Широнина Е. Л.,
учитель изобразительного искусства,
МБОУ СОШ № 29 г.о. Самара,
член Творческого союза художников России,
член Профессионального союза художников России,
победитель Международного конкурса живописи
«Дни славянского искусства» в Берлине.
Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства.
Текстовые задания на уроках изобразительного искусства: познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Предметная область «Изобразительное искусство» играет большую роль в становлении личности ученика, так как способствует его личностному развитию, формированию эстетического вкуса, художественного мышления.
Казалось бы, что предмет «Изобразительное искусство» в школе – это один из самых нетекстовых предметов. Бытует ошибочное мнение, что ученики на этих уроках должны только рисовать. Но как можно что-то изображать, не осмыслив прежде предмет изображения, не получив при этом эмоционального заряда от прочтения поэтических строк? Как можно назвать себя эстетически развитой личностью, способной на суждения об искусстве в любом его проявлении, если ты двух слов связать не можешь или не способен выслушать и услышать мнения других, принять их или вступить в конструктивную полемику. Для цивилизованного мира нужно цивилизованное общество, которое воспитывается с детских лет.
Цель данной работы показать особенности формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД) посредством текстовых заданий на уроках изобразительного искусства.
Задачи данной разработки заключаются в показе особенностей системы текстовых заданий по изобразительному искусству с описанием познавательных и коммуникативных видов универсальных учебных действий.
В основной школе происходит формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства, т.е. происходит формирование познавательных УУД. При этом осуществляются различные умственные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, классификация.
В результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности происходит формирование регулятивных УУД. Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции. Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничества ученика с учителем.
На каждом уроке изобразительного искусства ребенок создаёт свой творческий продукт. Он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале, придумывает название, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках изобразительного искусства позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т.д.
Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства; рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей информационно-коммуникативных технологий и справочной литературы. Важно научить учащихся ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства.
Критериями оценки сформированности УУД будут являться: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Задача учителя – сформировать у ребенка универсальные способы действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, быть коммуникативным, мобильным.
Характеристика деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства при работе с текстовыми задачами сводится к следующему.
1. Объяснять значение изобразительного искусства в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.
2. Иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира.
3. Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя.
4. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.
5. Иметь представления о роли художественного материала в построении художественного образа.
6. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.
7. Называть и давать характеристики основных графических и живописных материалов.
8. Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.
9. Развивать композиционные, ритмические и вкусовые представления в работе с художественными материалами.
Рассмотрим примеры организации деятельности учителя и учащихся при формировании познавательных и коммуникативных УУД на уроках искусства.
К способам формирования познавательных УУД можно отнести следующие методы и приёмы: сравнение, нахождение общего признака, нахождение отличий, выделение главного, классификация, постановка проблемы, формулировка определения, эвристическое исследование, проектирование, закрепление знаний. Рассмотрим некоторые из них, например приём «Нахождение общего признака».
Задание на тему «Цвет в произведениях живописи», 6 класс, 1 четверть, программа Б.Неменского. На экране демонстрируются произведения живописи: 1 слайд – все картины на один сюжет (например, «Золотая осень»); 2 слайд – картины, написанными холодными красками; 3 слайд – все картины круглого формата (тондо); 4 слайд – все картины одного художника (например, И.Левитана); 5 слайд – все картины в одном стиле (например, импрессионизм). И каждый раз учитель задаёт вопрос: «Что общего?» (сюжет, краски, формат, автор, стиль).
Планируемые результаты. Познавательные УУД - логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Обратим внимание еще на один приём «Целеполагание и формулировка определения». Пример задания на уроке изобразительного искусства для 7 класса Программа Б.Неменского «Важнейшие архитектурные элементы здания» 2 четверть.
– Дайте самое простое определение архитектуры (Строительство зданий).
– Именно такое определение вы найдёте в толковом словаре. Но архитектура – это вид искусства. Следовательно, мы можем утверждать, что архитектурное творение – это произведение искусства, вы согласны?
На экране демонстрируется жилая застройка, и учитель задаёт вопрос:
– Эти архитектурные творения можно назвать произведениями искусства? (Нет).
– Следовательно, определение: «Архитектура – это строительство зданий» – нас не устраивает. Поставьте цель урока (Дать собственное определение архитектуры как вида искусства).
Всё содержание урока направлено на знакомство с архитектурными стилями разных эпох, начиная с античности. Мы подробно разбираем особенности каждого стиля (античность, готика, русский стиль, классицизм, модерн, конструктивизм, хай-тек), но в искусстве главное понятие – «образ», поэтому каждый раз учитель задаёт вопрос:
– Это просто камень или это образ? (Образ).
В итоге своё определение архитектуры учащиеся формулируют через понятие «образ», что даёт возможность в полной мере раскрыть сущность архитектуры как вида искусства.
Планируемые результаты. Познавательные УУД. Общеучебные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Рассмотрим ещё один приём формирования познавательных и коммуникативных УУД - «Закрепление знаний» на примере текстовых заданий по теме «Портрет в живописи» 6 класс, 3 четверть, программа Б.Неменского.
На одном из первых уроков, посвящённых творчеству Леонардо да Винчи, викторину «Шедевры Леонардо» можно провести методом фронтального опроса: «Джоконда», «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», «Мадонна в гроте», «Дама с горностаем», «Св. Анна с Марией и младенцем», «Битва при Анджари», «Тайная вечеря».
На втором уроке закрепление знания шедевров Леонардо представляет собой самопроверку в форме индивидуального письменного опроса. Учитель демонстрирует на экране шедевры, учащиеся самостоятельно их определяют и фиксируют своё знание в письменном виде. Затем учитель озвучивает правильный вариант, учащиеся сами проверяют и оценивают свою работу.
На третьем уроке закрепление осуществляется в форме индивидуального устного опроса (каждый учащийся выходит к экрану, на котором представлены шедевры Леонардо, и демонстрирует свою эрудицию).
Планируемые результаты. Познавательные УУД. Общеучебные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Обратим внимание на ещё один приём формирования познавательных и коммуникативных УУД на уроках изобразительного искусства посредством текстовых заданий – «Эвристическое исследование и проектирование».
Урок-проект на тему: «Город сквозь времена и страны» («Трансформация готики») 7 класс, 3 четверть, программа Б.Неменского.
На уроке учащиеся узнали, что такое «готика» как стиль в архитектуре; познакомились с шедеврами французской готики (Нотр-Дам, собор в Реймсе, Амьене, Шартре, Лане, Капелла Сент-Шапель), немецкой (собор в Бремене, Вюрцбурге, Кёльне), английской (собор в Солсбери, Йорке, Уэльсе, собор Вестминстерского аббатства), итальянской (дворец Дожей в Венеции, Миланский собор); выявили национальные особенности готического стиля.
На следующем уроке, который проходит в форме урока-проекта, учитель сообщает о том, что в XVIII и XIX веках европейские архитекторы, уверенные в том, что этот стиль не исчерпал свои выразительные возможности, вновь обратились к готике – и этот стиль получил название «неоготика» (ратуша в Тангермюнде, в Лувене, вокзал и гостиница Сент-Парнас в Лондоне, парламент в Будапеште).
Русские архитекторы также не смогли остаться равнодушными к этому увлечению готикой, и в России этот стиль получил название «псевдоготика» (Чесменская церковь, арх. Фельтен, усадьба «Царицыно», арх. Баженов, особняк Г.Морозовой, арх. Шехтель).
И учитель задаёт вопрос:
– Как вы считаете, можно ли вписать неоготическое сооружение в современное архитектурное пространство? (это и будет основополагающий вопрос, без которого не может состояться урок-проект).
Получив утвердительный ответ, учитель озадачивает учащихся: чтобы создать современный проект неоготического сооружения, нужно провести исследование закономерностей развития готики от эпохи к эпохе.
Учащиеся проводят исследование закономерностей развития готики и делают вывод, что в готике от эпохи к эпохе менялись форма и предназначение. Из этого исследования возникают два проблемных вопроса (необходимое условие урока-проекта):
1) каким может быть предназначение неготического сооружения в настоящее время?
2) какую форму может иметь современное неоготическое сооружение?
Учащиеся находят ответы на проблемные вопросы и приступают к созданию собственного проекта в виде эскиза, обосновав его предназначение (театр, деловой центр, торговый центр, библиотека, ресторан, музей т.д.) и форму (пирамида, эллипс, куб, шар, призма, тетраэдр, спираль).
Планируемые результаты. Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Вывод. Сформированные таким образом познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как «умения учиться и общаться», развивают у учащихся способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, в данной работе показаны особенности формирования коммуникативных и познавательных УУД посредством текстовых заданий на уроках изобразительного искусства. В процессе интегрированных уроков, опираясь на яркие, запоминающиеся литературные и художественные образы, дети учатся собирать и систематизировать материал, подбирать и правильно использовать эпитеты и необходимые прилагательные, детально рассматривать и описывать предлагаемый образ, правильно выстраивать устную и письменную речь.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
Список источников.
1. Основная литература.
-
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
-
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
-
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
-
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008.
-
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
-
Примерная основанная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
-
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
-
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – http://www.standart.edu.ru/
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
-
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература.
-
Учебно-методический комплект «Искусство».
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2014 г.
-
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2014 г.
-
Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2014 г.
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2011 г.
Достарыңызбен бөлісу: |