Культурно-зрелищные учреждения



бет1/7
Дата12.06.2016
өлшемі1.24 Mb.
#129078
  1   2   3   4   5   6   7
Источник: ИС ПАРАГРАФ, 17.11.2009 10:53:40
СНиП 3.02-20-2004

КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

CULTURAL-SHOW INSTITUTIONS

 

Содержание

 

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ



2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1 Основные положения

3.2 Принципы нормирования и классификации

3.3 Градостроительные требования

4 ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ЗДАНИЙ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

4.1 Вместимость культурно- зрелищных учреждений

4.2 Помещения зрительного комплекса

4.3 Зрительные залы

4.4 Сцены и эстрады

4.5 Комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа

4.6 Комплекс помещений для артистов

4.7 Репетиционные помещения

4.8 Складские помещения

4.9 Мастерские

4.10 Помещения клубного комплекса

4.11 Выставочно-музейные помещения

4.12 Помещения библиотеки

4.13 Помещения видеотеки видеопросмотровых залов

4.14 Помещения фото - и фонотеки

4.15 Служебно-административные помещения

4.16 Санитарно-гигиенические помещения

4.17 Помещения медицинско - оздоровительного назначения

4.18 Технические помещения

5 ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

6 ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИЯМ

7 ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

Приложение 1 (рекомендуемое) Номенклатура типов клубов

Приложение 2 (рекомендуемое) Вместимости кинозалов для различных форм кинообслуживания

Приложение 3 (рекомендуемое) Размеры и планировка помещений кинопроекционной

Приложение 4 (рекомендуемое) Схемы размещения заэкранных громкоговорителей

Приложение 5 (рекомендуемое) Состав выставочно-музейных помещений в культурно -



зрелищных учреждениях различного уровня комфорта

Приложение 6 (рекомендуемое) Состав помещений библиотеки в культурно -



зрелищных учреждениях различного уровня комфорта

Приложение 7 (рекомендуемое) Состав помещений медицинско - оздоровительного назначения в



культурно-зрелищных учреждениях различного уровня комфорта

Приложение 8 (рекомендуемое) Состав основных помещений зрительского комплекса, помещений



для творческого и административно-хозяйственного персонала, а также для обслуживания

сцены (в зависимости от уровня комфорта)

 

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящие нормы и правила разработаны в соответствии с требованиями действующих на территории республики Казахстан нормативных документов в строительстве и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых культурно-зрелищных учреждений на территории Республики Казахстан, как самостоятельных, так и входящих в состав многопрофильных комплексов и зданий различного назначения.



Документ устанавливает основные положения и общие требования к размещению и организации территорий культурно-зрелищных зданий, к их отдельным функционально-планировочным элементам и блокам, инженерно-технологическому оборудованию и комплексу безопасности.

Нормы и правила обязательны для применения организациями независимо от организационно - правовой формы собственности, а также физическими лицами, осуществляющими проектирование и строительство на территории республики Казахстан зданий и комплексов.

 

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящих строительных нормах и правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:



СНиП РК 2.02-05-2002 Пожарная безопасность зданий и сооружений

СНиП РК 2.04-05-2002* Естественное и искусственное освещение

СНиП РК 3.02-02-2001 Общественные здания и сооружения

СН РК 3.02-22-2002 Подземные гаражи - стоянки

РДС РК 3.01-05-2001 Градостроительство. Планировка и застройка населенных мест с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения

ВСН 62-91* Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения.

 

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ



 

3.1 Основные положения

3.1.1 Культурно-зрелищные учреждения предназначены для обслуживания населения городов и сельских населенных пунктов республики Казахстан и иностранных граждан.

3.1.2 Вместимость и тип культурно-зрелищного учреждения определяется заданием на проектирование с учетом потребностей населенного пункта в различных формах и видах культурного обслуживания, концепции социально-экономического и градостроительного развития территориальных единиц и задач модернизации существующей системы культурн - досугового обслуживания, заложенных в градостроительных документах.

3.1.3 При формировании многопрофильных и реконструкции существующих культурно-зрелищных зданий и комплексов для повышения комплексности услуг и привлекательности объекта в их состав могут быть введены сопутствующие объекты общественного обслуживания.

3.1.4 При проектировании нового строительства и реконструкции культурно-зрелищных учреждений должна быть обеспечена доступность для инвалидов всех помещений для посетителей в соответствии с требованиями РДС РК 3.01-05-2001, ВСН 62-91*.

3.1.5 Материалы, применяемые в строительстве культурно-зрелищных зданий, должны иметь гигиенические сертификаты и сертификаты соответствия.

 

3.2 Принципы нормирования и классификация



3.2.1 В основу нормирования культурно-зрелищных учреждений положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов в отличие от традиционной типологии объектов культуры с жестко регламентированным составом. Этим определяются принятые в настоящих нормах условия нормирования требований по основным технологическим единицам.

3.2.2 В качестве технологической единицы принята группа помещений, объединенная неразрывными технологическими связями.

3.2.3 Нормируемыми элементами - технологическими единицами являются:

- комплекс помещений, обслуживающих зрителей;

- зрительные залы различной вместимости и назначения;

- сцены, эстрады и помещения их обслуживающие;

- комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа;

- комплекс помещений, обслуживающих артистов;

- репетиционные помещения;

- складские помещения;

- мастерские;

- клубный комплекс помещений;

- музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения;

- комплекс помещений библиотеки с помещениями книго - и нотохранилищ;

- видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения;

- фото- и фонотеки с помещениями хранения;

- служебно-административные помещения;

- санитарно-гигиенические помещения;

- помещения медицинско - оздоровительного назначения;

- технические помещения, обслуживающие здание в целом.

3.2.4 Нормативные требования распространяются на:

- набор услуг и состав основных групп помещений;

- минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта;

- требования к безопасности посетителей и персонала.

3.2.5 Все культурно-зрелищные учреждения разделяются на три группы, различающиеся по уровню комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам нормируются по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения технологическим оборудованием.

3.2.6 Настоящая система гибкого нормирования позволяет формировать на этой основе многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным составом помещений, уровнем комфорта, качеством материально-пространственного и технологического обеспечения.

 

3.3 Градостроительные требования



3.3.1 Размещение культурно-зрелищных учреждений в городской среде, выбор земельных участков под их строительство следует осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на территории республики Казахстан.

3.3.2 Выбор участков под строительство новых и развитие существующих зданий культурно-зрелищного назначения следует осуществлять с учетом их транспортной доступности и ожидаемой посещаемости.

3.3.3 Размеры участка и размещение на нем здания определяются заданием на проектирование в соответствии с действующими нормативами и программами социально-экономического и градостроительного развития населенных пунктов.

3.3.4 В составе участка культурно-зрелищного учреждения предусматриваются следующие зоны:

- площадки перед входами и выходами (из расчета не менее 0,2 м2 на одно место в зрительных залах);

- внутренние проезды, въезды в подземные стоянки (шириной не менее 3,5 м при одностороннем движении);

- площадки для стоянок автомобилей (1 маш/место на 7-10 зрительских мест объектов 1 и 2 уровней комфорта и 1 маш/место на 12 зрительских мест объектов 3 уровня комфорта);

- хозяйственная зона, изолированная от зоны посетителей (с проездом для грузового транспорта шириной не менее 4,5 м с поворотной площадкой размером не менее 12,0х12,0 м).

Целесообразно включать в состав территории:

- озелененные и благоустроенные рекреации;

- площадки для сезонных досуговых мероприятий;

- благоустроенные пешеходные связи с прилегающими к участку объектами городского обслуживания и остановками общественного транспорта.

3.3.5 При проектировании многопрофильных зданий культурно-зрелищных учреждений в их нижних наземных и подземных ярусах допускается размещение автостоянок для обеспечения потребности в машино-местах персонала и посетителей.

3.3.6 Площадь открытой стоянки одного автомобиля следует принимать не более 22,5 м2, при примыкании стоянки к проезжей части улиц и проездов - не более 18,0 м2 .

3.3.7 Подземные и наземные автостоянки следует проектировать в соответствии с СН РК 3.02-22-2002.

3.3.8 На участке проектируемого и реконструируемого культурно-зрелищного объекта должны быть предусмотрены индивидуальные стоянки для инвалидов (3-5 мест) и специальные устройства (пандусы, подъемники, поручни) для использования инвалидами всей территории и здания в соответствии с РДС РК 3.01-05-2001, ВСН 62-91*. Продольный уклон пандусов не должен превышать 5%, поперечный - 1%.

 

4 ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ЗДАНИЙ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



 

4.1 Вместимость культурно-зрелищных учреждений

4.1.1 Вместимость зрительного зала (залов) и других помещений для посетителей определяется заданием на проектирование, на основе предпроектных проработок (архитектурная концепция и т.п.), включающих обоснование типа и мощности выбранного культурно-зрелищного объекта.

4.1.2 Вместимости театральных и концертных залов определяется согласно п. 4.3.2.

Рекомендуемая номенклатура типов клубов представлена в приложении 1.

4.1.3 Вместимости кинозалов в составе кинотеатров и других объектов культурно-зрелищного и иного назначения принимаются в зависимости от форм кинодемонстрации, технологического оборудования и от потребности в кинообслуживании.

Примерные вместимости кинозалов, предназначенных для различных форм кинопоказа, представлены в приложении 2. Приоритетные вместимости кинозалов - 100-300 мест, видеозалов - 40-80 мест.

4.1.4 Ориентировочные вместимости учреждений культурно-досугового назначения, встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые здания, определяются нормами проектирования жилых зданий.

4.1.5 В многозальных кинотеатрах с традиционным посеансным режимом работы кинозалов и поочередным использованием общих зрительских помещений, расчетную вместимость следует принимать: для 1 уровня комфорта - равной вместимости большего зала; для 2 уровня комфорта - 0,8 от вместимости большего зала; для 3 уровня комфорта - 0,6 от вместимости большего зала.

 

4.2 Помещения зрительского комплекса



4.2.1 К помещениям зрительского комплекса относятся: входная группа и рекреационные помещения. Рекомендуемый состав помещений зрительского комплекса см. в приложении 8.

4.2.2 Площади помещений входной группы в зависимости от уровня комфорта учреждения (п. 3.2.5) следует принимать по таблице 1.

4.2.3 Глубина гардеробной от барьера до стены рекомендуется не более 4 м; ширина прохода для зрителей перед барьером не - менее 3 м; длина фронта гардеробной стойки - не менее 1 пог/м на 25 чел.

4.2.4 Кассовые кабины размещаются на площади кассового вестибюля. Площадь кабины кассира определяется из расчета не менее 5 м2 на одного кассира. Количество кассовых кабин следует принимать из расчета одна кабина - на 400 зрителей в клубах и кинотеатрах и на 500 зрителей - в театрах.

4.2.5 В вестибюле и гардеробной должны быть предусмотрены места для людей, сопровождающих инвалидов, из расчета не менее 0,5 м2 на каждого инвалида.

4.2.6 Состав и площади рекреационных помещений в зависимости от уровня комфорта учреждения следует принимать по таблице 2.

 

Таблица 1



 

Наименование помещения

Площадь помещения на 1 место в зрительном зале, м2 при уровне комфорта

Примечания

1

2

3

Кассовый вестибюль 1)

0,06

0,05

0,05

 

Входной вестибюль

0,15

0,10

0,10

допустимо объединение

Распределительный

вестибюль



0,35

0,30

0,25

 

Гардеробная

0,12

0,10

0,10

 

Камера хранения сумок и портфелей2)

0,06

0,05

0,04

размещается рядом с

гардеробной



Бюро обслуживания

0,03

0,03

-

Рекомендуется размещать рядом с входными или распределительными вестибюлями

Санитарные узлы

0,20

0,15

0,10

 

1) Кассовый вестибюль может находиться вне зрительского комплекса

2) Указанные цифры определяют норму общей площади хранения, без учета возможности хранения в несколько ярусов

 

Таблица 2

 


Наименование

помещения



Площадь помещения на 1 место в зрительном зале при уровне комфорта

Примечания

1

2

3

Фойе, кулуары, гостиные

 


1,50

1,00

0,80

ширина кулуаров - не менее 2,4 м

уклон пола - не более 1:12

Курительные

0,10

0,08

0,06

 

Кладовая при фойе1)

0,03

0,03

0,03

 

Буфет2)

0,50

0,40

0,30

 

1) Кладовую при фойе следует предусматривать в случае предполагаемого многоцелевого использования его (елки, интермедии и т.п.).

2) Буфет (кафе, бар и т.п.) следует проектировать по нормам проектирования предприятий общественного питания 

 

4.2.7 Фойе возможно объединять с распределительным вестибюлем. Допускается перераспределение их площадей. Для отдыха зрителей рекомендуется дополнительно предусматривать при залах 1 и 2 уровней комфорта зимний сад или дворик-фойе площадью не менее 30 м2.

 

4.3 Зрительные залы



4.3.1 Зрительные залы следует размещать по этажам зданий, включая подземные, в соответствии с п. 1.16. таблицы 4 СНиП РК 3.02-02-2001.

4.3.2 Зрительные залы по своим характеристикам условно делятся следующим образом:



по вместимости:

- камерные - до 80 мест;

- малые - от 81 до 300 мест;

- средние - от 301 до 800 мест;

- большие - от 801 до 1200 мест;

- крупные - от 1201 и более мест;



по назначению:

- театральные;

- концертные;

- кинозалы;

- видеозалы;

- универсальные;



по акустическим характеристикам:

- речевые с естественной акустикой;

- музыкальные с естественной акустикой;

- музыкальные с электроакустикой;

- универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.);



по форме взаимосвязи со сценой (эстрадой):

- зал без стационарной сцены и эстрады;

- зал с традиционной глубинной колосниковой сценой (в т.ч. трехпортальной и других вариантов);

- зал с традиционной эстрадой;

- зал с трехсторонней сценой;

- зал со сценой-ареной или рингом;

- зал с панорамной сценой и сценической коробкой;

- зал с панорамной сценой без сценической коробки;

- зал с кольцевой сценой;

- зал с несколькими дифференцированными сценическими площадками;

- зал со сценой в виде системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной сцены-коробки с трюмом.

Типы сцен и наиболее характерные схемы взаимосвязи зала и сцены показаны на рисунке 1.



по степени трансформации:

- стационарные;

- стационарные с отдельными элементами трансформации (например, подъемно-опускной оркестр, кашетируемый портал, подвижная авансцена и др.);

- трансформирующиеся.

4.3.3 Расчетные параметры зрительного зала с колосниковой сценой следует принимать согласно таблицам 3 и 4 (рисунок 2).

4.3.4 Зона видимости, в пределах которой следует располагать места для зрителей перед сценой, эстрадой, киноэкраном, определяется согласно рисунка 3. Расстояние между передней границей сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест в залах различной степени комфорта зависит от вместимости зала и высоты планшета сцены (эстрады, авансцены) и принимается по таблице 5.

Ширину проходов в зрительном зале различной степени комфорта следует принимать по расчету путей эвакуации, но не менее величин, указанных в таблице 5.

4.3.5 Предельное расстояние по оси зрительного зала от сцены (авансцены, передней границы эстрады, киноэкрана) до последнего ряда следует принимать для залов, предназначенных для театральных, концертных, клубных постановок - от 25 до 30 м, залов для кинопоказа и эстрадных выступлений - до 45 м.

4.3.6 Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с количеством рядов до трех следует принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3,0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0,8 м. Барьер при ширине менее 30 см должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.).

 

 



Рисунок 1 - Типы сцен. Схемы взаимосвязи зала и сцены

 

 

 



А-разрез; Б-план; 1-сцена; 2-арьерсцена; 3-карманы; 4-авансцена; 5-оркестровая яма; а-длина зала; б-превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего; в- вертикальный угол раз-мещения зрительных мест; г-гори-зонтальный угол размещения зрительных мест; д-вертикальный угол размещения зрительных мест; Ви - высота игрового портала; Всп - высота строительного портала; Всц - глубина сцены; Гав - глубина авансцены Гар - глубина арьерсцены Гк - глубина кармана; Гпо - глубина проема оркестровой ямы; Шсц - ширина сцены; Шар - ширина арьерсцены; Шк - ширина кармана; Шсп - ширина строительного портала

 

Рисунок 2 - Расчетные параметры зрительных залов с колосниковой глубинной



портальной сценой

 

Таблица 3



 

Наименование

параметра



Расчетная величина в зависимости от уровня комфорта, м

Примечания

1

2

3

Длина зрительного зала, (не более):

 

 

 

Измеряется от красной линии сцены1)

- в речевых залах

15

20

25

 

- в музыкальных залах с естественной акустикой

20

30

32

 

- в концертных залах со звукоусилением

40

40

40

 

Превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего, не мене 2)

 

 

 

Лучи зрения направляются по кратчайшему расстоянию на красную линию сцены1)

- в передних рядах (20% от общего числа рядов)

0,10

0,08

0,06

 

- в средних рядах (основной массив)

0,12

0,12

0,12

 

- в задних рядах (20% от общего числа рядов)

0,15

0,14

0,12

 

- над барьером балкона

0,12

0,12

0,12

 

1) Красной линией сцены называется линия пересечения плоскости пола сцены с плоскостью строительного портала со стороны сцены. Требования данных таблиц действительны только для традиционной глубинной портальной сцены и не нужны для трехсторонней, сцены-арены и др. нетрадиционных типов сцен.

2) В условиях реконструкции показатель может быть изменен в зависимости от конкретных условий.

 

Таблица 4

 


Наименование параметра

Расчетные величины, градусы

Примечания

Горизонтальный ограничительный угол размещения зрительских мест, не более

 


30о1)

Образуется лучами, проведенными из точки, лежащей на оси сцены, через боковые грани строительного портала

Вертикальный ограничительный угол размещения зрительских мест, не более:

 

Образуется лучом зрения, проведенным от глаза зрителя через середину красной линии сцены.

- для мест по оси зала

26о

Высота глаза зрителя над уровнем пола принимается 1,15 м

- для ближайших к сцене не боковых мест

40о

1) Только для портальной глубинной сцены.

 

Таблица 5

 


Уровень комфорта

Расстояние между границей сцены (или барьером оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда, при вместимости зала, м

Ширина

проходов в зале, м



до 300 мест

301 и более мест

1

2,0

2,5

1,5

2

1,5

2,0

1,35

3

не менее 1,2

не менее 1,5

не менее 1,0

 

 


 




Г - глубина сцены и авансцены

Д - расстояние от края авансцены до задней стены зрительного зала (предельное расстояние - 31 м)

Шсп - ширина строительного портала

Е - горизонтальный угол размещения зрительных мест 



Г - глубина эстрады

Д - расстояние от эстрады до задней стены зрительного зала (предельное расстояние -43 м)

 




 

 

 



Г - глубина расстояния от экрана до спинки сиденья 1-го ряда

Д - длина зрительного зала (предельное расстояние - 45 м)

Вэ - высота рабочего поля киноэкрана

Шэ - ширина рабочего поля киноэкрана



 

 

А - перед сценой; Б - перед эстрадой; В - перед киноэкраном; а - разрез; б - план



 

Рисунок 3 - Зоны оптимальной видимости - зоны расположения зрителей

 

4.3.7 Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.



4.3.8 Площадь зрительного зала, включая балконы, ложи, ярусы, определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы, киноэкрана). Площадь зала на 1 место, в зависимости от уровня комфорта, следует принимать по таблице 6.

 

Таблица 6



 

Уровень

комфорта


Театральные залы

Кинозалы

Клубные

залы


камерные

и малые


прочие

1

1,0

0,7

1,2

0,7

2

0,9

0,6

1,0

0,6

3

0,8

0,6

1,0

0,6

 

4.3.9 Места для оркестра могут быть расположены:

- в зале с ограждением без заглубления пола;

- в стационарной оркестровой яме с полом ниже уровня зрительного зала (основной тип).

Возможны и иные, нестандартные места размещения оркестра: в ложах, на сцене, над сценой, сбоку в зале и т.д. При этом должна быть обеспечена безопасная эвакуация оркестрантов в установленное пунктами 5.10 (таблица 40) и 5.11 время.

Симфонические оркестры в концертном варианте размещаются, как правило, непосредственно на сцене, эстраде или подъемно-опускной площадке в верхнем (на уровне сцены) положении.

4.3.10 Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой следует принимать по таблице 7. Площадь на 1 музыканта следует принимать не менее 1,3 м2.

 

Таблица 7



 

Наименование показателей

Размеры помещения, в зависимости от типа оркестра, м

оперно-балетный

музыкально- драматический

прочие

Ширина помещения по оси зала, не менее

4,5-6,0

3,0-5,0

2,5

Ширина проема, не менее

4,5

2,0-3,5

1,7

Высота помещения от пола до уровня планшета сцены (просцениума, авансцены)

2,4-2,8

2,1-2,4

1,9

 

4.3.11 Помещение оркестра для 50 чел. и более должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно.

4.3.12 Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформации ее барьера и пола.

Помещение оркестра обеспечивается удобными и короткими функциональными связями с фойе оркестра, местом хранения инструментов, помещением настройки инструментов, комнатой дирижера, комнатой инспектора оркестра или заведующего оркестром, комнатой отдыха оркестрантов. При размещении хранилища нот на другом этаже необходим лифт или подъемник.

4.3.13 Зрительские места в зале могут размещаться в форме партера, амфитеатра, балкона, ярусов, лож и галерей; на горизонтальном, наклонном или ступенчатом основании. Возможны разнообразные комбинации этих типов.

Зрительские места могут быть различны:

- скамьи;

- скамьи с разделением на места подлокотниками;

- кресла жесткие с откидными сиденьями;

- кресла жесткие стационарные;

- кресла полумягкие и мягкие стационарные;

- кресла с трансформирующимися элементами (вращающиеся сидения, откидные спинки и пр.).

4.3.14 При вместимости залов до 80 мест зрительские места должны быть закреплены между собой. Не закрепленные зрительские места допускается предусматривать только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.

В залах вместимостью более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу. Допускается их трансформация.

4.3.15 Параметры зрительских мест и количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать по таблице 8.

 

Таблица 8



 

Уровень

комфорта


Расстояние между спинками сидений, м, не менее

Ширина в м, не менее

Количество мест в ряду, установленных непрерывно, не более

прохода в ряду

мест в осях под локотников

при одностороннем выходе

при двустороннем выходе

1

1,1

0,55

от 0,58

6

12

2

1,0

0,50

0,56

16

30

3

0,91)

0,45

0,52

26

50

1) Показатели для скамей - меньше на 0,05 м. 

 

4.3.16 Количество мест для инвалидов следует определять из расчета 1-1,5% от общей вместимости зала, но не менее 2 мест в залах до 200 мест. Места для инвалидов на колясках следует предусматривать в первом или последнем ряду партера или в ложе и размещать на плоском участке пола.

Размеры места для инвалида на кресле-коляске - 0,9 х 1,5 м. Ширина подъезда к местам должна быть не менее 0,9 м.

Уклон пандуса для проезда инвалида на кресле-коляске принимается в соответствии с требованиями РДС РК 3.01-05-2001, ВСН 62-51*.

4.3.17 При определении оптимальных акустических условий в залах следует исходить из объемов помещения на 1 зрительское место, в зависимости от назначения зала, согласно таблицы 9.

 

Таблица 9



 

Назначение зала

Объем зала, м. куб.,

на 1 место 1)



- речевой (драмтеатр, аудитория)

4 - 5

- кинозал

4 - 6

- музыкальный (музыкально-драматический театр)

5 - 7

- оперно-балетный, концертный

6 - 8

1) Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20%.

 

4.3.18 Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних). В зрительном зале необходимо обеспечить ранними интенсивными отражениями зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде). Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс.).

4.3.19 Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра следует определять по графику на рисунке 4. На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно, увеличение времени реверберации до 20%.

4.3.20 Мероприятия по звукоизоляции помещений следует предусматривать в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

4.3.21 В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном, следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,6 в диапазоне частот 100-4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных.

 

4.4 Сцены и эстрады



4.4.1 Развитый тип традиционной глубинной колосниковой сцены состоит из собственно сцены, авансцены (часть между зрительным залом и красной линией), арьерсцены (задняя часть сцены с пониженной высотой), сценических карманов и сценической коробки с рабочими галереями и колосниками.

Рекомендуемый состав помещений для обслуживания сцены в приложении 8.

 

 

1 - оперно-балетные театры; 2 - музыкально-драматические театры, кинозалы, клубы;



3 - драматические театры и аудитории

 

Рисунок 4 - Рекомендуемое время реверберации на частотах 500-2000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их обьема



 

4.4.2 В зависимости от конкретных условий возможно использование эстрад и сцен нетрадиционных типов (панорамная, трехсторонняя, кольцевая, центральная и др. (рисунок 1). Это влечет за собой изменения в оснащении сцены, в расположении помещений, обслуживающих сцену.

4.4.3 Глубинная колосниковая сцена имеет несколько принципиальных схем построения, различающихся степенью пространственного развития и постановочными возможностями:

- с 2-мя карманами и арьерсценой;

- с 1 карманом и арьерсценой;

- с 2-мя карманами без арьерсцены;

- с 1 карманом;

- с арьерсценой без карманов;

- без арьерсцены и без карманов.

4.4.4 Высоту над колосниковым настилом до низа выступающих конструкций следует принимать по таблице 10. Типы и размеры эстрад и глубинных колосниковых сцен по таблице 11.

 

Таблица 10



 

Тип сцены

Сцена с горизонтальным перекрытием,

м, не менее



При наклонном перекрытии в низкой части сцены, м, не менее

С-1 - С-3, С-5 (А)

2,0

1,5

С - 4, С-6  С-9 (Б)

2,4

1,8

арьерсцена

1,6

 

 

Колосниковый настил следует располагать перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.

4.4.5 Рабочие галереи следует располагать по боковой и задней стенам сцены. Нижнюю галерею следует располагать на 0,7 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.

4.4.6 Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола следует принимать от 2,5 до 3,0 м. Ширину боковых рабочих галерей следует принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях - 2,8 м; при установке электроприводов за пределами сценической коробки, а также при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях - 1,5-1,8 м, включая место для противовесов. Ширину рабочих галерей на задней стене сцены следует принимать не менее 0,8 м.

4.4.7 Для обслуживания рабочих галерей верхней части сцен группы Б должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила. При вместимости зала менее 800 мест допускается предусматривать одну из лестничных клеток не от уровня пола трюма, а от уровня пола нижней галереи. Для сцен С-1, С-2, С-3, С-5 допускаются открытые внутренние лестницы от уровня планшета сцены или пола нижней галереи с обеспечением проходов на общие лестницы или открытые пожарные лестницы.

4.4.8 Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов следует проектировать в одном уровне.

Авансцена должна быть длиной не менее ширины строительного портала, а шириной - не менее 1,75 м от красной линии сцены до границы оркестровой ямы. С нее следует предусматривать не менее двух сходов в зал.

4.4.9 Высота уровня планшета сцены (авансцены, эстрады) над уровнем пола первого ряда зрительских мест в залах с горизонтальным полом должна быть не более 1,1 м. В залах малой вместимости (до 300 мест) высота планшета должна быть не более 0,8 м.

Допускается устройство подвижных (наклоняемых) и подъемно-опускных планшетов. Для балетных театров следует проектировать упругую конструкцию планшета сцены.

4.4.10 Под планшетом сцен группы Б следует, а сцен группы А допускается предусматривать трюм с размерами в плане, равными размерам этих сцен. Высоту помещения трюма до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 2,2 м. В трюме допускается размещать: сейф скатанных декораций, щитовую сцены, суфлерскую будку.

4.4.11 Постановочное освещение демонстрационного пространства (сцены и зала) состоит из сценических прожекторов, устанавливаемых в пределах сцены:

- верхнего света, которые могут объединяться в подвижные поплановые софиты;

- бокового света, которые могут устанавливаться на подвижных поплановых рамах;

- нижнего света в виде рампы или отдельных прожекторов, установленных под планшетом сцены;

- заднего контражурного света;

а также прожекторов, устанавливаемых за пределами сцены (в зале):

- бокового света (в осветительных ложах);

- верхнего света на выносных софитах;

- горизонтального света (под малым углом, с уровня барьера балкона, яруса);

Кроме того, может применяться система горизонтальных и вертикальных (стационарных и подвижных) световых занавесов (п. 4.4.22).

Помещения, предназначенные для управления постановочным освещением, и их расположение представлены в таблице 12.

4.4.12 Количество осветительных лож в зависимости от типа сцены (эстрады) и вместимости зала следует принимать по таблице 13. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены (эстрады) следует принимать не менее 2,5 м. Расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, следует принимать не менее 2,5 м. Глубина лож должна быть не менее 2,0 м.

4.4.13 Светопроекционную следует размещать так, чтобы углы отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышали: в горизонтальной плоскости - 9о, в вертикальной плоскости при проекции сверху вниз - 9о, снизу вверх - 3о. Длина помещения светопроекционной должна быть не менее 3 - 5 м; уровень пола помещения - выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м.

 

Таблица 11



 

Тип эстрады

и сцены


Ширина,

м


Глубина, м

Высота,

м


Строительный портал (в скобках -игровой портал)

Глубина

авансце-


ны2)

не менее


Арьерсцена

Карман

Рабочие

галереи,


кол-во

шири-

на1), м



высо-

та 1), м



ширина,

м


глубина3),

м


высота,

м


ширина3),

м


глубина3),

м


высота,

м


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Эстрады

Э-1

9

6

5,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Э-2

12

7,5

6

8,5

5

1,5

-

-

-

-

-

-

 

Э-3

15

9

7,5

105

5,5

1,5

-

-

-

-

-

-

 

Э-4

18

12

9

12

6,5

1,5

-

-

-

-

-

-

 

Э-5

21

12

9

14

7,5

1,5

-

-

-

-

-

-

 

Э-6

24

15

11

16

9

1,5

-

-

-

-

-

-

 

Сцены

С-1

12

7,5

10,5

8,5 (6)

5 (4,5)

1,5

-

-

-

-

-

-

1

С-2

15

7,5

11,5

10,5(6)

5,5(4,5)

1,5

-

-

-

-

-

-

1-2

С-3

18

9

12,5

13 (6)

6,5(4,5)

1,5

-

-

-

-

-

-

1-2

С-4

18

12

18

8 (7)

5,5(5)

1,8

12

3

8,5

6

12

6,5

2-3

С-5

21

12

16

14 (8)

7,5(5,5)

1,5

-

-

-

-

-

-

2-3

С-6

21

15

20

10 (8)

6,5(5,5)

1,8

15

6

11

7,5

12

7,5

3-4

С-7

24

18

22

12(10)

7,5(6,5)

1,8

18

6

12

9

15

8,5

3-4

С-8

27

21

24

14 (12)

8,5(7,5)

1,8

21

6

13,5

12

18

9,5

4-5

С-9

30

21

26

16 (14)

9,5(8,5)

1,8

24

9

15

12

21

10,5

4-5

Примечания:

1 Размеры (в плане) эстрад, сцен, арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкций, авансцены - от внутреннего края проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены (эстрады).

2 Высоту эстрады следует принимать от уровня планшета до потолка (технологического оборудования). Высоту сцен следует принимать от уровня планшета до верха колосникового настила, высоту карманов - от пола до пола вышележащего этажа, высоту арьерсцены- от уровня планшета до перекрытия. Указанная высота арьерсцены принимается при наличии над ней колосникового настила.

1) Ширину строительного портала для сцен С-4, С-6-С-9 допускается увеличивать на 1,5 м, высоту на 0,5-2,5 м, определяя промежуточные величины допусков в прямой зависимости от размера сцены.

2) При увеличении глубины авансцены допускается соответственно уменьшать глубину сцены, но не более чем на 25%.

3) При проектировании откатного круга глубина арьерсцены и размеры кармана определяются проектом. 


 

Таблица 12

 


п/п


Помещение

Размещение

1

Осветительные боковые ложи1)

У боковых стен зала или на специальных конструкциях

2

Помещение выносного софита1)

Над залом

3

Светопроекционная

За задней стеной зала или у задней стены со стороны зала

 


4

Светорегуляторная

5

Помещение фронтального освещения

6

Рирпроекционная

За задней стеной сцены (арьерсцены)

7

Тиристорная 2)

Вблизи сцены (с максимальным приближением к электропотребителям)

1) Размещается в зонах, ограниченных углами оптических осей осветительных приборов в соответствии с рисунком 5.

2) В настоящее время существуют новые системы без тиристорной

 

Таблица 13

 


Тип эстрады и сцены

Вместимость зала, мест

Количество осветительных лож

С-6  С-9

800 и более

не менее 2-х боковых лож

С-4 и С-6

менее 800

1 боковая ложа

С-2  С-5

600 и более

1 боковая ложа

С-1  С-3

менее 600

допустимо размещение осветительной аппаратуры непосредственно на боковых стенах зрительного зала

эстрады

любой вместимости

 

4.4.14 Светорегуляторную следует размещать в пределах проекции строительного портала на плоскость задней стены зала. Длина помещения светорегуляторной должна быть не менее 4 м. Светорегуляторная должна иметь отдельный вход.

4.4.15 Фронтальную осветительную ложу следует размещать так, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала или размещать в 2-х помещениях размером по фронту не менее 4 м каждое. Уровень пола должен быть не выше верха игрового портала.

4.4.16 Уровень пола рирпроекционной следует предусматривать на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала.

4.4.17 Уровень пола тиристорной следует предусматривать не ниже уровня пола первой рабочей галереи.

4.4.18 Для лобового горизонтального освещения сцены следует предусматривать размещение осветительной аппаратуры за задней стеной зала (или на стене зала, или на передней стенке барьера балкона, яруса в сторону сцены) в пределах проекции игрового портала на эту стену.

4.4.19 Помещения механооборудования сцены включают в себя:

- помещения оборудования планшета и трюма;

- помещения верхового оборудования.

4.4.20 Оборудование планшета сцены состоит из кулисных машин (двигающихся в пазах планшета сцены по рельсам, находящимся в трюме), поворотных кругов (врезного, барабанного, накладного, вращающихся колец), подъемно-опускных и накатных площадок. Для работы этого оборудования требуются следующие отдельные помещения:

- электролебедок для привода поворотных кругов, которое размещается в помещении с хорошей звукоизоляцией на площади трюма;

- для отвода накатных площадок (карман сцены);

- для электропривода противопожарного занавеса;

- щитовая сцены.

4.4.21 Верховое оборудование сцены состоит из штанкетных, индивидуальных и софитных подъемов, пролетных устройств. Для работы этого оборудования должны быть предусмотрены шахты у боковых стен сцены для обеспечения движения противовесов на всю высоту коробки от трюма до колосников. При беспротивовесной системе, значительно увеличивается мощность лебедок (в 2-2,5 раза) и их габариты. Помещения, требуемые для работы этого оборудования:

- помещения лебедок для управления тросами подъемов (помещения должны быть звукоизолированы и размещаться на галереях, идущих по трем сторонам сцены);

- помещение колосникового настила; выше настила на 2 м размещаются верхние блоки подъемов, тросы которых проходят сквозь щели в колосниковом настиле.

4.4.22 Занавесы подразделяются:

-по способу раскрытия: подъемно-опускные, раздвижные, фигурные, комбинированные;

- по видам использования: антрактные, игровые, световые и занавесы, обеспечивающие постановочные эффекты.

Антрактный занавес относится к разряду основного стационарного оборудования. Световой занавес образуется с помощью горизонтально установленных прожекторов под планшетом сцены и направленных в зал под углом около 30о (шаг между прожекторами 40-50 см в зависимости от их типа). Для обеспечения светоэффектов на занавесах прочих видов предусматриваются вертикальные ряды прожекторов по обе стороны портала или прожекторная поворачивающаяся рампа на авансцене.

Горизонты и устройства для подвижных панорам проектируются по индивидуальным заданиям театров.

4.4.23 Помещения звукового обеспечения зала и сцены: звукоаппаратную, ложу звукооператора (звукорежиссера), кабину диктора и кабину переводчиков следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной допускается размещать без обеспечения прямой видимости сцены. Ложу звукооператора и кабину диктора следует размещать в смежных помещениях.

4.4.24 Помещения студии и аппаратной звукозаписи следует располагать смежно, со смотровым окном между ними.

 




 

а = 55-650

Горизонтальные углы к продольной оси зала, ограничивающие зону размещения боковых осветительных лож;

б = 50-600

Вертикальные углы, ограниченные оптическими осями выносных софитов к горизонтальной плоскости планшета сцены;

в = 15-200

Углы, ограниченные лучами света от осветительных приборов к горизонтальной плоскости на уровне верха игрового портала;

 


 

А - разрез; Б - план; 1 - игровой портал, 2 - авансцена, 3 - боковые осветительные ложи, 4 - помещения выносных софитов, 5 - фронтальная осветительная ложа.

 

Рисунок 5 - Схема размещения помещений постановочного освещения сцены



 

 

4.4.25 Телевизионный полустационар - два аппаратных помещения площадью не менее 8 м2 каждый - следует располагать в цокольном или первом этажах с отдельным входом и окном для подачи кабелей. Перед входом должна быть выделена площадка для размещения передвижной телестанции не менее, чем на 5 автомашин. На крыше здания должна быть устроена площадка для антенны площадью не менее 5 м2 Расстояние от полустационара до места съемки не должно превышать 250 м.



4.4.26 Прием и регистрация сигналов о пожаре предусматривается на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны.

 

4.5 Комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа



4.5.1 Состав помещений кинопроекционной группы следует принимать согласно таблицы 14. Площади помещений определяются заданием на проектирование или проектом в соответствии с принятым технологическим оборудованием.

4.5.2 Число кинопроекторов в проекционной каждого зала следует принимать:

- в кинотеатрах круглогодичного действия в залах с широкоформатной проекцией - 4;

- в кинотеатрах круглогодичного действия вместимостью 200 мест и более - 3;

- в кинотеатрах сезонного действия, клубах, залах с эпизодическим кинопоказом - 2;

- для динамической проекции для постановочных целей и для 16-мм фильмов - 1.

Установка разнотипной аппаратуры не рекомендуется.

В многозальных кинотеатрах рекомендуется установка кинопроекторов одного типа с источниками света различной мощности в зависимости от размеров экрана.

4.5.3 Во всех кинотеатрах и киноустановках, оборудованных 35-мм аппаратурой, должен обеспечиваться показ широкоэкранного, кашетированного (1:1,66) и обычного фильмов.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет