения к названиям, которые сохраняют в себе отпечатки истории целых эпох и требуют к себе особого уважительного отношения. Зная историю своего родного края, мы научимся любить и ценить ее истоки. Не стоит забывать, что история Волоконовки – это часть истории Отечества.
Библиография
-
Долгова С. Об истории Волоконовской слободы // Красный Октябрь, № 33, 1998. С. 4.
-
Николаенко А. К истории Волоконовки // Красный Октябрь, 28 февраля, 1986.
-
Николаенко А. Имя нашего поселка // Красный Октябрь, 3 марта, 1981.
-
Николаенко А. К вопросу основания Волоконовки // Красный Октябрь, 18 октября, 1986.
-
Николаенко А. Имена наших улиц // Красный Октябрь, 26 июля, 1990.
-
Николаенко А. «белые пятна» на карте // Красный Октябрь, 16 ноября, 1971.
-
Николаенко А. Из истории района // Красный Октябрь, 19 февраля, 1977.
-
Николаенко А. Откуда есть пошла… // Красный Октябрь, № 78, 2003. С. 3.
-
Николаенко А. Северо-западная Хазария или Донская Русь? Волоконовка, 1991.
-
Углов Н. Из истории Волоконовского района // Красный Октябрь, 1997.
-
Углов Н. У истоков основания Волоконовки // Красный Октябрь, 1997.
Примечания