Лекции 36 час. Лабораторные работы 12 час. Самостоятельная работа 24 час. Общая трудоемкость дисциплины 2 з е. 72 час



Дата25.06.2016
өлшемі213.08 Kb.
#157501
түріЛекции
Аннотация

Рабочей программы спецкурса «Введение в даологию»

направления подготовки 41.03.01 «Зарубежное регионоведение»

направленность (профиль) программы: «Азиатские исследования»
1.Общая трудоемкость дисциплины

Курс 4 Семестр 7

Зачет 7 семестр

Лекции 36 час.

Лабораторные работы 12 час.

Самостоятельная работа 24 час.

Общая трудоемкость дисциплины 2 з.е. 72 час.
2.Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса — познакомить студентов с основными проблемами, методами изучения и содержанием даосизма как китайской национальной религии в его историческом развитии.

Для достижения указанной цели курс решает следующие задачи:

— формирует у слушателей комплексное представление о содержании основных этапов исторического развития даосизма;

— раскрывает значение «даосской составляющей» в континууме китайской духовной цивилизации;

— вырабатывает навыки анализа этно-религиозного опыта китайского народа с учетом социальных, этнических и политических особенностей исторического развития Китая;

— намечает общие концептуальные подходы к объективному изучению исторического движения духовных и познавательных структур человеческого разума;

— развивает навыки творческого критического мышления, резистентного к бытовым и политическим мифам, а также к проявлению авторитаризма, национализма и экстремизма.


3.Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Введение в даологию» относится к относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 1 — Б1.В.ОД.16.

Для освоения программы студент должен обладать знаниями, предусмотренными документом государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Для успешного освоения курса «Введение в даологию» необходимо предварительное освоение следующих дисциплин:

История Китая;

Информационные сети и базы данных по изучаемому региону (Китай);

История Азии и Африки;

Религиозно-философские и этические учения Китая;

Этнография Китая;

Введение в китаеведение.

Основные положения дисциплины «Введение в даологию» получают дальнейшее развитие при изучении последующих дисциплин ОП:

Современный китайский язык;

Этикет дипломатического и делового общения.
4.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:



общекультурные (ОК):

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3);

владением культурой речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-8);

общепрофессиональные (ОПК)

способностью составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ОПК-2);

способностью выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации (ОПК-7);

способностью владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ОПК-8);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: основные этапы истории даосизма; важнейшие концепты даосской религиозной культуры; основополагающие идеи даосского мировоззрения; место и роль даосизма в истории китайской цивилизации (ОК-6, ОПК-2, ОПК-8);

2) Уметь: выделять и анализировать явления китайской культуры, генетически связанные с даосизмом; применять полученные знания в анализе современной китайской культуры и поведенческих стереотипов ее носителей (ОК-6, ОПК-2);

3) Владеть: методами исторического анализа религиозной культуры Китая; навыками использования знаний о даосизме в установлении коммуникативного акта с носителями китайского языка (ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8).


5. Краткое содержание дисциплины

№ п/п

Наименование темы

Содержание темы

1

Даосизм и даология: определение исходных понятий

Понятие «даосизм» — этимология и буквальное значение. Даосизм как исследовательская модель (Taoism) и как реальный феномен традиционной культуры Китая (даоцзяо 道教). Даосизм в системе идеологического комплекса старого Китая (сань цзяо 三教). Даосизм как национальная (нативная) религия Китая — обоснование определения и критика устаревших оценок. Два важнейших уровня функционирования даосской религиозной традиции. Полиморфизм даосской традиции и ее структурные части.

Проблема самоназвания даосской религиозной традиции. Анализ понятий дао цзя и дао цзяо – их сходство и концептуальное отличие. История появления самоназвания дао цзя, круг явлений, для номинации которых оно используется. Дефиниция М.Стрикмэна и А.Е.Торчинова.



Дескриптивно-аналитическая характеристика номанаций: даология, Taoist Studies, даоцзяо яньцзю 道教研究, даоцзяо сюэ 道教學, даоцзяо сюэ яньцзю 道教學研究. Даология как подраздел синологии. Даология как междицсиплинарный объект исследования. Даология как международный научный проект. Даология в системе современного китайского гуманитарного знания (госюэ 國學).

2

Вклад отечественных исследователей в даологию


Российская духовная миссия в Китае и начало изучения даосизма в России. Труды В.П.Васильева и начало систематического изучения даосских письменных памятников. Проблемы даосской религии в трудах академика В.М.Алексеев и представителей его научной школы. Ян Хин-шун и появление первого русского научного перевода «Дао дэ цзина». К.К.Флуг и его пионерский вклад в изучение Даосского канона. Ю.К.Щуцкий как первый отечественный историк даосизма. Э.С.Стулова и начало современного этапа в изучении даосизма в нашей стране. Метод текстологического анализа даосских письменных памятников в трудах Л.Н. Меньшикова. Пионерские исследования даосизма проф.  Е.А.Торчинова. Появление даологии в России. Вклад Е.А.Торчинова в изучение даосских письменных памятников и даосской религиозной традиции. Переводческая деятельность Е.А.Торчинова. Изучение истоков даосской традиции в работах В.В.Малявина и И.С.Лисевича. Современный этап в истории отечественной даологии — основные проблемы, упущенные возможности и результаты.

3

История изучения даосизма в Европе и Америке


Труды Анри Масперо (Henri Maspero, 1883-1945) первой половине XX в. и их роль в формировании современных принципов изучения даосизма. Вклад А.Масперо в развитие европейской и американской даологии. Международные даологические конференции конца 60—70 гг. XX в. и их значение для становления даологии как широкомасштабного международного научного проекта, объединившего ученых разных школ, стран и континентов. Коллективная монография «Грани даосизма». Выдающиеся ученики А.Масперо — М.Кальтенмарк (Max Kaltenmark, 1910-2002) и Р.Стейн (Rolf Alfred Stein, 1911-1999). Третье поколение французской школы даологии — М.Стрикмэн (Michel Strickmann, 1942-1994) и Дж. Лагеруэй (John Lagerwey, b. 1946). Особенности трудов Стрикмэна — сочетание «даологической парадигмы» А.Масперо с достижениями социологического подхода М.Гране (Marsel Granet, 1884-1940). Характер работ Стрикмэна — анализ жизни и деятельности конкретный персонажей истории Китая, которые были носителями даосской традиции. Великолепный текстолого-филологический анализ как отличительная черта исследований Лагеруэя. Кристофер Шиппер (Kristofer Schipper) — ученик Кальтенмарка и Стейна, его вклад в изучение даосских текстов и ритуалов. Исследования А.Зайдель (Anna Katherina Seidel, 1939-1991) и Ф.Вереллена (Franciscus Verellen). Изабель Робине (Isabelle Robinet, 1932-2000) и современный уровень исследования даосской традиции в Европе. Особенности «даологической парадигмы» Робине: тонкое чувство древнекитайского текста, безусловная опора на источник, полное отсутствие натянутых экстраполяций и банальных интерпретаций, безупречная точность суждений и выводов. Современные продолжатели научных традиций И.Робине: С.Бокенкамп (Stephen Bokenkamp), П.Кролль (Paul Kroll), П.Андерсен (Poul Andersen). Роль трудов Изабель Робине в формировании современной отечественной даологии. Вклад современных американских ученых в исследование даосизма — труды Ливии Кони (Livia Kohn), Рассела Киркленда (Russell Kirkland), и Луиса Комъчи (Louis Komjathy).

4

Организационная структура китайской даологии

В последние два десятилетия XX в. в Китае была сформирована организационная структура, которая обеспечила последующий взлет даологических исследований. Эта структура включает следующие важнейшие элементы: специализированные научно-исследовательские центры; систему специализированного вузовского и послевузовского образования всех уровней; специализированные периодические издания; развитую библиографическую и научно-информационную базу; набор словарно-справочных работ; обширный и постоянно обновляемый корпус письменных источников. К началу XXI в. все элементы этой системы были в Китае созданы.

Важнейшие научные центры современного Китая, на базе которых системно проводятся даологические исследования:

— Научно-исследовательский институт религий мира при Академии общественных наук КНР, создан в 1964 г. в Пекине; с 1979 г. в Институте действует Отдел даосизма и народных религий Китая;

— Научно-исследовательский институт даосизма и религиозной культуры при Сычуаньском университете, действует с 1980 г. в Чэнду;

— Научно-исследовательские институт религий при Шанхайской Академии общественных наук, создан в 1981 г.;

— Отдел даологии при Историческом факультете Университета Чэн-гун, создан в 1987 г. в Тайбэе;

— Институт религиоведения при Университете Фу-жэнь, создан в 1988 г. в Тайбэе;

— Центр религиоведения при Университете Чжэн-чжи, создан в 1996 г. в Тайбэе;

— Китайский институт даосизма, открыт 5 мая 1990 г. в Пекине.

Важнейшие научные периодические издания Китая, публикующие результаты исследований даосизма:

— «Исследования религий мира» (Шицзе цзунцзяо яньцзю 世界宗教研究), Пекин;

— «Материалы по религиям мира» (Шицзе цзунцзяо цзыляо 世界宗教資料), с 1995 г. выходит под названием «Культура религий мира» (Шицзе цзунцзяо вэньхуа 世界宗教文化);

— «Религиоведение» (Цзунцзяосюэ яньцзю 宗教學研究), выходит с августа 1982 г., гл. ред. Цин Си-тай, Чэнду;

— «Исследования в области культуры даосизма» (Даоцзя вэньхуа яньцзю 道家文化研究), выходит с 1992 г., гл. ред. Чэнь Гу-ин;

— «Звуки дао» (Дао юнь 道韻), издавался в Тайбэе с 1997 по 2003 гг.;

— «Исследования даосизма» (Даосюэ яньцзю 道学研究; Daoism Studies); пришел на смену журналу «Звуки Дао», издается в Гонконе с 2003 г., гл. ред. Чжань Ши-чуан;

— «Даологические исследования» (Даоцзяосюэ таньсо 道教學探索), издается в Университете Чэн-гун с 1988 г., гл. ред. Дин Хуан, Тайбэй;

— «Даосизм» (Даоцзяо юэкань 道教月刊), издается с 2006 г., Тайбэй;

— «Культура даосизма» (Даоцзяо вэньхуа 道教文化; The Journal of Taoist Culture), издается с 1977 г., Тайбэй;

—«Религиоведение в Университете Фу-жэнь» (Fu Jen Religious Studies, 輔仁宗教研究), издается Университетом Фу-жэнь с 2000 г., Тайбэй;

— «Даосизм в Китае» (Чжунго даоцзяо 中國道教), издается с 1987 г., Пекин;

— «Даосизм в провинции Шэньси» (Сань Цинь даоцзяо 三秦道教), Сиань.



5

Крупнейшие китайские исследователи даосизма


Первый этап в истории китайской даологии: особенности, характер и наиболее яркие результаты. Научная и общественная деятельность Фу Цинь-цзя 傅勤家, Сюй Ди-шаня 許地山 (1894—1941), Яо Мин-да 姚名達 (1905—1942), Чэнь Юаня 陳垣 (1880—1991), Чэнь Ин-нина 陳櫻寧 (1880—1969) и Чэнь Го-фу 陳國符 (1914—2000).

Роль проф. Жэнь Цзи-юй 任繼愈教授 (1916—2009), проф. Цин Си-тай 卿希泰教授 (р. 1928) и проф. Ли Фэн-мао 李豐楙教授 (р. 1947) в становление современного облика китайской даологии.

Профессора Жэнь Цзи-юй как основоположник современного китайского религиоведения. Института религий мира, созданный проф. Жэнь Цзи-юем. Нынешний руководитель Института — проф. Чжо Синь-пин 卓新平教授 (р. 1955), крупнейший современный китайский религиовед, получивший степень доктора в 1987 г. в Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universität München), специалист в области истории христианства и христианского мистицизма. Профессор Ван Ка 王卡教授 (р. 1956 г.) — нынешний руководитель Отдела даосизма и народных религий Института, специалист в области культуры даосизма и даосской текстологии. Важнейшие труды Ван Ка.

Проф. Цин Си-тай — создатель первой в Китае даологической научной школы. Институт религиоведения при Сычуаньском университете (Institute of Religious Studies of Sichuan University); его превращение в национальный научно-исследовательский центр даосизма и реорганизация (1999 г.) в Научно-исследовательский институт даосизма и религиозной культуры (Research Institute for Daoism and Religious Culture Studies of Sichuan University). Профессор Ли Ган 李剛教授 (р. 1953) — нынешний руководитель данного научно-исследовательского Института.

Второе поколение китайских даологов — Ху Фу-чэнь 胡孚琛 (р. 1945), Гэ Чжао-гуан 葛兆光 (р. 1950), Цзинь Чжэн-яо 金正耀 (р. 1956), Чжань Ши-чуан 詹石窗 (р. 1954), Чжан Цзэ-хун 張澤洪 (р. 1955), Пань Сянь-и 潘顯一 (р. 1951) и др.

Третье поколение китайских исследователей даосской религиозной традиции: соединение лучших научных традиций китайской гуманитарной науки (госюэ 國學) с достижениями западной и японской синологии. Новый уровень понимания и осмысления даосизма в работах третьего поколения китайских даологов. Фундаментальные работы Лю И 劉屹 (р. 1972) и Люй Пэн-чжи 呂鵬志 (р. 1969). Классический текстологический анализ и безупречная методология исторического исследования в работах профессора Ван Чэн-вэня 王承文 (р. 1962). Глубина содержания и широта охвата материала в трудах Гэ Цзянь-миня 蓋建民 (р. 1964) и Чжан Гуан-бао 張廣保 (р. 1964). Новизна в анализе мистических аспектов раннего даосизма в монографии Чжан Чун-фу 張崇富 (р. 1968). Чжоу Цзо-мина 周作明 как создатель нового направления в мировой даологии: соединение даосской лексикологии с герменевтической процедурой, позволяющей реконструировать исторические паттерны даосского мышления.

Особая роль в современной китайской даологии профессора Чжу Юэ-ли 朱越利 (р. 1944). Влияние идей Чжу Юэ-ли на развитие даологии в России.

Современная тайваньская школа даологии и профессор Университета Чжэн-чжи (National Chengchi University) Ли Фэн-мао (Fong-Mao Lee 李豐楙) — знаменитый этнолог, литературовед и исследователя даосизма. Ученики проф. Ли Фэн-мао. Фундаментальные работы Чжан Чао-жаня (Chao-Jan Chang 張超然) и Се Цун-хуэя (Tsung-Hui Hsieh 謝聰輝), открывающие неизвестные страницы предыстории и ранней истории даосизма. Труды Чжэн Цань-шаня (Tsan-Shan Zheng, 鄭燦山) о ранних даосских текстах. Новаторские исследования Ли Ли-лян (Li-Liang Lee 李麗涼).

Новые направления даологических исследований в трудах проф. Линь Фу-ши (Fu-Shi Lin 林富士教授), проф. Дин Хуан (Huang Ding 丁煌教授), проф. Сяо Дэн-фу (Teng-Fu Hsiao 蕭登福教授). Работы проф. Се Ши-вэя (Shu-Wei Hsieh 謝世維): соединение методов современного западного религиоведения и синологической текстологии.

Общая оценка перспектив китайской даологии.



6

Феномен Лао-цзы и истоки даосской традиции


В русскоязычной литературе даосизм часто соотносят исключительно с именем Лао-цзы и духовным наследием, зафиксированным в трактатах «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы». Это — устаревший подход, опровергнутый современными исследованиями. Даосизм принципиально не сводим и не выводим из идеологии, отраженной в «Дао дэ цзине» или «Чжуан-цзы». Самосознание китайская культуры закрепило за даосизмом как религией обозначение дао цзяо 道教 (даосизм, Taoism, Taoïsme, Daoism и т.п.), в то время как учение «Дао дэ цзина» и «Чжуан-цзы» уже с эпохи Ранняя Хань (206 до н. э. — 25 н.э.) квалифицировалось как дао цзя 道家, или «школа Дао».

Концептуальные подходы к оценке содержания и значения феномена китайской культуры, который имеет самоназвание дао цзя и некорректно обозначается понятием «даосизм». Учение «Дао дэ цзина» и религиозная доктрина даосизма: специфическое и общее. Значение «школы Дао» для светской культуры Китая.

Важнейшие аспекты «философии Лао-цзы», ставшие частью даосского мировидения:

— восприятие мира, основанное на постижении макроуровня мировых явлений через мифопоэтическое, чувственно-интуитивное познание тайного и сокрытого смысла всего сущего;

— цельность бытия;

— всеединство жизни;

— единотелесность микрокосма (человека) и макрокосма (вселенной);

— релятивистские представления о жизни и смерти;

— концепции «недеяния» (у-вэй 無為) и «естественности» (цзы-жань 自然).

Другие источники, породившие даосизм как китайскую национальную религию:

— традиции древних врачевателей Китая, генетически связанные с культурой шаманизма; религиозные традиции, бытовавшие в южных регионах Китая и зафиксированные в литературном собрании «Чуские строфы» (Чу цы 楚辭);

— представления об отшельниках и людях, обладающих необыкновенными способностями (трактат «Чжуан-цзы» и энциклопедическое сочинение «Хуайнань-цзы»);

— локальные культы, распространенные в Китае в эпоху Хань (206 до н. э.–220 н. э.);

— традиция «пророческих книг», получивших широкое бытование в ханьскую эпоху;

— погребальные обряды, уходящие своими истоками в древнюю народную религию;

— древнекитайская натуралистическая философия, отразившая первый опыт осмысления архаичных представлений об изоморфизме микро- и макрокосма и их циклическом развитии;

— учение магов-фанши об индивидуальном совершенствовании духовных и физических оснований человека.


7

Основные этапы в истории даосизма

Проблема периодизации истории даосской религиозной традиции. Ранний и поздний этапы в истории даосизма как системный и досистемный, их содержательная характеристика и главные особенности. Важнейшие даосские школы каждого из этапов, их историческая эволюция и вклад в формирования современного облика даосизма. Репрезентативные письменные источники каждого из этапов истории даосизма.

Досистемный этап как предыстория даосизма. Системный этап, начавшийся во II в. н. э., — история собст­венно даосизма как организованной религии. Важнейшие периоды системного этапа:

а) формативный — II—VI вв.;

б) эволюционный — VII—XII вв.;

в) период оформления школы Цюаньчжэнь, которая постепенно становится доминирующей среди институциональных школ даосизма — с XII в. по наши дни 

Формативный период соответствует II—VI вв. и совпадает с последними десятилетиями эпохи Поздняя Хань (или Восточная Хань, 25 н. э.—220 н. э.) и периодом Шести династий (III—VI вв.). Это — революционный период в истории даосизма, поскольку он характеризуется появлением таких пластов религиозной культуры, которых Китай еще не знал. За этот период складываются религиозные институты даосизма, и в эпоху Тан он входит как полиморфная, многоаспектная и многоуровневая институциональная религия, включающая разработанную и структурированную религиозную философию и доктрину, институт священнослужителей и монашества, систему посвящения в религиозные таинства, нормативный культ и ритуал, комплекс высокочтимых текстов, пантеон божеств и свод этических правил.

С VII в. начинается эволюционный период в истории даосизм, который продолжается до XII в. Главное его содержание связано с систематизацией и дальнейшим структурированием тех институтов, которые были сформированы ранее. На рубеже XII и XIII вв. в истории даосизма начинается новый период, обусловленный появлением учения Цюаньчжэнь. В этот период даосизм обретает свой современный облик.


8

Формирование религиозных институтов даосизма

Появление в даосизме нормативных религиозных институтов приходится на формативный период в его истории (II—VI вв.) и связано с деятельностью нескольких даосских локальных религиозных сообществ (школ) того времени.

Традиционная оценка начала истории даосизма как организованной религии — появление в 142 г. на юго-западе Китая первой широкомасштабной и жизнеспособной даосской религиозной организации, во главе которой стоял Чжан Лин 張陵 (Чжан Дао-лин 張道陵). Школа Небесных наставников (Тянь-ши 天師).

Важнейшие религиозные движения китайского Юга, имевшие принципиальное значение для институционального оформления даосской религиозной традиции:

— школа Трех августейших (Сань-хуан 三皇), в III в. уже существовала;

— школа Высшей чистоты (Шан-цин 上清), в качестве институционального движения появляется в IV в.;

— школа Духовной драгоценности (Лин-бао 靈寶), начало ее формирования приходится на рубеж IV–V вв.

В этих локальных даосских сообществах формировалась религиозная доктрина даосизма, его нормативный ритуал, пантеон божеств, институт священнослужителей и другие составляющие, характерные для развитой и организованной религиозной традиции. В этих же школах начинают появляться и даосские религиозные сочинения, количество которых со второй половины IV в. резко возрастает. Комплектование канонов локальных даосских школ. Появление во второй половине V в. первого прообраза Даосского канона — систематического книжного собрания, включавшего в свой корпус тексты всех ведущих школ даосизма того времени.

Важнейшие нормы и правила даосской религиозной жизни, сформировавшиеся в ранних даосских школах:

— правила ритуала, в ходе которого «передавали и получали» учение;

— порядок взаимоотношений в системе «наставник—ученик»;

— алгоритм формирования экономической базы даосизма;

— методика, содержание и последовательность проведения даосского индивидуального ритуала созерцательного;

— система даосского коллективного (общинного) ритуала;

— концепция «покаянного признания своих ошибок и преступлений» как залог будущего спасения;

— первоначальная система даосских предписаний и запретов морально-этического характера;

— структура пантеона божеств и даосских ритуальных праздников.



9

Антропологический космос и важнейшие концепты даосской философии


Общая характеристика понятия «антропологический космос». Даосская система представлений о человеческом теле как живом и одухотворенном космосе, являющемся пространством актуализации высших сил мироздания. «Книга Желтого дворика», или «Хуан тин цзин» 黄庭經, — наиболее ранний письменный памятник, посвященный системному описанию потаенной топографии человека в виде антропологического космоса. Космическое измерение антропологической топографии.

Место даосская концепции антропологического космоса в истории даосизма. Способы актуализации антропологического космоса и даосские созерцательные (психотехнические) методы самосовершенствования. Антропологический космос как объект рефлексии в даосизма.

Концепция антропологического космоса как методологический инструментарий, обеспечивший единство даосского текста — концептуальную близость сочинений, создававшихся в различных школах даосизма. Даосская теория антропологического космоса как полиморфная и многоуровневая система.

Важнейшие составляющие даосской концепции антропологического космоса:

— основная и дополнительная структурные схемы, формирующие горизонтальную ось координат антропологического космоса: две системы внутренних органов, именуемые Пять хранилищ (у-цзан 五藏) и Шесть амбаров (лю-фу 六府);

— трехчастная система управляющих центров антропологического космоса, формирующая его вертикальную ось координат: так называемые три Киноварных поля (сань дань тянь 三丹田);

— теория изоморфизма всех частей антропологического космоса;

— система представлений о строении верхнего Киноварного поля: учение о «Девяти дворцах головного мозга» (нао-чжун цзю гун 腦中九宮);

— концепция «внутренних» божеств (нэй шэнь 內神): представления о божествах, «населяющих» космицизированное пространство человеческого тела;

— методика актуализации объектов антропологического космоса: «внутреннее зрение» (нэй ши 內視, нэй гуань 內觀); «внутреннее зрение» как специфический даосский метод созерцания «культурного пространства» собственного тела;

— учение о полярных движущих сил антропологического космоса: теория динамического взаимодействия сил инь-ян, которые внутри человека реализуются как влажное начало цзин (антропологическая реплика инь 陰) и эфирное начало ци 氣 (антропологическая реплика ян 陽);

— представления о взращивании духа посредством пестования тела и коррелирующую с ними идею о связи между физическим здоровьем и обретением статуса небожителя;

— мотив «странствия» (ю 遊) как неотъемлемую часть описания высшего даосского подвижничества.


10

Ритуальный бюрократизм и даосская концепция сяня-небожителя

Ритуальный бюрократизм (бюрократизация религиозного ритуала) — одна из особенностей даосизма III VI вв. Методологическое значение ритуального бюрократизма для институциализации даосизма. В ранних даосских школах ритуальный бюрократизм определял религиозную жизнь, доктрину, ритуальную практику и даже категориальный аппарат даосских религиозных сочинений. Многие понятия даосских письменных памятников, которые мы зачастую ошибочно интерпретируем через метафизические конструкции, чаще всего указывали на формальные процедуры, являвшиеся религиозным аналогом тех секулярных действий, которые должны были совершать все чиновники исторических китайских империй, претендующие на высокие должности в системе государственного управления.

Ритуальный бюрократизм и даосские представления о сянях-небожителях сянь 仙. Сянь (что неправомочно переводится в русскоязычной литературе понятием «бессмертный») в даосизме III-VI вв. как официальный статус «небесного чиновника». Ранг сяня не обретают в результате индивидуального подвижничества, его получают в ходе официальной процедуры от вышестоящих на лестнице бюрократической системы управления Иным миром. Сянями не становились, сянями назначались. Даосские ритуальные процедуры (испытания, проверки, промежуточные назначения и аудиенций у небесных божеств), позволяющие получить ранг сяня. Визуальная медитация как культурное пространство, в котором происходила актуализация сяньской природы человека. Иной мир в восприятии даоса периода Шести династий как бюрократическая иерархия небожителей, построенная и функционирующая по тем же законам, что и земная система государственного управления. Бюрократическая парадигма религиозной доктрины даосизма как способ институализации даосской религии и превращении ее в объект покровительства и спонсорской поддержки со стороны императорского двора.



Сянь как указание на чиновника, который служит не земному, а небесному императору. Поскольку земные чиновники бывают разных рангов и степеней, так и сяни делились по категориям, каждая из которых позволяла занять определенную должность в небесной бюрократической системе. Важнейшие даосские классификации сяней. Ранги и категории даосских сяней. Эволюция понятия сянь и его значение в поздней народной синкретической религии.

11

Даосская книга в мифе и истории

Появление скриптуральных даосских движений. Формирование первого объединительного собрания даосских книг (раннего прообраза Даосского канона, или «Дао цзана»); причины, обусловившие его появление. Роль Лу Сю-цзин в комплектовании первого систематического даосского книжного собрания.

Основная классификационная система даосских книгохранилищ — сань дун 三洞 (Три пещеры). Даосские библиографические категории ци бу 七部 (Семь разделов) и ши эр лэй 十二類 (Двенадцать рубрик). Роль буддо-даосского взаимодействия в становлении даосской библиографии.

Даосские книжные собрания эпохи Тан (VII—X вв.). Деятельность сунских ученых по систематизации и кодификации даосских сочинений. «Юнь цзи ци цянь» 雲笈七籤 как компендиум даосских знаний. Появление и распространение Даосского канона эры Чжэн-тун и дополнения к нему. Современные переиздания «Дао цзана». Экземпляра Даосского канона из фонда Центра синологических исследований АмГУ. Современные справочные работы и указатели к «Дао цзану». Справочные информационные ресурсы нового поколения, обеспечивающие эффективную работу с источниками из Даосского канона. ЦСИ АмГУ как крупнейший российский центр научных и справочных ресурсов в области изучения Даосского канона.

Особенности даосской книжной культуры. Мифологизация и сакрализация книги в даосизме. Формирование даосских представлений о «небесных книгохранилищах, о небесном бытии даосских книг и путях их распространения в мире людей. Основные сюжетные линии даосского мифа о книге. Ритуальная функция письменности и ее использование в даосизме для установления коммуникативных отношений между людьми и высшими силами. Представления о «небесных книгах» и их священных земных «аналогах».

Связь даосского мифа о книге с различными аспектами даосского учения — вторичной мифологией, космографией, космогонией и философией. Влияние даосских представлений о «небесных книгах» на формирования даосских ритуалов и способов организации экономической базы даосской религии.


12

Даосский монастырь как невербальный текст китайской культуры

Источники по ранней истории даосских монастырей. Даосское самосознание о предыстории монастырской традиции. Номинации, используемые для указания даосских монастырей. Понятие гуань и история его закрепления в даосской традиции. Лоугуань – первая полулегендарная даосская обитель.

Общая характеристика современного даосского монастыря Лоугуаньтань. Его история, структура и значение как памятника китайской культуры.

Появление первых центров общинной религиозной деятельности в школе Небесных наставников. Закрепление института даосских монастырей в эпоху Тан и роль буддизма для этого процесса. Даосские монастыри в эпоху Тан-Сун (10-13 вв.). Появление даосской школы Цюаньчжэнь и новый этап в развитии даосских монастырей. Байюаньгуань как образец даосского монастыря школы Цюаньчжэнь.

Крупнейшие действующие даосские монастыри в современном Китае.



Даосский монастырь Байюньгуань как образец даосской храмовой архитектуры. Структурные особенности архитектурно-паркового комплекса Байюаньгуаня. Важнейшие божества, которым поклоняются в даосских монастырях. Основные храмовые постройки Байюньгуаня. Троичные классификации, выделяемы в структуре Байюаньгуаня. Иерархи уровней. Семантика основных классификаций. Взаимодействие отдельных элементов. Система храмовых построек и почитаемых божеств. Архитектоника Байюньгуаня как знаковая система. Опыт прочтения структуры Байюаньгуаня.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет