Железодефицитная анемия как амбулаторно поликлиническая проблема



Дата03.01.2022
өлшемі23.2 Kb.
#451615
Referat


ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В.И.ВЕРНАДСКОГО»

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО

Кафедра: Внутренней медицины №1

Преподаватель: Митрушкин Д.И.

Железодефицитная анемия как амбулаторно поликлиническая проблема

Студентка 6 курса Л1-с-о 155-А группы

1 медицинского факультета

Абдулкадырова Зера Зинединовна

Симферополь, 2021 г

Оглавление:


  1. Актуальность проблемы



  1. Определение ЖДА



  1. Компетенция терапевта



  1. Диагностические критерии



  1. Причины развития ЖДА



  1. Основные принципы лечения ЖДА



  1. Дифференциальная диагностика



  1. Профилактика ЖДА



  1. Список использованной литературы


1.

Изучение данной темы является необходимым в связи с тем, что железодефицитные анемии встречаются достаточно часто в практической работе врача. По данным ВОЗ железодефицитные состояния встречаются у каждого 5-6 человека планеты, чаще регистрируются в социально и экономически неблагополучных странах. Латентный дефицит железа встречается у каждого 2-го до трёх лет жизни. Знания этапов ферротерапии, расчёт доз препаратов, показания к назначению пероральных и парентеральных препаратов, правильное назначение диеты должны быть хорошо известны врачу на любом участке практической работы.

Железодефицитная анемия (ЖДА) представляет собой клинико–гематологический синдром, характеризующийся дефицитом железа вследствие различных патологических (физиологических) процессов. Разнообразная клиническая симптоматика ЖДА, основным проявлением которой является анемический синдром. «Анемия - скрытая эпидемия». Понять масштабность проблемы можно, если к многочисленным анемиям как самостоятельным нозологическим формам добавить анемии в виде синдрома при различных заболеваниях.

Проявления ЖДА не являются клинически специфичными и характеризуются различными синдромами. Наряду с анемией, которая не всегда является ведущим синдромом, ЖДА проявляется астеническими симптомами, мышечной слабостью и синдромом эпителиопатии (сухость кожи, «заеды» в углах рта, ломкость и слоистость ногтей, выпадение волос и др.). Поражение слизистых у больных ЖДА проявляются такими симптомами, как затруднения глотания (сидеропеническая дисфагия), дизурические расстройства, развитие атрофических пангастритов с секреторной недостаточностью, нарушение белковосинтетической, энергосберегающей и ферментной функций печени. По мере развития и усугубления ЖДА развивиаются нарушения со стороны сердечно–сосудистой системы в виде миокардиодистрофии, диастолической дисфункции с нарушением пассивного расслабления, гиперкинетического типа кровообращения. Указанные нарушения не всегда ассоциируются с вероятностью наличия железодефицитного состояния, что приводит к несвоевременной диагностике и лечению ЖДА.



2.

Тактика терапевта при ведении больных ЖДА:

– заподозрить синдром ЖДА на основании картины периферической крови;

– обосновать назначение дополнительных исследований для подтверждения железодефицитного характера анемии;

– правильно трактовать полученные результаты лабораторного обследования (уровень сывороточного железа и др.);

– построить программу диагностического поиска для выявления заболевания, лежащего в основе ЖДА;

– обосновать программу ведения больных ЖДА с учетом причины, тяжести анемии, характера сопутствующей патологии и т.д.;

– обосновать необходимость консультации смежных специалистов (хирурги, гинекологи, ЛОР–врачи и др.) при ведении больных ЖДА;

– назначить патогенетическую терапию препаратами железа;

– обосновать выбор лекарственного препарата железа для коррекции анемии;

– оценить эффективность и переносимость назначенного препарата железа;

– обосновать программу профилактических мероприятий у больных ЖДА с учетом наличия факторов риска рецидива ЖДА.

Лабораторные признаки, позволяющие заподозрить

и верифицировать ЖДА

– низкий цветовой показатель;

– снижение показателя МСН (ниже 27 pg);

– гипохромия и микроцитоз эритроцитов;

– снижение показателей сывороточного железа;

– повышение показателя общей железосвязывающей способности cыворотки;

– снижение содержания ферритина в сыворотке.

При трактовке результатов анализа крови следует обязательно обращать внимание не только на цветовой показатель, который может быть рассчитан неправильно (например, в случае ошибочного подсчета количества эритроцитов), но и на морфологическую характеристику эритроцитов (гипохромия эритроцитов и ее выраженность, микроцитоз). При использовании в лабораторной практике современных анализаторов имеется возможность непосредственного определения среднего содержания гемоглобина в одном эритроците, обозначающегося латинской аббревиатурой МСН (в норме 27–35 pg).

Гипохромный характер анемии делает весьма вероятным ее железодефицитный характер (все ЖДА являются гипохромными), однако не исключает другие патогенетические варианты анемий (не все гипохромные анемии являются железодефицитными). В связи с этим необходима дифференциальная диагностика ЖДА с другими, реже встречающимися гипохромными анемиями (сидероахрестические анемии, талассемия). Определение уровня сывороточного железа позволяет разграничить эти состояния на данном этапе диагностического поиска. На показатели сывороточного железа может влиять целый ряд факторов, маскирующих тем самым истинное содержание железа в сыворотке, что следует учитывать при трактовке полученных результатов:

– лабораторно–методические погрешности;

– прием лекарственных препаратов железа;

– прием витаминных препаратов, содержащих небольшое количество железа;

– прием некоторых лекарственных препаратов (оральные контрацептивы, аллопуринол);

– трансфузии эритроцитов;

– время исследования сывороточного железа (фаза цикла у женщин, время суток).

Наряду с определением концентрации железа в сыворотке диагностическое значение имеет оценка общей железосвязывающей способности сыворотки (ОЖСС), отражающей степень «голодания» сыворотки и насыщения трансферрина железом. У больных ЖДА отмечаются повышение ОЖСС, значительное повышение латентной железосвязывающей способности и уменьшение процента насыщения трансферрина. Поскольку запасы железа при развитии ЖДА истощены, отмечается снижение содержания в сыворотке ферритина – железосодержащего белка, уровень которого отражает наряду с концентрацией гемосидерина величину запасов железа в депо. Снижение уровня ферритина в сыворотке является наиболее чувствительным и специфичным признаком дефицита железа.

3.

Нозологический этап диагностического поиска при ЖДА

После верификации железодефицитного характера анемии, т.е. синдрома ЖДА, необходимо выявление причины, лежащей в основе данного варианта анемического синдрома (нозологический этап диагностики). Для клинициста этот этап является наиболее трудным и ответственным, поскольку в основе имеющейся ЖДА могут лежать потенциально курабельные заболевания. Наличие в МКБ–10 рубрики «ЖДА неуточненная» оставляет для врача «лазейку» в случаях отсутствия явной причины анемии, «освобождая» его от тщательности и углубления диагностического поиска на этапе нозологической диагностики. Следует подчеркнуть важную роль врача–интерниста на этапах синдромной и нозологической диагностики, поскольку подавляющее большинство больных ЖДА, независимо от вызванной причины, обращаются прежде всего, как и многие другие пациенты, к терапевту.

4.

Основные причины ЖДА включают:

1) хронические кровопотери

– десневые;

– носовые;

– желудочные;

– кишечные;

– маточные;

– почечные.

2) нарушение всасывания

– энтериты;

– резекция кишечника;

– операция резекции желудка по Бильрот II.

3) повышенная потребность

– беременность и лактация;

– избыточный рост.

4) алиментарная недостаточность

5.

В случаях выявления причины ЖДА лечение должно быть направлено на устранение этой причины (в случае возможности) или коррекцию имеющихся нарушений (эрозивно–язвенные и опухолевые поражения ЖКТ, миома матки, энтериты, алиментарная недостаточность и др.).

Всем больным ЖДА показана патогенетическая терапия препаратами железа. Следует подчеркнуть ошибочность мнения о возможности коррекции дефицита железа с помощью пищевых продуктов с высоким содержанием железа, что является одним из мифов в представлениях о ведении больных ЖДА. Об этом должны быть осведомлены больные, что следует считать важным образовательным компонентом ведения данной категории пациентов. Разумеется, пища должна быть богата продуктами, содержащими железо. Однако следует иметь в виду неодинаковую степень всасываемости железа из различных продуктов. Так, например, железо, содержащееся в мясе в виде гема, всасывается на 40–50%, в то время как из растительных продуктов, овощей, фруктов всасывается всего 3–5% железа. Поэтому средством выбора для коррекции дефицита железа и уровня гемоглобина у больных ЖДА являются лекарственные препараты железа (ПЖ)

.

Дифференциальный диагноз ЖДА следует проводить с:

■ другими анемиями из группы дефицитных анемий: В12-дефицитной анемией

(D51) и фолиеводефицитной анемией (D52), т.е. мегалобластными анемиями;

■ анемией хронических болезней — АХБ

Для мегалобластных анемий характерны следующие лабораторные признаки:

■ макроцитарная анемия (MCV более 100 фл);

■ вовлечение в процесс 2—3 ростков кроветворения и, как следствие, наличие,

кроме анемии, лейкопении, нейтропении и тромбоцитопении;

■ гиперсегментация ядер нейтрофилов (пяти- и шестидольчатые, многолопастныеоядра);

■ мегалобластный тип кроветворения, наличие в костном мозге крупных

эритроидных клеток;

■ снижение концентрации в сыворотке крови витамина В12 (норма 100—700

пг/мл) при В12-дефицитной анемии;

■ снижение концентрации в сыворотке крови (норма 3—20 нг/мл) или содержания

в эритроцитах (норма 166—640 нг/мл) фолиевой кислоты при фолиеводефицитной анемии.



АХБ имеет определенные причины развития и довольно сложный патогенез. Для дифференциальной диагностики ЖДА и АХБ, кроме наличия основного заболевания, необходимо проведение обследования. Наиболее информативными лабораторными показателями являются НТЖ, СФ и рТФР.

6.

Меры общественной и индивидуальной профилактики ЖДА. Если распространенность ЖДА в стране или регионе превышает 40%, эксперты ВОЗ рекомендуют проведение фортификации, которая предусматривает обогащение железом наиболее употребляемых населением продуктов. Обычно в качестве таких продуктов выбирают хлеб или макаронные изделия. Важно, чтобы доля населения, употребляющего этот продукт, 15 составляла не менее 65–95%. Фортификация затруднена из-за отсутствия идеального пищевого продукта, хорошо переносимого соединения железа, а также проблем с его всасываемостью. Эффективность фортификации составляет около 50% среди охваченного населения. Более эффективной считается профилактика ЖДА у населения, представляющего группы риска развития анемии. Этот вид профилактики получил название саплиментации и подразумевает добавку веществ (железа, йода и др.) извне [9]. Наиболее показательным примером саплиментации является применение препаратов железа у беременных женщин для профилактики ЖДА. Согласно рекомендациям ВОЗ, препарат железа в дозе 60 мг в сутки применяют во II и III триместрах беременности и в течение 3 мес. лактации. Национальные рекомендации США предусматривают применение препарата железа в дозе 30 мг в сутки в течение всего периода беременности. Однако даже при охвате саплиментацией 50–95% беременных женщин эффективную дозу железа получают только 67% женщин. Проблема дефицита железа – это прежде всего проблема питания, поэтому первичная профилактика ЖДА – это адекватное, сбалансированное питание человека в любом возрасте. Ежедневная потребность взрослого человека в железе составляет около 1–2 мг, ребенка – 0,5– 1,2 мг. Обычная диета обеспечивает поступление от 5 до 15 мг элементарного железа в день. В ЖКТ (двенадцатиперстной кишке и верхнем отделе тощей кишки) всасывается лишь 10– 15% железа, содержащегося в пище. Основным пищевым источником железа являются продукты животного происхождения, содержащие гемовое железо. Наибольшее количество железа содержится в говядине, баранине, печени, в меньшей степени – рыбе, курином мясе, твороге. Важным является не то, сколько железа содержится в продукте, а какова его биодоступность. По сравнению с животными продуктами негемовое железо, содержащееся в растительной пище (овощи, фрукты, злаки), имеет сниженную биодоступность, что означает его более низкую всасываемость. Кроме того, для всасывания железа необходимы определенные условия: витамин С усиливает всасывание железа, а такие вещества, как таниновая кислота, входящая в состав чая, или фитаты, встречающиеся в некоторых продуктах, могут существенно угнетать всасывание железа. При ЖДА всасывание железа в двенадцатиперстной кишке резко возрастает, что связано с подавлением синтеза гепцидина. В настоящее время для профилактики дефицита железа в большинстве стран мира приняты соответствующие рекомендации. В основном они касаются детей раннего возраста, беременных и кормящих женщин, а также женщин репродуктивного возраста. Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics) в 2010 г. пересмотрела рекомендации по профилактике ЖДА у детей первого года жизни и детей раннего возраста (1–3 года).

7.

Баркаган З.С. Геморрагические заболевания и синдромы. - Москва: Медицина, 1988. - 528 с.

Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: Т.4. Диагностика болезней системы крови. -М.: Мед. лит., 2001. - С. 204 -408.



Руководство по гематологии: В 3 т. / [Ю.Н. Андреев, З.С. Баркаган, А.Ю. Буланов, А.И. Воробьев и др.]; под ред. А.И. Воробьева. - [3-е изд.]. - М.: Ньюдиамед, 2005. - Т. 3. - 416 с. .

Савельева Г.М. Гинекология: учебник / [Б.И. Баисова, Д.А. Бажанова, Л.Н. Богинская, В.Г. Бреусенко и др.]; под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 480 с.

Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Т.3. Лечение болезней сердца и сосудов. Лечение болезней системы крови. - М.: Мед. лит., 2001.-С.427-454

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет