КИНЕМАТОГРАФ «ОТТЕПЕЛИ» (50-е — СЕРЕДИНА 60-х гг.)
В середине 50-х гг. в жизни страны начался новый этап. В советской кинематографии тоже произошли большие изменения. В кино пришло много молодых авторов — выпускников ВГИКа. Актёры, режиссёры, операторы, художники получили возможность активно работать. Подход к воплощению жизни на экранев корне изменился и усложнился. В картинах 30—40-х гг. персонажи часто являли собой типажи с чётко обозначенными социальными приметами (см. дополнительный очерк «Типажи и актёры»). Кинематограф 50—60-х гг. привнёс полутона, позволяющие рисовать сложные и многогранные характеры, без предвзятого деления на «чёрное» и «белое». У нового поколения кинематографистов проявилось романтическое отношение к современности — это было желание построить «социализм с человеческим лицом». Фильмом, положившим начало новому периоду советского кино, стало «Возвращение Василия Бортникова» (1953 г., режиссёр В. Пудовкин). В этом рассказе о послевоенной деревне не было бутафорского изобилия «Кубанских казаков». Крестьян интересовали не только сельскохозяйственные достижения, но и личные проблемы и переживания.
Кинематограф устремился к изображению реальной жизни и реальных характеров. Трилогия И. Хейфица «Большая семья» (1954 г.), «Дело Румянцева» (1956 г.) и «Дорогой мой человек» (1958 г.), а также «Урок жизни» (1955 г.) Ю. Райзмана, «Неоконченная повесть» (1955 г.) Ф. Эрмлера были сделаны на современном материале и затрагивали нравственные категории: честность, трусость, благородство, верность. Стоит особо выделить фильм «Дело Румянцева». Молодого шофёра Румянцева (Алексей Баталов) обвиняют в преступлении: груз, который он перевозил, оказался краденым. Все улики против героя, но справедливость торжествует. Ещё несколько лет назад невозможно было представить такой сюжет на экране. Это говорило об изменении отношения к отдельной личности.
Героями всё чаще становились молодые люди, которым свойственна верность романтическим идеалам и тяга к демократическому преобразованию общества. Молодые актёры — В. Тихонов, Н. Рыбников, Н. Михалков — создавали образы таких героев. Например, в «Весне на Заречной улице» (1956 г.) Марлена Хуциева рабочий в исполнении Николая Рыбникова влюбляется в учительницу вечерней школы. Однако различие в их социальном положении заставляет героя повышать уровень образования, а учительницу — более уважительно относиться к труду простого рабочего. На нелёгкие поиски своего места в жизни отправляется герой Вячеслава Тихонова в картине С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1958 г.). Противоречивым, задиристым, но вместе с тем добрым и порядочным предстаёт перед зрителями герой Л. Куравлева Пашка Колокольников в фильме В. Шукшина «Живёт такой парень» (1964 г.). Юный Никита Михалков решает вопрос «кем быть, каким быть» в кинокартине «Я шагаю по Москве» (1964 г.) Г. Данелия.
Снятый в 1965 г. фильм М. Хуциева по сценарию Геннадия Шпаликова и М. Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), получивший множество призов, упоминается чаще других. И это не случайно, поскольку он концентрировал настроения и проблемы молодёжи в период «оттепели», выражал идеи революционного романтизма. Название — «Застава Ильича» — воплощает верность романтическим идеалам революции. Кроме того, картина необычна по своей структуре: она сочетает в себе игровое и документальное начала. Одна из самых известных сцен — вечер поэзии в Политехническом музее, где выступали молодые поэты: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский. Б. Окуджава. В этом эпизоде герои фильма — простые зрители. Сцена вносила дополнительное понимание того времени, когда споры «лириков» и «физиков» обнажали нерв общественной жизни и по сути, сводились к спору романтиков и прагматиков. Заявленный в картине своеобразный поэтический почерк М. Хуциев перенёс и в свой следующий фильм «Июльский дождь» (1967 г.).
Художников периода «оттепели» привлекала не только тема современности. Появился огромный интерес к русской классике. Среди самых заметных экранизаций — фильмы по рассказам А. П. Чехова — «Попрыгунья» (1955 г., режиссёр С. Самсонов) и «Дама с собачкой» (I960 г., режиссёр И. Хейфиц), романам Ф. М. Достоевского — «Идиот» (1958 г.) и «Братья Карамазовы» (1969 г.) И. Пырьева, «Преступление и наказание» (1970 г.) Л. Кулиджанова. По мотивам произведений М. Коцюбинского «Тени забытых предков» в 1965 г. была сделана одноимённая картина Сергея Иосифовича Параджанова (1924— 1990). Она положила начало школе украинского поэтического кино, фильмы которой имели большой резонанс в мире. Не остались без внимания и шедевры мировой литературы: С. Юткевич поставил фильм «Отелло» (1956 г.), а Г. Козинцев — картины «Дон Кихот» (1957 г.) и «Гамлет» (1964 г.). Масштабная историческая фреска Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» (1966 г.) по-новому интерпретировала роль личности и истории. Человеку и художнику отводилось более привилегированное место, чем это было принято раньше. Фильм вышел только в 1971 г. Большой резонанс вызвала экранизация в 1966—1967 гг. С. Бондарчуком романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Эпический размах, многотысячные массовки и монументальные батальные сцены не помешали передать тончайшие движения души героев Толстого.
Пополнилось число фильмов на историко-революционную тему. Режиссёрская интонация постепенно менялась. В «оттепельных» фильмах «Павел Корчагин» (1957 г., режиссёры А. Алов и В. Наумов) и «Коммунист» (1958 г., режиссёр Ю. Райзман) главенствовала героическая патетика. События революции и Гражданской войны были представлены с бескомпромиссной однозначностью: «красные» погибали, но не сдавались, «белые» не вызывали никакого сочувствия. Однако к концу 60-х гг. понемногу' начало складываться ощущение, что революция и Гражданская война — это общенациональная трагедия, а победа определённой стороны вовсе не является безусловным благом. Первая такая картина — «В огне брода нет» (1968 г.) — родилась при сотрудничестве маститого драматурга Евгения Габриловича и режиссёра-дебютанта Глеба Панфилова.
Комедии постепенно становились лиричнее, смех — непосредственнее, оптимизм — искреннее. Три комедии: «Верные друзья» (1954 г., режиссёр М. Калатозов), «Солдат Иван Бровкин» (1955 г., режиссёр И. Лукинский) и «Девчата» (1962 г., режиссёр Ю. Чулюкин) — пользовались всенародным успехом. В художественные фильмы вплеталась и изрядная доля сатиры. Эльдар Рязанов в своих комедиях тяготел к социальному гротеску и едкой сатире. Молодых романтиков-идеалистов он противопоставлял бюрократам, хапугам и тунеядцам, продолжая сатирическую линию комедии 30-х гг. «Карнавальная ночь» (1956 г.) и «Берегись автомобиля» (1966 г.) вошли в золотой фонд отечественного кино. Рязанов в основном ориентировался на интеллигентную публику, которая была крайне внимательна к недостаткам и оплошностям правящего режима. Именно в этой среде Рязанов находил самых благодарных зрителей.
Юмор Леонида Гайдая более демократичен. Эксцентрика его короткометражек — «Пёс Барбос и необычайный кросс» (1961 г.) и «Самогонщики» (1962 г.) — отсылает к немой комической американца Мака Сеннетта, коронным приёмом которого была безумная, плохо мотивированная погоня. Гайдай — сатирик. Но в отличие от Рязанова сатира у него на втором плане; на первом же оказываются «заводные» персонажи, предметы, используемые не по назначению. Кинокомедии «Операция „Ы" и другие приключения Шурика» (1965 г.), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967 г.), «Бриллиантовая рука» (1969 г.) сразу стали чемпионами проката. А некоторые персонажи, как, например, знаменитая троица Вицин, Моргунов и Никулин, создавшая роли-маски Труса, Бывалого и Балбеса, получили высшее народное признание — стали героями многочисленных анекдотов.
Во второй половине 60-х гг. пафос романтической революционности стал отходить в прошлое. Новая «Застава Ильича» не могла появиться ни при каких обстоятельствах. Наступили скучные, но относительно спокойные времена. Кинематограф отреагировал на изменение общественного климата с необычайной оперативностью. Уже в начале 70-х it. отечественные фильмы поменяли свою интонацию. Отныне режиссёрам приходилось сдерживать свой темперамент. В период так называемого застоя в почёте — неопределённость и недосказанность. На смену пафосу и прямому высказыванию приходят подтекст, нюансы, полутона. Государственная машина — на распутье, а человек — в недоумении, словом, всё как в «Неоконченной пьесе для механического пианино», одной из ключевых картин 70-х гг.
«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ»
На экраны страны в 1957 г. вышел фильм, ставший одним из самых значительных явлений не только советского, но и мирового кинематографа. В его основу легла пьеса Виктора Розова «Вечно живые».
Война разлучает влюблённых Бориса и Веронику. Вскоре Борис погибает, и девушка, потеряв его, родителей, дом, выходит замуж за нелюбимого человека. Но чувство измены Борису и прежде всего самой себе пробуждает в Веронике долг по отношению к другим людям, даёт ей мужество, силу и верность...
Из этой нехитрой истории режиссёр Михаил Калатозов сделал шедевр. Успех картины как нельзя лучше подтверждает тот факт, что кино — искусство коллективное. Именно сочетание глубочайшего психологизма актёров, неожиданных ракурсов съёмки, новых приёмов в режиссуре обеспечили фильму оглушительный успех. Картина «Летят журавли» получила множество призов на различных кинофестивалях всего мира, в том числе она произвела фурор на престижнейшем Каннском кинофестивале 1958 г. и заслуженно была награждена главным призом — «Золотой пальмовой ветвью». Исполнительница главной роли Татьяна Самойлова получила специальный диплом, а оператор Сергей Урусевский — приз Высшей технической комиссии Франции.
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
Один из самых необычных и талантливых режиссёров мирового кинематографа — Андрей Арсеньевич Тарковский. Однако практически все его фильмы прошли через запреты и трудности на пути к зрителю. Пик творчества Тарковского пришёлся на 70-е гг. К этому времени он уже получил главный приз Международного кинофестиваля в Венеции за фильм «Иваново детство» (1962 г.; история о судьбе мальчика, который страстно желает отомстить фашистам за счастье, отнятое войной). Режиссёру достался и приз Международной федерации кинопрессы на Каннском кинофестивале 1969 г. за картину «Андрей Рублёв» (1966 г., авторы сценария А. Тарковский и А. Михалков-Кончаловский) — философское произведение о праведной жизни русского иконописца на фоне княжеских междуусобиц и монгольских набегов начала XV в.
В 1972 г. появилась картина «Солярис» (по мотивам романа польского писателя-фантаста Станислава Лема), снятая, как и две предыдущие, оператором Вадимом Юсовым. Действие фильма происходит на космической научной станции, вблизи таинственной планеты Мысляший Океан, которая хранит в памяти все поступки и мысли героев. Эта картина — размышление о психологии, памяти и нравственности человека. «Солярис» стал, пожалуй, единственным фильмом Тарковского, который не пытались «замалчивать». Участие в Каннском фестивале 1972 г. принесло режиссёру «Серебряную пальмовую ветвь» и специальный приз Экуменического жюри. Однако уже к следующей его картине — «Зеркало» (1975 г.) — государственные цензоры проявили пристальное внимание. В результате на экраны она вышла лишь пять лет спустя. Фильм пронизан автобиографическими воспоминаниями, которыми режиссёр наделил своего героя Алексея. Роль матери в пожилом возрасте исполнила Мария Вишнякова — мать режиссёра, а стихи за кадром читает его отец — поэт Арсений Тарковский. Так что название «Зеркало», являясь чем-то вроде исповеди, как нельзя лучше отразило суть фильма.
В 1980 г., в год выхода на экраны «Зеркала», Тарковский закончил снимать картину «Сталкер» по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Это рассказ о таинственной Зоне, оставленной на Земле пришельцами из космоса и притягивающей внимание любопытных. Самые отважные проникают туда с помощью проводников — сталкеров. Тарковский вновь использует фантастический сюжет — на этот раз о Зоне и находящейся в ней комнате, в которой может исполниться любое желание. Пройдя сложный путь и добравшись до вожделенной комнаты, герои «Сталкера» не решаются переступи тьеё порог. За время путешествия у них появилось достаточно оснований для того, чтобы усомниться в чистоте своих помыслов.
Было выпущено ограниченное количество копий и «Зеркала», и «Сталкера», новые замыслы режиссёра не находили поддержки, и в 1982 г. Тарковский, находясь в Италии на съёмках «Ностальгии», решил остаться на Западе. В любой европейской стране считали за честь предоставить режиссёру все условия для работы. В Лондоне в театре «Ковент-Гарден» в 1983 г. он поставил оперный спектакль «Борис Годунов», в Италии в том же году снял «Ностальгию» (фильм получил Большой приз «За творчество», призы ФИПРЕССИ и Экуменического жюри), в Швеции — «Жертвоприношение» (1986 г.).
29 декабря 1986 г. Андрея Тарковского не стало. Его похоронили в Париже, на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, рядом с другими прославленными деятелями русской культуры.
Достарыңызбен бөлісу: |