Иов Княгиницкий
Безусловно, связывая происхождение фамилии Книгницкий с онтонимами на территориях современной Ивано-Франковщины или с белым духовенством, невозможно обойти вниманием такую выдающуюся фигуру в истории украинского Православия, как Иов (Йов) Княгиницкий (конец XVІ начало XVІІ века).
Иов Княгиницкий, в миру – Иван Княгиницкий, основатель Скита Манявского, украинский игумен, полемист, церковный деятель, просветитель. По утверждению известного исследователя Галиции профессора Владимира Грабовецкого, Иов Княгиницкий был родом из села Княгинин, возле Тысменицы.1
Он родился около 1551 года. Как пишет биограф Иова Княгиницкого Игнатий из Любарова: “преподобный отец родился от благородных родителей в благосостоянии, довольно значительном”.2 Однозначно, что отказаться от благосостояния и перейти к монашеской жизни мог лишь человек высокого духа. Вероятно, что Иова Княгиницкого направили на обучение в Униевский монастырь, располагавшийся за Перемышлянами на Львовщине, со временем – в Острог, где будущий подвижник стал учиться в Острожской Академии, которая была только что основана великим князем Константином Острожским. Этот защитник украинского православия хорошо понимал, что без высшего образования не возможно было противостоять католической иезуитской науке. Князь Константин Острожский пригласил Ивана Княгиницкого на преподавательскую работу и в богословский образовательный кружок Острожской Академии.
Но тяга к монашеской жизни и уединению у молодого учителя была довольно сильна. Однажды он встретился в Остроге с афонским монахом и его рассказ настолько запал в душу Ивана, что тот вскоре отправился на Афон для того, чтобы набраться опыта монашеской жизни и молитвы. На протяжении 12 лет он находился на Афоне, где принял постриг с именем Иезекииль и полностью отдался аскетической жизни.
По возвращении на родную землю в 1601 году, Иов проживает в монастыре с. Грабовец возле Богородчан. Приятельствует с просветителем Иваном Вышенским. По приглашению Львовского епископа Гедеона Балабана, который остался к тому времени единственным архиереем, верным Православной Церкви, Княгиницкий возрождает монашескую жизнь в Униевском, Дерманском, позже – в Угорницком монастырях. Берестейская церковная уния 1596 года внесла свои коррективы в украинскую церковную жизнь. Теперь преданными святому Православию оставались лишь монастыри. Понимая это, Иезекииль Княгиницкий принимает великую схиму с именем Иов и спустя некоторое время основывает православный скит (монастырь), который в будущем сыграл важную роль в духовной жизни Галичского края.
Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь – это своего рода Украинский Афон. Эта древняя святыня расположена между горными хребтами Карпат, вблизи с. Манявы на Ивано-Франковщине. Между склонами гор, покрытых вечнозелеными пихтами, с целебной родниковой водой, расположено это уникальное святое место (Приложение 2).
Первые упоминания об основании обители относятся к XIII веку и связаны с Иоаникием и Пахомием. После опустошения Киево-Печерского монастыря монголо-татарами, эти два инока пришли в Карпатские горы, где и основали новый монастырь.
Одна из легенд гласит, что монахи Иоаникий и Пахомий пришли искать чудодейственную воду, подобную киевской, в Галичском крае. С собой они взяли воду из источника Киево-Печерской Лавры и весы. Всюду по дороге они набирали и взвешивали воду, чтобы найти подобную Лаврской. Но нигде вес не соответствовал весу воды из Лавры. Странствуя, Иоаникий и Пахомий добрались до Карпат. На реке Быстрице, возле Солотвина (Краснополь), они встретили рыбака, который предостерег их, чтобы не взвешивали воды. Этот рыбак пригласил монахов в пещеру, угостил, но монахи заподозрили лихое, поняли, что это не рыбак, а лукавый. Они бросились прочь, но дверь пещеры затворилась. "Я выпущу вас тогда, как подпишете мне, что оставите сейчас же этот край и не будете основывать монастырь" – после этих слов налетела в пещеру нечисть и набросилась на монахов. Но Иоаникий не растерялся и начал кропить святой водой нечистую силу. Слуги ада, черти, увидели, что их побеждают, начали рыть землю, чтобы сбежать через вырытую нору. Она привела их на место, которое называется Манява, а за ними вышли и монахи. На этом месте монахи взвесили воду, и вес ее совпал с весом воды из источника Киево-Печерского монастыря. В лесных дебрях, в пещере, которая ныне носит название "Блаженный камень", они осели и заложили Часовню.
Так продолжалось несколько лет, пока однажды овцевод, увидев человеческие следы и услышав пение, не заинтересовался и не пришел к часовне, где два пустынника служили Службу Божью. Овцевод, взволнованный увиденным, хотел убежать, но пустынники, заметив его, сказали: "Не бойся, Бог с тобой! Иди и скажи людям, что волею Божьей в этой горной пустыне поднялся Храм Божий во славу Божью и для спасения люда православного".
В 1241 году заложили, а в 1242 году отстроили и освятили Храм Воздвиження Честного Креста и основали монастырь. Об учреждении монастыря в XIII веке говорил и Иван Франко, утверждая, что Захар Беркут – герой Тухольки, три года провел среди старцев в монастыре. Сюда, к старцам Манявским, неоднократно приходил князь Данила Галичский за утешением и благословением. Здесь он укреплялся духом веры православной и получал благословение на оборону Руси-Украины. Враг рода человеческого, дьявол, не смирился, что в этой чащобе поднялся Храм Божий, и привел недругов. Монголы напали на монастырь. История умалчивает, в каком году это было. Люди со своим имуществом, кто сколько мог взять, схоронились в монастыре. Монахи сделали засеки на Воздвиженской Горе, но татары ворвались в обитель. Люди, которые спрятались в обители вместе с монахами, погибли.
Зная об этих благословенных Богом местах, сюда, в горные дубравы, в 1608 году пришел монах-схимник, суровый аскет с горы Афон, Иов Княгиницкий. Один из современников писал об этом так: «Воистину новый Иов нам ныне явился, аки тот, что был на солнечном Востоке, схожий не только именем, но и благодеяниями своими, явился не от стран авсидских, а от Украины, от земли Галичской, что называется Покутьем, от города Тысменицы.»
В этой Карпатской чащобе, в «кущах под смеречием», в тишине молчания Иов воздвиг не просто монастырь, а бастион веры православной и призвал украинцев не предавать веру православную, веру прадедовскую. Со временем к нему стали присоединяться другие монахи, жаждущие настоящего монашеского подвига.
Когда умножилась братия, Иов, будучи не в сане священника, стал искать такого монаха, который бы мог священнодействовать и править для братьев богослужения. Жребий пал на Феодосия, уроженца города Галича, который, по свидетельствам, был племянником Иова, и был рукоположен в 1605 году в Молдавской земле в обители Пречистой Богородицы, называвшейся Путна. После рукоположения в иеромонаха, по просьбе Иова Феодосий становится первым игуменом Манявского скита. Вручая жезл игумену Феодосию, преподобный Иов сказал: «Будь пастырем и учителем стада этого, собранного Богом. Ты еси иеромонахом и духовником нашим, тебе подобает быть игуменом, а я буду тебе по моим силам помогать, пока буду жить».
Строгий подвижник – Феодосий твердо боролся с неурядицами времени, и жестокие гонения, которые переносили православные от иезуитов, не только не ослабили его благочестия, а наоборот, возвысили его. Подвигом и обычаем подражал он наставнику своему Иову и преподобному Отцу Феодосию Киево-Печерскому, имя которого унаследовал, трудясь в посте и молитвах. Его жизнь была поучительной, и слух о суровой и благочестивой жизни Феодосия распространился по всем Карпатам, Галиции, Волыни и Буковине, Молдавии и Румынии.
В 1620 году Константинопольский патриарх Тимофей и Александрийский Кирилл Лукарис предоставляют скиту, который к тому времени уже насчитывал 40 монахов-подвижников, статус ставропигийного монастыря.
29 декабря 1621 года Иов Княгиницкий умер. Похоронили его на третий день в притворе новой церкви с правой стороны. Через восемь лет умер и Феодосий (24 сентября 1629 г.). Феодосия похоронили возле Иова под общей надгробной плитой.
Под документами Киевского православного собора 1628 г. мы встречаем подпись игумена Феодосия Манявского: «Многогрешный Феодосий, игумен Скитский и Угорницкий, Прот (старший) монастырем воеводства Русского, Белзского и Подольского собственной рукой». Из этой подписи можно понять, что во времена игуменства Феодосия Манявского обители принадлежало большое количество монастырей на западе Украины и на нынешних землях Польши и Румынии.
В память о подвижническом подвиге Иова Княгиницкого и Феодосия Манявского, которые своими трудами и делами просияли на всю Карпатскую Русь-Украину, 15 июля 2004 года на Поместном соборе Украинской Православной Церкви Киевского патриархата в Киеве их канонизировали как выдающихся деятелей православия, поминая отныне 7 июля каждого года память этих выдающихся людей.
Достарыңызбен бөлісу: |