Жить, как подсказывает совесть
Бусыгина Ирина,
студентка 12 группы специальности «Дошкольное образование»
ГБОУ СПО «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г. Оренбурга
С гордостью ношу я фамилию своего деда, Ивана Григорьевича Бусыгина, участника Великой Отечественной войны, вставшего, как и тысячи простых людей, на защиту своей Родины. Дедушки уже нет с нами, но его воспоминания остались в очерке из Кувандыкской районной газеты «Новый путь» и книге Н.Ф. Морозовой «Дороги мужества: Очерки, зарисовки, воспоминания» (2012). Наверное, я не смогу рассказать лучше, чем журналисты, писавшие о дедушке при его жизни, в 1999 году.
«Май нынче выдался холодный, ветреный. Но в то утро солнце разыгралось, да и ветер утих. Иван Григорьевич, не торопясь, вышел во двор. Обошел сад, полюбовался цветущими вишнями, яблонькой, заметил, что и калина цвет набирала. Облегченно вздохнул: калина зацветет, и морозы отойдут. В специальном для кур месте важно расхаживал желто-пестрый петух, призывая кур к порядку. Только одна черная курица пыталась куда-то вылезти из-за загородки наружу и разгребала ямку-лаз. За этим занятием и застал её хозяин, шугнул, заделал щель и пошел дальше оглядывать свои владения. Вот так каждое утро находит себе работу Иван Григорьевич, непоседливый, хозяйственный человек.
Родился Бусыгин на хуторе Верхняя Казарма Зилаирского района Башкирии в бедной крестьянской семье, и ему, как самому старшему из детей, с малых лет пришлось познать все тяготы крестьянского труда. Рос крепким, сильным на руку. Были у Ивана мечты, которым, к сожалению, сбыться не довелось. В армию призвали лишь в двадцать лет, в 1939 году. Служил на Дальнем Востоке, сначала направили в школу санинструкторов.
Как только началась война, вместе с отдельной ротой автоматчиков 124-й стрелковой бригады был направлен на фронт санинструктором.
Долго, очень долго добирались до линии фронта.
И вот, наконец, Сталинград. Эшелон много раз бомбили, поэтому до части шли пешком ночами по степи. На пятый день вышли к Волге, дождались катера, который перевез их на правый берег, где они сразу же приступили к рытью землянок для раненых. Днем копали землянки, оборудовали их как могли, а ночами с поля боя выносили раненых. Каждые два дня они меняли места и рыли новые землянки, чтобы не успевали их немцы заметить и разбомбить. От артиллерийских залпов шум стоял в ушах; шли ожесточенные бои. Порой падали от усталости, скудные пайки отдавали раненым. Иван Григорьевич не замечал паникерства среди товарищей, все умели терпеть, надеялись, твердо верили в победу. Правда, ругали немца на чем свет стоит.
Иван Григорьевич вспоминает:
- Много лиха хлебнули на фронте. Но сдюжили благодаря тому, что были молодыми. Бывало, по пять дней на одной воде сидели, по три-четыре часа всего спали, но раненых на поле не оставляли, всех собирали.
Хорошо помню 18 августа 1943 года. Вынес я с поля боя на себе около десяти раненых, вернулся за очередным, а тут меня взрывной пулей в правую руку ранило и откинуло куда-то в сторону. Кровь фонтаном бьет, я левой как-то сумел зажать рану, боли не чувствовал, не до нее было: надо бежать назад, в часть. А немцы по ту сторону следили пристально за нами, часто стреляли, злые были, чуяли, что им крах приходит. Видать, меня заметили, начали стрельбу, снаряд срикошетил где-то впереди, да так, что меня сразу оглушило и отбросило. Очнулся в санроте. После долгого лечения врачи сделали вывод: сквозное пулевое ранение правого предплечья с раздробленным переломом обеих костей. 1 января 1944 года меня комиссовали и отправили домой, в Башкирию, в мою родную деревню. Приехал, а там работы непочатый край: мужики на фронте. Вот и поставили меня бригадиром, тяжело было, сказывались ранение да контузия: стал глохнуть. Через два года попросил начальство освободить от бригадирства по состоянию здоровья.
Вскоре Иван Григорьевич женился на красивой деревенской девушке Нине. Он очень благодарен ей за то, что прожила много лет с ним, глухим. Часто разговаривают по бумажке, он научился ее «слышать» по действиям, по губам, даже опережать ее вопрос. Вместе они вырастили трех сыновей и дочь. Все дети живут и работают в Кувандыке. Двадцать пять лет назад им пришлось переехать поближе к детям в Кувандык, ведь деревня распалась: ни школы, ни работы не было. По состоянию здоровья Бусыгина на работу нигде не принимали: кому нужен глухой инвалид, да еще с раненой правой рукой? Но не сдавался никогда и не падал духом Иван Григорьевич, все хозяйство домашнее по-прежнему держится на нем, долго трудился пастухом по найму.
...Нина Михайловна достала узелок, в котором хранятся все награды. Среди юбилейных медалей есть и удостоверение, которое свидетельствует о том, что «сержант Бусыгин Иван Григорьевич Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.12.1942 г. награжден медалью «За оборону Сталинграда». Награда была ему вручена 8 июля 1943 года, незадолго до ранения. В 1946 году уже дома он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», затем - орденом Отечественной войны первой степени.
Сам Иван Григорьевич считает, что он ничего выдающегося не сделал в своей жизни, просто жил, как подсказывала совесть, и внес свою лепту в победу над фашизмом, как это сделали его соотечественники. Хотя он родом из крестьян, познал многое из их жизни, своим профессиональным праздником считает День медицинского работника, потому что эту профессию за ним навеки оставила проклятая война. Ведь сколько раненых солдат за время только одной Сталинградской битвы пришлось ему вынести, затрудняется назвать это число. Артиллеристы, танкисты, пехотинцы, санитары - это звено той огромной цепи, которая называется Армией.
1 июля Ивана Григорьевичу исполнится 80 лет. За праздничным столом в доме соберутся все дети и внуки, которых у Бусыгиных десять. И пусть в этот день и у Ивана Григорьевича, и Нины Михайловны появятся слезы радости и счастья на глазах, что они, как бы ни было трудно, дожили до юбилея и вырастили хороших детей, которые могут по праву гордиться родителями. Пусть на их лицах как можно дольше сияет улыбка, идущая из глубины души».
В книге Н.Ф. Морозовой после этого очерка «Жить, как подсказывает совесть» есть такая приписка: «Ивана Григорьевича Бусыгина уже давно нет в живых. Но он еще при жизни гордился сыном Виктором, на долю которого выпало не менее страшное испытание - ликвидация последствий взрыва на Чернобыльской АЭС. Мужество, патриотизм - это от отца, от его рассказов о войне. Эстафета героизма Бусыгиных продолжается».
Именно отвагой и мужеством таких простых, скромных и честных людей ковалась победа нашей страны в борьбе с фашистами. Считаю, что память необходимо сохранять – память о наших предках, с честью и достоинством выполнявших свой долг, давших жизнь новым поколениям – своим детям и внукам.
Иван Григорьевич Бусыгин
Достарыңызбен бөлісу: |