МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН
МАМАДЫШ
Кладбище
206. КСЕНИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный храм построен в 1876-1882 г. на средства мамадышского купца Гавриила Семеновича Распопова в память его жены Ксении Егоровны. После смерти Распопова в 1879г. строительство продолжали опекуны над его имуществом - купцы В. А. Петров (умер в 1881 г.) и И.О. Месетников. Могилы супругов Распоповых сохранились недалеко от храма.
Небольшая трехнефная пятиглавая церковь с невысокой двухъярусной колокольней под шатром. Возведена в стиле эклектики.
С 1945г. храм стал приходским, в настоящее время он-единственный действующий в Мамадыше.
БЕРСУТ (Урманчеево)
207. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Трехпрестольный каменный храм построен в 1818-1825 гг. В 1820г. освящен правый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в 1823г.-главный престол, в 1825г.-левый придел во имя Преподобного Алексия Митрополита Московского.
Крупная церковь, декорированная в стиле классицизма, во многом утратила первоначальный облик - разрушены колокольня и верхние ярусы храма.
Храм построен на средства мамадышского купца Алексея Ивановича Сухопарова, проживавшего в с. Берсут (сохранился его дом), и прихожан. Местными жителями особо почиталась икона Святого Великомученика Пантелеймона, привезенная Сухопаровым с Афона.
В 1883-1885 гг. в приходе служил священник Иван Григорьевич Зороастров (1809-1885), в 1883 г. за пятидесятилетнюю службу он был награжден орденом Святого Владимира. В 1885-1906 гг. настоятелем храма был его сын Всеволод Зороастров (переведен в с. Тавели).
ВЕРХНИЙ СЕКИНЕСЬ (Секенеси Верхние)
208. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный деревянный храм построен в 1892-1895 гг. (приход открыт в 1894 г.).
Небольшой храм традиционной композиции в духе классицистического направления эклектики.
Храм построен на средства, завещанные местным крестьянином Сергеем Петровичем Филатовым, и на пожертвования мамадышского купца Корнилия Никаноровича Щербакова. Инициатором строительства выступил лесничий Мамадышского уезда Петр Александрович Григорьев. В 1894-1916 гг. священником в приходе служил Василий Степанович Городецкий (1857-1916), закончивший 6 классов гимназии и до рукоположения в священники работавший народным учителем.
ВЛАДИМИРОВО (Владимировка)
209. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный деревянный храм построен в 1889-1893 гг. по проекту архитектора Н.Ф. Малиновского.
Небольшой храм с двухъярусной колокольней, выстроенный в духе эклектики.
Храм построен на средства Синода и благотворителей - Стахеевского комитета и других. Большая заслуга в сборе средств и организации строительства принадлежит священнику Семену Гавриловичу Гаврилову, служившему здесь в 1889-1897 гг. В 1897-1912 гг. священником во Владимировке был Александр Александрович Миропольский, закончивший в 1891 г. миссионерские курсы и несколько лет проработавший миссионером в Казахстане (переведен в Покровскую церковь г. Арска).
Прихожанами храма являлись в основном татары-кряшены и службы с самого начала служились на татарском языке.
ДИГИТЛИ
210. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный каменный храм построен в 1864-1875 гг. Автор проекта-архитектор П.В. Тихомиров.
Средних размеров храм с пятиглавым завершением. Возведен в духе эклектики классицистического направления.
Храм начал строиться на средства мамадышской купчихи Марии Яковлевны Сухопаровой, но после ее смерти наследники отказались финансировать строительство, и лишь через пять лет расходы взял на себя Иван Иванович Стахеев. Большая заслуга в организации постройки храма и поисках благотворителей принадлежала местному богатому крестьянину Петру Петровичу Сотникову.
КРАСНАЯ ГОРКА
211. МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Трехпрестольный каменный храм построен в 1787-1802 гг. (приход существовал со второй половины XVII в.). Приделы освящены во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святых Мучеников Флора и Лавра.
Средних размеров церковь построена в стиле классицизма. Купол храма утрачен.
Храм построен на средства прихожан. Находившаяся в церкви старинная икона Святого Преподобного Марона и Святого Мученика Харлампия почиталась как чудотворная во всем Мамадышском уезде. Почиталась и икона Иверской Божьей Матери, привезенная в 1884г. с Афона, и резное изображение "Спаситель в темнице".
В 1787-1814гг. в приходе служил священник Александр Козмин, ему принадлежит основная заслуга в строительстве храма. В 1848-1872 гг. настоятелем храма был Евгений Александрович Антеноров (переведен и Мамадышский собор). В 1889-1919 гг. священником в Красной Горке был Иван Алексеевич Добросмыслов (1867-?)
МАКСИМОВ ПОЧИНОК
212. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Двухпрестольный каменный храм построен в 1902-1915 гг. (в 1915г. открыт приход). Придел освящен во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского. Автор проекта-архитектор Ф.Н. Малиновский.
Массивная церковь, объем храма кубический, декор в псевдорусском стиле.
Храм построен на средства Синода и прихожан. Синод выделил средства и дал согласие на создание нового прихода потому, что в селе распространялось старообрядчество, была зарегистрированная община поморского согласия.
МАЛМЫЖКА (Усы-Малмыжка)
213. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный деревянный храм построен в 1896г. Небольшая церковь традиционной композиции в псевдорусском стиле. Автор проекта - архитектор Ф.Н. Малиновский.
1
Храм построен на благотворительные средства, собранные стараниями смященника Н.Ф. Николаева (9000 р.), в том числе 1000 р. пожертвовала мамадышская купчиха Матрена Тимофеевна Захарова, 500 р. -помещик Иван Семенович Курышин.
Со времени основания прихода и до 1917г. здесь служил священник Николай Филиппович Николаев (1861-1917), татарин (все прихожане-русские), выпускник Центральной крещено-татарской школы.
НИКИФОРОВО (Шиябаш)
214. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный деревянный храм построен летом 1895г. по проекту архитектора Льва Казимировича Хрщоновича. Сохранился в сильно перестроенном виде.
Храм построен по инициативе уроженца с.Никифорово, видного просветителя и миссионера Василия Тимофеева (см. статью "Центральная крещено-татарская школа"). Средства выделил казанский купец Павел Васильевич Щетинкин, храм освящен в память Николая Ивановича Ильминского. Священниками в приходе всегда были татары и службы здесь велись на татарском языке. С 1993 г. храм вновь действует.
ОМАРЫ (Омара, Благовещенское)
215. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Двухпрестольный каменным храм построен в 1753 г. (приход существовал с конца XVII в.). Придел освящен в честь Рождества Христова. В 1806г. храм расширен. В 1876-1877 гг. построены новая паперть, ограда, холодный храм обращен в теплый.
Небольшая церковь традиционной композиции с массивной двухъярусной колокольней после перестроек приобрела черты классицизма.
Храм построен на средства прихожан, а перестраивался на деньги приходского попечительства, в которое входили некоторые мамадышские купцы и помещики.
Местными крестьянами особо почитались старинные иконы Нерукотворного Образа Спаса, Казанской Божьей Матери, Иоанна Крестителя, Пророка Илии, переданные в церковь Казанским архиерейским домом, которому до 1764г. принадлежало село.
В 1781-1801 it. в приходе служил священник Степан Петров, в 1803-1828гг.-Степан Кузьмич Преображенский, и 1828-1847 гг.- Иван Николаевич Дьяконов, в 1832-1854 гг.-Михаил Иванович Языков, в 1854-1892 гг. -Петр Федорович Ронгинский (1832-?)
Фасад и план Никольской церкви с. Никифорова Мамадышского р-на
ОТАРКА (Отарки, Покровское)
216. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный каменный храм построен в 1853-1856 гг. (приход существовал с 1767г.). Автор проекта-архитектор М.П. Коринфский.
Небольшая церковь традиционной композиции, декор выполнен в византийском стиле.
Храм построен на средства, пожертвованные приходу благотворителями, которые пожелали остаться неизвестными.
В 1844-1871 гг. в приходе служил священник Андрей Иванович Филантропов (1820-1871), он и руководил постройкой нового храма; в 1871- 1899гг. Константин Иванович Дьяконов.
Покровская церковь с. Отарка
ПОКРОВСКОЕ (Пеньки)
217. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный каменный храм построен в 1864- 1873 г. (приход существовал с 1706г.) по проекту архитектора П. В. Тихомирова.
Церковь традиционной композиции и средних размеров, выстроенная в духе эклектики классицистического направления.
Храм построен на средства елабужского купца Ивана Ивановича Стахеева, а частично на деньги, пожертвованные чистопольской помещицей Анной Емельяновной Спижарной и мамадышским купцом Александром Ивановичем Батуевым. В 1879г. И.И. Стахеев пожертвовал храму очень хороший иконостас, ранее стоявший в Покровской церкви г.Елабуги.
70--1796 гг. в приходе служил священник Федот Семенов; в 1835-1858гг. Иван Борисович Рыбенский, в 1858-1897 гг.-Петр Михайлович Матвеевский, которому принадлежит основная заслуга в сборе средств и организации строительства нового храма.
СЕКИНЕСЬ
218. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Двухпрестольный каменный храм строился долго. В 1843 г. был утвержден проект архитектора Ф.И. Петонди. К 1849г. храм был, в основном, построен, и в том же году был освящен придел во имя Архистратига Михаила. Однако дальнейшие работы приостановились из-за нехватки средств, затем рухнул купол, пришлось переделывать проект. В результате строительство закончилось только в 1871 г. (приход существовал с начала XVIII в.).
Крупный храм массивных пропорций. Эклектика с использованием классицистических и псевдорусских мотивов.
В 1802-1831 гг. в приходе служил священник Кир Иванов, закончивший грамматический класс Казанской духовной семинарии, в 1840-1879 гг. Александр Троицкий.
СОКОЛКА (Сокольи Горы)
219. ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Деревянный однопрестольный храм построен в 1753г. на средства прихожан. В 1860г. храм перепроси, в 1879г. на средства местного крестьянина Георгия Васильевича Матросова построен придел, освященный во имя Апостолов Петра и Павла.
В настоящее время храм, сохранившийся в виде развалин, восстанавливается.
ТАВЕЛИ (Никольское)
220. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В 1818-1823 гг. построен однопрестольный каменный храм, в 1833г.-придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1860г. храм горел, перестроен и освящен в 1863г. Основные средства на реконструкцию предоставил помещик приходской деревни Нагашево Иван Алексеевич Юнисов. В 1866г. храм снова слегка обгорел, от гибели его спас церковный староста крестьянин д. Кабы-Копры Сергей Порфирьев. Новый капитальный ремонт, изменивший облик храма, проведен в 1885 1890гг. на средства помещика приходской деревни Лебедевки Евграфа Алексеевича Лебедева.
Средних размеров храм, крестообразный в плане, с двухъярусной колокольней, после перестроек приобрел формы и декор, характерные для византийского стиля проектов К. Тона.
Тавели славились по всей Казанской губернии знаменитой иконой Святого Николая, обретенной в начале XVII в. Тысячи паломников посещали храм и место обретения иконы на ключе 9 мая. Пожертвования паломников способствовали благополучию храма и прихода.
В 1801-1830 гг. в приходе служил священник Алексей Васильев, в 1839-1860гг.-Ефим Алексеевич Вознесенский, в 1860-1883 гг.-Эраст Гаврилович Ястребов, замечательный проповедник, переведен в Чистопольский собор, в 1870-1891 гг.-Гавриил Гаврилович Спасский (1838-1891) (окончил КДС в 1864 г.), в 1890-1917гг.-Николай Александрович Боголюбов (1852-?) (окончил КДС
в 1875 г.). Татары-кряшемы составляли почти половину прихожан, с конца XIX в. второй священник назначался из татар. В 1909-1918 гг. и позже здесь служил Василий Никитич Никитин (1859-?), выпускник Центральной крещено-татарской школы, очень хороший педагог.
Достарыңызбен бөлісу: |