МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет русской филологии
Кафедра современного русского языка
ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИЗМЕНЕНИЕ СЕМАНТИКИ СЛОВА «ЗВЕЗДА» В ТВОРЧЕСТВЕ
ВИКТОРА ЦОЯ»
Выполнил: Ситников М. А., 321гр.
Проверил: Андриенко Е. В.
Владивосток
2005
«ЗВЕЗДА» в творчестве Виктора Цоя.
Определение отдельного слова как единства членораздельного звука и значения, по-видимому, противоречит обычному утверждению, что «одно и то же слово не только в различные времена или по различным наречиям одного и того же языка», но и в одном и том же наречии в определённый период «имеет различные значения» (Буслаев).
В произведениях писателей, т. е. в художественном тексте, мы видим обратное: слово может иметь различную семантику в зависимости от цели автора, от среды, в которой находится данное слово и от других не менее важных факторов. Слову придаётся различная экспрессивно-эмоциональная окраска. Все значения и понимания слова, отложившиеся в народном сознании, могут подразумеваться автором. Становятся важны малейшие различия в семантике слова.
Слово является не только названием предмета или предметов, но и выражением значения, а иногда и целой системы значений. В одном и том же значении обобщается и объединяется общественное понимание разных предметов или явлений, действий, качеств, т.е происходит концептуализация.
В данном случае мы можем говорить о переходе к концепту, имеющему три компонента, или три «слоя»: (1) основной, актуальный признак; (2) дополнительный, или несколько дополнительных признаков; (3) внутреннюю форму, запечатлённую во внешней, словесной форме. Эти слои выделяет Степанов в своей работе.
Объём концепта – это класс предметов, который подходит под данное понятие, а содержание – совокупность общих и существенных признаков понятия, соответствующих этому классу. По сути, термин = смысл, значение = объём понятия, концепт = смысл. Структура концепта аналогична семантической структуре слова.
«Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста». (К. Паустовский)
Виктор Робертович Цой был в этом отношении мастером. Глубокий контекст присутствует во всех его стихотворениях. Цой, бесспорно, яркой звездой взошёл на небосводе нашей русской культуры и затем также звездой сорвался в небытие. Притягательность его песен необъяснима: до сих пор говорят о «феномене Цоя». Будучи сыном ленинградской жительницы и уроженца Кореи, Виктор Цой впитал в себя черты русской культуры и сознания, но восточная кровь давала о себе знать: Цой живо интересовался восточной философии. Смысл слова «Звезда» у Цоя складывался под влиянием обеих культур.
Рассмотрим слово «Звезда» на примере частого использования этого слова в различных значениях в творчестве Виктора Цоя.
Особенности семантики слова «Звезда» основываются у Цоя на общепринятой ассоциации этого слова с чем-то далёким, недосягаемым. Но использует он его и в прямом значении (‘небесное тело, раскалённый газовый шар’):
И пускай фонари светят ярче далёких звёзд,
Фонари все погаснут, а звёзды будут светить.
«Сосны на морском берегу»
Но в данном контексте подчёркивается вечная природа звёзд и их недосягаемость. У Цоя «звезда» редко используется только в прямом значении. Чаще он это значение получает приращение, дополнительный смысл ‘цель человека, нечто, к чему стоит стремиться, ради чего стоит жить’:
Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,
Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь.
«Группа крови»
В народном сознании также можно найти отражение данного понимания слова «Звезда» (ср. «его вела счастливая звезда»). Но в то же время эта «звезда - ‘цель, единственная надежда’:
Мы сидим не дыша, смотрим туда,
Где на долю секунды показалась звезда.
Мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог
Троллейбус, который идёт на восток.
«Троллейбус»
В небе над нами горит звезда,
Некому, кроме неё, нам помочь.
«Вера да надежда, любовь»
«Звезда» - ‘предначертанная судьба’:
Ты видишь мою звезду,
Ты веришь, что я пойду.
Я слеп, я не вижу звёзд,
Я пьян, но я помню свой пост.
«Дождь для нас»
«Звезда» у Цоя может быть и не ‘судьбой’, а уже приобретать мрачное значение ‘рока’. Звезда как небесное тело может олицетворять и само небо в целом с его волей:
Похоже, что прошлой ночью был звездопад,
Но звёзды как камни упали в мой огород.
«Жизнь в стёклах»
По народным верованиям, видя падающую звезду, можно было загадывать желания. Здесь звёзды олицетворяют, видимо, несбывшиеся желания. Звёзды здесь сравниваются с камнями, что, по сути, не противоречит основному значению слова. Но для Цоя не характерно использовать слово «Звезда» в прямом значении. В данном случае подчёркивается тяжесть, «каменность» несбывшихся желаний.
Звёзды как часть неба или небо в целом опять же символизируют судьбу, рок, чью-то небесную волю:
И как хлопало крыльями чёрное племя ворон.
Как смеялось небо, а потом прикусило язык.
И дрожала рука у того, кто остался жив.
И внезапно в вечность вдруг превратился миг.
И горел погребальным костром закат,
И волками смотрели звёзды из облаков.
Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь.
И как спали вповалку живые, не видя снов.
«Легенда»
Звёзды, естественно, в сознании ассоциируются с ночью, а ночь может быть мирной, звёздной. В творчестве Цоя есть пример, где мирная звёздная ночь противопоставлена войне:
А на небе – луна,
За ней – звёзд стена.
И над хутором песня слышна.
И идёт паренёк,
И ему невдомёк
То, что завтра
Начнётся война.
«Завтра война»
Также есть пример употребления производного слова «звёздная» в тексте о войне, где опять-таки есть некоторое противопоставление войне, нечто мирное, почти бытовое:
В наших глазах крики «Вперёд!»
В наших глазах окрики «Стой!»
В наших глазах рождение дня
И смерть огня.
В наших глазах звёздная ночь.
В наших глазах потерянный рай.
В наших глазах закрытая дверь.
Что тебе нужно? Выбирай.
Мы хотели пить – не было воды.
Мы хотели света – не было звезды.
Мы выходили под дождь и пили воду из луж.
Мы хотели песен – не было слов.
Мы хотели спать – не было снов.
Мы носили траур – оркестр играл туш.
«В наших глазах»
Семантическая структура слова «звезда» начинает у Цоя развиваться в сторону «связанный с судьбой», «связанный с человеком». Переносясь на самого человека, на личность автора, её значение меняется до «образа жизни» звезды. Звезда – ‘раскалённый газовый шар’. Признак звезды («раскалённый, горящий»), входящий в лексическое значение слова переносится на образ жизни человека:
Песен, ещё не написанных, сколько,
Скажи, кукушка.
Пропой!
В городе мне жить или на выселках,
Камнем лежать
Или гореть
Звездой?
«Кукушка»
Значение, тесно связанное с судьбой человека, с образом его жизни, меняется до значения самого человека в образе звезды:
Песня без слов, ночь без сна.
Всё в своё время – зима и весна.
Каждой звезде – свой неба кусок,
Каждому морю – дождя глоток.
«Песня без слов»
«Звезда» может быть знакомой автора. Находясь даже в другом городе:
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды.
«Пачка сигарет»
Несёт в себе некий патриотический смысловой оттенок, как, например, у Пушкина («Товарищ, верь: взойдёт она,// Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!» (К Чаадаеву», 1818)).
Звезда имеет признак «мерцать», т. е. может создавать иллюзию биения, что отражается в сравнении автора звезды с сердцем:
Пой свои песни, пей свои вина, герой.
Ты опять видишь сон о том, что всё впереди.
Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде.
И вот она бьётся в руке, как сердце в груди.
Что теперь делать с птицей далёких небес?
Ты смотришь сквозь пальцы, но свет слишком ярок и чист.
И звезда говорит тебе: «Полетим со мной».
Ты делаешь шаг, но она летит вверх, а ты вниз.
Но однажды тебе вдруг удастся подняться вверх.
И ты сам станешь одной из бесчисленных звёзд.
И кто-то снова протянет тебе ладонь,
А когда ты умрёшь, он примет твой пост.
***, 272
В фольклоре часто можно увидеть говорящие неодушевлённые предметы, явления природы. Говорящая звезда, которой придаётся человеческий образ: смертность, смена поколений, актуальна для фольклора. В народном сознании есть данный семантический признак слова «звезда». Если анализировать данное стихотворение далее, то можно увидеть, как образ звезды, её жизнь тесно переплетается с образом человека («…сам станешь одной из бесчисленных звёзд…»). Здесь мы опять видим, что «звезда» - что-то такое бытовое, близкое, что её можно достать, всего лишь стоя на крыше.
Развитие всей семантической структуры слова «звезда» в направлении «нечто важное, судьбоносное, постоянно переплетающееся с человеческой жизнью» находит своё завершение в нетрадиционной для человеческого сознания формулировке «Звезда по имени Солнце». Хотя терминологическое значение слова «Солнце» - «раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик… (СЭС, 1990), солнце как звезда мало кем воспринимается. Но для Цоя образ звезды является центральным, поэтому не случайно Солнце он тоже называет звездой. Учитывая, что один из семантических признаков слова «звезда» в цоевском творчестве «цель», то «Звезду по имени Солнце» можно понимать как высшую цель:
Белый снег, серый лёд
На растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом – жёлтый дым.
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом звезды
По имени Солнце.
И две тысячи лет война,
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Красная-красная кровь –
Через час уже просто земля,
Через два – на ней цветы и трава,
Через три – она снова жива
И согрета лучами звезды
По имени Солнце.
И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живёт по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слова «да» и слова «нет».
Он не помнит ни чинов, ни имён
И способен дотянуться до звёзд,
Не считая, что это сон.
И упасть опалённым звездой
По имени Солнце.
«Звезда по имени Солнце»
Здесь, наверняка, сказался интерес Цоя к восточной философии, конкретнее, к буддизму, где образ звезды-Солнца один из центральных. В этом тексте «звезда» употребляется рядом, в одном контексте со словом «судьба», что тоже показательно в творчестве Виктора Цоя.
Итак, было рассмотрено изменение семантики слова «звезда» в текстах В. Цоя. Мы видим, как из словарного значения слова, постепенно меняясь, вырастает отличное от первого значение. Цой использует слово в его первоначальном значении, выделяя какие-то свойственные слову «Звезда» семантические признаки на первое место, развивая их и преобразуя тем самым значение всего слова. Эти скрытые семантические изменения данного слова выявляются через сравнение звезды с камнем, сердцем, волками, с помощью прибавления определённых эпитетов. В результате обогащения семантики и поскольку слово связано структурно с концептом, можно сделать вывод о том, что слово «звезда» является именем концепта – причём, одного из самых главных в творчестве Виктора Цоя.
Достарыңызбен бөлісу: |