«Казахский орнамент в русском декоративно-прикладном искусстве»



бет1/2
Дата14.07.2016
өлшемі249 Kb.
#198145
түріРеферат
  1   2



Средняя общеобразовательная школа-гимназия
эстетического направления.
г. Уральск.

Наурзалиева Алия, 11 класс.
Научный проект на тему:
«Казахский орнамент в русском
декоративно-прикладном искусстве»

Направление:

Секция: этнокультуроведение.


Руководитель:

Изотова Наталья Валерьевна.

Уральск.2006г.


Содержание.


Введение………………………………………………………………………….. стр.
1.Казахский орнамент в русском декоративно-прикладном

искусстве………………………………………………………………………. стр.


1.1 История русских лаков .………………………………………………стр.
1.2 Декоративно-прикладное искусство Казахстана.

Орнамент.…………………………………………………………….. стр.


2. Технология изготовления…………………………………………………. стр.
Заключение …………………………………………………………………….. стр.
Список использованной литературы…………………………………………… стр.
Список сокращений …………………………………………………………….. стр.
Абстракт ………………………………………………………………………… стр.
Приложение ………………………………………………………………………. стр.

Введение.

Декоративно-прикладное искусство - один из древнейших видов художественного творчества человека. Это живое лицо, своеобразная визитная карточка его созидателей. В творениях его отражаются дела и мудрость народа, его характер и образ жизни, способы хозяйствования, мысли и чувства, реальная повседневность. Именно поэтому прикладное искусство, однажды, пусть даже тысячелетия назад, возникнув, остается жить, и далее будет жить, пока существует на земле сам народ, прародитель его и хранитель.



Актуальность моей темы заключается в том, что декоративно-прикладное искусство на каждом витке истории постоянно развивается через поиск новых форм, пропорций, цвета с использованием современных материалов. Значительно расширяются его виды, обогащаются художественно-выразительные средства. В наше время, когда происходят перемены во многих сферах жизнедеятельности человека, в стране в целом, декоративно-прикладное искусство Казахстана получает новый подъем. Наряду с дальнейшим развитием традиционных народных ремесел активно расширяется художественная промышленность дизайна в современном производстве. Рассматривая сущность декоративно-прикладного искусства, необходимо обратить внимание на отличительные особенности народных ремесел в художественной промышленности, разнообразие видов прикладного искусства: роспись по дереву и металлу, керамика, художественная обработка кожи, чеканка, ковровое искусство, вышивка и.т.д.

В настоящее время произведения прикладного искусства находят широкое распространение в жизни человека, украшая его быт, рабочую обстановку, выступая в качестве одного из основных факторов его эстетического воспитания

Современные произведения прикладного искусства нашей многонациональной страны отличаются своей оригинальностью, поскольку они отражают в себе очень яркое и популярное на сегодняшний день направление, где соединяется самобытность казахского, русского и других народов.

.Поэтому целью моей работы явилась попытка отразить слияние техники русской лаковой миниатюры с пластикой форм предметов быта и красотой казахского орнамента.

В своей работе я использовала труды академика Академии наук Казахской ССР, старейшины казахских археологов и историков – Маргулана А.Х.Лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля РСФСР, члена-корреспондента Российской Академии образования, действительного члена ряда международных академий, доктора педагогических наук, профессора - Кузина В.С, Учебники по изобразительному искусству, энциклопедический словарь юного художника , 2х томное издание казахского народного прикладного искусства. После тщательного ознакомления с литературой, наблюдения работ, приобретения навыков работы в технике папье-маше и кистевой росписи, я изготовила несколько предметов женского обихода в казахском национальном стиле.

В структурном плане моя работа представлена введением, двумя главами и заключением. В первой главе описана история русских лаков, способы росписи, истоки и виды казахского орнамента. Вторая глава содержит в себе описание практической части работы, техники изготовления предметов лаковой миниатюры: шкатулок, декоративного панно и украшений, Поиск композиционных решений росписи представлен рисунками и эскизами в приложении.


1.Казахский орнамент в русском декоративно-прикладном искусстве

1.1 История русских лаков.

Миниатюрная живопись на небольших предметах : коробках, шкатулках. пудреницах и др. - это вид декоративно-прикладного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачные лаки служат не только полноправным материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

«Родина художественных лаков-страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во 2 тысячелетии до н.э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в 15-17 вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

Китайцы изготавливали лак трех видов: резной, расписной и инкрустированный.»[1]

«Для изготовления резного лака на деревян­ную основу наносили первый слой лака, суши­ли его от нескольких часов до нескольких дней, потом изделие покрывали лаком еще раз, сно­ва сушили; процесс повторяли до получения необходимой толщины изделия.

На лаковую поверхность наносили рисунок, и мастер острым резцом вырезал узоры: цветы, птиц, жанровые сценки и т.п. Из резного лака делали мебель, посуду, шкатулки, брошки и пр. Для изготовления изделий из расписного лака заготовки делали аналогично резному, но рису­нок не вырезали, а наносили цветными лаками, а когда роспись высыхала, ее покрывали бесцвет­ным лаком и тщательно полировали.

Такими лаками славился город Фучжоу. Для работы мастера на лодках выходили в откры­тое море, где воздух был влажным и поэтому лак не покрывался трещинами, к тому же на невысохшую лаковую поверхность не попада­ла пыль

Инкрустированные лаковые изделия изготав­ливали так же, как резные, но вырезанный узор заполняли лаками другого цвета, кусочками пер­ламутра, слоновой кости, иногда нефрита.

В 18-м веке стали создавать и декоративные вещи, используя, и красный лак, и инкрустацию.

Из Японии и Китая искусство лаковых ми­ниатюр попало в Индию и Иран, затем появи­лось в Европе, а в конце 18-го века — в России» [2.]

[1]- Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика 1983 год- с.213

[2] – Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт- Петербург.

Литера . 2000 г.-с.97.


РУССКИЕ ЛАКИ

В русском искусстве конца 18— начала 19 -го века миниатюрная живопись стала новым ху­дожественным явлением.
Федоскинские лаки

«В 1798 году в селе Данилково под Москвой купец П. И. Коробов, опираясь на опыт браун-швейгских фабрик в Германии, основал мас­терскую лаков. Вначале здесь изготавливали примитивные вещи из папье-маше: козырьки для военных фуражек, круглые коробочки. Вскоре мастерская перешла к зятю Коробова — П. В. Лукутину, в руках которого дело получи­ло большой размах.

Лукутин привлек к работе отличных живопис­цев, и уже с 1828 года на изделиях, изготовлен­ных в Данилково, стали проставлять инициалы владельца и изображать в виде марки государ­ственный герб. На протяжении всего 19-го века лукутинская фабрика занимала первое место среди других лаковых производств России.

В качестве основного материала в Данил­ково использовали папье-маше: прессован­ный картон пропитывали клеем и сушили при определенной температуре, после чего он приобретал свойства твердого легкого де­рева и подвергался токарной обработке. Затем изделие шпаклевали и шлифовали, подготав­ливая его к росписи.

В лукутинских изделиях наружную поверхность окрашивали, как правило, в черный цвет, а внутреннюю — в красный. Роспись производи­лась масляными красками “по-плотному” и “по-сквозному” в три-четыре слоя, каждый слой покрывался лаком и просушивался. “По-плот­ному” писали непрозрачными красками, “по-сквозному” — лессировочными, непосредст­венно по черному фону.[2, с.96]

Лукутинская миниатюра формировалась под воздействием большой живописи: владельцы приобретали работы русских и европейских художников. Мастера, имея перед собой под­линник, упрощали его, отказывались от неко­торых деталей для того, чтобы роспись соче­талась с размером и формой изделия.

В начале 19-го века лукутинцы начали выпус­кать прямоугольные и круглые табакерки, чай­ницы, шкатулки, сигаретницы и другие мелкие вещи.

На крышках изображали цветы, птиц, пей­зажи, портреты, декоративные “шотландки” и т. п. У более дорогих изделий расписывали не только крышки, но и боковые стенки.

П. В. Лукутин так высоко поднял уровень оте­чественных лаков, что, по признанию писателя М. Н. Загоскина, превзошел брауншвейгские (1842 год).

Живописные произведения для копирова­ния проходили строгий отбор. Особенно часто мастера обращались к “Тройке” П. Н. Грузин­ского, порой даже изменяя ее композицию. Иногда предварительно вылепляли на низком рельефе из папье-маше фигуры, горки пейза­жей и т. п. — это придавало им округлость, а вещи особую нарядность. К концу 19-го века лукутинцы украшали свои работы сценками из городской и деревенской жизни и быта наро­да.,. Наряду с “тройкой” популярным сюжетом становится “чаепитие”.

“Тройки” сыскали особую славу не только у лукутинцев, но и на соседней живописной фа­брике, основанной братьями Вишняковыми почти в то же время. К концу 19-го века обе фабрики оказывали друг на друга влияние. Многие лукутинские мастера переходили на соседнюю фабрику. На лукутинской мануфак­туре стали изготавливать изделия, которые пользовались спросом, поэтому постепенно высокохудожественной миниатюры становит­ся

все меньше, и в 1910 году после закрытия фабрики в селе Данилково мастера организо­вали Федоскинскую артель, которая объедини­ла обе мануфактуры.» [3]

По сей день, лаки Федоскина отличаются перламутровым отблеском росписи, сочными красками и контрастными сочетаниями. Для росписи используются пейзажи, “шотландка” и т. п., а традиционная “тройка” повторяется до сих пор.
[3] – Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт- Петербург. Литера . 2000 г.- с.99-100.

Палехские лаки.
«В 17—19-м вв. жители села Палех занимались иконописью, но никогда не отрывались от зем­ли: с началом полевых работ они оставляли кисти и шли работать в поле. Именно это по­могало им сохранять черты крестьянской жиз­ни в творчестве. Палехские иконы отличались изысканным мастерством, и недаром среди московских иконописцев были и палешане.

После революции традиции палехского пи­сьма оказались на краю гибели и мастера, пы­таясь приспособиться к новой жизни, распи­сывали матрешек, солонки, шкатулки, тарел­ки и т. п.

К созданию лаковых миниатюр они пришли не сразу. В 1921 году И. И. Голиков в Москов­ском кустарном музее обратил внимание на из­делия мастеров из Федоскина, выполненные из папье-маше и расписанные маслом по чер­ному фону.

Палешане позаимствовали технологию из­готовления папье-маше. Они изготавливали оттиски по болванке: ленты' картона, прокле­ивая, наматывали на болванку в необходимом количестве слоев. Затем прессовали. После это­го оттиски просушивали, протирали льняным маслом и сушили в печи. В результате они при­обретали твердость дерева и могли подвергать­ся механической обработке. Поверхность под живопись зачищалась шкуркой и грунтовалась до трех раз. После грунтовки оттиск просушивался, шлифовался и снова зачищался пемзой. Затем поверхность покрывали несколькими слоями сажи на масляном лаке. Изделие высу­шивали и опять покрывали лаком.

Для того, чтобы лучше держалась краска, места под роспись зачищали порошком пемзы, на них переводили рисунок или наносили его белилами с помощью кисти. В отличие от фе-доскинцев, палешане писали не маслом, а применяли для росписи темперу, причем в качестве связующего вещества они использо­вали яичный желток, который разводили ква­сом или уксусом. Роспись темперой в сочета­нии с золотом и серебром перешла от масте­ров-иконописцев. Декоративный эффект полу­чался за счет того, что при нанесении краски в несколько слоев нижние просвечивали сквозь верхние, создавая множество оттенков.

Под позолоту клали подслой — полимент, который готовили, тонко растирая красную краску на протухшем белке с добавлением ква­са. Это придавало позолоте не только проч­ность, но и красивый красноватый оттенок.

Чаще всего палехские мастера использовали для росписи жанровые, бытовые сцены — это своеобразное продолжение той линии народно­го искусства, которое еще в 17-м веке прояви­лось в иконописи и миниатюре Древней Руси, где встречаются сценки сева, жатвы, сенокоса и многие другие сюжеты из сельской жизни.

Из житийных клейм икон заимствована мане­ра изображения одежды персонажей, а главное — принципы построения композиции: повествова-тельность и размещение на одной плоскости, как на иконе, разновременных сцен». [4.]

Черный фон шкатулок, тонкий плавный рису­нок, женщины, напоминающие жен-мироно­сиц, мужчины с ликами святых — это искусство, корни которого уходят в далекое прошлое и до сегодняшнего дня приносят радость людям.

[4]- Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт- Петербург. Литера . 2000 г.-с. 101.


Лаки Мстёры

«Мстёра — в прошлом Богоявленская слобо­да, крепостная вотчина князей Ромоданов-ских — к началу 19-го века стала крупным про­мышленным селом, которое стояло на ожив­ленном водном пути, соединяющем Владимир на Клязьме и Нижний Новгород. Главным про­мыслом жителей с 18-го века была иконопись.

Живописцы Мстёры, прекрасно зная древ­нерусское искусство, выработали свой, так на­зываемый себякинский стиль — это сочетание лубка и иконы, ему свойствен контраст теп­лых и холодных тонов. Именно это позволило мастерам Мстёры впоследствии создать свое направление в лаковой миниатюре.

Великолепные потомственные иконописцы после революции вынуждены были заниматься росписью деревянных предметов домашнего обихода: тарелок, солонок, поставцов.

Писали темперой и закрепляли рисунок мас­ляным лаком. В 1923 году была создана артель древнерусской живописи: художники расписы­вали деревянные и жестяные изделия, занавес­ки, салфетки, но успеха не имели.

Так же как и палешане, местные мастера пользовались мотивами иконописи, известны­ми по клеймам житийных икон.

Именно в это время Палех добился больших успехов в создании лаковой миниатюры. Его опыт применили в Мстёре, но в создании ми­ниатюр на изделиях из папье-маше они ис­пользовали себякинский стиль росписи.

В отличие от палешан, в Мстёре обычно ве-; дущая роль отдавалась пейзажу: на его фоне изображали фигуры людей, животных, строе­ния, не оставляя при этом незаполненным черный фон изделия.

На нем преобладали светло-бирюзовые и розовато-охристые тона. Письмо орнамен­тально, тщательно и точно, ему чужда свой­ственная Палеху подчеркнутость контуров».[5.]

С 1940 года по заказам мастера стали пи­сать миниатюры с репродукций Айвазовско­го, Шишкина, Перова; на коробочках и дос­ках из папье-маше в Мстёре создана гале­рея портретов государственных деятелей и писателей, а также натюрморты, цветочные и орнаментальные композиции.



Лаки Холуя
«Аналогично Палеху и Мстёре в поселке Холуй Ивановской области на основе иконописных промыслов в 1932 году начали изготавливать ла­ковую миниатюру на изделиях из папье-маше. Как правило, на фоне пейзажа изображали ис­торические, современные, литературные сюже­ты. С 1960 года в поселке Холуй была открыта художественная фабрика».[6.]

[5.]- Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт-

Петербург. Литера . 2000 г.-с. 103..

[6.]- Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт-

Петербург. Литера . 2000 г.-с. 104.
1.2 Декоративно-прикладное искусство Казахстана.

Орнамент.

Изучение декоративно- прикладного искусства начинается с узора, который является частью орнамента. В казахском народном искусстве орнамент является основной частью украшения предметов быта и одежды.

Орнамент в казахском искусстве изуча­ли русские и советские ученые. Среди них В. В. Стасов, С. М. Дудин, В. Н. Чепелев, Б. П. Денике, Т. А. Жданко, Л. И. Ремпель и другие. Исследователи отмечали, что казахи живут как бы в мире орнамента. «Ок­ружающая действительность своеобраз­но опоэтизирована в гамме узоров. Утварь, посуда, оружие, одежды — все любовно покрывается орнаментом».

«Орнамент формировался на основе ис­кусства древних скотоводческих пле­мен — саков, усуней, гуннов, тюрков, канглы, кипчаков. В своих главных чертах он отражает их художественное мышление. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности, об­щения человека с окружающей средой. Орнамент в древности имел ритуаль­ное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисма­ны с солярными кругами — символами солнца, луны, неба, которым они пок­лонялись. Орнаментированный талис­ман был знаком магии, символом сча­стья и благополучия, отражением рели­гиозных представлений. Практически все орнаментальные узо­ры «читались» в свое время совершен­но определенным образом. Ныне смыс­ловое значение многих орнаменталь­ных мотивов утрачено. Раскрыть его — задача будущих исследователей В основе зооморфных мотивов — стилизация образов древнего «зверино­го стиля»: барана, лошади, верблюда, волка, орла (грифона), сокола и т. д., затем воспроизведение отдельных ча­стей их фигур: головы, рогов, ушей, копыт, горбов, ног и пр., условно пред­ставляющих целое. Так возникли орна­ментальные мотивы бараний рог кошкар муйиз, олений рог бугу муйиз, голова лошади am бас и т. д., которые являются основными в орнаменте казахов».[6.].

Определенную роль в формировании зооморфных и других мотивов казах­ского орнамента сыграли запрет ислама на изображение живых существ, тен­денция в этот период к стилизации изображений в изделиях прикладного искусства. Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны и сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполне­ния.

Основные узоры можно разграни­чить на космогонические, зооморфные, растительные, геометрические и т. д. Из сочетания основных узоров образу­ется масса производных. К древнейшим относятся космогониче­ские узоры. В первую очередь следует назвать солярный круг. Ему поклоня­лись древние скотоводы, а позднее казахи. Предметы искусства с солярны­ми знаками в древности были талисма­ном, оберегом. К космогоническим узо­рам относятся вихревые розетки, так­же являвшиеся символом солнца. Эти узоры встречаются на керамике и в архитектурном декоре, например, на фасаде мавзолея Бабаджи-хатун, распо­ложенного в окрестностях Джамбула, фризе мавзолея Алаша-хана в Цен­тральном Казахстане. Солярные круги и вихревые розетки, иногда в сочетании с роговыми узора­ми, встречаются в вышивке халатов Эрмитажа, полотенец, платков, в резь­бе по дереву, в тиснении по коже, в орнаментации настенных ковров, пря­жек, мужских поясов, оружия. Изображение круга есть в резьбе деко­ративной стороны кебежеларей, хра­нящихся в музее антропологии и этнографии, Центральном государственном музее Казахстана. Эти узоры и вихревые розетки встречены на ков­рах, женских нагрудных украшениях, браслете.

[6.]-. Маргулан. А.Х « Казахское народное прикладное искусство.» Том 2.Алма-Ата. «Өнер».1986г. с.11.

« Чеканными серебряными дисками украшен жаглансундук. К космогоническим узорам относятся также кун кози — буквально глаз солнца, солнечные лучи кун саулеси, восход солн­цашиккан кун, лунный цветок ай гуль (встречается в коврах), полумесяц айшик гуль, широко применявшийся в резьбе по дереву, этим узором украша­лась конская сбруя. Узор ай гуль — один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидка­ми он встречен на памятниках искус­ства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыка.

Производные от ай гуль узоры уш айшик три полулуния (встречен на на­кладке кипчакского пояса в Павлодар­ском Прииртышье) и торт айшик четыре полулуния.

Последний узор имеет варианты: эле­менты противопоставлены или совме­щены выгнутой стороной.

Звездообразными узорамижулдыз гуль, жулдыз орнек, топ жулдыз вышивалась верхняя одежда. В ковровых компози­циях использовался узор сегиз кырлы орнек—восьмиугольная розетка со звез­дой в центре.

С космогоническими тесно связаны узо­ры, которые являются символическими изображениями природы. Земля и во­да— главные стихии скотоводов, им поклонялись как священным. У казахов волнистые кривые линии, зигзаги, ко­торые называются су, обозначают воду, реку, течение. Эти мотивы служат об­рамлениями узоров, интервалами. Девять холмов тогыз тобе—один из древних узоров. Он обнаружен еще на бронзовой бляхе от конской сбруи (Тасмола У) и связан с солярным кругом — символом солнца. Этим узором украшены юве­лирные изделия гуннов и сарматов. Пазырыкские памятники свидетель­ствуют об его использовании в резьбе по дереву (псалия от узды), в аппликации по коже. Узор тогыз тобе обнаружен на памят­никах ювелирного искусства казахстан­ских племен периода Тюркского кагана­та, в частности, найденных в городах Чуйской и Таласской долин. Он сохра­нялся в искусстве кимаков, карлу ков. Например, этот узор есть на терракото­вых плитах мавзолея Айша-Биби (XI век). В наше время он сохранился в орнаменте казахов, киргизов, кара­калпаков и туркмен. К этой же группе относятся узоры речные долины арна гуль, купола архи­тектурных сооружений кумбез, холмы тобе, оросительные каналы арык и другие. Они, как и узоры су и тогыз тобе, характерны для ковров и архи­тектурного декора».[7]


Зооморфные узоры наиболее многочис­ленны. Они отражают мир древних скотоводов и земледельцев, связаны с древней мифологией и первобытным искусством.

Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц явля­ются основными в казахском орнамен­те. Из них составляется множество производных. Кроме того, на их основе разработаны многообразные кривые и волнистые линии, спирали и завитки.

Зооморфные узоры, нередко связанные с древней мифологией, разработаны на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц: барана, архара, оленя, волка, быка, лошади, верблюда, беркута, ястреба и других. Некоторые из них, например, узоры в виде рога и следов животных, имели ритуальное значение. По исследованиям ученых, «баран и козел в солярно-космической мифоло­гии одинаково связаны с солнцем и по существу идентифицируются». В. И. Петри писал: «На изображении солнца вместо лучей на­рисованы бараньи рога. Ясно видно, что это космический символ, образ солнца и вселенной». Этот узор характерен для орнамента казахов, киргизов, каракалпаков. У казахов существует несколько вари­антов этого узора. Основной из них — пара рогов кос муйиз производный торт муйиз четыре рога. Другие основные варианты узора кош-кар муйиз один рог сынар муйиз и сломанный рог сынык муйиз. К этой же группе узоров можно отнести узор со­рок рогов кырык муйиз. Из распространенных зооморфных узо­ров, наряду с кошкар муйиз, встреча­ются шея горного барана кулжа мойын, олений рог бугы муйиз, который ис­пользуется в бордюре войлочных ков­ров.

[7.] Маргулан А.Х..«Казахское народное прикладное искусство»Том1.Алма-Ата.

«Өнер».1986г с.83-84.

Очень древним является узор шея верблюжонка бота мойын—в виде ла­тинской буквы S. Он известен со вре­мени саков и сохраняется в орнаменте казахов, киргизов и каракалпаков. Лировидная фигура из этих двух эле­ментов у казахов называется кос алка.

S-образная фигура используется в ком­позиции войлочных, ворсовых и безвор­совых ковров, баскуров, вышивке на мужской и женской одежде, в резьбе по дереву и на ювелирных изделиях.

«Своеобразна древняя орнаментальная фигура (рис. 1) горизонтальный и вертикальный варианты. У казахов она называется голова лошади — ат бас. Ее можно встретить в резьбе по дереву и кости, вышивках, безворсовых коврах, ювелирных изделиях. К древним относится узор верблюжий след туйе табан. Из него строится система узоров для центрального поля ковров. В ковровых композициях ис­пользуются также узоры верблюжий горб – туйе оркеш, волнистые и пун­ктирные линии. Волнистые линии на­зываются нога верблюжонка бота тир-сек, пунктирные — мышиный след тышкан из.

В орнаменте казахов, каракалпаков, туркменов, киргизов и узбеков сохра­нились изящные сердцевидные фигу­ры — журекше.

К зооморфным относятся также узоры волчьи ушибори кулак, характерный для ювелирного искусства и тиснения по коже, голова скакуна тулпар бас—в виде крестовины с головами лошади по углам, лисья голова тулки бас—узор в виде розетки, характерный для туски-изов. Своеобразен ритмически повто­ряющийся узор муравьиная талиякумырска бель.

Один из распространенных в казах­ском орнаменте зооморфный узор че­тыре уха торт кулак. Это крестовид­ная фигура, составленная из взаимопересекающихся линий с четырьмя ба­раньими рогами, расположенными по углам.

Крестовидная фигура с рогами барана впервые обнаружена в памятниках Но-ин-Улы. В пятом Пазырыкском кургане на настенном войлочном ковре аппли­кацией выполнена фигура (рис. 2). Та­кие крестовидные фигуры сохранились также у казахов в орнаментации на­стенных ковров — тускиизов. Узор торт кулак имеет несколько ос­новных и производных вариантов. К основным относятся имеющие кресто­видные, округлые и полукруглые очертания. Есть варианты, когда две дугообразные линии узора сдвоены и образуют фигуры (рис. 3) или (рис. 4). Фигура (рис. 5) имеет у казахов нес­колько названий: покрытие тасала, ковровый надверник и детское седло есик жапкыих.

Такие узоры сочетаются с солярным кругом и образуют фигуры (рис. 6) и (рис. 7). Вторая — крестовидная в своей основе. Такие фигуры использу­ются в резьбе по дереву, тиснении по коже.

Крестообразную форму имеет узор поз­воночникомыртка. Из него составля­ются ритмические ряды в композициях ковровых изделий.

К зооморфным можно отнести узор ребро кабырга, используемый для бо­ковых участков ковровых композиций, двойное копыто аир бакай или ашатуяк, характерный для резьбы и тисне­ния по коже, а также для ковров; след собаки ит из ,след щенка кушик из, рыбий глаз балык коз—мотив, встре­чающийся в ювелирных изделиях, зме­иная головажилан бас. В казахском орнаменте многочисленные узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи и лапок. Выразительны узоры вереница летящих журавлей тырна, журавль-цветок тырна гуль. В орнаментации бордюров ковров ис­пользуется узор орел-цветок буркит ор-нек. Есть узоры птичьи крылья кус канат, орлиное крыло буркит канат, соколиное крылолашин канат. Послед­ний используется в тускиизах.

В обрамлениях различных изделий используются кривые линии: птичий клюв кус тумсык; мотив елочки: птичье нёбо кус тандай, птичья шея-крючок - кус мойын, гусиная шея каз мойын, гусиная лапа каз аяк, птичий след кус табан—разновидность узора каз аяк. Узор каз аяк используется в каймах ковровых изделий».[8]


[8.]- Маргулан А.Х..«Казахское народное прикладное искусство».Том 1.Алма-Ата.

«Өнер».1986г с.85.

Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы ка­захского орнамента. На территории Казахстана в советское время открыто и исследовано много памятников эпохи бронзы, и среди них керамика с гео­метрическим орнаментом, напомина­ющим ковровые узоры казахов. Он встречен также на наскальных рисун­ках и предметах из бронзы. Геометрический орнамент широко ис­пользуется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Это — квадрат, ромб, четырехугольники, тре­угольники, составляющие половину квадрата или ромба. Разделенных по диагонали, шестиугольники, восьми­угольники, фигуры из квадратов и тре­угольников, параллелограмм. Для геометрических узоров характер­ны равновесие между отдельными эле­ментами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию. Многообразны всевозможные линии: прямые, волнистые, спиралевидные, в виде цепочки, шнура. «В казахском орнаменте много произ­водных геометрических узоров. К ним относятся аралык гуль—фигура, образо­ванная из треугольников. Она обычно располагается в композициях ковров между центром и бордюром; два тре­угольника кос тумарша, его вариант — сызыкты тумарша, якоревидная фигура балдак улги, ритмически повторяющаяся в орнаментации баскуров; узор, напо­минающий гребень,— такта орнек ис­пользуется в ковровых композициях, резьбе по дереву и тиснении по коже. Древним является узор, сохранивший­ся у казахов под названием сирге гуль — тип меандра, широко известный с эпо­хи бронзы.

Древний элемент в виде запятой назы­вается у казахов алши, алшим бар— удача, счастье, благополучие. Этот эле­мент используется главным образом в вышивке настенных ковров, халатов, платков».[9,]



Растительные узоры казахского орна­мента, подобно другим его группам, делятся на основные и производные. К основным относятся узоры дерево агаш гуль, яблоко алма гуль, характер­ные для розеток в центральном поле ковра; колосмасак гуль, использу­ющийся в вышивке, вьющиеся стебли сакык гуль, образующий арабесковую вязь, тополь торангы гуль, использу­ющийся в резьбе и ковровых изделиях, восемь фисташек сегиз писте—узор для розеток, полевые цветы байшешек гуль, сходные с ним узоры тюльпан с бутончиками кызгалдак гуль и мин­дальгуль бадам, часто встречающиеся в вышивке настенных ковров, одежды, подзоров для кровати. Узор лотос (или водяная лилия)—сегиз илме используется для украшения центров ковровых орнаментальных композиций, узор горошина буршак гуль характерен для многокрасочных композиций. Узор восемь цветков сегиз гуль характерен также для центрально­го поля ковра, вилообразный стебель с двойными зубьями—багета гуль ис­пользовался в орнаментации безворсо­вых ковров. Узоры лоза тал баркы, стебель с мелкими цветками в колосьях балдана сабак встречаются в вышивке. Для вышивки характерны мотивы цве­ток с бутонами казтамак гуль, соцве­тие из пяти цветков со стеблями — бессабак гуль, веточка с ягодами, цветок с лепесткамиушкат гуль, использовавшийся не только в вышивке, но и в тиснении по коже сосудов; одуванчик сары гуль, пятилепестковый цветок с бутонами саргалдак гуль и т. д. К отдельной группе растительных узо­ров относятся таволга с соцветиями тобылга гуль — узор, применяемый в вышивке мужских штанов, ветка ивы уйепки гуль, использовавшийся в тисне­нии по коже и резьбе. Широко приме­нялись узор в виде листьевжапырак гуль, цветы с листьямижапырак ою, большой лист туйе жапырак, трили­стниккулпынай или уш жапырак, пятилистник бес жапырак, бутон култе — узор для обрамления вышивки, красный цветоккырмызы гуль—узор для центра орнаментальных композиций. В казахском орнаменте встречаются узоры, представляющие схематические изображения предметов бытового оби­хода.

[9.]- Маргулан А.Х..«Казахское народное прикладное искусство».Том 1.Алма-Ата.

«Өнер».1986г с.86.

«Это— сандык гуль —квадрат для украшения центральной части компо­зиций, кобыз кобыз гуль—узор, при­меняемый в инкрустации и ювелирных изделиях, лады кобыза кобыз тил —узор в виде язычков, чайник-цветок аугим гуль—узор округлой формы, ис­пользуемый в вышивке тускиизов и в тиснении по коже, покрывало двери есик жапкыш—узор в виде фигуры X, падшайы гуль—узор для орнаментации циновок, цветок-жемчужина тана гуль, используемый в инкрустации, оже­рельемоншак гуль—узор, применя­емый в филигранной технике, гребень-цветоктарак гуль—узор вилообраз­ного очертания, применяемый в декоре безворсового ковра и баскура, часто в сочетании с треугольниками, ромбами, якоревидными и S-образными фигура­ми.

Среди этой группы одним из древних является узор каблук окше гуль. Очень распространен его вариант — ломаный каблук сынар окше, применяемый в ор­наментации паласов, ковров, баскуров, циновок, войлочных сум. Узор каблук имеет несколько вариан­тов. Фигура из двух этих элементов называется пара каблуков кос окше. Из одиночных и парных элементов состав­ляются розетки в коврах и баскурах. Для этих изделий характерен также древний узор зубья пилы ара тис. Ювелирные изделия украшаются узо­ром кармакуздечка, крючок»[10].

.

В орнаментальные композиции изде­лий народного искусства включались также реалистические и стилизованные изображения животных, птиц, людей, а также отдельные сюжеты: охоты, единоборства богатыря с хищником, народного торжества и т. д. Следуя сложившимся традициям, народные ма­стера еще до XVI века создавали обра­зы людей и животных. В казахском искусстве сохранились сти­лизованные изображения барана, коз­ла, лошади, орла, ястреба, лебедя, бер­кута, сокола. В библиотеке Томского университета, в архиве Г. Н. Потани­на, хранится сделанная им в 1876 году в. Зайсане зарисовка вышитого тамбу­ром на шелке портрета девушки. О существовании подобных изображений есть данные в народном эпосе.

«Многообразие основных исходных эле­ментов давало народным мастерам ши­рокие возможности в составлении про­изводных узоров, фигур, различных ор­наментальных композиций путем соче­тания и комбинации их с простейшими мотивами, спиральными и волнистыми завитками, зигзагами, кругами, ромба­ми и т. д.

Орнамент всегда соотнесен с размером вещи и ее формой. С большим мастер­ством народные мастера размещают сложные по конфигурации композиции как на больших, так и на малых плос­костях.

Для орнаментальных композиций ха­рактерно примерное равенство площа­дей фона и узоров. Фон обычно окра­шен иначе, чем узоры, благодаря этому создается впечатление дополнительных узоров.

Узоры в композициях располагаются симметрично. В них бывает одна, две или больше осей симметрии, относи­тельно которых располагаются узоры. В зависимости от осей симметрии на плоскости изделий строятся декоратив­ные центры, бордюры и отдельные фрагменты орнаментальных компози­ций. Именно наличие осей симметрии уравновешивает площади фона и узо­ров и создает впечатление максималь­ного заполнения плоскости орнаментом. Относительно осей симметрии строятся и цветовые акценты. Симметрия, один из основных принци­пов орнаментации, характерна и для цветового решения в целом.» [11.].


[10].- Маргулан А.Х..«Казахское народное прикладное искусство»Том1.Алма-Ата.

«Өнер».1986г с.87.

[11.] -.Кузин В.С: « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе».

М.«Агар» 1998г.С. 167.

Гармонич­ное цветовое решение, ритмическое чередование и сочетание различных тонов — характерная особенность узоротворчества и в изделиях казахов. Цвет тесно связан с материалом изде­лия и графикой узоров. Посредством цвета выделяются центры орнамен­тальных композиций, бордюры, фон, например, в ковровых композициях центральное поле нередко составляется из нескольких одинаковых по форме, но различно окрашенных розеток или их основных контуров. Варьирование нескольких локальных тонов позволяет создавать выразительные орнаменталь­ные ряды и композиции. Симметрия и ритмическое повторение различно ок­рашенных узоров приглушает локаль­ные чистые тона.

Иногда цветовое решение орнамента и фона контрастно, как, например, в вой­лочных изделиях, с использованием черного и белого цветов. «Для казахско­го орнамента характерно также сочета­ние черного и малинового цветов, го­лубого с зеленым и т. д. Орнаменталь­ный узор из голубого и желтого тонов называется алисур. Сочетание этих цве­тов создает минорное ощущение. Контрастная расцветка называется аси-ре кызыл. Многокрасочный орнамент с использованием различных тонов каза­хи называют шим, отсюда название циновки из тростника—шим ши. В древности окраска изделий в опреде­ленные тона, использование в орнамен­тах тех или иных красок имели симво­лическое значение, служили выражени­ем определенных понятий и представ­лений. Так, синий цвет — символ неба, поклонения небу, красный — огня, солнца, белый — истины, радости, сча­стья, желтый — разума, черный — земли, зеленый — весны, молодости. Все эти основные приемы построения орнаментальных композиций сохраня­ются и в современном 'декоративно-прикладном искусстве казахов, как и многочисленные основные и производ­ные элементы орнамента».[12.]

[12.]- Кузин В.С: « Изобразительное искусство и методика его преподования в школе».

Москва «Агар» 1998г. с.169.


2. Технология изготовления.


ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

В промышленном производстве папье-маше представляет собой размельченную на волок­но бумажную массу, смешанную с клеем, ме­лом или гипсом. В домашних условиях — это рваная бумага, пропитанная клейстером или каким-нибудь другим клеем и спрессованная в несколько слоев, при этом она становится очень прочной, с ней можно работать как с деревом.

В зависимости от назначения изделия, его величины и тиража, следует выбирать техно­логию его приготовления. Оно может быть вы­полнено (выклеено) несколькими способами:

а) по модели;

б) по форме, снятой с модели;

в) по оригиналу — подлинному изделию;

г) по болванкам.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ

Модель изделия, которое хотят изготовить, можно вырезать из дерева, вылепить из плас­тилина или глины.

При выполнении изделия по модели оно получается полым внутри.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ ПО МОДЕЛЯМ

«Формы представляют собой отпечатки моде­лей в гипсе, воске, парафине и других матери­алах, которые либо расплавляются подогревом, либо разводятся водой. Затвердевая, эти веще­ства с достаточной точностью воспроизводят форму моделей в зеркальном отражении.

Гипс для изготовления формы должен быть на ощупь эластичен и жирен, не должен содержать посторонних включений и крупинок, при­ставать к пальцам; растворенный в воде, о„ заполняет все мельчайшие элементы поверхно­сти модели, быстро твердеет, образуя форму, довольно легко отделяющуюся от моделей.

Для изготовления формы подготавливаю коробку по размерам модели. На модели отме­чают ее половину и смазывают мылом.

Затем в какой-нибудь посуде разводят гипс: на 1 литр воды берут 1—1,5 кг гипса или але­бастра. Раствор надо быстро перемешивать де­ревянной лопаточкой, не поднимая ее и избе­гая взбалтывания, т. к. оно приводит к образо­ванию пузырьков воздуха. Если раствор полу­чается слишком жидким, в него надо срочно добавить немного гипса, доведя до густоты сметаны.

После этого гипс выливают в подготов­ленную коробку и вдавливают модель в жид­кий гипс до предварительно сделанной от­метки. Через 5—10 минут гипс становится твердым. Модель вынимают, картонную ко­робку снимают, разрывая ее на куски. Фор­ма готова.»[13]

[13] - Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт-

Петербург. Литера . 2000 г.- с.


Следует помнить, что разведенный водой и затвердевший гипс вторично развести нельзя, поэтому для отливки новой формы нужно го­товить новый раствор; посуду из-под разведен­ного гипса следует вычистить и вымыть неза­медлительно. Чтобы этого избежать, можно выстлать посуду, в которой разводят гипс, по­лиэтиленовой пленкой.

Если модель имеет несимметричную повер­хность, изготавливают не одну, а две или три формы различных частей модели.

Подготовленную модель можно вдавливать в гипс, а можно на модель сверху нанести сна­чала тонкий сплошной слой гипсового раство­ра, внимательно следя за тем, чтобы у поверх­ности будущей формы не образовалось пузырь­ков и пустоты, а затем покрыть всю поверх­ность ровным слоем раствора, толщиной не менее 2,5—3 см в самых тонких местах. Жела­тельно, чтобы верх получился плоским, т. к. при изготовлении изделий из папье-маше формы будут стоять именно на этой плоскости.

Готовые гипсовые формы хорошо просуши­ваются и сплошь покрываются масляным ла­ком или жидким столярным клеем.

После повторной просушки и каждый раз перед использованием рабочую поверхность необходимо покрыть тонким слоем смеси ра­стительного масла с раствором хозяйственно­го мыла.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БОЛВАНОК

Для изготовления изделий, имеющих стро­гую геометрическую форму (круглого, квадрат­ного и прямоугольного сечения) используют, как правило, болванки соответствующего вида. Их делают из сухой, не сучковатой древеси­ны. Для того чтобы легче было снять заготовку

изделия с болванки, следует выстрогать ее слегка «на конус», а на ребрах снять неболь­шие фаски. Поверхность болванки следует вы­красить водоустойчивой краской, нитролаком или масляным лаком.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОТТИСКОВ ИЗ БУМАГИ
«Для работы берут рыхлую, непроклеенную белую или цветную (можно газетную) бумагу. Ее разрезают на узкие полоски, рвут на мел­кие кусочки: рваные края бумаги являются одним из основных условий прочности сцеп­ления бумажных слоев.

Клочки на несколько минут можно залить теплой водой, потом воду слить.

Заранее следует приготовить клейстер.

Клейстер крахмальный

Крахмал — 100 частей.

Бура кристаллическая1 часть.

Вода 1500 частей.

Крахмал залить небольшим количеством воды, добавить буру, смесь размешать. Через 1—2 часа, когда крахмал размокнет, при по­мешивании влить остальную воду, нагретую до кипения.»[14.]
[14.]-Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек».Санкт-

Петербург. Литера . 2000 г. - с.

Вместо клейстера можно использовать клей ПВА.

Перед началом работы модель (форму) сма­зывают тонким слоем растительного масла с хозяйственным мылом. Первый слой выклады­вают влажными кусочками и полосками бу­маги без клея. Их накладывают на поверхность так, чтобы края каждого кусочка прикрыва­ли края соседних, не оставляя пробелов. Вы­кладывание ведут либо от середины к краям, либо от одного края к другому. Когда вся модель будет покрыта первым слоем бумаги, на него накладывают второй слой. Теперь каж­дый кусок необходимо смазать клейстером с одной стороны.

Таким образом клеют до тех пор, пока тол­щина оттиска не будет достаточной (от 5 до 15 слоев бумаги): это зависит от размеров из­делия и его назначения. Если требуется мак­симальное количество слоев, лучше делать ра­боту с перерывами, давая оттиску подсыхать. Начиная с пятого слоя, бумагу смазывают клейстером с обеих сторон для лучшего увлаж­нения и размягчения.

Для придания прочности изделию между сло­ями бумаги можно проложить нарезанную на кусочки и хорошо промазанную клейстером бязь.

Бумагу следует выклеивать так, чтобы полу­чился бумажный бортик (заплечики), защища­ющий оттиск от искривления при высыхании (к тому же, держась за него, удобно вынимать из формы просушенный оттиск).

Если изделие не имеет составных частей, за­плечики после сушки отрезают. Если же оттиск представляет собой часть изделия, по оконча­нии выклеивания этот бортик отгибают внутрь формы вровень с краями и приклеивают к внут­ренней поверхности. При этом образуется утол­щение, необходимое при склеивании частей изделия.

Если изделие имеет мелкие выпуклости, то после выклейки нескольких слоев их заполня­ют небольшими бумажными комочками, сма­занными клеем, после этого продолжают обы­чное выклеивание.

При изготовлении оттиска по форме пер­вый слой бумаги является лицевой поверхно­стью изделия, в то время как при изготовле­нии оттиска по модели (или оригиналу) ли­цевую поверхность образует слой последний, который только приблизительно воспроизво­дит оригинал, именно поэтому нужно строго следить, чтобы не было пропусков при на­клейке слоев бумаги, тогда общая толщина стенок получается одинаковой.

Для удобства работы можно пользоваться бу­магой разного цвета для чередующихся слоев — это позволит вести счет уложенным слоям и вовремя замечать каждый возможный про­пуск.

Если по модели необходимо получить точ­ную форму лицевой поверхности при значи­тельной толщине изделия, можно, наклеив не­сколько слоев, дать оттиску высохнуть, а за­тем, сняв его с модели, продолжить выклейку изнутри до требуемой толщины.


ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ПО БОЛВАНКЕ

Перед началом работы болванку смазывают маслом (можно с мылом) и обертывают од-ним-двумя слоями бумаги. Затем слой за слоем болванку оклеивают аналогично модели до тре­буемой толщины и оставляют на просушку.



ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ СПОСОБ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШКАТУЛКИ

ПО ОСТОВУ

«Для этого необходимо сделать или исполь­зовать готовую коробку нужного размера. Окле­ить ее бумажными клочками, как описано выше, до нужного размера. После просушки при помощи шпаклевания, грунтовки и шли­фовки ей придается правильная геометриче­ская форма.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОТТИСКОВ ИЗ БУМАЖНОЙ МАССЫ

Многие изделия можно изготовить из зара­нее приготовленной бумажной массы.

Для этого рыхлую, непроклеенную бумагу разрывают на мелкие кусочки, кладут в метал­лическую посуду и заливают горячей водой. Посуду обматывают одеялом и ставят на сутки в теплое место. На другой день размоченную бумагу подогревают на огне и при помешива­нии доводят до кипения.

Затем разварившуюся бумагу укладывают в мешочек, отжимают и пальцами скатывают в небольшие шарики, которые хорошо просуши-ивают. Сухие шарики растирают в порошок.

Для того, чтобы получить бумажную массу, берут 1 часть порошка, 1 часть толченого и хо­рошо просеянного мела, 1/4—1/5 часть карто­фельной муки и 1/10 часть столярного клея.

Порошок тщательно перемешивают с ме­лом, из картофельной муки приготавливают клейстер и добавляют в него разведенный сто­лярный клей. Эту смесь выливают в порошок и размешивают, получается не очень густое тес­то. В случае необходимости в него можно доба­вить горячую воду.

Можно приготовить массу без клейстера, но в этом случае следует увеличить количество сто­лярного клея.

Иногда в массу добавляют гипс, золу, не­много муки, тальк.

Приготовленной массой тотчас же покрыва­ют модель или заполняют форму. Чтобы уложить ровным слоем, ее можно предварительно рас­катать на тонкие пласты, как тесто.

СУШКА ОТТИСКОВ

Сушка оттисков изделий производится в теплом, сухом помещении. Каждое изделие или его части подсушивают вначале в форме, за­тем осторожно извлекают из форм и сушат, развешивая на веревках или раскладывая на досках.

Слишком быстрое просушивание при высо­кой температуре обычно приводит к коробле­нию, которое портит вид изделия.

Если изделие состоит из нескольких оттис­ков, их выравнивают, линии склеивания зачи­щают рашпилем. Для получения хорошей при­гонки частей их притирают, уложив швами на тонкую шлифовальную шкурку.» [15.]

Высушенные и пригнанные друг к другу ча­сти изделий склеивают горячим столярным клеем или клеем ПВА.

[15.] - Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт-

Петербург. Литера . 2000 г.-с.



ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ

Если на выполненных из папье-маше пред­метах имеются изъяны: швы, царапины, вы­боины — их прошпаклевывают, нанося шпак­левку куском литой резины. Плоские поверхно­сти шпаклюют с помощью шпателя.



Шпаклевка клеевая

Мел просеянный70 частей.

Раствор столярного клея— 20 частей.

Олифа— 10 частей.

Мел замешивают водой до получения густого теста, прибавляют клеевой рас­твор и, не переставая мешать, нагревают

После получения однородной массы добавля­ют олифу и снова подогревают, тщатель­но помешивая.

После высыхания шпаклевки изделие зачи­щают рашпилем и шлифуют пемзой. Затем про­изводят грунтовку поверхности левкасом.



ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТОВ

И МАТЕРИАЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ РАБОТЫ

Кисти: Колонок, белка № 1—8; плоские кисти № 10—16; для масляных красок: плоские щетинные (для фона), небольшие плоские колонковые; для нанесения лака: широкие синтетические кисти.

Краски: акварельная краска , медовые; художественная гуашь; темпера; масляные краски.

Материалы: клей ПВА; лак масляный, прозрачный (например, паркетный ПВ-231);

шпаклевка;

шкурка средней и мелкой зер­нистости; пемза.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Изделие , предназначенное для росписи, т. н. белье, может быть из цельной древесины, фа­неры, папье-маше, металла. Его можно сделать самому или купить, но оно непременно дол­жно быть хорошо высушено.

Подготовка изделия к росписи состоит из нескольких операций.


Операция первая — шпаклевание

После шлифовки и удаления жировых ве­ществ необходимо замазать и загладить мель- чайшие щелки, задиры и сколы.

Шпаклевка под клеевую краску должна за­мешиваться тоже на клеевой основе — растворе клея ПВА. В качестве наполнителя может быть использован мел.

Под масляную краску можно использовать такую же шпаклевку или добавить в нее немно­го олифы. Можно приобрести в магазине лю­бую масляную шпаклевку.

Т. к. шпаклевка после высыхания (4—6 ча­сов) проседает, процесс следует повторить.

После полного высыхания изделие вновь шлифуют.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет