Как Британия стала Англией



Дата12.06.2016
өлшемі125.98 Kb.
#130233
С.П. Маркова

Как Британия стала Англией
Оловянные острова, Альбион, Британия, Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания – это все исторические названия страны больше известной современникам как Англия. Как и почему небольшое островное западноевропейское государство, которое в XIX в. превратилось в метрополию самой могущественной колониальной империи мира, меняло свои названия?

Англосаксонские королевства эпохи гептархии. VII-VIII вв.

Исторически первое зафиксированное название страны – Оловянные острова – появилось около 1000 г. до н. э., когда купцы из Финикии стали отправляться за оловом к этому отдаленному европейскому северо-западному району, дав ему соответственное название. Стараясь сохранить за собой монополию торговли на ценный металл, отпугнуть возможных претендентов от посещения островов, финикийцы создавали нелепые, страшные рассказы об их обитателях. Сменившие со временем финикийцев карфагеняне, монополизировавшие торговлю в западной части Средиземного моря, по примеру финикийцев не пускали на Оловянные острова других купцов. Они распространяли об этой части Европы малопривлекательные сведения. Отражением таких легенд являются, например, более поздние свидетельства византийского историка VI в. н. э. Прокопия Кесарийского о том, что Британия населена душами умерших людей, кишит ядовитыми змеями.

Первая волна кельтских поселенцев (гэлов) пришла на острова около 700 г. до н. э. Позднее сюда переселяются родственные гэлам кельты-бритты, именем которых римляне назвали всю страну – Британия. Более пятисот лет продолжался кельтский период. В 55 г. до н. э. Юлий Цезарь, покоривший до этого Галлию, переправляется в Британию с десятитысячной армией. Отпор, оказанный римлянам бриттами, заставил римского полководца отказаться от продолжения своей первой экспедиции. Через год Цезарь повторил поход с большими силами, но и он не привел к завоеванию. Только при императоре Клавдии сильная римская армия высадилась на побережье Британии, заняв к концу I в. остров Великобритания до линии, идущей от устья реки Тайн до Карлайла. Британия при римлянах стала частью римского мира, хотя степень ее романизации была довольно поверхностной, что проявилось, во-первых, в том, что большинство населения сохранило свою этническую и бытовую основу, во-вторых, после ухода в 410 г. сначала римских легионов, а потом и римских колонистов, римские традиции были утрачены. С этого времени начался стремительный процесс «кельтского возрождения», нарушенный в середине V в. вторжением на остров древнегерманских племен.

Новыми завоевателями стали три народа из группы западногерманских племен – саксы, англы и юты. Их появление в Британии и ее завоевание происходило в рамках общеконтинетального процесса «Великого переселения народов». Источниками наших знаний о завоевании Британии древними германцами является сравнительно небольшой круг письменных свидетельств, носящих к тому же несистематический, иногда полулегендарный характер.

Первое из дошедших до нас исторических повествований о процессе завоевания принадлежит монаху Гильдасу, уроженцу Британии (возможно, сыну короля бриттов), написавшему в 548 г. труд под названием «О разорении и завоевании Британии». Его сочинение не является историей в полном смысле слова. Это скорее памфлет, скорбь о происходившем. «В этом послании, - начинает Гильдас свое сочинение, - которое скорее выплакано мною, нежели продекламировано, хоть и плохим стилем, но с благою целью, я вовсе не смотрю свысока и с презрением на всех людей, как может показаться, а лишь слезно оплакиваю общий упадок добродетели и умножение зла. Соболезную бедам и горестям моей родины и взываю к радости исцеления»i.

Причину вторжения германцев автор видит в угрозе кельтам со стороны северных народов о. Великобритания – скоттов и пиктов, «ужасные полчища» которых «высадились из свих курук». Предыстория последовавших тяжелых событий, по словам автора, выглядела так. На Совете, созванном для решения вопроса о том, «как лучше и безопаснее всего прекратить свирепые и весьма частые набеги», присутствовавшие вместе с вождем не нашли ничего лучшего, как обратиться за помощью к саксам. Они «решили пригласить их на остров, как волков в овчарню, чтобы те прогнали северные народы». Гильдас страстно обвиняет своих соплеменников за такой недальновидный шаг: «Что за полное затмение разума! Что за безнадежная и злостная леность мысли! Тех, кого в отсутствие их боялись пуще смерти, они сами пригласили, так сказать, под свою крышу»ii.

Прибыло вначале, по словам Гильдаса, три корабля «под всеми парусами». Они получили по распоряжению вождя бриттов восточную часть острова. Услышав об успехе первых посланцев, прибыла «большая стая их сообщников и отродий, которые вскоре присоединились к своим ублюдкам - сотоварищам»iii. Автор говорит, что условием договора кельтов с саксами являлась выдача провизии воинам германцев. Но скоро пришельцы потребовали увеличения размеров получаемого провианта, угрожая в противном случае «опустошить весь остров». Эти угрозы «они не замедлили подтвердить делом»iv.

Каким бы праведным гневом по отношению к саксам не пылал воспитанный в традициях римской культуры Гильдас, считавший их необузданными, дикими варварами, он сам говорит, что пригласили их на временную службу за земельное и продовольственное вознаграждение. Конфликт из-за проблем со снабжением привел к мятежу саксов против бриттов, в ходе которого страна подвергалась страшному разорению. «Огонь … пылал от моря до моря, зажженный руками восточных безбожников. Уничтожив все близлежащие города и земли, он не остановился, пока имел пищу, но сжег почти весь этот остров и облизывал западное море своими красными свирепыми языками»v.

Оставшиеся в живых жители острова, собравшись, взялись за оружие «против своих победителей» под началом Амброзия Аврелианаvi. Он был, как считает Гильдас, одним из немногих уцелевших римлян и королем бриттов примерно в 463-508 гг. С этого времени в борьбе с саксами «побеждали то бритты, то их враги». В 516 г. у горы Бадон «нечестивые полчища» были окончательно разбитыvii. После этой победы наступил мирный период, продолжавшийся и тогда, когда Гильдас писал свое сочинение.

Второй письменный источник по истории вторжений и завоевания Британии древнегерманскими племенами: «Церковная история народа англов»viii Беды Достопочтенного (672 - 735), монаха монастыря в Ярроу в Нортумбрии. «Церковная история» состоит из пяти книг, события завоевания в ней отражены вместе с историей появления и правления римлян в Британии с 55 г. до н. э. в первой книге. Беда заимствует у Гильдаса целые отрывки текста, внося в него коррективы. Он придает изложению, в отличие от своего предшественника, хронологическую последовательность, уточняет даты, называет имена и географические названия.

Повторяя Гильдаса в изложении событий о появлении германцев в Британии и условиях их договора с бриттами, Беда говорит, что «истинным намерением» приглашенных была не защита страны, а ее завоевание. Он пишет, что пришельцы происходили «из трех сильнейших германских племен – саксов, англов и ютов», и называет территорию их первоначального обитания. Саксы, по свидетельству Беды, обитали в Старой или Древней Саксонии (нынешняя Нижняя Саксония в Германии), юты – на полуострове Ютландия, англы – «между провинциями ютов и саксов». После переселения англов «их земля опустела». Это было действительно так, тем более что часть ее очень скоро оказалась под водой в результате опускания суши. В IX в. оставшаяся незатопленной территория была заселена данами. Расселение германских племен, перебравшихся в Британию, произошло таким образом: юты заняли теперешний Кент, остров Уайт и ближайшее к Кенту побережье Уэссекса; саксы – Уэссекс, Эссекс и Сессекс; англы – Восточную Англию, Мерсию, Нортумбрию.

Беда называет первых предводителей англов, двух братьев – Хенгиста и Хорза. «Последний позднее был убит в сражении с бриттами, и в восточной части Кента, - говорит историк, - до сих пор стоит монумент с его именем. Они были сыновьями Витгисла, сына Витты, сына Векты, сына Водена, к которому восходят правящие роды многих провинций»ix. Эти предводители англосаксов, впервые упоминаются именно у Беды. В разных последующих источниках сохранилось немало генеалогий англосаксонских королей. Все они возводятся к богу Водену (Одину).

Дальнейшее описание событий у Беды почти дословно повторяет Гильдаса, но со своим, отличным от позиции предшественника, комментарием: «Огонь, зажженный руками язычников, стал мщением Божьим погрязшему в грехе народу». Характеристику первого этапа экспансии древних германцев Беда завершает так же, как и Гильдас: «Огонь свирепого вторжения охватил все здешние города и всю местность от восточного до западного моря и пылал, не оставляя никакого укрытия, пока не пожрал почти весь этот обреченный остров»x. Второй этап борьбы бриттов с германцами, по мнению Беды, возглавил Амброзий Аврелиан, под началом которого бритты смогли одержать несколько побед, хотя терпели и поражения. Итогом второго этапа борьбы кельтов с германцами стало сражение 516 г.xi



Сакский серебряный шлем. Ок. 625 г.

Если ясны в основном обстоятельства вторжения древних германцев в Британию, то требуют объяснения причины, заставившие их покинуть свою родину. Тут следует говорить о двух факторах, географического и политического характера. Первый – ненадежность некоторых мест первоначального обитания англосаксонских племен из-за подверженности их наступлению Северного моря. С этой природной бедой вели и ведут борьбу все народы, жившие и живущие на этой земле. Даже современные гидротехнические сооружения Нидерландов и Северо-Западной Германии не всегда выдерживают натиск стихии моря. Второй фактор политического свойства – ослабление Британии, вызванное уходом римских легионов и колонистов и наступлением северных народов – пиктов и скоттов, борьба с которыми ослабила бриттов. Политические обстоятельства стали определяющими в успехе завоевательных набегов германских племен.

Третий письменный источник о вторжениях англосаксов - «История бриттов» уэльского ученого Ненния - относится к началу IX в.xii. Об этой работе стоит говорить в основном потому, что здесь впервые связывается имя вождя бриттов Амброзия Аврелиана с легендарным «королем Артуром». Сама работа, по мнению историков, не всегда достоверна, в ней преобладает легендарный элемент. У Ненния впервые появляется легенда о «короле Артуре», которого он называет римским именем Арториус. Ненний считает его вождем бриттов, который одержал 12 побед над германцами; последняя и главная – у горы Бадон. Легендарная традиция связывает Арториуса с Амброзием Аврелианом. Артур – национальный герой бриттов, живший по преданию на рубеже V – VI вв., прототип «короля Артура» средневековых романов. В народных преданиях кельтов он был обставлен сказочными чертами, которые выступают и в рассказе Ненния.

Четвертый письменный источник, повествующий о вторжениях германцев – «Англосаксонская хроника»xiii, древнейшая летопись Англии, которая охватывает период от римского завоевания до начала XII в. В записях за 446 – 473 гг. идет лаконичное изложение известной уже нам истории вторжений. В тексте хроники за 449 г. зафиксированы интересные факты о том, что юты заняли территорию Кента и о. Уайт, англы – районы средневековой Восточной Англии, Мерсии и Нортумбрии, саксы – южное побережье Британии. Записи за 477, 485 - 491 гг. рассказывают о высадке саксонского вождя Эллы со своими сыновьями, о битве с валлийцами, закончившейся взятием города Андериды, что привело к основанию королевства Сессекс. Явившиеся на пяти кораблях в 495 г. саксонские вожди Кердик и его сын Кинрик одержали победу над бриттами и заложили королевство западных саксов – Уэссекс. «С этого дня, - говорит хроника, - берет начало королевский род Уэссекса».xiv

Как бы фрагментарны и лаконичны не были данные четырех письменных памятников, картина германских вторжений и завоевания Британии вырисовывается достаточно ясная. Приглашенная в середине V в. бриттами на военную службу германская дружина высадилась на побережье Кента, получила от кельтского вождя земли и продовольствие, выполнила поставленную перед ней задачу, но уходить с территории острова не захотела. Соблазненные природными преимуществами Британии, военной и политической слабостью кельтов, стимулируемые тревожной природно-географической обстановкой на родине первые континентальные пришельцы выходят за пределы первоначального договора, зовут на остров своих соплеменников. Последние прибывают с семьями, захватывают земли на юго-востоке и востоке страны, основывают поселения, ведя борьбу с туземным населением. Вся вторая половина V в. – завоевание англами, саксами и ютами территории Британии, которое происходило в огне пожарищ. Людей грабили, гнали со своих мест, убивали. Бритты были охвачены ужасом, деморализованы, неспособны сопротивляться. Самый страшный этап вторжений закончился образованием на южном побережье острова первых королевств ютов и саксов. В это же время в центр страны от восточного побережья движутся англы, создавая плацдарм для образования своих королевств.

В конце V в. бритты, придя в себя после десятилетий погромов, смогли объединиться и оказать сопротивление завоевателям. Большую роль в консолидации сил сыграл Амброзий Аврелиан, под началом которого кельты одержали несколько побед, хотя терпели и поражения. Последняя из побед бриттов – у горы Бадон в 516 г. В эти же времена происходило массовое переселение бриттов на континент, на полуостров Арморику, который получил новое название Бретань. Примерно пятьдесят лет после событий 516 г. германцы не совершали вторжений на остров. Те, кто переселился в Британию, остались там, осваиваясь и отвоевывая лучшие земли у местного населения и постепенно ассимилируясь с ним. Континентальная родина германцев, выплеснув «лишних» людей, на время успокоилась. К середине VI в. поселения германцев заняли всю южную и срединную часть Британии до реки Хамбер на севере, оттеснив оставшихся в живых бриттов на запад и север.

С середины VI в. нашествия германцев возобновляются, приобретая несколько иной характер, чем раньше. Идет не истребление кельтов и уничтожение их поселений и имущества, а захват власти у еще оставшихся бриттских вождей. По данным «Англосаксонской хроники» в 552, 556, 571, 577, 584, 592 гг.xv происходили сражения, в которых кельты терпели поражения. Самой тяжелой была битва 577 г. при Деорхеме, где погибли три короля и после которой сопротивление бриттов на западе было сломлено. Англы вышли к Бристольскому заливу. Битва 614 г. у Честера, «где убито было две тысячи шестьдесят пять валлийцев», открыла германцам путь к Ирландскому морю. Бритты теперь были разрезаны на группы, оттеснены в горные районы Корнуэла и Уэльса. Покорение их стало лишь вопросом времени, хотя в Уэльсе кельты продержались до конца XIII в. Во второй половине VI в. германцы образуют на занятой ими территории несколько мелких королевств, границы которых постоянно менялись в зависимости не только от хода войны с кельтами, но и от взаимоотношений друг с другом. Некоторые из этих королевств сохраняют память о себе в названиях нынешних английских графств.

В начале VII в. завоевание основной территории острова закончилось. В результате борьбы между многочисленными мелкими англосаксонскими королевствами сложилось семь самых значительных: Эссекс, Сессекс, Уэссекс – саксонские, Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия – английские, Кент-ютское. VII – VIII вв. поэтому принято называть эпохой семикоролевья или гептархии. В формировании английской нации, как видим, принимали участие многие народы древности и раннего средневековья. Коренные жители Оловянных островов испытали на себе нашествия в середине I тыс. до н. э. кельтских племен (скоттов, гэлов, бриттов), в I – IV вв. – римлян, в V – VI вв.- англов, саксов, ютов. В формировании английской нации в эпоху раннего средневековья участвовал еще один этнос – норманны (северные люди) из Скандинавии, которые с конца VIII в. и до середины XI в. совершали сначала разрозненные военные набеги, позднее организованные походы под руководством своих вождей (конунгов).

Племенные королевства, созданные древними германцами в Британии, в VII – VIII вв. вели постоянную борьбу за титул верховного короля (бретвальда), что было проявлением процесса превращения королевств в раннефеодальные государственные образования. В конце VI – начале VII вв. приоритетное место в этой борьбе занимал Кент, с середины VII в. – Нортумбрия, в VIII в. – Мерсия, с начала IX в. – Уэссекс. Как развивалась бы тенденция на установление полной гегемонии Уэссекса в борьбе англосаксонских королевств, не случись скандинавских вторжений, говорить бессмысленно. Исторически ясно одно: основная тяжесть норманнских нашествий легла на северо-восточные районы Британии – Нортумбрию, Восточную Англию, Мерсию. Уэссекс оказался наиболее отдаленным и потому менее страдавшим от вторжений районом. Он естественным образом становился центром, объединяющим все антинорманнские силы, что объясняет возвышение Уэссекса в последующие годы. Пиком борьбы уэссекского королевства с норманнами стала эпоха Альфреда Великого (871 – 900). Сумев одержать военную победу и добившись по условиям Уэдморского мира раздела Британии на две части: северо-восточную, которая получила название Области датского права, поскольку была передана норманнам, и юго-западную, оставленную за Альфредом, король провел целый ряд необходимых стране реформ.

При наследниках Альфреда, используя позитивные результаты реформ, англосаксы переходят в наступление против норманнов, которое победоносно завершатся в эпоху короля Эдгара Миролюбивого (959 – 975). Область датского права была подчинена уэссекскому королю. При Эдгаре старое название страны «Британия» было заменено новым - «Англия» (England) – страна англов. Так произошло объединение Британии – Англии в единое королевство. Несмотря на то, что в начале XI в. Англия потеряла на ряд лет свою политическую независимость, войдя в 1018 – 1035 гг. в состав огромной Скандинавской империи, с середины X в. она существует уже как единое, относительно централизованное королевство.

В заключение несколько слов о еще одном названии страны – Альбион. Оно кельтского происхождения, является самоназванием Британских островов, известным древним грекам. Существует другая интерпретация слова Альбион (от лат. albus – белый), обязанная белым, меловым скалам на южном побережье Англии в районе Дувра. Сейчас этот термин употребляется в самой Англии в возвышенном поэтическом стиле, в других странах – в ироничном смысле. В дореволюционной России часто использовалось выражение «коварный Альбион». Таким образом, подчеркивался двуличный стиль политики английской дипломатии. Современное официальное название страны «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» в политической и обыденной практике чаще всего сокращается до более удобного варианта – Великобритания (Great Britain). Так называется и самый крупный из множества больших и малых островов, на которых расположено английское королевство.


Примечания.


i Гильдас // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Пер. с лат. В.В. Эрлихмана. – СПб., 2003. С. 208.

ii Там же. С. 218.

iii Там же. С. 218.

iv Там же. С. 218 – 219

v Там же. С. 219.

vi Там же. С. 219.

vii Там же. С. 219 – 220.

viii Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Пер. с лат. В.В. Эрлихмана. – СПб., 2003.

ix Там же. С. 21.

x Там же. С. 22.

xi Там же. С. 22.

xii Ненний. История бриттов // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. Пер. А. С. Бобовича и С.А. Ошерова. – М., 1984.

xiii Из «Англосаксонских хроник» // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Пер. с лат. В.В. Эрлихмана. – СПб., 2003.

xiv Там же. С. 223.

xv Там же. С. 224 – 225.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет