Латвийские следы



Дата14.07.2016
өлшемі54.64 Kb.
#197826
http://www.pareizticiba.lv

Так считает князь Николай Дмитриевич Кропоткин, потомок Рюриковичей в 109-м поколении, один из последних представителей этой славной фамилии. Мы встретились с ним в Риге. Он приехал как гость Партриарха Алексия II во время его визита в наш город...

 

Латвийские следы

 

...Первый раз он приехал в Ригу в далеком 1928 году, когда ему было всего четыре года. Приехал вместе с родителями из Берлина, где родился. А в Сигулде жила его бабушка, жена князя Николая Дмитриевича Кропоткина, бывшего лифляндского вице-губернатора, действительного статского советника и церемониймейстера в свите императора Николая Второго.



 

По смерти матери в 1898 году, урожденной графини фон дер Борх, князь Кропоткин унаследовал ее родовой замок Зегеволд в Сигулде. В марте 1899 года внесен в матрикулы Лифляндского рыцарства под N 449 с правом писаться "князь фон Кропоткин".

 

Но империя рухнула, и понятное дело, после прихода к власти большевиков, царедворец не смог оставаться в России и эмигрировал во Францию. Дети уехали в Германию. А бабушка спокойно жила в Сигулде и уехала отсюда лишь в 1939 году.



 

В свое время вице-губернатор построил в Сигулде Новый замок (сейчас так размещается местное самоуправление), правда, латвийские власти в 1922 году его экспроприировали, но "маленький зеленый домик" у бабушки оставался, его стараниями до города прошла железная дорога...

 

А начиналась эта история очень давно, когда царица Анна Иоанновна подарила этот замок графу фон Ласси, который приехал из Ирландии служить в русской армии.



 

- Вообще-то здесь, в Сигулде, так все перепутано, - рассказывает Николай Дмитриевич. - На дочери графа Ласси женился граф Браун. У него сыновей не было, но дочь вышла за графа Борха. И теперь уже дочь графа Борха вышла замуж за Дмитрия Николаевича Кропоткина. Это был мой прадед. Его потом в Харькове, где он был губернатором, убили революционеры. Так что как минимум три поколения Кропоткиных связаны напрямую с Сигулдой...

 

Интересная деталь - в роду Кропоткиных была многовековая традиция - называть сыновей поочередно Николай и Дмитрий.



 

- В 2000 году на Всемирной выставке EXPO, которая проходила в Ганновере (я а живу в этом городе), увидел латвийский павильон и в нем - проспекты о Сигулде, в которых был изображен и наш родовой замок. Подошел к стендистам, представился, немного рассказал о себе. А через несколько лет снова приехал в Сигулду. Увидел Новый замок, который строил мой дед, нашел дом, куда приезжал к бабушке в гости, навестил фамильное кладбище. Сейчас страниями местных властей могилы Кропоткиных приведены в надлежащий вид. И вот завтра тоже поеду в Сигулду...

 

Уральские морозы и шахты Донбасса

 

Он превосходно говорит по-русски, правда, иногда задумываясь над некоторыми словами.



 

- У меня русские родители, и я воспитывался в русском духе, никогда не забывая своих предков. Правда, потом была немецкая школа, немецкая армия, да и жизнь немецкая.

 

Но был в жизни Николая Дмитриевича Кропоткина период, когда он активно осваивал русский язык - с 1944 по 1955 годы он был в советском плену!



 

- Это случилось в 1944 году, под Смоленском. Тогда части вермахта уже отступали... Первый мой лагерь был в Челябинской области. Есть там небольшой городок Аша. Работали на лесоповале, причем при любой погоде. Надо сказать, что я некоторое время скрывал свою подлинную фамилию, но нквдэшники все равно докопались. Как-то приезжает холеный майор, в новенькой форме, вызывает на допрос. "Мы про тебя все знаем, ты - Кропоткин! И про деда знаем, и про отца... Как же ты за немцев воевал?"

 

Сказал откровенно - если бы не пошел в германскую армию, меня бы немцы расстреляли. А теперь, наверное русские это сделают. Хотя служил я переводчиком в войсках связи, занимался радиоперехватом. Потом был еще один лагерь, и еще... Прошел их не менее десятка.



 

Один раз даже вспомнил в свою защиту на допросе троюродного деда, основоположника анархизма князя Петра Кропоткина. На что мне тут же заявили: "Ты не путай Кропоткиных! Этот к тебе отношения не имеет!"

 

Через несколько лет Советы решили всех военнопленных переквалифицировать в военных преступников. Наверное, чтобы сохранить в лагерях дешевую рабочую силу... Вызывают меня на заседание "чрезвычайной тройки" и зачитывают приговор: за военные преступления приговаривается к смертной казни, которая заменяется 25 годами каторги! Можете представить мое состояние...



 

Надо сказать, что пленных очень часто перетасовывали по разным лагерям, чтоб не смогли какую-то организацию создать. Так я попал на Украину. Работали на восстановлении Киева, в Донбассе. Кстати, за работу в шахте военнопленные получали такие же деньги, как и обычные шахтеры. Правда, тратить их не могли, но когда нас освободили из плена, все выплатили. но это было уже в 1955 году, когда канцлер Аденауэр решил этот вопрос с Советским правительством. А может, Германия и деньги заплатила какие-то... Кстати, одного из моих предков в давние времена тоже из турецкого плена выкупали (смеется).

 

... И вот наступил день освобождения, в который я так и не смог тогда поверить. Собрали вещички, погрузились в эшелон, поехали. Через час-полтора вдруг остановка. Вдоль вагонов бежит знакомый офицер и кричит: "Кропоткин! Кропоткин!" Тут у меня сердце екнуло - вернут обратно, и все тут! Нашел он меня и спрашивает: "Николай, у тебя 25 рублей на бутылку водки есть? Выручай!" Я готов был отдать все деньги, что у меня были. Достал несколько купюр, сунул в руку: "Выпей за мое здоровье!"



 

Так я снова вернулся в Германию. Тогда же германское правительство приняло решение выплатить бывшим военнопленным пособие - по 1 марке за каждый день плена. За одиннадцать лет набежала изрядная сумма. Но, скажу я вам, надо знать немцев: уже потом, когда устраивался на работу, в разговоре со мной чуть ли не каждый говорил: "О, вы же получили от правительства такие деньги!" Как будто я одиннадцать лет отдыхал в советских лагерях... Но работу я все равно нашел. Сейчас, естественно, уже пенсионер.

 

Перстень с печаткой

 

Мы сидим с Николаем Дмитриевичем в гостиничном номере. Он положил на стол объемистую тетрадь - родословную Кропоткиных, которую начал составлять его дед, тоже Николай Дмитриевич, уже в эмиграции.



 

- К сожалению, я уже, наверное, не смогу закончить этот труд - просто не у кого спросить о своих предках. Я слишком поздно начал заниматься этим...

 

На левой руке у него - перстень с печаткой из черного агата. На ней фамильный герб - пушка, на которой сидит райская птица. Этой реликвии уже более 120 лет. Мой собеседник получил его от своего отца, но Николаю Дмитриевичу передать его будет некому. Увы, наследников у него нет...



 

- Жена моя ушла из жизни осенью прошлого года. Хотя отец ее был родом из Швейцарии, у Нины тоже были русские корни; она родилась в России, училась в Риге. А познакомились мы с ней уже в Германии после войны. А сейчас у меня возникла идея - перенести на родовое кладбище Кропоткиных в Сигулде, которое восстановили стараниями местных властей два года назад, прах моих близких, большинство из них нашло последний покой на немецкой земле. Я даже начал интересоваться, как это сделать. Оказалось, проще всего везти самолетом, но гробы должны быть оцинкованные. А платить надо будет по весу, как за багаж...

 

Но чувство юмора не изменяет Николаю Дмитриевичу ни при каких обстоятельствах (во всяком случае, он считает, что это самая русская его черта). Судите сами.



 

- Знаете, Валерий, у меня 4 июня, в воскресенье день рождения. Так мэр Сигулды Талис Пукитис приготовил мне сюрприз: решил устроить полет на воздушном шаре над Cигулдой, чтобы я смог увидеть землю своих предков. А один мой приятель, с которым я приезжал в Ригу, Хорст Врубель, тут же подсказал мне: "Николай, а ведь если ты выпадешь из корзины воздушного шара, так тебя тут же, на фамильном кладбище, и похоронят. И не надо будет тратиться на перевозку! (смеется). Это, конечно, вариант, но пока не хочется спешить!

 

Через несколько дней князь Николай Дмитриевич Кропоткин покинет Латвию и вернется на свою родину, в Германию. Но, как он сказал на прощанье, "надо помнить свои корни, своих предков, свое родство. Потому что любому человеку, чтобы жить на земле, как и дереву, необходимы корни". И к этим словам добавить нечего...



 

"Час" поздравляет князя Николая Дмириевича Кропоткина с днем рождения и надеется на новую встречу с ним в Риге.



 

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет