Марина (итал. marina, от латинского marinus – морской) – 1) морской вид или картина (а также рисунок либо гравюра), изображающая море; 2) жанр изобразительного искусства, в котором основным является отображение морской стихии в разных состояниях, а также воплощение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. Является разновидностью пейзажа. Художников пишущих марины, называют маринистами. Яркий представитель этого жанра – И.К. Айвазовский (1817–1900), написавший около 6000 картин на морскую тему.
Во Франции существует официальное звание художника Морского флота, присваиваемое министром обороны выдающимся художникам-маринистам. Звание может быть присуждено не только художникам, но также фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам.
Знаменитые представители этого жанра: К.Ж. Берне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония), У. Тёрнер (Англия), Х.В. Месдаг (Голландия), И.К. Айвазовский (Россия), А.П. Боголюбов (Россия).
В картинах итальянских мастеров XIV–XV вв. и нидерландских «примитивов» изображение моря изначально связано с религиозными сюжетами. В качестве же отдельного жанра пейзажной живописи марина сформировалась только в XVII веке в Голландии (Нидерланды), благодаря работам таких мастеров, как Я. Порселлис, С. де Влигер, Х. Сегерс, Я. ван де Каппелле, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде и др.
Голландские живописцы изображали море в его различных ипостасях: это были и безмятежная водная гладь, и бурлящая стихия. Море также служило фоном для парусников, плывущих на фоне умиротворяющего заката, или же, напротив, участвующих в морских баталиях. Кроме этого, морская стихия иногда наделялась особым смыслом, олицетворяя бурное «море житейское» или стихию любви и страсти. Именно такую роль играли в голландской живописи «картины в картинах» – морские пейзажи, изображённые в жанровых полотнах, где, например, молодая женщина читает любовное письмо, а по пейзажу, висящему за её спиной на стене комнаты, можно домыслить сюжет: спокойно или бурно складываются её любовные отношения. Небольшие по размеру картины голландцев отличались тонкостью цветовой гаммы.
Первой мариной можно считать картину Корнелиса Антониса с изображением португальского флота (ок. 1520). Первая «Буря» (созданная вне какого-либо исторического контекста) написана Питером Брейгелем Старшим. Она стала последней картиной Брейгеля – необычайно смелая работа для живописи того времени. Над вздыбленной синей пучиной моря реют нежно-белые чайки. Они обещают кораблям близость желанного берега. И всякий волен предположить в брейгелевской буре аллегорию грядущей свободы.
К жанру марин обращались и исторические живописцы. Так, в начале XVII в., Корнелис Хендрик Вром изобразил морские сражения против испанцев. Но лидером нидерландских маринистов стал Ян Порселлис. Его влияние на целое поколение художников активно способствовало развитию жанра марины в середине XVII столетия. Порселлис имел много учеников, наиболее известны из них Симон де Флигер, Виллем ван Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис. Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Картины мастера отличались нежной, почти монохромной колористикой. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря – от спокойного до бури и урагана.
Расцвет марины совпадает с расцветом пейзажа. Мастером обоих жанров был Альберт Кёйп. Кёйп писал море, и спокойное, и бурное, был одним из лучших в передаче лунного освещения в ночных пейзажах. Его композиции даны, как правило, с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства.
Одновременно с этими художниками, работавшими в Голландии, работал Пауль Бриль, уехавший в Италию, который сохранил связи с нидерландской традицией – от Брейгеля до искусства классических пейзажистов, а через своего ученика, Агостино Тасси, – с Клодом Лорреном. Последний больше увлекался изображением морских портов, а не настоящих марин.
В Рим из Неаполя вместе с Сальватором Роза, чьи марины оказали влияние на творчество Темпеста, пришло новое направление. Сохранились сведения, что самостоятельную работу Роза начал с исполнения маленьких пейзажей, которые писал, бродя по горам или плавая в рыбачьих лодках вдоль берегов Неаполитанского залива. Эти мотивы он постоянно включал в свои работы. Стихийная сила природы, ее эпическая мощь воплощены в видах морского побережья с парусными лодками, скалами, руинами замков, живо написанными стаффажными фигурками рыбаков, моряков. Пейзажи и марины Розы передают характерные особенности неаполитанской природы. Художник придает ей романтизированный облик, вводя образы закутанных в плащи таинственных путников, бродяг, солдат, изображая старые постройки, горные потоки, сухие деревья, острые уступы скал, пещеры.
Аккуратно прописанные до мелочей работы Луки Карлевариса, а также работы ван Виттела определили собственную венецианскую форму морского пейзажа, получившую развитие в ведутах Каналетто и Гварди. Однако сами Каналетто и Гварди не были маринистами – их сюжетом стала Венеция и омывающее ее Адриатическое море (правда, Гварди иногда изображал большое море).
Во Франции традиции Клода Лоррена и классического пейзажа продолжил Клод Жозеф Берне (1714–1789) – крупный маринист, произведения которого очень ценил Дидро. Его привлекала в пейзажах Берне их правдивость. В 1754–1762 по заказу короля мастер написал серию картин «Порты Франции» (Марсель, Тулон, Ла-Рошель и др.). В работе над этим циклом значительное место отведено натурным этюдам.
Голландские художники оказали значительное влияние на Брукинга, Скотта, Монами, Джона Крома. Об одной гравюре ван де Велде с изображением моря Уильям Тёрнер скажет: «Она сделала меня художником». Выросший близ устья Темзы, художник с детства полюбил море и парусники. Его первая работа маслом – «Рыбаки в море» (1796) – открывает длинную череду картин, посвященных морской стихии. Уже в этом раннем произведении, выполненном под сильным влиянием голландской марины XVII века, выделена тема противоборства человека и природы. Впоследствии Тёрнер станет одной из наиболее ярких фигур в романтической пейзажной живописи XIX века в жанре марины.
В 1825 году Бонингтон вместе с Делакруа отправился из Франции в Лондон, чтобы изучать творчество Уильяма Тёрнера и английскую историческую школу живописи. Туда же едут Эжен Изабе и Поль Юэ. Эжен Изабе в 1824 дебютировал в Салоне своими маринами, в этом жанре он работал на протяжении всей жизни (порты, сцены на берегу, штормы на море, сцены рыбной ловли) и исполнил лучшие свои произведения. Исполненные с ювелирной тщательностью в масле или гуаши, эти работы напоминают голландскую живопись XVII в.
Позже спокойный или разбушевавшийся Ла-Манш вдохновит основателя реализма в живописи Гюстава Курбе на серию «морских пейзажей». В последнее десятилетие своей жизни он пишет прекрасные морские пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную водную гладь («Море у берегов Нормандии», 1867), то как бы на мгновение приостановившую свое могучее движение волну («Волна», 1870). Разнообразная цветовая гамма марин меняется в зависимости от освещения, но неизменным остается стремление художника подчеркнуть объемность и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом.
Примерно в то же время в Голландии вносит свой вклад в развитие жанра морского пейзажа один из лучших живописцев-маринистов Месдаг Хендрик Виллем (1831–1915). Он пишет преимущественно наполненные воздухом пейзажи в реалистическом стиле, в которых запечатлел различные состояния морской стихии, суровую жизнь рыбаков.
Дальнейшее развитие жанр марины получил с появлением нового направления в живописи – импрессионизма. Сильное воздействие на него оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его работы, особенно картина «Море в Дьеппе» (1835), позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.
Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, – это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а накладывал вибрирующие мазки.
Импрессионистов заинтересовало изучение такого явления, как атмосфера. Эта перестановка акцентов была подготовлена Тёрнером и привела художников к фиксированию, по словам Бодлера, «атмосферных состояний в соответствии с местом, временем и ветром»; она совершается в творчестве голландца Й. Йонгкинда и художника, которого он называл «королём небес», – Эжена Будена. Затем атмосферные явления превращаются в радужные туманы на картинах Синьяка и Сера. Фовисты воспевали синеву моря жёлтыми акцентами парусов, красными мачтами и трёхцветными флагами. Марке широко применял текучую акварель, а Дюфи – оригинальный колорит. Море появляется и в сюрреалистических работах Магритта, очаровывает К. Пермеке и Никола де Сталя.
Не лишним будет упомянуть и тот факт, что последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве расположение изображения на листе бумаги – смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу – завоевали расположение импрессионистов и их последователей.
Среди работ японских мастеров самым известным на Западе стало творчество Кацусики Хокусая – японского художника укиё-э, иллюстратора, гравёра. Кацусика Хокусай – первый из мастеров японской гравюры, выделивший в своем творчестве пейзаж как самостоятельный жанр. В отличие от средневекового японского пейзажа, который изображал не своеобразие определенного ландшафта, а обобщенные черты природы, художник запечатлел в своих произведениях величественный образ Японии. Восхищение художника мощным величием природной стихии выразилось в пейзаже «Волна» (точное её название – «В морских волнах у Канагава»), входящем в серию «36 видов Фудзи». Огромные волны вздымают ввысь юркие лодки рыбаков, которые, кажется, ничуть не испуганы этим буйным неистовством океана. Динамичность гравюр, их чистый, насыщенный колорит, удивительная тонкость цветовых переходов, с помощью которых написана вода и воздушное пространство, делают работы Хокусая реалистичными и выразительными.
В русской живописи марины появились в XIX веке. Море стало образом свободы. «Свободной стихией», неподвластной никому и ничему, называл море А.С. Пушкин. Выдающимися маринистами были И.К. Айвазовский и А.П. Боголюбов.
Маринист мировой величины И.К. Айвазовский еще в период своего обучения в Академии Художеств испытал особое влияние французской марины классицизма (его учителем был, в том числе, французский маринист Ф. Таннер). Однако, постепенно избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добился в своих работах подлинной живописной свободы. И уже в 1840-х годах эмоциональность его марин с тяготением к пафосу и героике подарила ему мировую известность. Айвазовский в изображении был приверженцем романтического величия морской стихии в различных её состояниях: от штиля до шторма, а также отваги сражающихся с ней людей. Ярким примером может служить его картина «Девятый вал» (1850), где ему мастерски удалось передать образ «безбрежного» морского пространства. В ранних своих работах Айвазовский тяготел к более насыщенной яркой цветовой гамме, которая постепенно сменилась стремлением к тональному единству. В своих лучших поздних работах, таких как «Черное море» (1881), художник, пользуясь тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию.
Также, говоря об этом маринисте, нужно упомянуть тот факт, что И. Айвазовский, будучи живописцем Главного морского штаба, лично участвовал в ряде военных манёвров Черноморского флота, и создал немало патетических батальных полотен.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твёрдой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников лёгкостью.
Выдающийся художник-маринист А.П. Боголюбов начал заниматься живописью, ещё будучи кадетом Морского кадетского корпуса в Петербурге. А в 1850 г. Он стал вольнослушателем в Петербургской академии художеств. Там, под влиянием творчества И.К. Айвазовского, он создал ряд марин в духе романтизма. Среди них «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями». С дальнейшим же развитием себя как мариниста Боголюбов уходит от романтизма, отдавая всё больше предпочтения рисованию с натуры и реализму. В 1860-х гг. художник совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из его произведений окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота – эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня. А впечатления от службы на флоте помогали Боголюбову в написании батальных полотен, благодаря которым он стал известен как признанный мастер русской батальной марины.
Наиболее яркий расцвет творчества художника падет на 1880-90-е гг. В это время Боголюбов приходит к созданию своеобразного стиля картины, который можно назвать этюдом-картиной. Примером может служить его работа «Тулон. Франция» (1880).
Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея – одна из редких, так как в Европе нет ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Впрочем, значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами – Бегровым, Судковским, Орловским, Васильевым – является главнейшим представителем русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты посредственно или непосредственно являются его учениками.
Достарыңызбен бөлісу: |