Киевская Духовная Академия
КОНСПЕКТ
по Истории Римо-Католической Церкви
для 3-го курса
Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Возникновение римской христианской общины.
Епископ Рима. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Первые конфликты Востока и Запада. . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы. . . . . . 4
4. Римская церковь и поместные церкви Запада. . . . . . . . . . . . . 5
5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках . . . . . . . . . 6
6. Схизма при патр. Акакии . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
7. Имперская церковь против папской в эпоху имп. Юстиниана (527-565 гг. ). . . 8
8. Спор о титуле “Вселенский патриарх” . . . . . . . . . . . . . . 9
9. Римская Церковь и монофелитский спор. . . . . . . . . . . . 9
10. Папство в эпоху Карла Великого. . . . . . . . . . . . . . . . . 10
11. Конфликт Рима и Константинополя при папах Николае I и Адриане II. . . . . . 12
12. Упадок папства с к. IX - н. XI вв. . . . . . . . . . . . . . . . 14
13. Движение за реформу в Западной Церкви в Х- XI в. . . . . . . . 15
14. Формальное разделение церквей в 1054 году. . . . . . . . . . . 16
15. Борьба за инвеституру пап в XI-н. XII вв.
Папа Григорий VII (1073-1085). . . . . . . . . . . . 17
16. Западная церковь в XII-XIII вв. . . . . . . . . . . . . . 19
17. Краткий обзор схоластики. . . . . . . . . . . . . . . . . 21
18. Лионский собор 1274 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
18. Авиньонский период. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
19. Великий западный раскол 1378-1414 гг. . . . . . . . . . . 25
20. Констанцский собор 1414-1418 гг. . . . . . . . . . . . . . 26
21. Базельский собор (1431-1443). . . . . . . . . . . . . . . . 27
22. Ферраро-Флорентийский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
23. Католическая Церковь в эпоху гуманизма, Ренессанса,
Реформации и контр-реформации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
24. Католичество в эпоху Просвещения. Иезуиты в Парагвае . . . . .31
25. Католическая Церковь к. XVIII-п. п. XIXвв. . . . . . . . . . . . 34
26. Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор. . . . . . . . . . . 35
27. Католичество в п. п. XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
28. Папы Иоанн XXIII , Павел VI и II Ватиканский собор. . . . . . . 39
29. Папы Иоанн Павел I и Иоанн Павел II. . . . . . . . . . . . . . 42
30. Обзор основных отступлений РКЦ в области догматики,
сакраментологии, обрядов и церковных установлений. . . . . . . 44
31. Проблема Filioque. . . . . . . . . . . . . . . . . 45
32. Учение о Чистилище. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
33. Католическая мариология. . . . . . . . . . . . . . . . 50
34. Римский папа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
35. Коллегия кардиналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
36. Центральные учреждения РКЦСинод епископов, курия Рима, суды,
секретариаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
37. Епископат РКЦ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
38. Епархиальные органы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
39. Пресвитерство и низший клир РКЦ . . . . . . . . . . . . . . . 62
40. Состояние совершенства. Монашеские и полумонашеские учреждения РКЦ. 63
41. Миряне в РКЦ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
42 . Отдельные аспекты современной жизни РКЦ. Харизматическое движение . . . . 64
43. Католическое богослужение и календарь . . . . . . . . . . . 68
Использованная литература. . . . . . . . . . . . . . . 69
Введение
Академический курс истории Католической Церкви является как бы продолжением семинарского сравнительного богословия. Семинария даёт ответ на вопрос “как ?” обстоят дела в католической догматике и в чём её отличие от догматики православной. Вскользь упоминаются события послужившие причиной тех или иных догматических разногласий. История же РКЦ отдаёт приоритет событиям, их анализу и как вывод представляет канонические, догматические и другие отклонения Запада. Другими словами академический курс истории РКЦ пытается ответить на вопрос “почему?” Католическая Церковь стала такой , какой мы её видим сегодня.
Итак, объектом исследования является Римо-Католическая Церковь в период с I-XX века. Метод исследования - историко-догматический. Цель исследования-проследить генезис РКЦ и сделать выводы, дабы не повторить её многочисленные отклонения в различных областях. Тот, кто пренебрегает уроками истории-не имеет будущего.
Св. Григорий Богослов: “Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас”.
Св. Филарет Московский: “Души западных христиан предаю суду Божию , наипаче же милосердию Его”.
Св. Феофан Затворник: “Я не знаю спасутся ли католики…но если я стану католиком-я погибну”.
1. Возникновение римской христианской общины. Епископ Рима.
Существуют три основных мнения о происхождении христианской общины Рима.
1. Эта версия гласит. что ап. Пётр является основателем общины и её первым епископом.
2. Другая версия считает, что ученики ап. Павла могли стать основателями общины . Это вытекает из того, что Павел “старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании”(Рим. 15. 20). Он писал римлянам в 58 году, хотя сам ещё не был в Риме
3. Последняя версия небезосновательно предполагает, что Римская церковь возникла после дня 50-цы (Деян. 2. 14), когда иудеи слышавшие тогда проповедь апостолов перенесли благую весть в Рим. Во всяком случае в 50 г. там уже были христиане ( Деян. 18. 2; ср. Светоний, “Жизнь XII цезарей”, Клавдий , 25) .
В 64 году в городе было уже “огромное множество верующих”(Тацит, Анналы, XV, 44) . Вначале общину составляли иудеи диаспоры но вскоре к ним присоединились и христиане из язычников.
Что касается приведённых версий, то можно принять последние две, а что касается первой, то её можно оспаривать. Ап. Пётр не мог быть епископом именно Римской церкви, поскольку в н. 60-х гг. епископальная церковь ещё не сложилась и более того-в Рим он прибыл к концу жизни ок. 63 г. а казнён был в 64 или 67 гг. , когда христиан здесь уже было много.
О епископах Рима первых III веков мало, что известно. Мы знаем их имена и то, что 2 из них окончили жизнь в ссылке, а остальные 30 стали мучениками за Христа. Это известно из Книги первосвященников (“Liber pontificalis”). Ап. Пётр стоит в ней на 1-м месте. После него до папы Сильвестра I (314-335) насчитывается 32 епископа.
Первым епископом, который вмешался в дела другой церкви был св. Климент. Коринфские христиане попросили его примирить враждующие партии и уврачевать возникший там раскол. Для этого он пишет в Коринф ряд посланий. Писал чужой общине и еп. Сотир (166-174) обращаясь с увещаниями.
Первый же раскол в самом Риме возник при выборах епископа на которых обнаружилось два претендента. Выиграл Пий (140-154\155) и выступил против другого еретичествующего кандидата. Был раскол и при еп. Корнилий(251-253) и анти-папе Новациане по поводу принятия отпадших. Последний отличался своим ригоризмом в этом вопросе но Римская церковь избрала средний путь и Новациан был низложен.
Первое длительное пустование Римской кафедры пришлось на правление имп. Деция. Жертвой его гонений стал еп. Фабиан (236-250) и 14 месяцев общиной управляли пресвитеры и диаконы.
Гонения на христиан начались при имп. Нероне, когда он в поисках литературного вдохновения поджёг Рим, а вину возложил на христиан. Гонения носили локальный характер. Время от времени они вспыхивали с новой силой в разных частях Империи, но не были продолжительными и тотальными. Отступники от веры вернувшиеся назад в общину и раскаявшиеся получали свидетельства об этом- libelli pacis.
Несмотря на гонения церковь росла и крепла. К концу III в. На 30 тыс. верующих приходилось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 суб-диаконов, 42 алтарных служки, 52 экзорциста и один привратник. Римская церковь стала “Matrix et radix ecclessiae catholica” (св. Киприан Карфагенский, 48 посл. )
2. Первые конфликты Востока и Запада.
Они возникли из-за даты празднования Пасхи и перекрещивания еретиков.
Малоазийские церкви отмечали Пасху в один день с иудеями -14 нисана. Христиане Запада, Греции и Египта делали это в 1-е воскресение после 14 нисана. Папа Виктор(189-199) узнав о малоазийсской практике пригрозил тамошним христианам отлучением(ср. Евс. Ц. И. V, 22). Собор в Ефесе в ответ на это поручил еп. Поликрату дать достойный ответ. Он написал Виктору послание, своего рода апологию. Но папа был неподкупен и возникла ситуация схизмы, которая была устранена лишь на Никейском соборе. Ранее уже возникал подобный спор между св. Поликарпом Смирнским и папой Аникитой(155-166). К согласию они не пришли , но не было и схизмы.
Относительно перекрещивания тоже были жаркие споры. В Сев. Африке и Малой Азии приходящих от еретиков крестили заново не признавая их прежнего крещения т. к. они “не имеют того же Бога и Христа”(Тертуллиан, о крещении 15;Киприан, посл. 73, 3). В Риме и др. церквях крещение не повторялось если оно было совершено во имя Троицы и поэтому достаточно руковозложения епископа и Евхаристии. Когда малоазийские и африканские христиане закрепили свою практику на соборах, в к. 254 года папа Стефан (254-257) пригрозил разрывом отношений. Он назвал св. Киприана Карфагенского “лжехристианином, лжеапостолом и рабом лукавого”. В защиту выступили Фирмиллиан Кесарийский и Дионисий Александрийский. Первый писал: “сколь великий грех ты взял на себя, когда отлучил себя от стольких церквей ибо себя ты сам отлучил от церковного единства…”
Карфагенские соборы 255-256 гг. снова утвердили свою практику и Стефан прервал церковные сношения.
Как мы видим, несмотря на авторитет Рима, другие поместные церкви не шли на уступки, хотя должны были сделать это согласно учению католиков о безапелляционном подчинении преемнику Петра в древности.
3. Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы.
30 апр. 311 г. Галерий-имп. восточной половины империи отменил всякие гонения на христиан, что было подтверждено и Миланским эдиктом 313 года. Христианам безвозмездно передавались языческие храмы . Появилась возможность созвать вселенский собор. Он состоялся в 325 г. в Никее близ Константинополя. Представителями папы Сильвестра на соборе были пресвитеры Виктор и Викентий.
Собор принял несколько важных решений. Кроме Символа веры решали вопросы о праздновании Пасхи, устранении мелетианского раскола в Александрии. Знаменитый 6-й канон касался вопросов юрисдикции: “Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, Ливии и Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии и других областях да сохраняются преимущества церквей”. Западный историк Руфин толкует: “чтобы древний обычай сохранялся в Александрии и Риме и чтобы епископ Рима имел попечение о пригородных церквях (suburbicariae ecclessiae). Под категорию пригородных подходят 7 ближайших Риму епархий: Веллетри, Порто, Албано, Сабина, Фраскати, Палестрина, Остия.
Сардикийский собор 343 года состоялся по поводу апелляции св. Афанасия Александрийского к епископам Запада в вопросе единосущия 2-й ипостаси Троицы Богу Отцу. Восток был охвачен пламенем арианства и Афанасию ничего не оставалось делать как бежать в Рим.
3, 4, 5, правила собора дают отныне папе власть вне его юрисдикции. Согласно им, епископ низложенный областным собором может апеллировать к папе, который может решать, давать или нет ход апелляции. Если апелляция признана законной папа назначает церковный суд из епископов соседней области. Пока дело низложенного епископа разбирается - его кафедра свободна.
В к. IV века правила Сардикийского собора в западных канонических сборниках включаются под единой нумерацией в правила Никейского вселенского собора. Кто именно это сделал - неизвестно, но это отныне давало право папе претендовать на исключительные полномочия во Вселенской Церкви. С этого момента папы начинают слать своих легатов и викариев во все “горячие точки” и патримонии (крупные земельные пожертвования “в пользу ап. Петра”).
Легаты -доверенные посланники с известной степенью папских полномочий. Папы сами в соборах не участвовали, а приучали епископов к присутствию легатов.
Викарии - представители папы как наместника. Титул присваивался не лицу, а кафедре тем самым подчиняя её Риму. Власть викария была выше власти митрополита и поэтому многие епископы соблазнившись на это принимали титул. Папа Иннокентий (402-417) пишет Виктрицию еп. Руанскому-своему викарию: “Если откроются важные дела, то по епископском рассуждении о таковых следует доводить до сведения ап. престола как постановил о том собор и обычай (beato consvetudo). По словам проф. В. В. Болотова “пока римские епископы развивали свою власть на Западе, они стояли на почве канонической. Но они захотели быть папами на Востоке и в этом стремлении сошли с исторической канонической почвы на догматическую”.
4. Римская церковь и поместные церкви Запада.
На Западе веками существовали независимые от Рима поместные христианские церкви.
Медиоланская церковь:весьма раннего происхождения и прославлена епископством св. Амвросия. В IVв. Медиолан (Милан) был столицей империи, а в 381 г. Тут состоялся собор и все его постановления всупили в силу без к. л. утверждения в Риме, что говорит нам о независимости этой церкви. В споре “о 3-х главах” в VI в. М. Ц. формально отделилась от Рима и вхождение её под римскую юрисдикцию произошло лишь при папе Григории Двоеслове в VII в. всвязи с просьбой о помощи при нашествии лонгобардов.
Аквилейская Ц. :Её по преданию основал ап. Марк в Аквилее (теперь Венеции) в I в. Во главе церкви стоял митрополит и ему подчинялось 14 епископов. Одно время митрополит носил титул патриарха и сейчас католический архиепископ города так именуется. Присоединение к Риму произошло по той же причине, что и у Милана в 698 г.
Равеннская Ц. Её расцвет приходится на IV-V вв. , а история подчинения Риму схожа с предидущими церквями.
Фессалоникийская Ц. изначально ориентировалась на Рим. В IV в. архиепископы Ф. получают от папы титул викария и подчёркивают свою лояльность к Риму. При возвышении Константинополя Ф. Ц. постепенно теряет свою независимость и при имп. Льве Исаврянине насильно присоединяется к Конс-у патриархату в 732 г.
Иберийская или Испанская Ц. Быстро входит в ареал римского влияния т. к. Рим был духовной и материальной поддержкой против вест-готов. В 385 г. И. Ц. оказалась под римской юрисдикцией.
Галльская или Французская Ц. Изначально стремилась к независимости. Между 346-444 гг. известно 8 случаев низложения епископов соборами, но ни один не аппелировал к папе. Влияние Рима здесь проявилось во 2 п.
V в. при папе Льве Великом, назначившего в г. Арль своего викария. Подчинение Риму приходится на VII в.
В Африке хр-во имело свои порядки независимые от Рима. Епископы имелись почти в каждом городе, а председательствовал еп. Карфагена. В н. V в. снова происходят конфликты с Римом. В 418 г. Пресвитер Апиарий был низложен еп. Урбаном за аморальное поведение. По 5 пр. Никейского собора он мог апеллировать к вселенскому собору, но он обратился к папе Зосиме (417-418), который и принял его под покровительство по сардикийским канонам. Зосима отправил в Африку 3-х легатов с целью низложить Урбана и доставить в Рим, а Апиария оправдать. Собор в Карфагене начался с того, что легаты зачитали сардикийские правила уже присоединённые к правилам Никейского собора, но отцы не нашли ничего подобного в своих кодексах. Возникло недоумение. В Конс-ль, Антиохию и Александрию отправились гонцы для сличения правил Никейского собора. Пока они ездили папа Зосима умер и его преемник Бонифаций (418-422) подтвердил полномочия легатов. Послы с Востока тем временем вернулись и привезли правила без всяких дополнений. Урбан остался на месте, покаявшегося Апиария послали на другой приход, а легаты уехали ни с чем. Вскоре Апиарий снова низлагается за распутство и снова апеллирует в Рим. Следующий папа - Целестин (422-432) снова шлёт 1 легата, которому в Карфагене доказали преступления Апиария и он отказался от его защиты. Легат привёз папе послание из Африки где ему советуют не принимать часто апелляции и что “ интересы справедливости достаточно подтверждаются тем, что осуждённый может апеллировать к поместному или вселенскому собору и что Афр. Ц. сама в праве решать свои внутренние дела”. Выражается надежда, что больше не будут приезжать легаты для исполнения римских приговоров, а клирик прибегнувший к заморскому суду не может отныне быть восстановлен в своём достоинстве. В 429 г. В Африку хлынули вандалы и стёрли цивилизацию с лица земли. Христиане подчинились Риму при папе Льве Великом.
5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках
Император Феодосий в 381 году созвал собор в Константинополе для решения ряда вопросов, но ни папа Дамас (366-384), ни епископы Запада на соборе на были. Было осуждено арианство и дополнен Символ веры учением о Св. Духе.
3-й канон собора гласил, что епископ Конс-ля (подчинявшийся епископу г. Гераклея) отныне по чести занимает место непосредственно после еп. Рима т. к. он “Новый Рим”, т. е. столица и был по преданию местом проповеди ап. Андрея. -т. е апостольского происхождения. Канон не был направлен против Рима, а служил возвышению Конс-ля над вост . патриархатами, . главным образом над Александрийским. Папа Дамас не признал 3-й канон и на Римском соборе 382 г. было определено, что во главе Церкви стоят епископы тех городов, где ранее действовал ап. Пётр или его ученики (ап. Марк в Александрии).
Эфесский собор 431 г. ( III Вселенский)рассматривал христологию патр. Нестория и осудил его. Ссорились Антиохия и Александрия. Рим прислал легатов, которые в споры не вмешивались. На Халкидонском же соборе 451 г. Рим в лице папы Льва Вел. (440-461)стал выразителем правоверия. В Италии папа истребил пелагианство и стал инициатором созыва вселенского собора по вопросу монофизитства. Он в своём томосе стал посредником между Александрийским и Антиохийским богословием и дал гармоничное сочетание того и другого. Он первый выступал не просто как епископ Рима, а как вселенский первосвященник. Его жизнь и вера соответствовали идеалам святости и именно это повлияло на утверждение учения о примате папы. В послании к Флавиану “О двух природах” утверждается, что ап. Пётр есть “princeps” всего чина апостолов, он превосходит их по власти и он основатель всей Церкви “ап. Пётр опирается на несокрушимую крепость камня Христа” и поэтому в силу сопричастности (partitipione) Пётр принят в теснейшее единство со Христом и представляет собой посредника между Христом и Церковью. Это вечное учение как вечно и само Евангелие . Невидимо Пётр и поныне пасёт стадо Христово, а видимо это делают его преемники по Римской кафедре.
Халкидонский собор в 28 каноне поставил кафедру Константинополя первой на Востоке и уровнял его епископа по рангу и авторитету с римским. Реально же в условиях цезарепапизма патриарх Константинополя был как бы придворным епископом и не имел большой власти, папы же наоборот на Западе были очень сильны и нередко приписывали себе императорскую власть. Они были самыми крупными землевладельцами Западной империи.
Папа Лев не принял 28-е правило. Его легаты-еп. Пасхазий и Луценций, пресв. Бонифаций и Василий тайком покинули заседание перед голосованием, дабы потом иметь повод его опротестовать. Патр. Анатолий просил папу принять канон и внешне казалось что он просит утвердить его все правила собора, но это не так. Отцы обращаясь к папе как бы заискивали перед ним “…молим тебя, почти наши декреты…” и пр. Это характерное для Востока обращение воспринималось Западом как должное и позже выдвигалось в защиту древнего примата папы. А. В. Карташёв пишет :“Восточные не понимали догматического смысла вложенного папами в свои юрисдикционные притязания и легкомысленно думали, что речь идёт об административном первенстве и властолюбии”.
На Западе 28 канон так тогда и не был принят, а папа Лев в своих письмах к императору и патриарху изложил вызвавшие это причины.
6. Схизма при патр. Акакии .
В 482 году имп. Зенон издал “Формулу единства”(Энотикон) автором котрой был патр. Акакий Константинопольский. В “Формуле” не было еретических высказываний и не было также халкидонской формулы о двух природах Христа-неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно -, и вообще о Халкидонском соборе там не упоминается как о вселенском. В этом Зенона и Акакия обличали папы Симплиций (468-483) и Феликс III (483-492). Никто тогда и Рим в том числе не понимал, что одну и ту же веру можно изложить разными словами и поэтому Константинополь был заподозрен в ереси. В то время как раз возникают волнения в Александрии по поводу двоевластия. После смерти в 477 г. патр. Тимофея Элура александрийцы на его место избрали Иоанна Талайю, а столица назначила Петра Монга. Талайя поехал в Рим с жалобой и папа созвал в 484 г. собор который анафематствовал Акакия и тех кто принял Энотикон. Началась 30-летняя схизма. Рим требовал вычеркнуть Акакия из диптихов но этого никто не делал. Лишь при имп. Юстине и патр. Иоанне II Каппадокийце в 519 состоялся собор подтвердивший халкидонские постановления и папа Гормизда тогда смягчился и прислал легатов для примирения. Они привезли “Формулу Гормизды” с папистической доктриной. Все приверженцы Энотикона настоянию легатов должны быть вычеркнуты из диптиха и каждый подписавшийся впредь обязуется следовать предписаниям Апостольской кафедры. Константинополю было сложно с этим согласиться но обстоятельства вынуждали. Греки составили к “Формуле” преамбулу в которой сказано: “под апостольской кафедрой следует понимать кафедру Рима вообще -, как Ветхого, так и Нового…”Преамбула уничтожала смысл римских требований. Папа же остался убеждён, что именно он заставил восток покориться.
На Пасху 27 марта была отслужена совместная литургия, на чём схизма прекратилась.
7. Имперская церковь против папской в эпоху имп. Юстиниана (527-565 гг. )
Заключение мира в 519 году выглядело триумфом папства, но уже Гормизда видимо предчувствовал, что с новым правлением в Константинополе можно опасаться ещё более значительных трудностей чем прежде. Его предчувствия сбылись с воцарением Юстиниана-типичного представителя идеи имперской церкви. Его идеалом было единство , ради которого он пытался вернуть потерянные западные территории и устранить разногласия в Церкви. Речь идет об устранении монофизитского раскола. Путь к единству Юстиниан прокладывал как богоизбранный высочайший правитель единого христианского сообщества . Церковь при этом была втянута в единый гос. механизм
Юстиниан почтительно относился к Римской кафедре но не смешивал её с теми кто ею руководит. Пример этому - плен папы Сильверия в 537 г. И папы Вигилия в 545 г. Последний был схвачен в храме св. Цецилии и насильно доставлен сперва на Сицилию, а потом в столицу. Юстиниан нуждался в его поддержке в осуждении Феодора, Ивы и Феодорита, однако папа противился осуждению уже умерших людей и не желал коррекции халкидонских постановлений. Патр. Мина и папа обменялись по этому поводу отлучениями и опять возникла схизма. Она длилась недолго, до праздника апп. Петра и Павла. Вигилий уступил и в своём “Judicatum” осудил кого требовалось. Почти весь Запад восстал против этого и папа оказался между 2-х огней. Ему долго пришлось ходить по лезвию бритвы, но в конце концов он отказался от осуждения “трёх глав”, за что был опять унижен людьми императора. Раскол закончился тем, что новый патр. Евтихий в 553 г. прислал папе своё исповедание веры и тот остался доволен.
Тем временем Юстиниан развивал доктрину о власти императора. В 105 новелле и в предисловии к 6-й утверждается, что император послан Богом как живой закон для людей…это распространяется и на дела Церкви и не подчиняющийся этому, будь он хоть верховным первосвященником (папой) он почувствует на себе гнев императора как всемогущего господина гос-ва и Церкви.
Перед епископами Юстиниан испытывал высочайшее почтение. Они только были обязаны за него молиться, всё остальное - дело самого императора. Эта идея совершенно противоположна учению папы Геласия “о двух властях”. Он писал патр. Анастасию : “Император есть сын Церкви и в церк. делах должен учиться , а не поучать. Епископу, согласно воле Божией, принадлежит управление Церковью, но не мирская власть. . . все знают, что престол св. Петра имеет право развязывать то, что связано суждением других епископов. Он может иметь суждение о всей Церкви, но никто не может судить о его приговоре…”.
В 553 году состоялся V всел. собор в Конс-ле. Папу Вигилия трижды приглашали на собор, но он сославшись на недомогание не приехал, а прислал свои мнения письменно. Он осуждает еретические места у Феодора и как уже умершего представляет суду Божию. От осуждения Феодорита и Ивы он уклонился т. к. они анафематствовали несторианство и были приняты Халкидонским собором. На папу опять началось гонение. Через собор император решил его смирить. Были представлены документы против Вигилия и собор признал его подлежащим низложению. Личность Феодора и сочинения Ивы и Феодорита были преданы анафеме.
При имп. Маврикии (582-602), который строго держался правоверия, все 4 Восточные кафедры опять имели общение с Римом.
8. Спор о титуле “Вселенский патриарх”
При имп. Юстиниане усилилось отчуждение Востока и Запада. Первый, более сильный на тот момент, хотел навязать свои идеи силой.
Новый конфликт на этот раз выпал на понтификат папы Григория Вел. (590-604), хотя начался при его предшественнике папе Пелагии II. (578-590) Он происходил из знатной римской сенаторской династии, в светской карьере достиг должности префекта Рима, но неожиданно для всех ушёл в монастырь, который сам же и основал в своих сицилийских владениях. Затем он основал ещё 7 монастырей. Папа Пелагий II рукоположил его в диакона и много лет он был апокрисарием (представителем папы) при византийском дворе.
Когда Григорий стал папой он начал критиковать титул “Вселенский Патриарх”-“episcopus ecumenicus”, который с 587 г. Иоанн Постник стал применять к себе как предстоятелю Константинопольской кафедры. С 595 г. эта практика была утверждена как синодом епископов, так и императором Маврикием (582-602). Александрийский патриарх также недовольный этим, стал “в пику” Конс-лю именовать “universales ecclessiae papae” папу Григория в посланиях к нему (точно так александрийцы именовали папу Льва Великого в жалобе на Диоскора). Однако тот не принял такого обращения и стал применять к себе титул “servus servorum Dei”-“раб рабов Божиих”.
Титул “вселенский” на Западе переводился как “универсальный” и поэтому кафедра Конс-ля была заподозрена в намёках на главенство над всей Церковью. Этого папа допустить не мог. Если под экуменой подразумевать даже только Византию всё равно это считалось недопустимым. Григорий повёл энергичную борьбу, упрекая Иоанна Постника в гордыне и зазнайстве. Приемники папы Григория также отклоняли этот титул. Так, папа Лев IX в одном из писем патр. Михаилу Керулларию этот титул называет кощунственной претензией. Столкнулись две психологии - :витиеватая греческая и юридическая римская.
Анастасий Библиотекарь через 300 лет после спора взял на себя труд осведомиться, что титул обозначает и как понимается он в Константинополе. Он выяснил, что патриарх носит этот титул не потому, что считает себя главой христианского мира, а потому что возглавляет часть мира населённую христианами т. е. Вост. Средиземноморье.
9. Римская Церковь и монофелитский спор.
Патр. Сергий Конс-ий считается личностью повлиявшей на возникновение монофелитства. Заинтересовавшись монергизмом ( )-учением египетских богословов о том, что во Христе энергии Божества и человечества едины, он стал расспрашивать Феодора Фарранского и монофизита Георгия Арса о возможности обосновать это учение. Патр Мина ранее в письме папе Вигилию будто бы употребил этот термин. Иоанн Милостивый патр. Александрийский узнав об этом хотел возбудить дело о низложении Сергия, но помешало нашествие персов на Египет в 619 г.
Правивший в то время имп. Ираклий(610-641) любой ценой хотел добиться унии с монофизитами и запретил всякие рассуждения о двух энергиях. Уния состоялась но ей воспротивился монах Софроний -будущий патр. Иерусалима. Его избрали в 633 г. и Сергий встревоженный этим поспешил настроить против него папу Гонория и написал ему расплывчатое письмо в монергистическом духе. Папа-человек недалёкий, видимо недопонял, смысла и в ответном письме изрёк : “Единое исповедуем хотение Господа Иисуса Христа”.
В 638 г. появляется “Изложение веры” ( имп. Ираклия -откровенно монофелитское. Папы-Северин, Иоанн IV и Феодор не приняли документ и были поддержаны соборами на Кипре в 643 г. и Сев. Зап. Африке в 646 г. Св. папа Мартин и Максим Исповедник стали мучениками в этом споре. Мартин не принял “Типос”(эдикт, которым заменили “Экфесис”)и созвал Латеранский собор в окт. 649 года, который утвердил учение о 2-х волях и оградил его 20-ю анафематизмами. Император Констанс, внук Ираклия , арестовал папу и обвинил его в полит. измене. С Мартина сорвали одежды, издевались и в конце концов сослали в Херсонес Таврический где он и скончался в 16 сент. 655 г. Максима Исповедника тоже обвинили в полит. измене и оригенизме . Все обвинения он отверг и был сослан. Вторичный суд состоялся в 662 году. Максим не принял “Типос” и ему отсекли правую руку. Он умер в ссылке в том же году.
В 668 г. Констанс был убит заговорщиками и его приемник Константин Погонат не склонный к монофизитству взялся примирить папу Домна и патриарха Константинополя Феодора продолживших спор в 678 г. . Примирительное письмо было получено уже папой Агафоном (678-682) и он прислал своих легатов -пресвитеров Феодора, Георгия и диак. Иоанна с изложением учения о 2-х волях во Христе на основании предания Римской церкви и цитат Свв. Отцев. Легаты прибыли в Конс-ль в сент. 680 г. Наступило благоприятное время для созыва вселенского собора. Император поручил патр. Георгию призвать в столицу восточных епископов. VI Всел. собор открылся 16 сент 681 года. В ходе собора легаты заявили о подложности письма патр. Мины папе Вигилию где упоминалась одна энергия во Христе. Все с этим согласились. В конце собора после длительного разбирательства было закреплено учение о 2-х волях а сторонники монофелитства были осуждены и среди них папа Гонорий. Папа Лев II (Агафон умер 10 янв. 681 г. )принял это известие и согласился с ним. Позже, когда появился догмат о папской непогрешимости в делах веры, Гонорий стал “неудобен” и католические историки (Бароний)подвергли сомнению подлинность актов собора. Гефеле утверждал, что Гонорий был православным и ошибся лишь в формулировке.
10. Папство в эпоху Карла Великого.
В первой полов. VIII в. Римской Церкви приходилось маневрировать между иконоборческой Византией и Лонгобардами-арианами. Bмп. Лев III Исаврянин отказался иметь какие либо контакты с Римом т. к. Византия была под угрозой арабского вторжения. Папа Григорий II вновь стал укреплять связи с западным миром. Было расширено миссионерство в Германских княжествах. В Тюрингии и Баварии трудился св. Бонифаций.
С папой Захарией (741-752)-греком по происхождению, - окончился византийский период для Западной церкви и начался период Франкский. Когда лонгобарды заняли Сев. Италию папа в 751 г. помогает Пипину Короткому - Pippinus Brevis (714-769) занять франкский трон, а тот в благодарность даёт военную помощь. Этот шаг закрепил полит. разрыв с Византией. В 754-756 гг. Пипин предпринял успешный поход против лонгобардов. Отвоевав у них территории, часть он дарит “ап. Петру”, а не папе. Это пров. Романия, Пентаполь и Римское герцогство. Так в 756 г. появилось папское гос-во-патримония св. Петра. Для идеологического обоснования суверенитета этого гос-ва появляется фальшивый документ о “Константиновом даре”. Он явно возник в стенах папской курии при папе Стефане II (752-757 или его брате Павле I (757-767). Согласно ему имп. Константин Вел. в благодарность папе Сильвестру за исцеление от проказы даровал главенство над 4-я Вост. патриархатами и полит. власть в Зап. Империи. В н. IX в. документ включили в канонический сборник. Однако уже первые немецкие императоры стали говорить о подделке, а научно это доказали Николай Кузанский и Лоренсо Валла в XV в.
В молодом папском гос-ве появились силы желавшие подчинить папу своим прихотям. Это римская аристократия. Дело доходило до уличных боёв между людьми папы и наёмниками. Папа снова обратился за помощью к франкам. В 769 г. сост. Латеранский собор на который явились и 13 франкских епископа демонстрируя поддержку папы. Лонгобарды тоже ещё не успокоились, пока Карл Вел. не разгромил их окончательно в 774 г. Папа Адриан I укрепил гос-во и стал первым кто стал чеканить свои монеты с надписью “Victoria Domini Nostri”.
Тем временем в Византии не затихали иконоборческие споры. Папа Адриан I принимал под свою защиту гонимых иконопочитателей. Получив акты VII Всел . собора папа отправил их латинский перевод Карлу, а тот в свою очередь своим богословам. Алкуин прислал императору опровержение правильности соборных решений. В 790 г. учёные от имени Карла составили “Libri Carolini” в 4-х частях. 3-я и 4-я критикуют как иконоборческий собор 754 г. , так и VII Вселенский. В 794 г. состоялся собор созванный Карлом во Франкфурте закрепивший это осуждение.
Франки пошли средним путём:иконы не есть идолы и их не нужно уничтожать, но не следует им воздавать и большого почтения. В лат. тексте VII Вс. собора отношение к иконам неверно выражено словом adoratio-поклонение долженствующее Богу, хотя в оригинале стоит = veneratio-поклонение по отношению к святым, их мощам, св. Кресту, Писанию и свящ. сосудам. К иконам, по мнению франкских богословов, не приложим ни тот, ни другой термин и перед ними не следует ни молиться, ни возжигать лампады. Они годятся лишь для напоминания о предметах религии и для украшения, а в деле спасения безразлично - есть иконы или нет. Ошибка в переводе текста VII Вс. собора привела к напрасной полемике.
В 779 г. против папы Льва III (795-816) симпатизировавшего франкам, поднялся мятеж провизантийской партии в Риме. Его обвиняли в предательстве и клятвопреступлении. Во время шествия на него напали, стащили с осла, сорвали одеяние иерарха и заточили в монастырь. Ему удалось бежать по верёвочной лестнице. Переодетым он добрался к императору. Видя для себя немалые выгоды в сотрудничестве с Церковью, Карл во главе войска вступает в Рим и привозит с собой папу Льва. Он восстанавливает его в правах, а в замен получает от папы титул императора по заранее составленному сценарию. Согласно летописи “Жизнь Карла Великого”, на Рождество 800 года, Карл находился погружённый в молитву у гробницы ап. Петра, когдакк к нему подошёл папа Лев III и под торжественные возгласы народа “Laudes !!!”, короновал Карла, провозглашая его императором. По описанию придворного историка Эйнхарда, Карл, якобы не был расположен принимать императорское звание и не пришёл бы в собор если бы знал намерения папы. Франкские историки представили дело так, что понятно удивлён происшедшим, однако вопреки этому мнению всё обстояло не так; после коронации в оборот даже пошёл памятный динарий.
Факт коронации отражал реальность. Феодальное гос-во не могло обойтись без идеологической поддержки Церкви и её просветительской деятельности. Карл хоть видимо и протестовал против зависимости от папы, но не мог реально обойтись без его поддержки Церкви для укрепления мощи гос-ва. При Каролингах папство вынуждено отодвинулось на задний план; платой за защиту было подчинение. Но даже в это время Западную церковь трудно упрекнуть в бездействии. Её просветительская и дисциплинарная роль возрастают. Из-за всеобщей неграмотности все, включая высшую знать, вынуждены прибегать к услугам высокообразованного духовенства. Церковь стала посредником между древней и новой культурами. Монашеские ордена , кроме непосредственных обязанностей занимались перепиской книг, обработкой земли и изобретением новых орудий труда. В монастырях формировалась архитектура, были созданы романский и готический стили.
За считанные десятилетия власть Церкви возросла настолько, что уже при приемнике Карла Вел. , -Людовике Благочестивом, имперская власть стала зависимой от франкских епископов. Церковь тогда обладала третью от общей площади франкской империи и это обеспечивало её суверенитет. Папа Стефан IV (816-817) был возведён на престол без утверждения императора. Последовавший за ним папа Пасхалий I (817-824) также не обратился к императору за утверждением. В 817 г. между ним и Людовиком Святым был заключён “Pactum Ludovicanum” закреплявший папский суверенитет. Однако приемник Людовика -Лотарь I возобновил имперский протекторат над папским престолом. В 824 г. Папа Евгений II был вынужден смириться с правом императора при избрании папы.
При папе Григории IV (827-844) с неожиданной быстротой начался распад империи Каролингов и казалось бы настал момент опять обрести независимость, но вскоре выяснилось, если за папством не будет стоять реальная военная сила империи, - оно может стать игрушкой в руках партикулярных сил. Единственной выдающейся фигурой IX-X вв. независимой от светской власти историки считают папу Николая I.
11. Конфликт Рима и Константинополя при папах Николае I и Адриане II.
Конфликт возник по таким причинам. В Константинополе в то время вместо малолетнего Михаила III (842-867) правила его мать Феодора. Её брат-Варда стоял во главе оппозиции и имел порочное влияние на юного Михаила. Патр. Игнатий обличил Варду и в “Иродовом грехе”-связью с женой своего брата Петра. Он лишил Варду причастия на праздник Богоявления.
В 855 г. Михаил взошёл на трон и требовал от Игнатия пострижения в монашество матери и сестры. Тот отказался и это стало поводом убрать его самого с кафедры в 857 г. На его место поставили госсекретаря Фотия-человека талантливого и учёного. Игнатиане не согласные с его избранием при живом патриархе, предали Фотия анафеме в храме св. Ирины, а он ответил им темже. О своём избрании Фотий оповестил весь Восток, а уведомить папу Николая I (858-867) не спешил. Папа узнал об избрании Фотия лишь через 3 года. Его возмущению не было предела, ведь к тому времени он уже именовал себя “Vicarius Christi”, а также “Rex et sacerdos”.
На Западе папа вёл борьбу против независимости поместных церквей нарушавших доктрину о папском универсализме и активно вмешивался в дела франкских королей. Он требовал признания своей абсолютной власти “plenitudo potestatis”, но эта идея не вызывала восторга даже на Западе. Фотий получал письма от архиепископов Кёльна и Трира о папском деспотизме. Для обоснования своих властных претензий папа опирался на “Лжеисидоров сборник”(декреталии) подложных папских писем и документов. Вероятно он был сфабрикован в 847-852 гг. на терр. Реймсского архиепископства неким Исидором Меркатором. Для предания подделке достоверности её автором объявили Исидора Севильского (+633), имевшего высокий авторитет.
Сборник состоит из:
1. писем пап от Климента (90-99) до Мильтиада(311-314).
2. “Дар Константина” и галльская переработка одного испанского сборника решений соборов.
3. Папские декреты от Сильвестра (314-335) до Григория Вел. (590-604). 48 из них-безусловные подделки. Фальшивость декреталий в XV в. доказал Николай Кузанский (1401-1464) и др.
Случай с патр. Фотием показался папе подозрительным и в 862 г. он шлёт в Конс-ль послание “Ad omnes fideles” где выражает свой протест . А в 863 г. собор италийских епископов низлагает Фотия, о чём были оповещены он сам, император и все верующие. Вероятнее всего на это письмо папы не обратили бы большого внимания, если бы вдруг не возник “болгарский вопрос” ставший своего рода детонатором.
Болгарский царь Борис был крещён греками в 864 г. , но не получил от них законной иерархии и поэтому обратился к папе прислать епископов. Их тотчас приехало двое. Они привезли письмо папы где он критикует греческие традиции непричащения в Вел. посту, большие ограничения в пище, разрешение 2-го брака и пр. Приехавшие в Болгарию латиняне стали совершать конфирмацию над уже миропомазанными детьми, чего Фотий выдержать уже не мог. Он пишет окружное послание в котором критикует латинян за целибат, пост в субботу, употребление молока и яиц в Вел. посту забывая, что VI Вс. собор на Западе на принят. Но главным спорным пунктом был вопрос о Filioque.
Летом 867 г. в Конс-ле сост. собор по поводу латинских обрядов в Болгарии. Папа Николай был осуждён и низложен, но он об этом не узнал т. к. умер.
В ночь на 24 сент. 867 г. имп. Михаил был убит заговорщиками под предводительством Василия Македонянина. Фотия низлагают и патриархом опять становится Игнатий. Новый папа Адриан II (867-872) узнал об этих событиях в 869 г. и сразу созвал собор низложивший Фотия и это подтвердил и константинопольский собор в том же году. Папа потребовал от Конс-ля сжечь акты собора 867 г. и аннулировать собор осудивший Игнатия. Однако трения между Игнатием и Адрианом всё равно возникли из-за балканского вопроса. Его удалось мирно разрешить на внесоборной конференции в 870 г. Болгары снова стали ориентироваться на Константинополь по политическим соображениям.
После смерти Игнатия в 877 г. его приемником, уже законно, становиться Фотий. Император для окончательного разрешения конфликта пишет папе Иоанну VIII (872-888) и просит прислать легатов на примирительный собор. Когда епископы Павел и Евгений прибыли в столицу, то с удивлением застали там на кафедре не Игнатия, как ожидалось, а Фотия, относительно которого не было папских инструкций. Началась переписка и в Конс-ль едет кард. Пётр. Собор начался в 879 г. и окончился триумфом Фотия выступавшего как “Вселенский патриарх”. Легаты не знали греч. языка и ничего не поняли. Позже, папа Иоанн разобравшись в документах собора понял, что его обвели вокруг пальца и предал Фотия анафеме.
Фотий после собора 879-880 гг. достиг зенита славы как ни один из его предшественников, но тем не менее в условиях цезарепапистской Византии он окончил жизнь в изгнании в 897 г. Папу Иоанна VIII ждала не лучшая участь. Согласно Фульдской хронике он был отравлен своими римскими противниками 15 дек. 882 г. Он стал первым в бесславной веренице пап средневековья, который сошёл с престола в результате насилия. Его смерть стала увертюрой к “мрачному веку папства”.
12. Упадок папства с к. IX - н. XI вв.
С конца IX до середины X вв. римский престол занимали 24 папы, которых даже католические историки называют “плохими”.
Византия уже не могла, а новые Зап. гос-ва ещё не могли вовлечь Рим в сферу политического влияния и только римская аристократия посягнула на это, сыграв в истории Католической Церкви свою пагубную роль.
“Эпоха Формоза”-так можно назвать начало этого периода. Формоз был кардиналом г. Порто и непреодолимое стремление стать папой привело его к конфликту с Иоанном VIII, который лишил его сана и отправил в изгнание. Историки небезосновательно считают Формоза инициатором отравления папы. По смерти папы Стефана V(885-891) Формоз всётаки становится папой при помощи герцогов Сполетто. Стремясь освободиться от их опеки он вступает в союз с германским королём Арнульфом. Так началась борьба папы с Альгетрудой-главой рода Сполетто. Формоз умер в 896 г. и новый папа Стефан VI (896-897) становится орудием Альгетруды. С именем этого папы связан “собор с трупом”. Он состоялся в одной из римских базилик и был посвящён осуждению Формоза. Его тело, облачённое в папские одежды, усадили на скамью, рядом усадили адвоката и предъявили обвинение в узурпации папского престола. Его лишили сана, сняли облачение, отрубили 3 пальца правой руки и протащили труп по улицам Рима, а затем бросили в Тибр.
Папа Стефан также не избежал расправы. В 897 г. его схватили и бросили в тюрьму. С 897 по 903 гг. , т. е. за 6 лет -6 пап сменили друг друга и почти все умерли от насилия.
Следующий этап можно назвать “порнократией” или властью шлюх. В н. X в. Власть в Риме захватило семейство бывшего папского казначея Теофилакта. Красивые женщины из этой семьи стали орудием влияния на папский престол. Жена Теофилакта - Теодора и его дочери-Теодора младшая и Марозия, - вели распутный образ жизни. Всех тех кто вставал на их пути они жестоко устраняли. Теодора старшая сделала папой равеннского архиепископа, это Иоанн Х (914-928). Он был скорее воином-политиком чем пастырем и лично руководил боевыми действиями против сарацин. Марозия была в любовной связи с папой Сергием III (904-911), а после него она стала женой сполеттского , а затем тосканского маркграфов. Она взяла себе титул римского патриция и сенатора, приобретя тем самым полноту власти в городе. Воспротивившегося Иоанна Х она повелела убить. Таже судьба ожидала и следующих 2-х пап. Марозия возвела на трон 18-летнего папу Иоанна ХI, своего сына от папы Сергия III, а сама, уже в 3 раз выходит замуж за одного богатого вельможу. Тем временем вырос её сын от 1-го брака Альберих. Он захватил власть заточив в тюрьму мать, отчима и папу. Он лично назначал пап в течении 20 лет и в конце концов папой стал его 18-летний сын Октавиан с именем Иоанн ХII (940-955). Таким образом духовная и светская власть оказались в одних руках.
В эпоху порнократии появляется легенда о “папессе Иоанне”, -аморальной женщине, которая правила в промежутке понтификатов Льва IV и Бенедикта III. Девушка по имени Иоанна воспитывалась в Майнце, затем изучала богословие в Энгельсхайме. Всё это было возможно из-за внешнего сходства с юношей. Она носила мужскую одежду и однажды в Фульдском аббатстве ей очень понравился один монах. Она соблазнила его и они оба бежали во Францию, Италию, а затем в Афины, где Иоанна изучила философию. Внезапно её любовник умирает и она едет в Рим под именем Иоанн Анжелик. В Риме ей дали разрешение на открытие школы 7-и искусств (музыки, геометрии, риторики, грамматики, диалектики, арифметики и астрономии). Благодаря образованности и популярности она сперва становится кардиналом, а затем и папой в августе 855 г. . Однажды во время церковного шествия у папессы начались родовые схватки и она упала с лошади на землю, где тут же родила ребёнка. Это произошло неподалёку от амфитиатра Домициана и храма св. Климента. По одной версии она и ребёнок тут же умерли приняв божию кару, по другой версии она истекла кровью, а ребёнка убили камнями участники процессии возмутившись происшедшим. Мать и младенца похоронили и на могиле поставили статую женщины с ребёнком дабы навеки скрыть позор папства.
Желая избавится от опеки аристократии папы обращают свои взоры к германскому имп. Оттону I Вел. Он на время водворяет спокойствие в Риме, за что папа Иоанн XII (955-963) короновал его как императора Римской империи. Но как только Оттон удалился из Рима пришлось уехать и папе. В 963 г. папа ищет союза со своими прежними врагами против Оттона, за что тот ставит новым папой Льва VIII. Поднялся бунт и римляне изгоняют Льва. Иоанн весь остаток жизни страшился мести императора , а умер якобы от апоплексического удара во время прелюбодеяния. Вместо него римляне избрали Бенедикта V, но Оттон изгнал его в Гамбург, а папство вернул Льву VIII. Следующий папа был избран канонически и одобрен Оттоном. Это Иоанн XIII (965-972).
Оттон II мало интересовался Италией и в Риме стало всем заправлять семья Крещенциев-потомков Теодоры младшей. При них был убит папа Бенедикт VI (973-974) и его место занял антипапа Бонифаций VII (974-984). Его изнали войска императора , но он опять вернулся и насилием отвоевал трон. Оттон III навёл порядок и сделал папаой своего родственника. Папа Григорий V(996-999) стал первым немцем на папском троне. С папы Бенедикта VIII (1012-1024)утвердился обычай менять имя при избрании пап. Этот папа короновал Генриха II в 1014 г. в императора Священной Римской Империи. Его наследник Конрад II мало интересовался римскими делами и поэтому без должного контроля власти снова вспыхивает борьба за папство. Тосканская партия сумела посадить в 1024 г. на папское место племянника Бенедикта VIII, мирянина, который за 1 день ухитрился пройти все степени священства и взял себе имя Иоанн XIX (1024-1032) . При его приемнике-18-летнем Бенедикте IX симония достигла апогея. Но даже взяток не хватало на юношеские забавы. Он дошёл до того, что продал свою тиару и папство пресвитеру Джованни Грациано за большую сумму. Он стал папой Григорием IV (1045-1046). Оппозиция выдвинула своего кандидата антипапу Сильвестра III. Итого в 1046 г. было три папы. Бенедикт-продавший папство, но одумавшийся, антипапа Сильвестр и Григорий.
Германские императоры , решили положить конец такому бесчинству и они сломили власть римской аристократии при Генрихе III.
13. Движение за реформу в Западной Церкви в Х- XI в.
Во 2 пол. Х века всвязи с приближением второго тысячелетия и ожидания второго пришествия во Франции зародилось аскетическое движение. Эсхатологические чаяния затронули не только монастыри но и множество мирян. Возрождается миссионерство и мученичество. Широкое распространение приобретает самобичевание как элемент аскезы. Кард. Пётр Дамиани разработал систему покаяния расчитанную строго арифметически. Согласно системе за каждый грех назначается время раскаяния или денежный эквивалент. За 1 год покаяния можно было внести 36 талеров для дворян, 4- для крестьян. Всё это можно было заменить 3000 ударов плетью при чтении 30 псалмов. По желанию и усердию норму можно было увеличить. Порой грешник переносил колоссальное множество ударов и вычитывал Псалтирь неимоверное количество раз. Слова “Хвалите Его с тимпаном…” (Пс. 150, 4) толковались так : тимпан-инструмент из сухой кожы, -значит каждый может превратить себя в такой инструмент через измождение тела. Таким мазохизмом с манихейским уклоном не брезговали ни император , ни аристократия.
Тогда же стало приобретать вес монастырское движение за реформы начавшееся в н. XI в. Монастыри зависели тогда от феодалов, которые из опекунов превратились в угнетателей. Союзниками монахов стали папа и империя. Кроме борьбы с феодалами шло и внутреннее обновление-восстановление дисциплины и строгое соблюдение устава прп. Бенедикта. Монастыри объединились в конгрегацию и бенедиктинский монастырь в Клюни (Бургундия) стал центром реформ. В к. XII в. в конгрегацию входило 2000 монастырей. В монастыри не принимали несовершеннолетних и людей с дурной репутацией. Монахи подвергали себя духовным и телесным подвигам, послушанию, физическому труду. Клюнийский аббат властвовал над монашеским воинством как король и военачальник. Причина успеха таилась в том, что он стал выразителем устремлений эпохи.
В 1046 г. император Генрих III прибыл в Италию и созвал собор в Сутри под Римом, который низложил антипап Сильвестра III и Григория IV , а на римском соборе был низложен и Бенедикт IX, опять заявивший свои права на папство. Генрих предложил кандидата на престол и отцы собора согласились. Папой стал епископ Бамбергский, принявший имя Климент II. (1046-1047). После него несколько недель папой был Дамас II, а затем на папский трон взошёл дальний родственник императора - Лев IX (1049-1054). Он был из семьи эльзасских графов и принёс в Рим дух реформ. Он окружил себя единомышленниками, такими как кардиналы Гумберт и Гильдебранд. При этом папе произошёл раскол между Восточной и Западной церквами, который многие историки, (напр. М. Э. Поснов) называют великим или окончательным.
14. Формальное разделение церквей в 1054 году.
После Большого Софийского собора 879 г. в теч. 150 лет не было особой догматической полемики между греками и латинянами, однако ожидать отказа от власти на Востоке от пап не приходилось. К тому же политические условия весьма тому благоприятствовали. В начале XI в. в Европе норманны вели захватнические войны. Они покорили Британию, Францию, а на юге Италии основали своё герцогство. Рим и Константинополь, чтобы дать отпор решили объединить усилия. Император Константин IX Мономах пообещал папе Льву уступить некоторые южно-итальянские епархии. Договор скрыли от патр. Михаила Керуллария, но он узнав про это решительно запротестовал. Он отлучил от причастия Аргироса, командующего греческими войсками в Италии за пролатинскую пропаганду. По его поручению арх. Лев Охридский пишет критический трактат о латинских обрядах (об опресноках, посте в субботу, целибате, пении Аллилуия на Пасху, удавленине и пр. ) как бы предостерегая греков не связываться со зловерными латинянами. Монах Никита Стифат тоже написал несколько анти-латинских трактатов. Папа Лев IX не ожидал таких нападок и тоже написал трактат, где обрядовые вопросы счёл малозначительными, заостряя внимание на примате папы: “никто не может оспаривать того, что как крюком удерживается дверь, так и Петром и его приемником определяется устройство и порядок в Церкви…”. Как док-во этому папа приводит “Дар Константина” и в закл. Называет Конс-ую церковь грешной, скандальной и заблудшей, которую Римская церковь лишь по снисхождению оставила возле себя. Дальнейшая переписка уже ничего не могла изменить.
Летом легаты- кард. Гумберт , еп. Пётр Амарфитанский и кард. -диакон Фридрих Патарантский прибыли в столицу и были приглашены на обед. Чтобы сгладить конфликт император в угоду гостям дал им “на съедение” Никиту Стифата. Тот принёс покаяние, сжёг свои труды и формально мир был восстановлен. Керулларий же молча принял папское послание не удостоив легатов никакими почестями. Они 5 недель ждали его аудиенции и не дождавшись 16 июля 1054 г. положили письменное отлучение патриарха и его единомышленников на престол храма св. Софии. Греки обвинялись во многих заблуждениях и в изъятии Filioque из Символа веры. Легаты расчитывали на поддержку императора, но поднялось народное восстание и они едва спасли свои жизни. Перед патриархом и народом царь оправдывал свою лояльность к легатам тем, что якобы переводчики смягчили нападки латинян в грамоте и он не ожидал от них такой коварности. Переводчикам вырвали языки и сослали.
20 июля состоялся “домашний” собор из 12 митр-ов и 7 епископов на котором легаты были отлучены, о чём в окр. послании были извещены все Вост. патриархи.
Когда всё это происходило папа Лев IX умер и кафедра долго пустовала. При встрече в 1965 г. папы Павла VI и патр. Афинагора одним из поводов снятия взаимных анафем стала именно смерть папы Льва на момент экскоммуникационных действий легатов. Папа умер и хотя они об этом тогда не знали, они автоматически лишались своих полномочий, а значит отлучение было недействительно.
Раскол 1054 г. тогда не расценивался как абсолютный. Все считали, что это частные дела Рима и Константинополя не касающиеся других поместных церквей. Об этом свидетельствуют династические браки на Руси. Русские княжны выходили замуж за латинских принцев, что было бы невозможным при тотальном разрыве церквей. Хронографы XII в. на периферии Запада вообще никак не зафиксировали схизму.
В усугублении разрыва сыграли роль крестовые походы, особенно IV-й, когда в 1204 г. жертвой стала Византия. Здесь 60 лет просуществовала латинская империя. Обида за поруганные святыни смешалась с отторжением всего чужого и это никак не способствовало единству. Прот. Иоанн Меендорф пишет: “Ужас разделения в том, что мы в течение веков не встречаем страданий от разделения…, а наоборот, удовлетворение…, желание найти всё больше тёмных сторон в лагере противника”.
Достарыңызбен бөлісу: |