К. В. Зенкин кандидат философских наук



бет1/8
Дата25.06.2016
өлшемі1.44 Mb.
#158445
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8






Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Институт искусств и художественного образования


Л.Н. ВЫСОЦКАЯ В.В. АМОСОВА

ИСТОРИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)











Владимир 2012
УДК – 78.03

ББК – 85.31г

Рецензенты:

доктор искусствоведения, проректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по научной и творческой работе, профессор кафедры истории зарубежной музыки



К.В. Зенкин

кандидат философских наук,

доцент кафедры музыкального искусства

Владимирского государственного университета



А.В. Данилова
Печатается по решению редакционного издательского совета ВлГУ
Высоцкая Л.Н.

«История музыкального искусства»: Учебное пособие / Владим. гос. ун-т; сост: Л.Н. Высоцкая, В.В. Амосова. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012. – 138 с. – ISBN 978-5-9984-0255-5.

Представлены: программа-конспект, раскрывающая содержательный объем курса, экзаменационные вопросы, методические указания для самостоятельной работы студентов (темы и вопросы семинарских занятий, темы рефератов, список музыкальных произведений для изучения и подготовки к контрольным работам, примерные планы анализа стилей и жанров), основная и дополнительная рекомендуемая литература.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили: «Музыка», «Дополнительное музыкальное образование»).

Рекомендовано для формирования компетенций в соответствии с ФГОС.


УДК – 78.03

ББК – 85.31г

ISBN 978-5-9984-0255-5

ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «История музыкального искусства» изучается на протяжении всего периода обучения бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профили: «Музыка», «Дополнительное музыкальное образование»).

Глава I посвящена истории зарубежного музыкального искусства, которая изучается на протяжении I-IV семестров. Глава II посвящена истории русского музыкального искусства, которая изучается на протяжении V-VIII семестров. Третья глава – методические указания к самостоятельной работе студентов, включающие темы рефератов, вопросы семинарских занятий, музыкальные произведения для изучения, необходимые для выполнения контрольных работ (викторин) и рекомендации по выполнению заданий, связанных с анализом музыкальных стилей и жанров.

Основными задачами данного курса являются: формирование целостного, системного подхода к изучению и пониманию истории музыкального искусства как единого процесса его развития, овладение будущими педагогами-музыкантами музыкальным и музыкально-критическим материалом, приобретение необходимых навыков работы с музыковедческой литературой, основательное изучение музыкальных стилей и жанров зарубежной и русской музыкальной классики.

В отличие от курса музыкальной литературы, в основе которого всегда остается изучение музыкальных произведений, курс истории музыкального искусства предполагает изучение музыкальных стилей и жанров с опорой на обобщенный музыкально-исторический материал, анализ историко-стилистических особенностей процесса творчества или произведений композиторов. Музыкальные явления рассматриваются во взаимосвязи с музыкальной эстетикой, музыкальной критикой, историей, литературой, философией, фольклористикой, историей и теорией смежных искусств.

Основой курса истории музыки является изучение музыкальных стилей: это и индивидуальный авторский стиль, и стиль музыкального направления или творческой школы, и стиль как историческая категория, отражающая систему мышления, возникающую в связи с определенными социально-культурными условиями, связанную с особенностями мировоззрения, содержательно меняющуюся в разные эпохи.

Изучение истории музыкального искусства связано с необходимостью продолжить и завершить осмысление основных проблем исторического развития музыки, закрепить и поднять на более высокий уровень знания и навыки, полученные при изучении курса музыкальной литературы в музыкальных школах, музыкальных и музыкально-педагогических колледжах, дать необходимую для педагога-музыканта систему знаний по истории музыкального искусства.

Данный курс направлен на личностное осмысление полной и целостной картины исторического развития музыкального искусства, он дает возможность углубления музыкально-исторической эрудиции, расширяет круг изучаемых явлений музыкально-философской, общегуманитарной и социокультурной направленности, истории исполнительских искусств.

Необходимым условием для изучения курса является систематическая самостоятельная работа студентов по изучению музыкальных произведений, а также освоение учебной, научной, музыкально-критической литературы. Биографический материал изучается студентами самостоятельно. Внеаудиторная работа включает в себя подготовку к семинарским занятиям, контрольным работам (викторинам), выполнение рефератов по основным темам и разделам курса. При подготовке вопросов, связанных с творчеством того или иного композитора, предполагается игра основных тем и анализ музыкальных произведений как образцов изучаемых стилей.



ГЛАВА I

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
§ 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и

Средневековья
Синкретизм первобытного искусства. Религиозно-культовые гимны. Старинные инструменты. Основные черты художественной культуры Древнего Египта. Музыкальная культура Древней Индии (вторая половина III тысячелетия до н.э.). Древние письменные памятники музыкального искусства. Театр. Виды инструментов. Памятники культуры и искусства Древнего Китая (XIV в. до н.э.) Особенности традиционного китайского оркестра. Развитие музыкальной науки и образования.

Античная музыкальная культура. Древняя Греция (III тысячелетие до н.э.). Культура и искусство. Эстетика. Литература. Музыкально-поэтическое творчество. Основные жанры. Инструментарий. Музыкальная теория. Древний Рим (VIII в. до н.э.). Культура и искусство. Литература. Музыка.

Западная Европа. Социально-политическая система. Искусство. Григорианский хорал. Литургическая драма. Ранние формы многоголосия. Строгое полифоническое письмо. Жанры многоголосной профессиональной музыки (кондукт, мотет, месса). Народные музыканты. Рыцарское музыкально-поэтические искусство. Музыкальная теория. Формирование нотации. Византия. Особенности музыкальной культуры.
§ 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
Развитие науки, культуры, искусства. Образование и развитие национальных полифонических школ. Основные жанры полифонической музыки. Развитие инструментальной музыки и бытового музицирования.

Нидерландская полифоническая школа. Ее выдающиеся представители: Гийом Дюфаи (1400-1474), Жоскен Депре (1440-1521). Йоханнес Окегем (1430-1495), Якоб Обрехт (1450-1505). Многогранность и глубина творчества Орландо Лассо (1532-1594). Распространение светской многоголосной песни. Крупные хоровые программные произведения Клемана Жанекена (1475-1560).

Италия. Светские вокально-инструментальные жанры (фроттола, вилланелла, баллада, мадригал). Римская полифоническая школа. Джованни де Палестрина (1525-1594). Стиль хорового письма, жанры (лауды, канцонетты, мадригалы, мотеты, мессы). Развитие жанров и форм инструментальной музыки. Творчество Джованни Габриели (1557-1613).

Германия. Связь немецкой музыкальной культуры с движением Реформации. Немецкая народная песня, ее особенности. Протестантский хорал, его воздействие на развитие вокально-инструментальных жанров. Немецкая светская полифоническая песня XVI века, ее особенности. Мейстерзингеры и их искусство.

Основные художественные принципы стиля барокко. Расцвет живописи, литературы. Стремление к синтезу различных видов искусства. Значение эстетики античности. Развитие и закрепление гомофонии. Расцвет искусства сольного пения. Возникновение оперы.



Оперная музыка. Истоки Итальянской оперы. Флорентийская камерата. Певцы – композиторы: Якопо Пери (1561-1633), Джулио Каччини (1550-1618). Античная мифологическая основа сюжетов. Музыкально-драматическая композиция разных опер.

Клаудио Монтеверди (1567-1643) – крупнейший музыкальный драматург первой половины XVIII века, основоположник венецианской оперной школы. Важнейшие этапы его творческой эволюции, основные жанры музыки. Мадригалы, их значение в формировании нового вокально-драматического стиля. Обращение к историческим темам. Принципы музыкальной характеристики. Драматургическая роль гармонии и оркестра.

Венецианская опера после К. Монтеверди: Франческо Кавалли (1602-1676), Марк Антонио Чести (1623-1669).



Алессандро Скарлатти (1659-1725) – глава неаполитанской оперной школы. Его роль в создании оперы-сериа. Яркая лирическая выразительность и контрастность музыки, сюжеты. Закрепление форм арии da саро и итальянской оперной увертюры.

Французская опера. Эстетика французского классицизма. Влияние творчества классиков французского театра – П. Корнеля, Ж. Расина, Ж. Мольера – на развитие французского музыкального театра. Придворный балет.

Жан Батист Люлли (1632-1687) – создатель жанра «лирическая трагедия». Роль хоров, пролога, балета. Французская оперная увертюра.

Оперы Жана Филиппа Рамо (1683-1764). Сохранение общих стилистических традиций «лирической трагедии». Поиски новых красочных оркестровых средств. Ж.Ф. Рамо – выдающийся теоретик, композитор и исполнитель органной и клавесинной музыки.

Английская опера. Генри Пёрселл (1659-1695). Опера «Дидона и Эней». Связь с традициями английской песенной хоровой культуры. Джон Пепуш (1667-1752). «Опера нищего» – английская разновидность комической оперы.

Инструментальная музыка. Развитие инструментальных жанров: сюиты, сонаты, concerto grosso, сольного концерта. Сочетание полифонических и гомофонно-гармонических приемов письма. Развитие бытовой инструментальной музыки, ее обогащение национальной народно-инструментальной традицией. Новые формы музыкальной исполнительской практики: появление общедоступных театров и открытых публичных концертов.

Италия. Джироламо Фрескобальди (1583-1643) – крупнейший представитель органной и клавирной музыки первой половины XVII века. Характерные жанры (ричеркар, токката, каприччио, фантазия). Сонатно-концертные жанры XVII – начала XVIII веков. Роль в развитии этих жанров композиторов-скрипачей: Арканджело Корелли (1653-1713), Антонио Вивальди (1678-1741), Джузеппе Тартини (1692-1770). Расцвет камерного и концертного исполнительства. Создание жанра программного концерта («Времена года»). Доменико Скарлатти (1685-1757). Клавирное искусство. Создание предклассической сонатной формы. Развитие жанров оратории и кантаты в творчестве Эмилио Кавальери (около 1550-1602) и Джакомо Кариссими (1605-1674).

Франция. Клавирная музыка XVII-XVIII веков. Франсуа Куперен (1668-1733), Ж.Ф. Рамо. Галантный стиль. Характерные образы произведений, сюитные циклы, значение изобразительного начала, программность. Значение формы рондо в творчестве «французских клавесинистов».

Англия. Лютня, виола, вёрджинел – инструменты, широко распространенные в быту. Народнопесенная основа инструментальной музыки. Искусство английских вёрджинелистов: Уильяма Бёрда (1543-1623), Джона Булла (1562-1628).

Германия. Органная музыка добаховского периода. Творчество Дитриха Букстехуде (1637-1707). Круг тем и образов. Органисты в Германии – предшественники И.С. Баха (С. Шейдт, И. Пахельбель, Т. Бем). Кантатно-ораториальное творчество Генриха Шютца (1585-1672). Достижения хоровой полифонии. Развитие жанров кантаты, оратории. «Духовные симфонии» Г. Шютца.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Творческий путь. Роль его творчества в развитии музыкальной культуры не только Германии, но и Англии. Оперное творчество Г.Ф. Генделя. Сохранение связи с традицией итальянской оперы-сериа. Драматизация жанра оперы. Оратории – высшее творческое достижение Г.Ф. Генделя. Различные типы ораторий. «Мессия», «Самсон» – их структура, драматургия, роль хоров, арий, речитативов, оркестровых эпизодов. Связь ораторий Г.Ф. Генделя с общественной жизнью Англии первой половины XVIII века.

Основные жанры инструментальной музыки Г.Ф. Генделя: концерты, камерные ансамбли, сонаты и сюиты для различных инструментов, пьесы для клавира. Особая роль concerto grosso. Произведения, предназначенные для исполнения на открытом воздухе («Музыка фейерверка», «Музыка на воде»). Полифония Г.Ф. Генделя, ее гармоническая основа.

Историческое значение творчества Г.Ф. Генделя.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Значение его творчества для немецкой и мировой музыкальной культуры. Творческий путь. Философское содержание музыкального наследия И.С. Баха. Музыкальный стиль И.С. Баха. Особенности мелодики, характер тематизма, принципы развития. Полифония свободного письма.

Вокально-инструментальные жанры в творчестве И.С. Баха. Светские и духовные кантаты, оратории, пассионы, мессы. «Страсти по Матфею» И.С. Баха. Месса h-moll, особенности трактовки, образный строй, полифоническое мастерство.

Инструментальная музыка И.С. Баха, ее основные жанры. Музыка для клавира. «Хорошо темперированный клавир» – круг образов, особенности композиционной структуры, соотношение прелюдий и фуг, особенности музыкального языка. Клавирные сюиты, партиты – черты нового в трактовке цикла сюиты. «Итальянский концерт», его новаторский характер.

Органная музыка – токкаты, фантазии и фуги, пассакалии; монументальность, импровизационность. Обработки хоралов, их типы, выразительные средства.

Оркестровые концерты и сюиты И.С. Баха. Бранденбургские концерты – их образы, строение цикла, принципы тематического развития. Роль оркестровых произведений И.С. Баха в подготовке классического симфонизма.

Историческое значение творчества И.С. Баха.


§ 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
Развитие философии, науки, изобразительного искусства, литературы. Французские энциклопедисты Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро – выдающиеся представители просветительского движения. Эстетические воззрения энциклопедистов.

Переход от полифонического искусства к гомофонно-гармоническому складу письма в музыке.



Оперное искусство. Кризис итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии, сказавшийся на драматургии, сценическом воплощении спектакля, практике вокального исполнительства. Жанр оперы-буффа. Ее тематика, образы, связь с народной музыкой. Джованни Перголези (1710-1736) и его опера «Служанка-госпожа» – классический образец нового жанра. Особенности развития действия и музыкальной композиции, принципы тематического развития. Основные вокальные формы, роль оркестра.

Французская комическая опера. Народные ярмарочные представления и водевиль как ее истоки. Сюжеты опер. Французская песня как основа интонационного содержания. Куплетно-строфическое строение арий, жанрово-изобразительное использование оркестра. «Война буффонов». Опера «Деревенский колдун» Жан Жака Руссо (1712-1778), утверждение нового мелодического склада. Оперы Ф. Филидора, П. Монсиньи. Опера Андре Гретри (1741-1813) «Ричард Львиное сердце» – жанрово-бытовая опера лирического направления.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787). Значение искусства К.В. Глюка в истории развития оперы. Творческий путь. Первые новаторские музыкальные драмы – «Орфей» и «Альцеста». Борьба «глюкистов» и «пиччинистов». Эстетические взгляды К.В. Глюка. Принципы оперной драматургии. Интонационное обновление и драматизация вокальных партий. Роль хора, балета, оркестра. Историческое значение оперного творчества К.В. Глюка для дальнейшего развития музыкального театра.

Инструментальная музыка XVIII века. Формирование в условиях различных национальных культур сонатно-симфонических и концертных жанров. Разработка принципов сонатного развития в инструментализме XVIII века. Формирование классического состава симфонического оркестра. Значение в развитии инструментальной музыки XVIII века симфонической школы, созданной чешскими композиторами. Франтишек Вацлав Мича (1694-1744) – создатель одной из первых симфоний. Представители Мангеймской школы: Ян Стамиц (1717-1757), Франтишек Рихтер (1709-1789). Антон Фильц (1730-1760). Характерные музыкальные образы, особенности тематики, принципов развития и формы. Новаторство динамической манеры музыкального исполнения. Влияние школы Я. Стамица на творчество И.К. Баха, В.А. Моцарта и других композиторов.

Творчество Карла Филиппа Эмануэля Баха (1715-1788). Клавирные сонаты. Трио-сонаты. Новаторская трактовка сонатного цикла. Предвосхищение тематизма композиторов венской классической школы.
§ 4. Художественные принципы венской классической школы
Связь венских музыкальных классиков: К.В. Глюка, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена – с эстетикой, литературой. Претворение народной песенности, жанров народно-бытовой музыки, особенности тематизма, расцвет гомофонного стиля. Логическая завершенность формы, образный строй. Специфика сонатно-симфонического цикла в идейно-художественном единстве целого. Драматургическая функция сонатно-симфонического цикла. Наиболее характерные формы крайних и средних частей сонатно-симфонического цикла, их художественное содержание. Новаторство в оперной и сонатно-симфонической драматургии.

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809). Творческий путь. Народные истоки его творчества. Конкретность музыкальных образов, жанровая характерность. Роль симфонии и квартета в творчестве Й. Гайдна. Формирование классического состава симфонического оркестра. «Лондонские» симфонии – высший этап симфонизма Й. Гайдна. Богатство образного содержания сонат для фортепиано. Оратории Й. Гайдна. «Времена года»: народно-бытовой сюжет, общее строение и музыкальный язык оратории. Развитая партия оркестра.

Творческий путь В.А. Моцарта (1756-1791). Жанровое многообразие творчества. Эстетические взгляды В.А. Моцарта. Музыкальный язык, красота и богатство мелодики. Принципы мотивно-тематического развития. Контрастно-конфликтная драматургия музыкальной формы.

Оперное творчество. Создание музыкальной драматургии на основе исторически сложившихся оперных жанров, элементы жанрового синтеза. Виды арий как средство конкретизации образов, раскрытие характера в процессе музыкально-драматургического развития, роль ансамблей, финалов актов. Оркестр, принципы симфонического развития. Типы опер: реалистическая комедия («Свадьба Фигаро»), синтез музыкальной драмы и оперы-буффа – драма-комедия («Дон Жуан»), философская сказка-зингшпиль («Волшебная флейта»).

Инструментальная музыка В.А. Моцарта, ее образно-композиционное единство с оперным творчеством композитора. Последние симфонии В.А. Моцарта как новый этап в развитии симфонизма, особенности их драматургических концепций. Камерно-инструментальные сочинения В.А. Моцарта. Фортепианные произведения и их значение. Жанр концерта и сонаты в творчестве Моцарта.

Философское и художественное значение Реквиема, его драматическое содержание, особенности развития музыкальных образов.

Наследие В.А. Моцарта в мировой музыкальной культуре.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Творческий путь Л. Бетховена как представителя нового этапа развития венского классицизма. Философское осмысление действительности. Многообразие тем и музыкальных образов. Диалектические принципы симфонического метода Л. Бетховена. Тематизм, принципы его развития.

Симфоническое творчество. Различные принципы симфонической драматургии. Центральное место симфоний №№ 3, 5, 9. Идея «через борьбу к победе». Историческое значение симфонии № 9, новаторская трактовка симфонического жанра (синтез инструментальных и вокальных жанров). Увертюры «Кориолан», «Эгмонт» как образцы программного симфонизма.

Инструментальные концерты Л. Бетховена – новая ступень в развитии этого жанра. Симфонизация жанра концерта. Расширение круга образов и их драматического развития. Фортепианные концерты № 4 и № 5. Фортепианные сонаты №№ 8, 14, 23. Эволюция сонатного жанра. Оперное и хоровое творчество Л. Бетховена.

Песни Л. Бетховена. Вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Особенности музыкального языка, драматургия цикла.

Значение творчества Л. Бетховена для мирового музыкального искусства.
§ 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
Основные принципы романтической эстетики. Традиции и новаторство в воплощении романтических тем, образов. Литературный романтизм. Романтическая философия. Романтический синтез искусств. Характерные особенности стиля.

Особенности развития романтизма в музыкальном искусстве. Связь музыкального романтизма с романтизмом в литературе, театре, живописи. Идеи, темы, образы романтической музыки. Соотношение жанров в романтическом музыкальном искусстве. Роль миниатюры, крупной одночастной формы, новая трактовка циклов. Обогащение выразительных средств, обновление и развитие классических форм, новые композиционные принципы. Сонатно-симфонический цикл, программные тенденции. Монотематизм. Принципы тематического единства как развития тенденций венских классиков.

Романтические тенденции в оперном искусстве. Немецкая романтическая опера первых десятилетий XIX века, ее связи с зингшпилем. Противопоставление реального и фантастического, усиление психологического начала, народные сюжеты – основные черты немецкой романтической оперы, ее характерный жанр – сказка. Эрнест Теодор Амадей Гофман (1776-1822). Его эстетические взгляды. Создатель новой романтической оперы «Ундина».

Карл Мария Вебер (1786-1826). Творческий путь. Жанровое многообразие романтических опер Вебера. Сказочно-бытовая опера «Вольный стрелок». Ее сюжет, либретто, драматургия. Жанрово-бытовые, лирические и фантастические образы, картины природы. Трактовка оперных форм. Значение оркестровой партии. Оперные увертюры Вебера как образцы романтического программного симфонизма. Основные жанры инструментального творчества К.М. Вебера. «Приглашение к танцу» – свободная композиция на основе немецкого бытового вальса.

Немецкая опера после Вебера. Развитие романтического оперного жанра.



Франц Шуберт (1797-1828). Творческий путь. Связи музыки Шуберта с народным и классическим искусством. Связи и отличия творческого стиля Шуберта и Бетховена. Господство романтических тем (темы скитаний, одиночества, природы, столкновение мира мечты и действительности и др.). Песенность – основа стиля Ф. Шуберта.

Вокальное творчество Ф. Шуберта. Песня – ведущий жанр. Широкий круг поэтических текстов. Роль мелодии в раскрытии поэтических образов. Ее национальные истоки, индивидуальное своеобразие, претворение бытовых интонаций. Соотношение вокальной и фортепианной партий. Жанровое и композиционное многообразие вокальной музыки. Эволюция песенного творчества. Значение вокальных циклов «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Психологическая углубленность и драматизация стиля в последних песнях: сборник «Лебединая песнь».

Новаторская трактовка инструментальных жанров. Песенные принципы в драматургической концепции, тематизме и развитии формы инструментальных произведений; их связь с бытовой музыкой. Романтическая миниатюра.

Симфонизм Ф. Шуберта. Симфония h-moll – образец песенного симфонизма. Лирико-драматическая концепция симфонии. Особенности трактовки двухчастного цикла. Героико-эпические и лирические образы симфонии C-dur. Соотношение классических и романтических тенденций. Особенности драматургии цикла.

Историческая роль наследия Ф. Шуберта в мировой музыкальной культуре.

Феликс Мендельсон (1809-1847). Творческий путь. Мендельсон и «Лейпцигская школа». Характерные образы музыки Ф. Мендельсона: опоэтизированные жанровые картины, романтический пейзаж, светлая фантастика, элегическая лирика. Песенность как типичная черта стиля композитора. Черты традиций и новаторства.

Фортепианное творчество. «Песни без слов» как новый романтический жанр. Лирико-жанровый романтический симфонизм. Роль Ф. Мендельсона в развитии концертной программной увертюры. Музыка к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»: романтическое воплощение образов сказочной фантастики. Достижения Мендельсона в области оркестровки. Жанр инструментального концерта в творчестве композитора. Концерт для скрипки с оркестром. Романтическая трактовка цикла. Особенности тематизма.



Роберт Шуман (1810-1856). Творческий путь. Композиторская и музыкально-критическая деятельность. Эстетические взгляды. Пропаганда музыки великих мастеров прошлого. Своеобразие литературного стиля критических статей Р. Шумана. Богатство и многогранность психологического содержания творчества Р. Шумана. Особенности тематизма. Мелодическое, гармоническое и фактурное своеобразие произведений Р. Шумана.

Фортепианные произведения. Общая характеристика фортепианного стиля. Лирические, жанровые образы, портретные характеристики, фантастика. Циклы миниатюр, объединенных общим замыслом вариационно-тематического развития. «Симфонические этюды», «Карнавал». Новая трактовка принципов сонатности, проявившаяся в сонате fis-moll, в концерте a-moll: черты поэмности и монотематизма.

Вокальные произведения. Глубокое психологическое раскрытие поэтических образов. Песенные циклы: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины». Особенности вокальной мелодики. Симфонии, их место в развитии немецкого романтического симфонизма.

Значение творчества Р. Шумана.


§ 6. Французская и итальянская музыкальная культура

первой половины XIX века
Музыкальная жизнь Парижа в первой половине XIX века. Интенсивность и разнообразие музыкально-театральной и концертной жизни. Пути развития «большой оперы» от Г. Спонтини к Дж. Мейрберу.

Джакомо Мейербер (1791-1864). Его роль в создании французской «большой оперы». Романтические черты оперного творчества Дж. Мейербера. «Гугеноты» – лучшая опера Дж. Мейербера.

Роль Адольфа Адана (1803-1856) в формировании романтического балета. «Жизель». Психологическая трактовка танцевальной музыки.

Творчество Гектора Берлиоза (1803-1869). Композиторская, критическая и дирижерская деятельность Г. Берлиоза. Основоположник программного симфонизма. Круг тем и образов в творчестве Гектора Берлиоза.

Симфоническое творчество. Картинно-программный симфонизм. Оркестр Г. Берлиоза. «Фантастическая симфония». Особенности композиции, трактовка симфонического цикла, лейтмотивная система, своеобразие мелодического и гармонического письма. Достижения Г. Берлиоза в области инструментовки. «Осуждение Фауста». Претворение в симфонической музыке оперных и ораториальных принципов драматургии.

Значение творчества Г. Берлиоза.

Джоакино Россини (1792-1868). Особенности развития романтизма в Италии. Романтическая литература в Италии. Формирование новой оперной школы. Подъем исполнительского мастерства. Значение классических традиций в оперном театре первой половины XIX века.

Творческий путь Дж. Россини. Основные жанры оперного творчества – комические оперы и оперы на героические сюжеты. Связь мелодики Дж. Россини с национальными вокальными жанрами и с традициями bel canto. «Севильский цирюльник» – вершина развития итальянской оперы-буффа. Музыкальные образы, драматургия.



Винченцо Беллини (1801-1835). Выразительность, богатство напевной мелодики В. Беллини. «Норма» – вершина оперного творчества В. Беллини. Оригинальное преломление принципов bel canto.

Гаэтано Доницетти (1797-1848). Характерные оперные жанры. Лучшие оперы Доницетти: «Дон Паскуале», «Любовный напиток», «Лючия де Ламмермур».

Никколо Паганини (1782-1840). Романтическая основа его скрипичного исполнительства и творчества. Особенности виртуозного стиля Н. Паганини. Влияние Н. Паганини на романтический инструментальный стиль Г. Берлиоза, Р. Шумана, Ф. Листа.
§ 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
Развитие польского национального искусства и литературы. Творчество польских композиторов: Ю. Эльснера, М. Каменьского, М. Огиньского, М. Шимановской, С. Монюшко. Круг образов польской народной музыки – отражение эпических картин, крестьянской жизни. Связь песенного начала с танцевальным. Народные танцы. Народное инструментальное исполнительство.

Фридерик Шопен (1810-1849). Значение искусства Ф. Шопена в польской и мировой музыке. Творческий путь. Характерные черты стиля Ф. Шопена. Новаторство в трактовке разнообразных жанров фортепианной музыки и их форм. Характер претворения фольклорных элементов. Проблема своеобразия ладовой и мелодико-ритмической структуры в мазурках. Героико-патриотическая концепция полонезов, драматизм содержания, масштабность формы. 24 прелюдии. Широкий круг тем и музыкальных образов. Многообразие жанров и их параллели с другими сочинениями. Поэтическая трактовка жанра ноктюрна. Преломление бытовых жанров, их поэтизация (вальсы). Особенности одночастных поэмных форм (баллад, скерцо, фантазий).

Романтическое претворение симфонической драматургии. Концерты. Соната h-moll – концепция сонатной драматургии.

Историческое значение наследия Ф. Шопена в мировой музыкальной культуре.

Ференц Эркель (1810-1893) – создатель венгерской национальной романтической оперы. Роль Ф. Эркеля в развитии музыкально-театральной и концертной жизни Венгрии. Основание в 1853 году в Пеште филармонического общества и в 1875 году музыкальной Академии.

Ференц Лист (1811-1886). Мировое значение композиторской, исполнительской, общественно-музыкальной, педагогической и критической деятельности Ф. Листа. Творческий путь. Эстетические воззрения. Широкий круг тем и образов, активное обращение к героической тематике. Ф. Лист – создатель жанра программной симфонической поэмы. Образцы мировой литературы, их романтическая трактовка. Принципы монотематизма. Внутренняя цикличность одночастных форм. Претворение принципов поэмности в жанре симфонии. «Фауст-симфония» – гениальное воплощение трагедии Гете.

Фортепианное творчество. Обогащение выразительных, тембральных и технических приемов. Фортепианный цикл «Годы странствий». Симфонизация жанра фортепианного концерта. Соната h-moll как симфоническая поэма для фортепиано. Венгерские рапсодии.

Значение творчества Ф. Листа.
§ 8. Австро-немецкая музыкальная культура

второй половины XIX века
Музыкальная жизнь Германии и Австрии. Рост демократических тенденций. Концертная и музыкально-театральная жизнь. Особая роль таких городов, как Берлин, Лейпциг, Веймар, Байрейт. Противоречия между различными творческими направлениями, в частности, между сторонниками Р. Вагнера и И. Брамса (Э. Ганслик, А. Амброс).

Рихард Вагнер (1813-1883). Творческий путь. Эстетические и философские взгляды. Деятельность Р. Вагнера как композитора, музыкального критика, поэта, дирижера. Освоение различных жанров оперной драматургии. Оперы 40-х годов: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» – новый этап в развитии немецкой романтической оперы. Кристаллизация принципов музыкальной драмы. Усиление роли оркестра, сквозное развитие действия, система лейтмотивов, деление на сцены.

«Тристан и Изольда» – психологическая музыкальная драма. Эмоциональная выразительность вокально-речевого интонирования. Мелодическая и гармоническая яркость основных лейтмотивов, их роль в симфоническом развитии этапов драмы. Интонационно-тембровое богатство оркестра.

«Нюрнбергские мейстерзингеры». Обобщение классических традиций немецкой музыки. Связи с музыкальной комедией и музыкальной драмой. Богатство вокальных форм, яркость претворения национальных песенных традиций, мастерство полифонического развития.

Тетралогия «Кольцо Нибелунга». Воплощение оперно-реформаторских идей. Героико-эпические и философско-психологические тенденции опер. Образно-звуковое богатство партитуры тетралогии, возвышенный строй ее музыки, драматический размах, богатство психологических оттенков, красочность картин природы.

Музыкальный язык Р. Вагнера. Интонационная яркость тематизма, новые гармонические средства выразительности, полифоничность фактуры. Интонационно-колористические достижения в оркестровке. Симфонические принципы музыкальной драмы Р. Вагнера. Влияние идей и новаторских достижений Р. Вагнера на развитие европейской музыки.

Оценка творчества Р. Вагнера русскими композиторами и критиками XIX века.

Иоганнес Брамс (1833-1897) и немецкая музыка его времени. Связи И. Брамса с австрийской культурой. Песенная основа творчества, связи с фольклором различных стран. Романтический склад его музыки при сохранении классических традиций. Их новаторская трактовка. Симфоническое творчество. Синтез бетховенских и шубертовских традиций в симфонизме композитора. Четвертая симфония. Лирико-философское содержание. Своеобразие тематизма, структуры, принципов развития. Особенности драматургии, черты сквозного развития.

Фортепианное творчество. Синтез классических и романтических тенденций в фортепианном стиле и трактовке жанров.



Антон Брукнер (1824-1896). Крупнейший симфонист и органист. Своеобразие симфонической концепции А. Брукнера. Значение эпического начала. Широкое использование в мелосе интонаций хорала и австрийской народной песенности. Симфония № 7. Мастерское владение полифонией. Драматичное противопоставление полярных чувств и образов, масштабность развития, монументальность строения симфонического цикла. Оркестр А. Брукнера.

Иоганн Штраус (1825-1899) – австрийский мастер высокохудожественной бытовой музыки. Трактовка И. Штраусом вальса, польки, галопа, чардаша. Оперетты И. Штрауса. «Летучая мышь» – яркий образец венской танцевальной оперетты. Напевная мелодика, разнообразие ритмов, выразительная оркестровка.
§ 9. Французская музыкальная культура

второй половины XIX века
Разнообразие жанров французского музыкального искусства. Лирическая опера и ее развитие в творчестве К. Сен-Санса, Ж. Массне, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Л. Делиба, А. Тома. Использование сюжетов мировой литературы, характер их переосмысления, опора на бытовые музыкальные жанры. Возникновение в 50-х годах жанра оперетты, связь нового жанра с классической оперой, водевилем, искусством французских шансонье. Творчество Ф. Эрве, Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, Р. Планкета. Интенсивное развитие симфонической и камерно-инструментальной музыки. Появление значительного числа непрограммных сочинений – симфоний, сюит, концертов, камерных ансамблей, сольных инструментальных пьес. Новый этап в развитии французской камерной вокальной лирики.

Творчество Жака Оффенбаха (1819-1880). Ж. Оффенбах – классик французской оперетты. Многообразие сюжетов. Использование французского городского фольклора. Жанровая основа музыки (баркарола, болеро, куплеты, кадриль). Оперетта «Прекрасная Елена» и опера «Сказки Гофмана».

Шарль Гуно (1818-1893). Оперное творчество Ш. Гуно и его вклад в развитие жанра лирической оперы. «Фауст» – лучший образец жанра. Трактовка сюжета Гете как лирической драмы. Музыкальные характеристики основных героев, ясность и законченность музыкально-драматургической композиции, выразительность мелодики, оригинальность оркестрового письма.

Творчество Жоржа Бизе (1838-1875). Творческий путь. Драматизация жанра лирической оперы. «Кармен». Особенности драматургии. Яркое раскрытие характеров в их психологической сложности и развитии. Опора на испанско-цыганский и внеевропейский фольклор. Принципы сквозного развития и «обобщение через жанр». Острота драматического конфликта. Связь с «номерной» оперой.

Музыка к драме А. Доде «Арлезианка»: красочные картины крестьянского быта и массовых сцен наряду с тонкой передачей лирических настроений и душевных конфликтов. Национальное и индивидуальное своеобразие музыкального языка. Особенности музыкальной драматургии.



Творчество Сезара Франка (1822-1890). Основные жанры. Сочетание классической завершенности с романтической импровизационностью. Богатство и тонкость гармонического языка, значение полифонических жанров и приемов развития в творчестве С. Франка. Прелюдия, хорал и фуга.

Камиль Сен-Санс (1835-1921), его значительный вклад в развитие французской инструментальной музыки. Проявление сильных сторон таланта композитора в области концертно-виртуозной музыки: рельефность, «броскость» тематизма, опора на народно-бытовые жанры (преимущественно в финальных частях). Сюита «Карнавал животных».

Поль Дюка (1865-1935) и его скерцо «Ученик чародея».

§ 10. Итальянская музыкальная культура XIX века.

Итальянский оперный веризм
Отражение в культуре и искусстве Италии национального духовного подъема. Роль итальянских оперных театров в развитии демократической музыкальной культуры.

Джузеппе Верди (1813-1901). Историческое значение творчества Дж. Верди в итальянской и мировой музыке. Творческий путь. Тема социальной несправедливости в операх начала 50-х годов – «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Музыкальная драматургия опер. Психологически разносторонняя характеристика героев. Черты нового в трактовке традиционных форм итальянской оперы – речитатива, арии, ансамблей; использование бытовых жанров как средства характеристики. Разработка Дж. Верди принципов «музыкально-сценической драмы».

«Аида» – монументальная героическая опера. Углубление индивидуальных характеристик, обогащение выразительных средств, мелодика bel canto, система лейтмотивов, сквозное симфоническое развитие, тонкость гармонического письма.

Реквием. Особенности музыкальной драматургии и стиля.

«Отелло» – реалистическая музыкальная драма. Музыкальная драматургия. Сочетание замкнутых форм с принципами сквозного симфонического развития. Система лейтмотивов. Роль оркестра.

Новый этап в развитии итальянской оперы, обозначившийся с конца 80-х – начала 90-х годов XIX века. Возникновение под влиянием литературного веризма веристской оперы. Первые веристские оперы – «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло. Характерные особенности ранних веристстких опер: жестокие, правдивые конфликты из жизни простых людей, открытая эмоциональность, демократичность музыкального языка, опирающегося на интонации современной городской песни. Влияние речевой интонации веристского драматического театра на мелодико-декламационный строй веристских опер. Особенности драматургии веристской оперы: сжатость, напряженность действия, раскрытие душевного состояния героя в предконфликтной ситуации и в развязке. Отказ от развитых вокальных форм. Приемы натуралистической выразительности в вокальной интонации и в оркестровом письме.



Джакомо Пуччини (1858-1924). Общность и отличие принципов Верди и Пуччини. Развитие Дж. Пуччини принципов веризма. Творческий путь. Оперы «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан», выработка особенного творческого метода. Интонационно разнообразный мелодический строй музыкального языка, яркость тематического материала. Сквозное симфоническое развитие, драматургическое единство музыкальной формы. Роль оркестра.

Влияние драматургии Дж. Пуччини на последующее развитие оперной драматургии.


§ 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии

второй половины XIX века
Бедржих Сметана (1824-1884) – основоположник чешской музыкальной классики. Богатство чешского народного музыкального творчества. Основные жанры танцевальной музыки, их своеобразие. Чешский музыкальный театр.

Творческий путь композитора. Оперное творчество. Новаторская трактовка жанра народной комической оперы «Проданная невеста».

Симфоническое творчество. Программно-симфонический цикл «Моя Родина». Национальные истоки музыкального тематизма. Оркестр и особенности оркестровой полифонии. Новаторская трактовка жанра симфонической поэмы.

Антонин Дворжак (1841-1904) – крупнейший представитель чешской музыкальной классики. Творческий путь. Ведущая роль симфонического творчества в наследии А. Дворжака. Развитие традиций Б. Сметаны в программных симфонических поэмах на народно-сказочную тематику. Симфония «Из Нового Света» – вершина чешского симфонизма. Богатство тематизма, народные истоки, программные тенденции. Концерт для скрипки с оркестром.

Значение творчества А. Дворжака.



Эдвард Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыкальной классики. Расцвет норвежской литературы и искусства в середине XIX века. Творческая деятельность Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона. Народная музыка Норвегии, основные танцевальные жанры. Виднейшие норвежские композиторы и исполнители: У. Булль, Ю. Свенсен, К. Синдинг.

Композиторская, музыкально-общественная и исполнительская деятельность Э. Грига. Творческий путь. Тема Родины и её ведущее значение в его творчестве. Общая лирическая направленность музыки Э. Грига. Музыкальный язык.

Фортепианные и камерно-инструментальные произведения. Соната для фортепиано. Лирико-романтическая трактовка цикла. Лирические миниатюры. Концерт для фортепиано с оркестром. Рельефность тематизма, связь с народными истоками, особенности развития музыкальных образов.

Выдающиеся значение музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Яркость сказочно-романтических образов, обрисовки пейзажа и жанрово-бытовых сцен. Использование народных музыкальных жанров. Картины природы.

Вокальное творчество. Связь с норвежской и датской национальной поэзией (Бьёрнсон, Ибсен, Андерсен). Поэтические картины природы. Романтические образы. Особенности песенных циклов.

Значение творчества Э. Грига в норвежской и мировой музыке.



Ян Сибелиус (1865-1957) – основоположник финской композиторской школы. Своеобразие финского народного музыкального искусства. Национальный эпос «Калевала». Тематика и образы народного музыкального искусства Финляндии, основные жанры. Особенности формирования в Финляндии в XIX веке национальной композиторской школы.

Творческий путь Я. Сибелиуса. Симфоническое творчество. Программные произведения. «Четыре легенды» – симфоническая тетралогия. Яркая образность музыкального тематизма, суровый, выразительный характер оркестрового письма, своеобразие ладоворитмической основы, монументальность масштабов формы, оригинальность фактуры. Концерт для скрипки с оркестром. Симфоническое развитие музыкальных образов, лейтинтонационные связи. Сопоставление мужественной героики и возвышенной лирики, суровой эпичности и драматической патетики.



Связи Я. Сибелиуса с русской музыкальной культурой.
§ 12. Французский музыкальный импрессионизм.

Проблемы стиля
Общая характеристика музыкальной жизни Франции конца XIX века. Творческие направления, связанные с музыкальными классическими традициями и романтическими достижениями. Возникновение и развитие импрессионизма во французской музыке под воздействием импрессионистской живописи, символистской поэзии и традиций французской музыки XVIII века; использование достижений Ф. Шопена, Ф. Листа, композиторов «Могучей кучки». Стремление к возрождению национальных традиций французского искусства. Новаторство в области тематики, средств звуковой выразительности. Обогащение гармонии, инструментовки. Красочное воспроизведение пейзажей, тонкость в передаче различных нюансов и настроений.

Клод Дебюсси (1862-1918) – выдающийся композитор, пианист. Творческий путь. Особенности искусства К. Дебюсси: благородная поэтичность музыкального воплощения тем и образов, обращение к фольклору, опора на классические традиции французской художественной культуры. Симфонические произведения – достижения в области оркестрового письма («Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны»). Программность в творчестве К. Дебюсси, ее картинно-образный и лирический характер. Фортепианные произведения – новый этап в развитии фортепианной музыки. Особенность фортепианной фактуры, новые принципы виртуозности, способствующие тонкой звуковой выразительности. 24 прелюдии. Многообразие тематизма, гармоническое своеобразие, программные тенденции. Цикл «Детский уголок». Импрессионистическая красочность, особенности музыкального языка.

Морис Равель (1875-1937). Творческий путь. Освоение эстетических идей импрессионизма. Музыкально-сценические произведения. Балет «Дафнис и Хлоя» – воплощение импрессионизма в жанре балета. Особенности музыкальной драматургии. Симфонические произведения. Фольклорные тенденции – «Испанская рапсодия», «Болеро». Мастерское сочетание яркой импрессионистической красочности с классической стройностью и четкостью музыкальной формы. Сочинения для фортепиано. Многообразная сфера образов. Сюита «Гробница Куперена».
§ 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков.

Австро-немецкая музыкальная культура XX века
Вена конца XIX – начала XX веков – один из крупнейших центров художественной жизни Европы. Тенденции «чистого симфонизма» И. Брамса и музыкальной драматургии Р. Вагнера на рубеже XIX-XX веков. Формирование австрийского экспрессионизма. Символистские течения в искусстве. Интенсивная концертная и музыкальная жизнь Вены (оперный театр, филармония). Видные австрийские исполнители.

Густав Малер (1860-1911) – выдающийся австрийский композитор и дирижёр. Творческий путь. Симфоническое творчество. Круг тем и музыкальных образов. Трактовка сонатно-симфонического цикла. Классические, романтические и экспрессионистские тенденции. Элементы сарказма, гротеска, злой иронии в Первой симфонии. Четвертая симфония. Оркестр Г. Малера. Тембровая драматургия.

Вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Близость шубертовской песенности. Значение поэтического слова.



Рихард Штраус (1864-1949) – выдающийся немецкий композитор, дирижёр. Творческий путь. Симфонические поэмы. Связь с принципами программного симфонизма Ф. Листа. Оперное творчество.

«Саломея». Особенности музыкально-драматургической концепции. Мелодическое богатство музыкального языка, сложность и утонченность гармонического письма, театрально-действенная роль оркестра, тембровое богатство и виртуозность в использовании выразительных возможностей голоса и оркестровых инструментов. Комическая опера «Кавалер роз». Черты моцартианства как проявление черт неоклассицизма: оптимизм, богатство мелодики, классическая стройность.

Продолжающаяся интенсивность художественной жизни. Развитие экспрессионизма. Ведущая роль «Нововенской школы» во главе с А. Шенбергом.



Арнольд Шенберг (1874-1951) – виднейший представитель экспрессионизма в музыке, создатель метода и техники додекафонного письма. Творческий путь. Обращение к атональности, символистски-экспрессионистским образам и сюжетам. Вокальный цикл «Лунный Пьеро», отражение принципа «говорящего пения». Принципы додекафонной техники, серийной техники. Кантата «Свидетель из Варшавы» – отклик на события второй мировой войны. Значение творчества А. Шенберга в австрийской и мировой музыке.

Творчество Альбана Берга (1885-1935). Опера «Воццек». Воплощение в музыке стихии кошмара, ужаса, насилия. Сгущенно-экспрессионистский характер оперной драматургии. Сочетание принципов атонализма с системой лейтмотивов.

Антон Веберн (1883-1945) – один из наиболее видных представителей серийной и серийно-пуантилистской техники композиции в зарубежной музыке XX века.

Пауль Хиндемит (1895-1963) – композитор, дирижер, педагог, музыковед. Эстетические взгляды. Обращение к имитационной полифонии, утверждение в противовес додекафонии оригинальной системы, ее теоретическое обоснование в трудах по композиции, художественно-практическое – в фортепианном цикле «Ludus tonalis». Тональный план цикла. Образный строй, жанровое разнообразие прелюдий, интерлюдий и фуг. Преломление принципов необарокко. Оперное и симфоническое творчество.

Карл Орф (1895-1982) – композитор, музыковед, педагог. Сценическая кантата «Кармина Бурана» – первая часть монументальной вокально-хоровой трилогии «Триумфы». Оперное творчество. Музыкально-педагогические работы К. Орфа.

«Трехгрошовая опера» К. Вайля и традиции эпического театра. Пародия на приемы и формы традиционной оперы как отражение принципа «снижения через жанр».
§ 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и

Словакии конца XIX – первой половины XX века
Испанское искусство. Музыкальная культура. Выдающиеся музыканты-исполнители. Композиторское творчество И. Альбениса, Э. Гранадоса, Ф. Педреля,

Мануэль де Фалья (1876-1946) – выдающийся испанский композитор, представитель импрессионизма. Творческий путь. Вокальный цикл «Семь испанских народных песен». Претворение народных песенно-танцевальных интонаций. Фортепианное и оперное творчество. Музыкально-критическая деятельность.

Значение творчества М. де Фальи.

Музыкальная культура и искусство Венгрии. Музыкальное исполнительство. Новая опереточная школа. Творчество Франца Легара (1870-1948) и Имре Кальмана (1882-1953).

Бела Барток (1881-1945) – выдающийся композитор, пианист, педагог. Многообразие жанров в его творчестве. Обработка народных песен, теоретические работы по фольклористике. Оперное творчество. Импрессионистские и экспрессионистские тенденции. Фортепианные сочинения. Циклы произведений, опирающихся на фольклор. «Микрокосмос».

Чешская и словацкая литература. Исполнительская культура. Музыкальная наука.

Творческий путь Леоша Яначека (1854-1928).

Творчество Богуслава Мартину (1890-1959).


§ 15. Американская музыкальная культура конца XIX –

первой половины XX века
Литература. Музыка. Творчество исполнителей-композиторов, создателей первых классических джазовых опусов. Луи Армстронг, Бени Гудмен, Дюк Эллингтон. Зарождение жанра «мюзикл». Творчество Джерома Керна, Ричарда Роджерса, Кола Портера.

Фридерик Лоу и его мюзикл «Моя прекрасная леди».

Джордж Гершвин (1898-1937). Музыкальное наследие. «Рапсодия в стиле блюз», её выдающиеся значение в развитии новых тенденций американской музыки (симфонизация джаза). Жанровое многообразие тематизма (блюз, свинг, регтайм). «Американец в Париже» – блестящая оркестровая сюита. Опера «Порги и Бесс». Своеобразие оперной драматургии. Вокальные симфонические характеристики персонажей.

Леонард Бернстайн (1918-1990) – композитор, дирижер, пианист, музыкальный публицист. Мюзикл «Вестсайдская история». Новая трактовка жанра.

Творчество Самюэла Барбера (1910-1981), Аарона Копленда (1900-1990), Джона Кейджа (1912-1992).


§ 16. Музыкальная культура и искусство Англии,

Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
Национальные английские композиторы. Э. Элгар, Р.В. Уильямс, С. Скотт, Г. Холст.

Творчество Бенджамена Бриттена (1913-1976). Оперное творчество. Жанровое разнообразие. «Военный реквием». Своеобразие авторского замысла. Грандиозная композиция сочинения. Лейтмотивы, лейтритмы, лейтинтервалика «Реквиема». Традиции и новаторство.

Французское искусство, литература, музыка. Исполнители, композиторы. Французская «Шестерка» и ее представители: Луи Дюрей (1888-1979), Артюр Онеггер (1892-1955), Жермен Тайфер (1892-1983), Дариюс Мийо (1892-1974), Франсис Пуленк (1899-1963), Жан Кокто (1899-1963).

Творчество Ф. Пуленка. Оперное творчество. Монодрама «Человеческий голос». Музыкальная драматургия. Другие сочинения.

Группа «Молодая Франция» и ее представители: Андре Жоливе (1905-1974), Оливье Мессиан (1908-1992).

Развитие искусства, литературы, музыкальной науки в Италии. Исследование песенного и танцевального фольклора. Творчество Отторино Респиги (1879-1936), Ильдебрандо Пицетти (1880-1968), Джан Франческо Малипьеро (1882-1973), Альфредо Казеллы (1883-1974).

Музыкальное искусство. Творческое объединение композиторов «Молодая Польша». Творчество, К. Шимановского, В. Лютословского, М. Карловича.

Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933) – яркий представитель польского музыкального авангардизма. Жанровое разнообразие творчества.

«Страсти по Луке» – монументальное ораториальное произведение. Музыкальная драматургия. Серийно-интонационная логика развития музыкальных образов, принцип монтажа контрастных пластов.
§ 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
Разновременное формирование национальных музыкальных культур. Преемственные связи с русской музыкальной культурой.

Творчество А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна, А. Пярта, Г. Эрнесакса, Г. Канчели, О. Тактакишвили, К. Караева и других композиторов.

Значение творчества композиторов – представителей искусства ближнего Зарубежья в развитии музыкальной культуры XX века.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет