К когнитивной классификации эмоций



Дата26.06.2016
өлшемі43.64 Kb.
#159697
К КОГНИТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЭМОЦИЙ
В.Д. Соловьев

Казанский государственный университет



solovyev@mi.ru
Структура значений изучается с разных точек зрения и психологами и лингвистами, при этом зачастую выдвигаются очень близкие, если не тождественные, идеи: компонентный анализ, прототипичность и т. д. В данной работе представлена концепция, интегрирующая подходы и методы различных наук: лексикографии, когнитивной психологии, психосемантики на примере описания и категоризации эмоций. Область эмоций выбрана потому, что в ней отсутствует как общепринятая теоретическая категоризация, так и давление самоочевидных перцептивных признаков категоризируемых объектов. Соответственно, можно ожидать, что общие механизмы категоризации, присущие когнитивной системе человека, должны здесь проявиться в наиболее непосредственной форме.

Проведены психосемантические эксперименты, направленные на построение классификации определенной группы концептов эмоций. Выбрана область отрицательных психологических состояний, вызванных негативными событиями или состоянием дел, и выраженных словами русского языка (это примерно соответствует одному из классов в классификациях Ортони [1] и Вежбицкой [2]). Эксперименты проводились с использованием метода классификации Миллера (описание может быть найдено в [3]). Для обработки результатов применялся алгоритм кластерного анализа Джонсона, см. [3]. Участникам эксперимента (студентам КГУ) предлагалось разбить за ограниченное время заданный список слов на произвольное число групп, близких по смыслу слов.

В первом эксперименте выбранные слова оказались разбиты на следующие кластеры: {горе, скорбь}, {огорчение, расстройство}, {грусть, печаль, тоска}, {тревога, волнение, беспокойство, смятение}, {отчаяние, безнадежность}, {апатия, депрессия, хандра}. Вне выделенных кластеров осталось слово уныние, которое наиболее близко к группе {апатия, депрессия, хандра}, но также имеет существенную корреляцию и с группой {грусть, печаль, тоска}.

Можно отметить хорошее согласование с описаниями синонимических рядов в лексикографии. Типичные синонимы (совпадающие в разных словарях) идентифицируются как таковые в среднем с вероятностью 85%. Анализ численных данных с использованием теории вероятностей показал следующее. Будем считать пару слов синонимами, если по результатам эксперимента, в котором участвовало 10 человек или более, не менее 70% участников классифицировали их таким образом. Тогда, если два слова действительно являются синонимами, то они будут признаны таковыми с вероятностью не менее 93%. Вероятность ошибки можно понизить проведением дополнительных экспериментов.

Это позволяет использовать эксперименты данного типа для уточнения словарей синонимов. В частности, проверялось предположение [4], что уныние входит в синонимический ряд {грусть, печаль, тоска}. В трех независимых экспериментах с различными участниками уныние было отнесено к данной группе 35%, 33%, 40% участников, что существенно меньше установленного уровня в 70%. Если наш подход верен, то на основе проведенных экспериментов можно утверждать, что уныние не входит в синонимический ряд {грусть, печаль, тоска} с вероятностью 99,97%.

Полученные результаты допускают следующую интерпретацию. Уныние является комбинированной эмоцией, включающей как компоненту, характерную для ряда {грусть, печаль, тоска}, так и компоненту, характерную для ряда {апатия, депрессия, хандра}. В других экспериментах было выявлены еще две комбинированные эмоции – смятение и отчаяние, остальные же рассматривавшиеся эмоции могут трактоваться как элементарные (базовые?).

Другим результатом экспериментов явилось построение иерархии категорий эмоций (в расширенной группе). Низшим уровнем этой иерархии являются ряды синонимов, следующий уровень включает две категории: эмоции, вызванные негативным событием, уже имевшим место, и эмоции (тревога, страх), вызванные возможностью негативного события. Наконец, верхний уровень содержит единственную категорию, включающую обе категории предшествующего уровня. Основной особенностью обнаруженной категоризации является то, что большинство категорий находится на бессознательном уровне. Эти категории не лексикализированы, а их психологическая реальность подтверждается лишь данными психосемантических экспериментов.

В целом иерархия эмоций рассматриваемой области имеет небольшое число уровней, категории характеризуются четкими границами и не имеют ярко выраженных прототипов.

Для пар слов не являющихся синонимами, но входящих в категорию следующего уровня в среднем 10% участников эксперимента относят их к синонимам, а для пар слов входящих в категорию верхнего уровня и разные категории промежуточного уровня – менее 1% участников эксперимента называют их синонимами.

Результаты экспериментов положены в основу когнитивной модели ментальной репрезентации концептов эмоций. Как отдельная эмоция, так и класс эмоций характеризуются набором признаков. Признаки делятся на три вида: онтологические, специфические и общие. Онтологические признаки (‘событие’, ‘плохое’, ‘возможное’ и т. д.) иерархически упорядочены и задают соответствующую иерархию категорий. Специфическими названы признаки, относящиеся к небольшому числу эмоций. Они наиболее информативны с точки зрения поиска нужного слова. К ним относятся, прежде всего, причины эмоций. Общими являются такие признаки как интенсивность эмоции, ее длительность и т. д., относящиеся ко всем (или большинству эмоций). В то время как общие признаки эмоций легко осознаются – находятся в долговременной памяти с непосредственным доступом, специфические признаки в большинстве находятся в области памяти с осложненным доступом. Что, в частности, объясняет трудность изучения эмоций и толкования соответствующих лексем. Такое разделение признаков отличается от традиционно рассматриваемых в когнитивной психологии тем, что упор делается на информативности признаков.

В докладе приводится обсуждение методологии экспериментов и дается сопоставление применяемой методологии с подходом, принятом в [5].

Развиваемый подход позволяет строить когнитивную классификацию эмоций на экспериментальной основе “снизу-вверх”, что является дополнением к классификации, предложенной в [1]. Он также позволяет уточнить описание синонимических рядов и ввести новые данные в дискуссию о базовых эмоциях.


Литература:

  1. Ortony A., Clore G., Collins A. The cognitive Structure of Emotion. New York: Cambridge University Press, 1988.

  2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.

  3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997.

  4. Апресян Ю.Д. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.: Языки русской культуры, 1997.

  5. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс, 2002.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет