Классификация тканей
Старинные и современные ткани, история тканей
Атлас - по-арабски "гладкий". Искусственная или натуральная шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовая с изнанки, иногда с введением шерстяного или льняного утка. На лицевой стороне тканей атласного переплетения видны только нити основы (основной атлас) или только нити утка (уточный атлас). Более ценное волокно всегда идет по лицевой стороне. Соотношение хода утка к основе 1:5 и более, что и позволяет достичь особой гладкости ткани. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае и позднее вместе с технологией выращивания тутового шелкопряда и обработки шелка-сырца был вывезен по Великому шелковому пути через Среднюю Азию на Ближний Восток и в Европу, где в эпоху Возрождения было налажено собственное производство атласа.На Руси известен с XV века. Атласы были венедицкие, виницейские, кизыл-башские, китайские, турские, немецкие; одноцветные, разноцветные, золотные и т.д. Из атласа шили платны, опашни, кафтаны, ферязи, зипуны, шубы, летники, телогреи, тафьи, кики-, шапки, рукавицы, штаны, чулки, чоботы, башмаки, одеяла, занавески. В XIX веке различали несколько видов атласа. Например, атлас ментенон - на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон - фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани - листья с букетами гвоздик, помпадур - атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета. Ацетатный шелк - шелк из искусственного волокна, впервые полученного в США химиками Celanese Corp. of America в 1925 году. Тем не менее, в Европе даже в новое время широко использовался китайский атлас - акинфа. Наивысшего качества изготовление атласа достигло в Иране XVI-XVII вв. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используется до сегодняшних дней для изготовления одежды, платков, галстуков, как подкладочная ткань, как материал для праздничных церковных облачений.
Ажур - ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шелковой, шерстяной), а также изделие из такой ткани. Особенно популярен ажур был в первой половине XIX века.
Аксамит - золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей - двух основных и четырех уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.
Алтабас - плотная шелковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.
Альпака - легкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноименного домашнего животного. Альпаку разводят в Боливии и Перу. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.
Ангора - шерсть (пух) живущего в неволе ангорского кролика. Разводят во Франции, Англии, Германии.
Байка - мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Первое упоминание о ней встречается в "Переписной книге домовой казны патриарха Никона" 1668 года: "сукне красного байки, мерою два аршина". Слово "байка" пришло в Россию, вероятно, из польского языка, а в нем является заимствованием из голландского через немецкий язык. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже ее стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX века изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов, цвета.
Бареж - сорт шелковой ткани, изготовленной в так называемой газовой технике, когда при переплетении нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу, а только слегка соприкасаются. Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, пока для его изготовления не стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Вышел из моды в конце XIX века. Название происходит от г. Бареж во Франции, места первоначального изготовления ткани. Была очень популярна в России в первой половине XIX века. Ткань очень непрактична в носке. В XX веке она вышла из употребления. Дорогие сорта шерстяной байки были очень популярны в период расцвета английской моды в России 40-х годов XIX века, особенно для пошива мужских пальто и спортивной одежды.
Бархат - Бархат (велюр - французское название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат), матовый, толстый или плюшевый. В любом случае для него типичен стоячий в определенном направлении ворс. Есть также бархат структурной выделки или с узорами, из хлопка или искусственного шелка. Бархат в рубчик - это ткань в рубчик. Вареный бархат - коротковорсовый мягкий бархат в рубчик, который можно стирать и гладить. Шерстяные велюровые ткани с обеих сторон имеют грубоватую ворсовую поверхность. Слово "бархат" восходит к арабскому "барракан" - "род черной одежды", в русский язык пришло из немецкого. Ткали его с двумя нитями основы, одну из которых навивали на пруток (металлический или деревянный) - получались петельки, их разрезали - образовывался ворс. Длина ворса зависела от толщины прутка. Бархат с неразрезанными петельками назывался петельчатым. "Рытые" бархаты имели гладкий атласный фон и узор из ворса. У двоеморхих фон с коротким ворсом, а узор - с длинным. В 1584 году за один аршин бархата венедицкого гладкого (венецианского) платили один рубль. В XVII веке бархат стали вырабатывать в Москве. Уже знали бумажный бархат - бархатель (позже его называли плисом). У золотного бархата весь фон был заткан золотой нитью, а у аксамического узор выполнялся петельками золотой нити. В 1247 году в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В эпоху поздней готики и Ренессанса большой популярностью пользовался узорный бархат. Рисунок для ткани часто создавался известными художниками. В XVII веке на смену шелковому бархату пришел шерстяной, а позднее - хлопчатобумажный. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриева был основан в 1623 году. В XVIII-XIX веках бархат использовался в качестве отделки для мужской и женской одежды. Название сорта бархата определяет место или технологию изготовления.
Батист - очень тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, хлопчатобумажная, льняная или шелковая, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Высокая прочность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью достигается за счет скрупулезного соблюдения одинаковой толщины основы и утка при использовании любого сырья. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Настоящий батист изготавливают из отбеленных тканей в отличие от близкой по технике ткани кембрик, также известной с XIII века, сотканной из окрашенных нитей или орнаментированной в технике набойки.
Бельсет - легкая ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.
Биссус - тонкая прозрачная льняная ткань в Древнем Египте, а также женская вуаль из этой ткани.
Бобрик - жесткая плотная шерстяная ткань с коротким стоячим ворсом. Используется для пошива верхней одежды. Бобрик был в моде и выпускался в большом количестве в 50-е годы XX века.
Болонья - капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием. Ткань названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань.
Бостон - плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа так по породе овец бостон, разводимых в Англии. Обычно бостон - ткань темных, густых тонов - синего, черного, иногда коричневого, с двусторонней выделкой. Была актуальна до конца 60-х годов XX века. Ее популярность связывают с вальсом бостон.
Брезент - грубая, плотная, непромокаемая ткань, пропитанная особым составом, применяется при изготовлении непромокаемой одежды.
Брокатель - легкая полушелковая материя, вытканная небольшими цветами, золотыми или серебряными букетами, иногда оттененными цветными нитками. Во второй половине XVII века использовалась для весенних платьев. Изящность и интимность брокатели в XVIII веке развилась в особый стиль тканей - органди и кисеи с вышивкой металлическими нитями.
Букле - преимущественно шерстяная, тканая из буклированной нити пальтовая или костюмная ткань. Буклированная нить с узелками и петлями разной величины придает ткани характерную рельефность. Встречаются буклированные ткани из хлопчатобумажных и синтетических волокон.
Бумазея - мягкая бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Первоначальное название ткани - бумажная. Слово впервые встречается в русских таможенных книгах первой половины XVII века. Из этой ткани шьют нижнее белье, детские веши. В отличие от байки выпускалась крашеной, с орнаментами. Ворсованная сторона напоминает фланель.
Бурдесуа - шелковое сырье низкого качества из поврежденных коконов шелкопряда. Нити бурдесуа служили утком для тканей среднего и низкого качества.
Буфмуслин - хлопчатобумажная ткань, очень тонкая, почти прозрачная, разновидность кисеи. Особенно ценилась эта ткань в XVII - начале XIX века. Позже в платьях из этой ткани ходили лишь молоденькие девицы, а дамы использовали буфмуелин для домашней одежды.
Бязь - толстая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная, гладкокрашеная или набивная. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья. В XVI-XVIII веках бязь привозили из Хивы и Бухары, откуда и пришло восточное название ткани (по одной из версий - татарское). В старину бязь именовалась по-разному: азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст. Бязь шла на подкладку кафтанов, ширинки (платки). Была двух сортов: простая - шиля; лучшая, более тонкая, с последующей отбелкой - ханагай. Появилась вРоссии в XVI веке, использовалась для опашней, кафтанов и другой верхней одеждыкак подкладка. В XVIII-XX вв. отбеленная бязь служила для пошива нижнего солдатского белья, так как была дешевле миткаля. В торговой среде отбеленная бязь имела название \"шиля\". Гладкокрашенную бязь использовали для подкладки и дублирования костюмных и пальтовых тканей, набивную - для женского и детского легкого платья. В настоящее время используется в основном как ткань для постельного белья.
Ватин - вязаное полотно с односторонним и двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей; слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.
Велкро - контактная тесьма-застежка \"репейник\".
Вельвет - ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен. Ткань имеет много различных наименований. Например, манчестерский вельвет, вельвет с широким рубчиком, вельвет с узким рубчиком, бархатистый вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, эластичный вельвет. Вельвет-корд имеет широкие рубчики (около 5 мм) и высокий ворс. Вельвет-рубчик с узкими рубчиками (2-3 мм) и низким ворсом. Вельвет фасонный имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности. Вельветон (или обезьянья кожа) - прочная, плотная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу. Будучи разновидностью бархата, вельвет вошел в обиход россиян со второй половины XIX века под заимствованным названием. Сначала его использовали в декоративных целях, как ткань для одежды применяется только в XX веке. Особенно модным становится в 1960-70-е годы.
Велюр - общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет. Велюр - ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом. Встречается несколько разновидностей. Велюр-бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка. Драп-велюр - чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко постриженным, начесанным ворсом на лицевой стороне.
Верблюжья шерсть - подшерсток или пух одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть часто обрабатывают, не окрашивая, и используют для изготовления пальтовых тканей. У неокрашенной шерсти светло-коричневый цвет.
Вигонь - мягкий материал или пряжа из шерсти животных рода лам, распространенных в некоторых странах Латинской Америки. Шерсть этого вида ламы получить очень сложно (животное надо только вычесывать, а не стричь). Поэтому вигонью обычно называют ткань из отходов хлопка в смеси с шерстью. Сходство вигони с тканью из шерсти викуньи (вида ламы) лишь внешнее: цвет - коричневый или бурый, лицевая поверхность слегка пушистая за счет вкрапления шерстяных нитей. Но она в отличие от высококачественных шерстяных волокон не ноская. В XX веке ткань встречается редко, а пряжа вигонь распространена широко.
Вискоза - вязкая масса, получаемая из древесной целлюлозы при обработке ее сероуглеродом и едким натром; применяется для изготовления искусственного вискозного шелка, искусственной шерсти и т.д. Вискоза - самое натуральное из всех химических волокон. В зависимости от назначения вискоза изготавливается с блестящей или матовой поверхностью. Вискозной ткани можно придать характер \"шелка\", \"хлопка\" или \" шерсти \", изменяя блеск, тонкость и придавая извитость волокнам. Утолщенные нити могут придать вискозному полотну вид льняного. Первоначальное производство вискозы было налажено в Англии в конце XIX века, а потом и в других странах. На основе вискозы с добавлением натуральных волокон получали разные виды тканей, например штапель. Вискоза в чистом виде имеет много недостатков: дает усадку при намачивании, утрачивает прочность.
Виши - название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она была создана в 1850 году. Раньше узор в мелкую клетку выполнялся только красным или синим с белым цветом. Теперь с белым сочетают и другие цвета. Чаще всего этот узор встречается на хлопчатобумажных тканях. Когда-то ткань использовали для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас из нее шьют мужские сорочки, платья в фольклорном стиле, а также занавески, скатерти и салфетки Вистра - искусственная шерсть, изготавливаемая из вискозы. Виши - двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку из хлопка или смешанных волокон. Название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она была создана в 1850 году. Раньше узор в мелкую клетку выполнялся только красным или синим с белым цветом. Теперь с белым сочетают и другие цвета. Чаще всего этот узор встречается на хлопчатобумажных тканях. Когда-то ткань использовали для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас из нее шьют мужские сорочки, платья в фольклорном стиле, а также занавески, скатерти и салфетки.
Вуаль - прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.
Выкройка - шаблон для раскроя ткани. Во времена существования цехов ремесленников являлась цеховой собственностью и тщательно оберегалась от копирования. Выкройки современного вида из бумаги впервые появились в XIX веке, сначала в Англии, затем во Франции. С 1850 года выкройки стали публиковать в журналах мод как приложение.
Габа - очень плотное сукно, чаще всего белого цвета, применявшееся для верхней одежды. До XVIII века ввозилось в Европу с Востока, затем технологию изготовления габы и изделий из нее заимствовала Испания. Одной из разновидностей габы считается шерстяной или хлопчатобумажный габардин.
Габардин - шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная, непромокаемая ткань саржевого переплетения со специальной пропиткой. Для нее характерен резко выраженный диагональный рубчик, образуемый очень частым переплетением основных и уточных нитей. Применяется для пошива костюмов и легких пальто.
Газ - шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из тонко скрученного хлопка, в которой две нити основы переплетаются с одной нитью утка и не уплотняются при этом. За счет пространства между нитями газ вырабатывается легким и полупрозрачным.Существует несколько сортов газа - узорчатых, гладких и даже диагонального переплетения. Газ-иллюзион - самый тонкий, практически прозрачный газ. Газ-кристалл- ткань с использованием разноцветных нитей утка и основы, с характерным только для нее радужным блеском, изобретенная в 1852 году.Газ-марабу - ткань из предварительно скрученных нитей шелка-сырца и потому имеющая золотистый цвет, но более жесткая. Газ-рис - очень мягкая ткань из некрученых нитей шелка-сырца.
Гарус - род шерстяной ткани, получившей название по городу Аррасу во Фландрии, где первоначально ее вырабатывали. В. Таможенных книгах Тихвинского монастыря XVII века упоминается о "100 аршинах гарусу".
Гипюр - кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые соединены между собой тонкими связками. Изготавливался из тончайших хлопчатобумажных или шелковых ниток. Сейчас гипюр производят машинным способом.
Глазет - от французского слова - "глянцевитый". Парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами. Из глазета шили, например, нарядные камзолы (XVIII-XIX века).
Гленчек в народе именуют шотландкой. Эта ткань носит другие названия, связанные с именами исторических личностей, которые любили одежду из ткани в клетку. Например, клетка "принца Уэльского", "принца Галльского", "Эстерхази".
Гобелен - художественно-декоративная ткань, изготавливаемая машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 1662 году в Париже на улице Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи. Тогда они производили гобелен ручным способом. В настоящее время ткань используется для обивки мебели, на портьеры, а также для жакетов, сумок. Из более тонкого гобелена шьют платья, галстуки и шарфы. Материал неяркий, волокна окрашены натуральными красителями. Для орнаментов используются разнообразные мотивы, подражающие коврам-картинам XV-XIX века.
Гризет - в старину легкая дешевая ткань, платье серого цвета. Материал шелковый или шерстяной одноцветный с тканым рисунком. Сначала был только серого цвета, но в XIX веке изготавливался также красным, зеленым, синим.
Гриделин - ткань серого цвета в мелкую полоску, чаще в черную, иногда - в белую. В XIX - начале XX века название относилось только к шерстяным тканям. Из гриделина шили визитные брюки. Сейчас название ткани исчезло из употребления, хотя подобные материалы продолжают выпускаться.
Гофре - мелкие, поставленные на ребро складки на ткани, полученные путем специальной термической обработки.
Грезет или гризет - однотонная шерстяная или шелковая ткань низкого сорта с мелким тканым цветочным рисунком, обычно серого цвета на сером фоне. Из гризета в XVIII веке шили платья, юбки, сарафаны и т.п. От названия ткани произошло слово \"гризетка\" - бедная девушка, живущая своим трудом и потому вынужденная ходить в дешевом платье из гризета.
Грогрон - гладкокрашеный шелк высшего качества из самых лучших коконов шелковичного червя с длинной неповрежденной нитью. Высокое качество нити позволяло добиться очень плотного скручивания пряжи и получить тонкую легкую ткань, самую дорогую из шелков, выпускавшихся в XIX веке. Название французского происхождения, первая часть слова \"гро\" означает шелк, вторая, как правило, место первоначального производства, например гроданвер - узкий полосатый шелк из Анвера, гродеберлен- из Берлина, гродещин - из Китая, гроденапль - из Неаполя, гродетур- из Тура, гродефлоранс - из Флоренции и т.д. Обычно в сортах худшего качества, чем грогрон, утком служили более короткие нити, называемые\"трам\".
Гро - в старину название шелковых, самых плотных тканей: гро-гро, гроденапль, гродетур.
Дама - двусторонняя орнаментированная шелковая, хлопчатобумажная или смешанная ткань, рисунок которой, вытканный блестящим атласным переплетением нитей, хорошо выделяется на матовом фоне полотняного переплетения. Название происходит от г. Дамаска в Сирии, где впервые во все времена средневековья начали производство дама разных сортов. Рисунок орнамента, как правило, цветочный. Дама имеет множество разновидностей. Дама-кафар - разновидность штофа из смешанной пряжи (шелк, лен, шерсть).
Дамаскет - ткань типа дама с гирляндами цветов на атласном фоне, вытканных металлической нитью. Дамассе - ткань типа дама сочень крупным узором. Дамассин - белая хлопчатобумажная ткань с блестящим узором на матовом фоне.
Дамаск - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань, тканная полотняным или копровым переплетением, иногда в комбинации с атласным. Шелковый дамаск имеет восточное происхождение. Эта тяжелая густотканая материя предназначалась прежде всего для церковного облачения и для обивки мебели, и лишь некоторые более легкие ее виды - для одежды. Хлопчатобумажный и льняной дамаск в новое время используется для белья, занавесок и обивочной ткани. В XVIII веке дамаск часто имитировал кружево путем создания белого тонкого рисунка на темном фоне.
Демикотон - очень плотная двойная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, популярная в XIX веке. Использовалась в основном как подкладочная, реже - для одежды мелких чиновников и бедных горожан.
Деним - первоначальное название хлопчатобумажной джинсовой ткани, плотной и прочной. Ее производство было начато в конце XIX века в г. во Франции. У денима окрашена только нить основы, а уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая.
Джерси - название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделия из нее. Например, римское джерси - тяжелый малоэластичный двусторонний трикотаж, чаше всего из высококачественной натуральной шерсти, имеющий с обеих сторон лицевые петли. Ткань названа так по английскому острову в проливе Ла-Манш. Широкому распространению этой ткани мы обязаны Шанель. Именно она в 1916 году рискнула скупить у изобретателя материала Родье джерси, произведенное им для одежды спортсменов. Ткань не пользовалась спросом. Ее сочли жесткой, малоэстетичной, бежевый цвет, в который она была окрашена, назвали бедняцким. Шанель сшила из этой ткани пальто свободного покроя, без каких-либо украшений. Потом появилось платье-рубашка тоже из джерси.
Диаспер - двунитковая шелковая материя с тонкой золотой нитью, полотняного переплетения с одним рисуночным и одним соединительным утком. Была популярна в середине XIX века.
Диагональ - шерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения с характерным тканым рисунком - косыми выпуклыми рубчиками. В XX веке ткань темно-синего или защитного цвета используют в основном для шитья форменной одежды.
Драдедам - один из самых дешевых видов сукна, шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом. В XIX веке использовался в среде бедноты как ткань для наплечных больших платков.
Драп - плотное тяжелое двойное сукно, сильно увалянное, с односторонним или двусторонним ворсом, как из чистошерстяной пряжи, так и с утком из хлопчатобумажных нитей. Тяжелые сукна из двойной основы и утка использовались только для верхней мужской и женскойодежды, в частности пальто. В русском языке название \"драп\" относится только к двойным сукнам, а более легкие ткани называются сукнами. Дымка - тонкая шелковая ткань, вышитая орнаментом, например букетами цветов, популярная как ткань для дорогих бальных нарядов в первой половине XIX века
Дюшес - очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.
Дюветин - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой. Дюветин называют еще фальшивым бархатом. Елочка, ткань в елочку - узор на ткани напоминает елочки. Переплетение волокон - по рубчику и диагонали.
Жаккард - ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем.
Жоржет и креп-жоржет - ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся, на ощупь - песчаная.
Замша - мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей. Имеет бархатистый вид. Как ткань используется для пошива верхней одежды.
Зефир - тонкая нежная хлопчатобумажная ткань из отбеленной скрученной пряжи в виде мелких клеток, а также шерстяная ткань из лучших пород овечьей шерсти. Она кажется мягкой и струящейся. Из ткани шьют рубашки и блузки.
Казинет - хлопчатобумажная, полушерстяная или шерстяная одноцветная гладкая ткань саржевого переплетения. Казинет из шерстяной пряжи был в России тканью для форменной одежды нижних гражданских чинов.
Камка - тонкая ткань с разнообразным по композиции цветочным рисунком, как правило, шелковая, одноцветная. Отличительной особенностью ее является сочетание блестящего узора и матового фона по лицевой стороне и блестящего фона и матового узора по изнанке. Камки выпускались и двусторонними, более сложной текстуры, где изнаночная поверхность была скрыта в толщи ткани. Игра света на шелковых нитях создавала впечатление переливчатости и делала ткань похожей на парчу. В России камка известна с XVII века, но наиболее популярной как ткань для пошива верхней одежды была в XIX веке. В технике камки с прошлого века до нашего времени изготавливают также льняное полотно для постельного и столового белья. Наименование \"камка\" для шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей в середине века практически вышло из употребления, так как каждый из видов ее, подобно ткани дама, приобрел свое название.
Каламкар - ситец ручной набивки.
Камлот - шерстяная, а с XIX века - хлопчатобумажная ткань, дорогие сорта которой ткали из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шелка, что позволяло добиться рыхлой, мягкой фактуры полотна. Название происходит от греческого \" верблюд \". Более дешевые сорта камлота изготавливали из хлопка, причем основа натягивалась в две нити обязательно черного цвета, поэтому название ткани предполагает только темную окраску материи. Использовалась для мужской и женской верхней одежды.
Камчатка - узорная льняная ткань для столового белья, полотенец.
Капрон - синтетическое волокно, используется для производства тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью.
Канва - прореженная ткань для вышивания шелками и шерстью Каразея - шерстяная ткань грубой выделки, разреженной фактуры, в русской армии использовалась для шитья солдатских мундиров.
Кармазин - тонкое сукно очень высокого качества из лучших сортов шерсти, окрашенное в ярко-красный цвет алого, багряного оттенка. Вышел из моды в начале XVIII века, использовался для пошива верхней одежды, в частности кафтанов. Кастор - тонкое шерстяное сукно разных цветов, лучшие сорта которого изготавливали во Франции, Бельгии, Голландии в XIX веке из пряжи с примесью бобрового или козьего пуха. Кастор использовался для пошива верхнего платья, шляп, перчаток, чулок. В отличие от обычных сукон, кастор имел ворс только на изнаночной стороне. Лучшим шляпным кастором считался марселет, который первоначально изготавливали в г. Марселе. Кашемир -мягкая полушерстяная или полушерстяная камвольная ткань саржевого переплетения, окрашенная в ровные цвета или набивная. Первоначально изготавливалась в г. Кашмире в Индии. Наиболее популярным изделием из нее являются шали. В конце 80-х - начале 90-х годов XIX века являлась самой модной тканью для мужской и женской верхней одежды. Кисея - очень тонкая редко тканая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цветная, узорчатая или с вышитым орнаментом. В первое десятилетие XIX века самой модной была белая кисея, как подражание античным традициям. По техническим и художественным качествам близка к муслину. Клоке - натуральный или искусственный шелк либо шерстяная ткань с характерной рельефной поверхностью. Вырабатывается на жаккардовых станках, рельефность достигается применением двух основных нитей. Верхняя основа креповой крутки слабая, нижняя натянута. Эффект клоке получают и на хлопчатобумажных тканях в результате обработки на соответствующем каландре. Коверкот - плотная шерстяная или полушерстяная ткань с диагональными полосами из двух разноцветных крученых нитей. Используется в основном для пошива мужских пальто. Коленкор - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки. Нити основы и утка довольно толстые, что отличает коленкор от подобных тканей. Коленкор выпускали одноцветным, белым или цветным , а клей или крахмал, используемые для пропитки, придавали ему глянец. При долгой носке пропитка на сгибах осыпалась. Коленкор использовался для пошива белья, цветной и более дорогой - для отделки, подкладки, церковных нужд. Коленкор служил также основой для изготовления набивных тканей - миткаля, ситца. Креп - для изготовления крепа основу натягивали из очень туго скрученных нитей, а уток - из слабо скрученной пряжи, благодаря чему поверхность ткани получалась неровной, шероховатой, покрытой небольшими бугорками или морщинистой. Креп имеет много сортов, использовавшихся для пошива одежды: крепдешин, креп-жоржет, креп-марокен ит.д. Крепдешин - китайский креп, полупрозрачный, как правило, однотонный или с цветочным рисунком, снова вошел в моду в 50-е, затем в 90-е годы XX века. Кретон - хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения из предварительно окрашенной пряжи, что позволяло получать цветные геометрические орнаменты в виде полос и клеток. Иногда клетка или полоска дополнялись орнаментом в технике набойки. Название происходит от места первоначального производства - г. Кретон в Нормандии.Кринкл, крэш - жатые ткани. Морщины часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно. Кумач - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета, использовалась в основном для пошива сарафанов имужских сорочек в русской крестьянской среде. Лавабль - хорошо переносящая стирку мягкая, креповидная, струящаяся ткань с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон. Ламе - ткань атласного переплетения из натурального или искусственного шелка, с одной стороны типа крепмарокена, с другой - блестящая. Была популярна в 30-е годы XX века. Современное ламе - блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями. Лайкра - синтетическое волокно, которое используется в производстве чулок, колготок, лосин. Оно обеспечивает идеальное облегание изделий. Изобретено фирмой "Дюпон". Лаке - гладкая блестящая ткань, используемая для шитья верхней одежды, сумок.Латекс - ткань из резиновых волокон. Ластик - плотная тонкая хлопчатобумажная ткань атласного переплетения с гладкой блестящей поверхностью. Из него шьют платья. Лен - из стеблей растения добывают волокна, из которых прядут льняную пряжу для льняного полотна. Льняное полотно имеет очень гладкую поверхность с матовым блеском, мало загрязняется и не осыпается. Благодаря гигроскопичности одежда из льна способствует естественной терморегуляции тела и особенно подходит для ношения летом и в тропических условиях, сильно мнется, пропускает воздух и кажется прохладным при прикосновении к коже. Лоден - шерстяная очень плотная ткань. Она напоминает сукно, но мягче его и тоньше. Тонкий лоден начал производиться в XX веке и был особенно популярен в 70-е годы. Люрекс - недорогая блестящая тягучая ткань из металлизированных нитей. Блеск достигается наложением фольги или синтетической пленки. Люстрин - шерстяная или полушерстяная сдобавлением хлопка ткань с блестящей поверхностью. Глянец образовывался в результате обработки уже готовой материи. Лучшие сорта люстрина использовались для женского платья, более жесткие - для мужских пальто и пиджаков. Наиболее популярен был в середине XIX века. Магнул - китайская шелковая материя с изображением драконов. Мадаполам - тонкая плотная бельевая хлопчатобумажная ткань, сорт отбеленного миткаля высшего качества. Название получила по местечку Мадаполлам, пригороду Нарсопура в Индии. Обычно из мадаполама шили наволочки, которые украшали вышивками, кружевом, лентами. Множество подушек в таких наволочках выкладывали на кроватях в купеческих и мещанских семьях - это якобы свидетельствовало о достатке. В конце XX века мадаполам выпускают в виде мерного полотна для постельного белья. Маренго - меланжевая ткань с преобладанием темно-серого, часто почти черного цвета. Меланжевый эффект достигается в ходе прядения добавлением белых волокон в темную шерсть. Маркизет - прозрачная мерсеризированная легкая ткань, изготавливаемая из очень тонкой, скрученной из двух нитей пряжи дорогих сортов. Выпускается однотонной и набивной. Марля - хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения. Получила название по городу Марли, около Версаля во Франции. Марлю окрашивали в зеленый, серый или синий цвет. Использовали для чехлов, для обтягивания оконных рам. Сейчас марля применяется исключительно в медицинских целях. Но в 1970-е годы была популярна марлевка, почти такая же редкая ткань, что и марля. Ее выпускали как однотонной, так и разноцветной. Матлассе - ткань из натурального или искусственного шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке. Меринос - шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно однотонная, пряжу для которой изготавливали из шерсти тонкорунных овец - мериносов. Использовали для женского платья, верхней одежды и так называемых персидских и турецких шалей в XIX веке. При смешивании мериносной пряжи с шерстью других сортов или с другими волокнами получали полумеринос или новые сорта смесовых тканей. Миткаль - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, как правило, сероватого оттенка. У арабов "миткаль" - мера цены и веса. Ткань обычно делали из неотбеленной пряжи. При дальнейшей обработке из миткаля получали другие ткани: при отбеливании - коленкор и мадаполам, при крашении - кумач, при нанесении орнамента - ситец и т.д. Самым лучшим миткалем в XIX веке считался английский. Молескин - толстая хлопчатобумажная ткань атласного или саржевого переплетения с начесом на внутренней поверхности ткани. Название произошло от английских слов mole - "крот" и skin - "кожа". Из него шьют рабочую, спортивную, специальную, домашнюю, форменную одежду, верх обуви. До конца 1950-х годов из молескина изготавливали лыжные костюмы. Мохер - шерсть ангорских и мохеровых коз из области Ангора в Малой Азии. Он придает трикотажу типичный пушистый вид, более прочный, чем другие виды шерсти. Муар - шелковая ткань полотняного переплетения с волнообразным отливом, полученным за счет обработки специальными валиками-каландрами, однотонная, переливающаяся. Использовалась для пошива женского платья, отделки мужской одежды, орденских лент. Лучший муар в Росси XIX века выпускала фабрика Н.Серебряникова в Петербурге. Муар из шелка высшего качества назывался гро-муар, муар с крупными волнами - муар-антик.Муслин - очень тонкая легкая шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, популярная до середины XIX века. Иногда при изготовлении муслина использовалась также льняная или шелковая пряжа. Слово муслин происходит от названия г. Мосула в Ираке, где в древности находились знаменитые текстильные мануфактуры. Разновидностью муслина можно считать муслинделин - рыхлую тонкую шерстяную ткань, которая использовалась для пошива женского платья. Нанка - грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешевых в XIX веке. Название происходит от места первоначального изготовления - г. Нанкина в Китае. Название определял и цвет ткани - один из оттенков желтого, но с середины XIX века оно распространилось и нанку других цветов. Ткань использовали очень широко - как для шитья одежды, так и в технических целях. В XX веке ее применяли как основу для шлифовальных шкурок. Нейлон - синтетическое волокно, легко стирается, быстро сохнет, не нуждается в глажений, не рвется. Нансук - тонкая хлопчатобумажная ткань белого цвета полотняного переплетения. Использовалась в XIX веке для белья и мелких деталей женского туалета. Направление ворса - У тканей с ворсом (бархат, вельвет и т.п.) ворс лежит в одном направлении, которое можно определить, если провести по поверхности ткани рукой: если движение по направлению ворса - он лежит гладко, если против - поднимается. Материалы с ворсованной поверхностью (драп, велюр и т.п.) также могут иметь направление ворса. Все эти ткани следует раскраивать, раскладывая детали бумажной выкройки в одном направлении. Направление ворса, как правило, указано на выкройке.Оксфорд - полосатая или клетчатая ткань, обычно хлопчатобумажная, для шитья сорочек, рубашек. Названа по городу Оксфорду в Англии. Органди - очень тонкая, прозрачная, довольно жесткая хлопчатобумажная ткань или искусственный шелк. В далеком прошлом была завезена из Восточной Индии. В последние годы мода вновь обратила на нее внимание. Используется для вечерних блузонов и жакетов, которые носят поверх топов или бюстье. Органза - легкая прозрачная ткань с мягким скромным блеском. Сначала была только шелковой, теперь ее изготавливают из полиэстера. Органди - тонкая, очень прозрачная, довольно жесткая ткань из хлопка или искусственного шелка, первоначально изготавливалась в Индии. В современной моде используется для вечерних блузонов и жакетов, одеваемых поверх бюстье или топа. Особенно была популярна в 30-х годах ХХ века и выпускалась, как гладкокрашенная светлых тонов, так и набивная.Парча - тяжелая шелковая ткань с богатым узором, тканным золотой или серебряной нитью. В настоящее время парчу ткут на жаккардовых машинах, а название распространилось и на подобного типа ткани из искусственных шелковых, хлопчатобумажных и синтетических волокон. Металлическая нить люрекс имитирует золото и серебро. Парча была дорогостоящей тканью и ввозилась первоначально из Византии, Турции, Ирана, с XVI века - из Франции и Италии. Из парчи шили мужскую и парадную женскую одежду до XIX века, позднее основным заказчиком стала церковь. В ХХ веке парчу стали использовать для женских вечерних туалетов.Пепита - ткань в мелкую черно-белую или коричнево-белую клеточку. Ее ткут, используя для основы и утка пряжу разных цветов. В отличие от клетки "куримой лапки" у диагональных ромбов пепиты нет вытянутых удлиненных углов. Из шерстяной ткани шьют женские костюмы, мужские пиджаки, пальто, в частности детские. Хлопчатобумажную ткань с рисунком пепита используют в детской одежде.Петинет - тонкая кружевная ткань из шелка, хлопка или льна.Перлон - ткань из полиамидных волокон. Эта ткань поступала в Россию начиная с середины 1950-х годов. Ткани из отечественных волокон такого типа назывались капроном, материалы, производимые в Польше, - стилоном, в ГДР - дедероном, в Японии - амиланом. А начиналось производство в США с нейлона, полученного в 1930-х годах. Из перлона шили блузки, мужские сорочки. Ткань хорошо отстирывалась, быстро высыхала, не мялась, но не была гигроскопичной. Пике - ткань из хлопчатобумажной пряжи или искусственного шелка с рельефным рисунком в продольный рубчик или наподобие сот. Рельефность достигается двойным переплетением: сильно натянутая нить нижней основы прикрепляется к верхней с изнаночной стороны только по границам рисунка. Пластичность узора увеличивается фоном из пряжи слабой крутки. В XIX веке широко использовалась как жилетная ткань.Плащевка - плотная тонкая хлопчатобумажная или смесовая ткань, предназначенная для плащей и легкой летней одежды. Плиссе - мелкие параллельные складки наткани, полученные путем специальной термической обработки.Плюш - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с более длинным ворсом, чем у бархата; использовалась в XIX веке для пошива верхнего женского платья, поддевок, в начале ХХ века в крестьянской среде на Беларуси - для пошива теплых выходных женских полупальто, так называемых плюшевок.Полиэстер - полиэфирное волокно - самое разнообразное изо всех синтетических волокон. Полиэстер очень прочен, хорошо закрепляет форму при нагревании, благодаря чему у юбок из полиэфирной ткани хорошо держатся складки и плиссе. Полиэстер можно стирать при 40 градусах в стиральной машине, некоторые полиэфирные волокон перенося даже 60градусов. При более высоком нагреве на ткани могут образоваться замятые складки, которые очень трудно удалить.Полотно - ткань полотняного переплетения изо льна, конопли или хлопка, была хорошо известна уже в древнее время. Используется для одежды и постельного белья.Поплин - двусторонняя одноцветная или узорчатая ткань полотняного переплетения. Дорогие сорта поплина изготавливали из высококачественной шелковой основы - органсин и шерстяного утка, дешевые -из низких сортов шелковой пряжи и хлопчатобумажного утка. Название ткани происходит от названия местечка под Авиньоном во Франции, первоначального места изготовления поплина.Пу-де-суа - плотная шелковая ткань, с цветочным рисунком или гладкая.Посконь - ткань из конопли, грубая и жесткая на ощупь, производилась только в крестьянских хозяйствах. Равендук - ткань полотняного переплетения из различных видов пряжи. Сейчас производят льняной равендук под названием льняной холст. Для нее характерен серый фон с рисунком цветочных гирлянд из роз и других цветов или с мережкой. До конца 1950-х годов ткань широко использовали для шитья одежды, а также для украшения интерьера. Ратин - шерстяная ткань саржевогопереплетения со слегка волнистым ворсом на лицевой стороне, подвитым, как мелкий барашек. Техника придания ворсу волнистости называется ратинированием, в отличие от прессования при производстве сукна. Используется для верхней одежды.Репс - плотная ткань из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи полотняного переплетения с мелким поперечным или продольным рубчиком на поверхности, образованным за счет разницы в толщине основы и утка. Шерстяной и хлопчатобумажный репс применялся в XIX веке для декоративных целей, шелковый - для мужской и женской одежды только в городской среде, так как был достаточно дорогим. Рогожка - плотная и прочная ткань, на которой при изготовлении с обеих сторон образуются квадраты, расположенные в шахматном порядке. Саржа - грубая хлопчатобумажная, шелковая или штапельная ткань с диагональным расположением полосок на лицевой стороне. Сатин - мерсеризированная, то есть блестящая ткань из хлопка, вытканная под атлас, различных сортов. Серсукер - ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у фальшивой - благодаря химической обработке ткани. В 1950-е годы пользовался популярностью сатин-либертин с мелким цветочным рисунком.Ситец - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из отбеленной пряжи. Нити утка и основы одинаковой толщины. Орнамент наносится набойкой. Первоначально ситец изготавливался в Бенгалии (Индия), в России - с XVII века. Как ткань для модных платьев стал использоваться в XVIII веке. Ограничения в его использовании объяснялись тем, что ручная набойка трудоемкая и дорогостоящая операция, а первые печатные машины могли давать только одно-, двуцветные ткани. В 30-х годах XIX века в промышленность была внедрена первая многоцветная печатная машина - перротина, дававшая высокое качество набойки. Сканый шелк - шелковая нить, спряденная из золотой нити с шелком.Скарлат - пурпурная ткань. Первое упоминание в русских источниках встречается в 1286 году, когда князь Владимир Васильевич купил село Березовичи за "пять локот" скарлата. Иван Данилович Калита, великий князь Владимирский, оставил сыну "скарлатное портище", а Иван Иванович (сын Калиты) завещал "опашень скарлатен". В то время сукно на Руси было, редкостью. Одежды из скарлата передавались по наследству и заносились в духовные книги. Любопытно, что скарлатина, при которой наблюдается покраснение кожи, своим названием обязана ткани.Стрейч - ткань из эластана - эластичного искусственного волокна. Уже небольшого количества этого эластичного волокна (лайкры) достаточно, чтобы придать ткани особую тягучесть.Сукно - гладкокрашеная шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, сильно увалянная. В зависимости от используемого сырья различают грубосуконные и тонкосуконные ткани. Процесс изготовления сукна сложен и включает одиннадцать операций. Шерсть для сукна тщательно промывается и обезжиривается, затем треплется, прочесывается, прядется, ткется. Готовую ткань валяют, еще раз промывают и окрашивают. После окраски сукно ворсят и стригут, снимают состриженный так называемый "мертвый" волос щетками. Очищенное сукно прессуют. Любое нарушение технологии отражается на потребительских качествах, в первую очередь носкости.Тапа - материя, изготовляемая туземцамиОкеании из древесной коры путем выколачивания.Тафта - глянцевая шелковая, а позднее хлопчатобумажная ткань из очень туго скрученных нитей утка и основы полотняного переплетения, была известна на Руси с XV до конца XVII века, широко применялась для пошива мужской и женской одежды. За счет тугой закрутки пряжи тафта была достаточно жесткой, несмотря на тонкость, и при пошиве топорщилась, создавая характерные складки драпировок.Твид - ткань из грубой пестрой узловатой пряжи, имеющей вид ручной выделки. Основа и уток часто бывают разной окраски. Твид обычно бывает сдержанных тонов.Твид - первоначально грубая шерстяная красная ткань, гладкая или в виде саржи, часто клетчатая. Впервые стала вырабатываться в Шотландии на ткацкой фабрике Tweed Riwer, откуда и пошло название. Твид высокого качества вырабатывался и в Ирландии, из йоркширской пряжи, которую красили и отделывали в городе Донеголе. В наше время твид - это мягкая шерстяная ткань для костюмов и пальто. У англичан твид - это и костюм из твида. Терно - тонкая ткань из шерсти с добавкой козьего пуха саржевого переплетения из высококачественной пряжи, названная по имени владельца парижской фабрики Гийома Луи Терно, где она первоначально производилась. Терно стоила очень дорого, но, тем не менее, пользовалась большой популярностью в первой половине XIX века как ткань для пошива платьев.Тик - плотная прочная дешевая ткань, льняная или хлопчатобумажная, полотняного переплетения, чаще всего полосатая, с сочетанием полос синего, красного, белого цветов. Использовалась представителями бедных слоев населения в XIX веке для пошива платья.Трикотаж - машинная вязаная ткань, а также изделия из такой ткани. Тюль - ткань или прозрачное плетение из тонких ниток в виде равномерных мелких круглых ячеек. Сочетание ячеек, заполненных плетением и незаполненных, образует узор, чаще всего геометрический или растительный орнамент. Тюль был наиболее модным в эпоху ампир и использовался для пошива легких платьев-туник. Фланель - мягкая хлопчатобумажная или шерстяная ткань с двусторонним ворсом. Шерстяная фланель используется для женских и мужских костюмов. Существует много сортов фланели, имеющих специальные названия, например, турецкий сорт - галгас. Фетр - нетканая материя, получаемая валянием пуха кролика, зайца, реже - отходов меха пушных зверей ценных пород, овечьей шерсти. Применяется для изготовления шляп, беретов, обуви. Фильдекос - ткань из туго скрученной хлопчатобумажной нити с шелковистым блеском. Из него делали мужские носки, женские и детские чулки, перчатки.Фильдеперс - шелковистое трикотажное полотно из тонкой, круто скрученной хлопчатобумажной нити. Из нее выпускали носки, чулки, перчатки, белье. В начале 1950-х годов фильдеперс вытеснил капрон, более тонкий и прозрачный. Флер - прозрачная тонкая шелковая или шерстяная ткань. Флоранс - легкая шелковая материя, названная по имени города Флоренция, где впервые ее стали изготавливать. Фуляр - ткань из шелковых некрученых нитей различного переплетения, в дешевых сортах - с добавлением хлопчатобумажной пряжи. Характер обработки сырья позволял получать особенно тонкие, мягкие и легкие сорта. Фуляр выпускали как одноцветным, так и орнаментированным. Орнамент чаще всего использовался геометрический, очень популярной под влиянием В.Скотта была клетка. Использовался фуляр для изготовления шейных платков, шалей, пошива платья. Фланель - собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двусторонним начесом. Ворс ткани заметен, если провести рукой против него. Хлопчатобумажная фланель, или зимний хлопок, с геометрическим орнаментом используется для мужских спортивных рубашек, с цветочным рисунком - для детской одежды. Из шерстяной фланели шьют женскую одежду. Флизелин - нетканая клеевая прокладка. Различается по толщине, мягкости. Фризе - ткань с плюшевой поверхностью, напоминающей махровые ткани.Фроте - ткань, из которой делают махровые полотенца, халаты, простыни.
Холст - льняная ткань полотняного переплетения. Из нее изготовляли рубахи, порты. Ее отбеливали, покрывали орнаментом или сохраняли белизну.
Чанча - ткань из шелковых очесов.
Чесуча - суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.
Чинц - лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит впечатление натертой воском. Благодаря импрегнированию не пачкается и не смачивается водой.
Шалон - легкая шерстяная ткань, тканная, как двусторонняя саржа с орнаментом с обеих сторон в виде диагональных полос. Название происходит от места первоначального производства - г. Шалона на Марне во Франции. Полностью вышла из употребления во второй половине XIX века.
Шанжан - ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают переливчатый эффект.
Шарлах - название ткани и краски ярко-красного цвета. В середине века эту краску получали из насекомых, краппа (корень марены) или сандалового дерева. Ткань применяли для пошива парадной одежды светских и церковных сановников.
Шелк - натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда, сырье для изготовления пряжи для ткачества. Длина нити одного кокона - приблизительно 2 тысячи метров. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае в III тысячелетии до н.э. и до VI века секрет его сохранялся в тайне. В Европу шелк поступал в виде готовых тканей, в античном мире стал известен при Александре Великом, захватившем шелковые знамена в войне с персами. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, тонкий французский гласе, индийский матабис, штоф, муслин, газ и т.д. Свойства и внешний вид шелковой ткани определяются качеством сырья, видом переплетения, способом обработки.
Шениль - тяжелая, напоминающая бархат, ткань с двусторонним ворсом.
Шифон - очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, из шелковых или химических волокон с неровной поверхностью. На ощупь напоминает песчаную. Шифон - самая легкая ткань, но она и очень непрочная. Сначала был известен хлопчатобумажный шифон. Начиная с 1900-х годов распространяется шелковый гладкокрашеный шифон. С середины XX века в моде набивной шелковый шифон, а хлопчатобумажный забыт.
Шотландка - ткань с симметричными клетками из узких и широких полос узора, многоцветными или тон в тон. Еще в эпоху появления железа кельты ткали клетчатые узоры из высококачественной шерсти. Причем у каждого клана был свой рисунок ткани. Главный герольд, хранитель гербов и старшинства кланов, внимательно следил за соответствием рисунка шотландки. В 1746 году после битвы у Инвернесса англичане специальным указом запретили шотландку, как и вообще шотландский национальный костюм. Лишь в 1782 году запрет был снят, но за эти годы были утрачены традиции обработки и окраски ткани. Постепенно налаживалось ее производство, и сейчас шотландка пользуется большой популярностью у кутюрье. В коллекции осенне-зимнего сезона на 2000 год Жана Поля Готье широко представлены изделия из знаменитой шотландки, в том числе килты - мужские юбки с запахом.
Штапель - мягкая шелковистая, разнообразной окраски ткань из шелковистого волокна. Широкое распространение получила в середине XX века из-за относительной дешевизны. Ткань обладает одним недостатком - сильно садится после стирки.
Шлевка - полоска ткани или другого материала, пришитая к одежде; под нее протягивают пояс, погон и т.д.
Штоф - плотная шерстяная или шелковая ткань различных переплетений, сотканная с использованием скрученных из нескольких нитей основы и утка. Большая часть штофов была одноцветной, орнамент создавался сочетанием блестящих и матовых поверхностей крепового, репсового и других типов переплетений. Тонкие сорта штофа использовали для пошива платьев и юбок в XVIII веке, затем штоф снова вошел в моду в конце 30-х годов XIX века. Плотный штоф использовался и используется до нашего времени как обивочная и портьерная ткань.
Достарыңызбен бөлісу: |