Язык – это центральное и основополагающее понятие когнитивной лингвистики



Дата11.07.2016
өлшемі73.73 Kb.
#192448
Язык – это центральное и основополагающее понятие

когнитивной лингвистики
Тульский государственный университет Полайчева И.А.
Рассмотрено преимущество языка как целостного явления, которое мы стремимся познать через призму различных подходов в когнитивной лингвистике.

Ключевые слова: Когнитивная лингвистика, когнитивный подход, холистический подход, язык.

Язык – это лишь небольшая часть того целостного явления, которое мы стремимся познать. Язык выступает как средство передачи мысли. Именно понимание и изучение языка как средства формирования и выражения мысли, хранения и организации знания в человеческом сознании, обмена знаниями и лежит в основе когнитивного подхода к языку. С более глубоким и детальным исследование когнитивной функции языка во всех её проявлениях и связаны основные отличия когнитивной лингвистики как научного направления, а также выбор и использование соответствующего понятийного и терминологического аппарата.

Когнитивная лингвистика, как известно, рассматривает язык как средство позна­ния. Ее предмет - описание ментальной репрезентации языкового знания и установ­ление закономерностей системы переработки информации в процессе восприятия и порождения речевых текстов человеком-коммуникатором, решающим в ходе этого процесса определенные интенциональные и мыслительно-интеллектуальные вопросы. Понятие «язык» в когнитивной лингвистике является центральным и основополагающим. А. Р. Лурия отмечает, одним из решающих факторов, определяющим переход от поведения животного к сознательной деятельности человека, является возникновение языка [Лурия 1998 : 22]. В процессе общественно разделённого труда у людей и появилась необходимость тесного общения, обозначения той трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновению языка. На первых порах этот язык был тесно связан с жестами и нечленораздельный звук мог означать и «осторожнее», и «напрягись» и т.п. - значение этого звука зависело от практической ситуации, от действия, жеста и тона. В результате, рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказывания Лурия 1998: 23]. Поэтому вполне справедливо утверждение Г. Хармана, что «язык - главная тема в когнитивной науке. Частично это происходит потому, что язык отражает познание, выступая как основное средство выражения мысли, так что изучение языка - это косвенное изучение познания. Возможно также, что язык воздействует на познание, ибо влияет на то, какие есть у неё или у него понятия и какие мысли придут в голову ей или ему» [Наппап 1988 : 259].

Помимо этого, широко известно, что язык является основным объектом


изучения когнитивной лингвистики. Под языком подразумевается, прежде всего, естественный человеческий язык, выступающий в оппозиции к искусственным языкам и языку животных. Возникновение и существование естественного языка неразрывно связано с возникновением и существованием человека - homo sapiens. Термин «язык», как отмечает А. Е. Кибрик, имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения:

а) язык вообще, язык как определённый класс знаковых систем;

б) конкретный язык, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык - некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве [БЭС. Языкознание 2000 : 604].

Язык в первом значении - это абстрактное представление о едином человеческом языке, средоточии универсальных свойств всех конкретных языков.

Конкретные языки - это многочисленные реализации свойств языка вообще.

Существенно, что язык, обладая внутренней целостностью и единством, является полифункиионалыюй системой. Среди его функций важнейшими можно считать те, которые связаны с основными операциями над информацией (знаниями человека о действительности) - созданием, хранением и передачей информации. Как подчёркивает А. Е. Кибрик, именно эти функции обусловливаются когнитивной деятельностью [Кибрик 1998 : 158].

Поэтому, А. Е. Кибрик считает, что в когнитивной лингвистике главную роль играют 3 функции: эпистемическая, познавательная или собственно когнитивная, а также коммуникативная функции.

Эпистемическая функция подразумевает, что язык является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т.е. формой хранения знаний о действительности.

Познавательная (когнитивная) функция характеризует язык как средство получения нового знания о действительности.

Эпистемическая функция связывает язык с действительностью (в единицах языка в виде гносеологических образов закрепляются элементы действительности, выделенные, отображённые и обработанные сознанием человека).

Познавательная (когнитивная) функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека (в единицах языка и их свойствах материализуются структура и динамика мысли), т.е. языковые единицы приспособлены как для номинации элементов действительности (и, далее, хранения знаний), так и для обеспечения потребностей мыслительного процесса. [Кибрик 1998 : 200].

В то же время язык является основным средством человеческого общения (коммуникативная функция), средством передачи информации от говорящего к слушающему (адресату). В силу этого, свойства языка естественным образом согласованы с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека, составляющей важнейший аспект его социального поведения, так как общественная, в том числе трудовая деятельность человека, невозможна без обмена информацией.

А. Е. Кибрик считает, что использование языка есть один из видов целенаправленной деятельности человека, пределы межъязыкового варьирования в конечном итоге обусловливаются особенностями человеческого интеллекта и коммуникации, то есть когнитивной способностью человека [Кибрик 1998 : 157].

Помимо этого, звуковая (акустическая) природа языка также накладывает значительные ограничения на общие свойства языка, в частности предопределяет наличие незнаковых единиц (фонем - звуков) и линейную организацию знаковых единиц (морфем, слов, словосочетаний, предложений).

Таким образом, язык вообще есть естественно (на определённой стадии развития человеческого общества) возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, система, существующая, прежде всего, не для отдельного индивида, а для определённого социума. Кроме того, на эту знаковую систему наложены ограничения, связанные с её функциями и используемым субстанциональным звуковым материалом [БЭС. Языкознание 2000 : 604].
Когнитивная лингвистика второго поколения строит свои научные идеи о языке, беря за основу холистический подход. Холистический подход подразумевает рассмотрение языка как естественного биологического феномена, уникальным образом свойственного виду homo sapiens (Bickerton 1990; Pinker 1995). Одним из центральных принципов этой новой идеологии, названной Дж. Лаковым и М. Джонсоном "когнитивной лингвистикой второго поколения", является признание "воплощенной", телесной природы разума, как следствие, для того, чтобы проникнуть в биологическую природу языка (и, соответственно, мышления), основные усилия ученых, по мнению Дж. Лакова, должны быть направлены на изучение работы нейронных механизмов мозга.

Таким образом, по мнению Дж. Лакова, дальнейший прогресс в области изучения языка (и мышления) возможен только при интеграции лингвистики с нейронной теорией (включая найрофизиологию и нейропсихологию), т. е. при обращении к биологическим свойствам человека как живой системы. Итак, в современной науке о языке наблюдаются два направления интеграционных процессов. С одной стороны, растет понимание того, что не может быть разных лингвистик (по крайней мере, без ущерба для адекватного понимания сущности языка как эмпирического феномена), поскольку их все объединяет общность объекта. Поэтому язык необходимо рассматривать в совокупности всех его характеристик и проявлений – функционально-дискурсивных, психологических, социальных, семиотических и т. д. С другой стороны, признание эмпирической сущности языка в сочетании с холистическим (не-картезианским) подходом ставит вопрос о его физической, биологической природе, а это с неизбежностью предполагает междисциплинарность в исследованиях языка, когда на арену выходит весь комплекс наук о человеке.

Вопрос о междисциплинарности в науке не такой простой, как может показаться – не случайно в течение 2003 г. под эгидой Национального центра научных исследований Франции в Интернете проходил семинар "Переосмысляя междисциплинарность", в котором приняли участие многие известные ученые.

И, наконец, нельзя не упомянуть еще одну книгу. Ее автор – Т. Гивон, а книга называется "Био-лингвистика" (Givón 2002), и ее появление весьма символично в контексте начавшихся интеграционных процессов в науке о языке.

Для Т. Гивона, био-лингвистика – это изучение языка, основанное на понимании того, что, будучи уникальным свойством человека как живого организма, он биологичен по своей природе, а "при изучении биологических организмов особое значение при изучении и классификации структур имеют их соответствующие адаптивные функции" (Givón 2002: 205).

В новой книге Т. Гивона так или иначе затрагиваются все основные вопросы, поставленные когнитивной наукой второго поколения, а ее пафос заключен, с одной стороны, в обосновании адаптивной функции языка как биологического явления и как продукта эволюционного развития в контексте социально-культурного взаимодействия индивидов, а с другой стороны, в окончательном ниспровержении центральных постулатов генеративизма. Вот названия некоторых глав из книги: "Язык как биологическая адаптация", "Границы генеративности и адаптивная основа вариативности", "Кончина компетенции", "Человеческий язык как продукт эволюционного развития", "Нейро-когнитивная интерпретация "контекста": Предугадывая чужую мысль" и т. п.

Итак, можно констатировать, что нарастающие в современной лингвистике интеграционные процессы свидетельствуют о становлении новой парадигмы в комплексе наук о человеческом познании, неотъемлемой частью которого является естественный язык, а именно, биологической парадигмы, в рамках которой язык рассматривается как естественный биологический феномен, связанный с адаптивной функцией человека как живого организма.


Библиографический список


  1. Кибрик А. Е. Когнитивно ориентированная типология // Вестник
    Российского гуманитарного научного фонда. - 1998. - №3. - С. 156 - 160.

  2. Лакофф Дж. Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. В кн.: Язык и
    моделирование социального взаимодействия. — М.: 1987. - 312 с.

  3. Лакофф Дж. Джонсон М. Когнитивные аспекты языка. В кн.: Новое в
    зарубежной лингвистике. — М.: 1988. - №23. — С. 34 -58.

  4. Лурия А. Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с.

5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая
Российская Энциклопедия, 2000. - 688 с.

6. Givón, T. (2002). Bio-linguistics. The Santa Barbara Lectures. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins.



7. Pinker, S. (1995). The language instinct: How the mind creates language. New York, NY: Harper Perennial.

8. Bickerton, D. (1990). Language & species. Chicago & London: The University of Chicago Press.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет