Философия.
II курс
Ведет: Сидоров Алексей Юрьевич. Каф 44. ауд. 314
В основном все лекции и семинары проходят в актовом зале.
За семестр будет: 9лекций, 8 семинаров.
Лекции являются собственностью студента Михалин Михаила Александровича.
Группы Р-202.
Темы для докладов:
-
Протестантизм (течение в христ.)
-
Кант (можно 2 доклада) - Блохин
-
Гегель (1..2 доклада)
-
Шопенгауэр
-
Ницше
-
Маркс-кс-кс-кс - Я и Каверин
-
Общая характеристика русской философии
-
Славянофилы
-
Западники
-
Соловьев (Владимир Сергеевич)
-
Бердяев
-
Русский марксизм (Ленин
-
Позитивизм // 20 век философия.
-
Прагматизм.
-
Фрейдизм (Фрейд)
-
Экзистеонизм (Экзистенця).
Лекция 1.
Философия нового времени.
-
Понятия науки.
Наука – это
Наука – это
Наука – это
Лекция 2.
28.09.05.
….
Возникновения протестантизма.
В конце 15 начала 16 веков в Европе существовало широкое недовольство деятельностью католической церковью, которое было связано с огромными затратами на ее содержание и с низким моральным уровнем служителями церкви.
В результате возникает новое направление в христианстве, получившее название:
ПРОТЕСТАНТИЗМА.
Его основателем является немецкий религиозный деятель Мартин Лютор (1483 – 1546)
Протестантизм отличается от католичества следующими особенностями:
- признается авторитет только священного писания и поэтому считается, что служители церкви не обладают какой-либо святостью, по сравнению с обычными людьми.
- в протестантизме отсутствует монашество и служители церкви не принимают обед о безбрачье
- богослужение ведется на родном языке. (в католич: латиница, в православии: древнеславянском)
-в церквях отсутствуют иконы и украшения. В некоторых направления протестантизма богослужение может происходить в любом месте.
- протестантизм отрицает верховную власть римского папы и включает в себя целый ряд независимых направлений. (лютеранство, выхтуизм…)
Важную роль сыграл протестантизм в развитии представлений о труде и богатстве. В католической церкви считается, что человек обязан трудиться, однако, для достижения спасения главным условием являются т.н. добрые дела, т.е. помочь церкви и нуждающимся.
В протестантизме принята доктрина о предопределении, согласно которой бог заранее определил кто из людей попадет в рай, а кто в ад. Никто не может знать о своем предназначении, однако, бог даст человеку некие знаки, свидетельствующие о его судьбе.
Главным таким знаком является успех человека в его делах, в его профессиональной деятельности для того чтобы этот успех развивался человек должен упорно трудиться в течение всей жизни. Богатство полученное честным трудовым путем угоден богу, но его необходимо вновь вкладывать в дело для укрепления успехов в делах.
НЕМЕЦКАЯ КЛССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Эммануил Кант.
(1724-1804)
Жил в Киненсберге
(Калининград)
В философии нового времени сложилось два основных метода познания:
- эмпиризм (познания с помощью органов чувств)
- рационализм (познания с помощью логики).
Тот и другой метод имели свои сильные стороны, но при этом в этих методах содержались непреодолимые трудности.
В рамках эмпиризма остается неясным каким образом из ограниченного числа опытов можно сделать выводы, имеющие всеобщее значение.
В рамках рационализма остается непонятным каким образом знания полученные с помощью чистой логики будут соответствовать окружающему миру.
Кант.
Лекция 3.
12.10.05
Философия Канта.
Разрешения трудностей.
Кант предлагает совершенно новый подход к теории познания, в соответствии с его теорией познание есть результат взаимодействия между некоторыми врожденными свойствами человека и воздействием внешнего мира.
По Канту познавательная деятельность человека включает в себя 3 уровня:
- чувственное восприятие
- рассудок
- разум
На уровне чувственного восприятия человеку врожденны (с рождения) определенные представления о пространстве и времени, при этом во внешнем мире никакого пространства и времени не существует. Человек воспринимает мир с помощью определенной схемы, поэтому результат восприятия всегда отличается от самого объекта.
Различия между объектами внешнего мира и нашим восприятием Кант выразил с помощью понятий «вещь в себе» (или по себ) и «вещь для нас».
На уровне рассудка человек производит в систему чувственные представления с помощью уже существующих форм и методов мышления, рассудок позволяет устанавливать взаимосвязи между явлениями, но при этом эта деятельность не является творческой т.к. не позволяет создавать принципиально новое.
Разум размышляет ум самих средствах познания и поэтому с помощью разума происходит расширение горизонта человеческого познания, однако, даже для разума существует некоторые проблемы по отношению к которым он может представить равное количество аргументов «за» и «против» и таким образом, эти проблемы являются неразрешимыми в сфере разума.
К такому роду проблемы относятся вопросы о пределе делимости материи или о бесконечности существующего мира, несмотря на то, что эти проблемы не разделимы о них необходимо размышлять, т.к. размышления об этих проблемах являются двигателем человеческого познания.
К такому рода проблемам относятся и вопрос о существования бога.
По Канту этот вопрос не разрешим в сфере разума.
Однако, Кант считал, что доказательства существования бога существует, однако, они находятся не в сфере разума, а в сфере морали, таким доказательством являются наличие общих для всех людей правил морали.
Таким образом, наука и религия не является противоположными проявлениями к человеческого духа, они как бы находятся в разных плоскостях, а человеку необходимо и то и другое.
Основным требованием морали является категорический Императив (требование).
«Относись к человечеству в своем лице и лице всякого другого всегда как к цели и не когда как к средству»
В каждого человека заложено чувство долго, которое заставляет его выполнят требование морали, однако, человек обладает свободой воли и может выполнять или не выполнять эти требования.
Выполнение требования долга зависит от общественных условий существования человека, поэтому правовая система должна быть основана на принципах ценности каждого человека и взаимного признания прав всех людей.
Георг Венгель Фридрих Гегель.
(1770-1831)
Теория:
У мира существет некая двхованое начало, которе Гегель называл «абсолютным духом» - это начало можно сравнить с богом, однако, абсолютная идея подчиняется законам логики и развивется в соответствии с ними.
«Абсолютная идея» - деятельное начало и поэтому является источником равития приоды и человеческого общества, т.к. абсолютная идея подчиняется законам логики, то и развития мира не случайн, а закономерно. Каждая ступерь такого развития является одновременно и ступенью самосознания абсолютной идеи.
Процесс развития постоянен и противоречив и подчиняется 3м основным законам, которые Гегель называел закончами дисалкктики (метод мышления, умение вести разговор, находя противореция у себя и у собеседника – поСокарут.
-
Единства и борьбы противополоежностий.
Все предметы и явления содержат внутреи себя проитивополжноснапрвелные тенденции, которые тем не мение находятся в единостве междц собой, борьба между ними является источником всякого движения и развития.
-
Зкон перехода количества в качество.
Качество – это сущеность предмета, в том, что делает данный предмет именно этим а не иным.
Количество – это степень проявления какого-либо качества.
Процесс развития происходит таким образом, что на первых этапах изменяются только количественные характеристики, а качетва остается неизменным.
Постепенное накопление количественных характеристик и достижения или некого предела, который называется мерой приводит к качественным изменениям.
3.«Отрицания-отрицания»
В мире не существует вечных предметов и явлений на месте любого из них со временем возникает нечто новое, а старое подвергается отрицанию, в последствии это же происходит и с новым явлением, при этом процесс развития происходит такм образом, что через этап происходит повторения некоторых черт и особенностей объекта. Т.к., развитие происходит не по прямой, а по спирали.
Идеалом общественного развития является гражданское общество, которое базируется на принципах незыблемости частной собственности, юридического равенства всех людей, упорядоченной законодательства и признания прав человека.
_____________________________________________
Лекция 4.
26.10.05
Наступил тот переломный момент, когда зима пришла на смену осени.
Еще с утра Москва была окутана пёстро-желтым одеялом, только некоторые деревья отличались редкими желтыми листиками, парки были пусты, как будто Мамай прошелся))
Меньше чем за час город перевернулся, посидел, похолодел. Многие схватились за горло и засуетились кто куда…
Лирическое отступление.
Тема:
Опоздал на 40 мин
…….
Шопенгауэра мы уже рассмотрели (см «…..»)
Т.к. человек не способен понять окружающий мир, то человеческая культура и социальная организация не способны ничего изменить, а способны лишь слегка смягчить ситуацию в мире.
По отношению к каждому человеку мировая воля проявляет себя как судьба. Человек не способен познать свою судьбу… Поэтому он должен смериться, отказаться от всех желаний и т.о. достичь покоя.
Своё мировоззрение, основоположено на неверии в лучшее будущее Шопенгауэр назвал пессимизмом.
Фридрих Ницше.
1844-1900г
Была трагическая судьба, его отец был Пастером, умер когда Ницше был маленкий (6…7лет), семья была религиозной. В последствии его взгляды стали антирелигиозные.
Ницше был талантливым, но болезненным. Закончил институт. Изучал древнегреческую литературу.
Прочитал много литературы. После получения образования (закончил институт) его пригласили профессором в университет. Были проблемы со зрением и здоровьем.
Пришлось оставить универ. Жил в разных местах. При его жизни его писания не имели успеха.
За 18 лет до конца жизни сошел с ума. В Италии остался. В последние годы жизни стала разгораться его популярность. В его произведениях. Сестра была ярой интернационалисткой и в последнем не законченном издании оставила свои взгляды, из-за чего Ницше первое время не признавали. Гитлер основал Фридрих Ницше. К середины 20х годов из-за взаимосвязи с фашизмом имел негативные мнение о нем.
По мнению Ницше в каждом человеке и обществе в целом существуют и борются между собой два начала: 1. диониссийское - естественное и бурное, 2. Апполоновское – разумное и упорядоченное.
Начиная с Сократа, европейская культура пошла по Апполоновскому пути, т.к. в этой культуре начинают господствовать рациональные абстрактные принципы мышления. По мнению Ницше это ошибочный путь, т.к. он опирается на понятие объективной истины. А это понятие по, его мнению, ложное. Никакой объективной истины, т.е. истины для всех - не существует. Истина – это орудие воли к власти. В результате развития рационального мышления человек все больше отрывается от действительности т.к. действительность остается диониссийской, а мышление апполоновским.
Пагубный мир, закрепляется с помощью крестьянства. В мире существует два типа морали: мораль господ и мораль рабов. Мораль господ основана на силе и самоутверждения, а рабов – на слабости и смирении. Следовательно, господа сильнее, но рабы умнее и хитрее, поэтому рабы постепенно опутывают господ своими принципами.
Христианство является основным средством для победы морали рабов.
В предшествующие периоды такая мораль (рабов) имела свое оправдание в искренней религиозной вере, однако, сейчас «бог умер» и поэтому западная культура утратила все свои основания и идет к своему упадку и разрушению. Необходимо переоценка всех ценностей. Её произведет сверх человек, который разрушит всю существующую мораль.
В своем «книга для всех и ни не для кого». Книга Завакустара (жил д.н. 1 века) был
Поклонялись огню. Там есть священный огонь, который горит 2500 лет! Заратустра начал учить, что в мире есть два начала, добро и зло. В конце победит добро.
В результате разрушения существующей системы ценностей возникнет новая культура – культура сильных, в которой будет господствовать принцип падающего - толкни.
9-11-2005г.
Марксизм вроде.
Основателем явл.: К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс.
Маркс считал, что идеальным может быть только общество, в котором каждый человек имеет возможность реализовать все свои способности. На ранних стадиях развития человечества это было невозможно, т.к. существовала прямая зависимость человека от человека (рабовладение). Невозможно это и при капитализме, т.к. капиталистический способ производства подчинен идей получения прибыли и люди делают не то что им нравиться, а то что выгодно.
Человек при капитализме не свободен из-за экономической зависимости, причем, это касается как рабочих, так и капиталистов.
Философы нового времени считали, что изменение общества можно достичь благодаря просвещению, Маркс же считал, что необходимо насильственное изменение общественных порядков, а для этого, в свою очередь, необходимо понять какие отношения в обществе являются основными.
Основу всех общественных отношение составляет господствующий способ производства. Он включает в себя две стороны: производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы – это человек + техника. А в производственных отношениях основными являются отношения собственности на средства производства.
Производственные отношения являются базовыми отношениями в обществе и определяют собой все другие отношения в обществе (политические, духовные, мораль).
В зависимости от господствующего типа производственных отношений Маркс выделял 5 основных типов общества, которые он называл общественно-экономические формации
Это первобытно-общинные, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, будущее коммунистическая.
Переход от одно формации к другой представляют собой социальную революцию. Революции возникают из-за тог, что внутри общественной формации возникают противоречии, которые проявляются в классовой борьбе.
Внутренние противоречия капитализма неизбежно вызывают классовую борьбу между пролетариата и буржуазии, которые завершаться социалистической революцией. Социализм – это первая стадия развития коммунизма.
При коммунизме будет господстваовать общесвенная на средства производства и благодаря этому производительные силы достигнут высочайшего уровня развития. Все человеческие потребности будут удовлетворены, люди будут равны между собой. Государственное принуждение смениться общественным самоуправлением.
Люди в таком обществе смогут реализовать все свои способности.
Русская философия.
-
Исторические особенности развития.
Философия в России появилась сравнетиельно поздно по сравнению с Китаем…..
Первая школа была где-то в 19 веке….
Философия в России возникает сравнительно поздно по отношению к Западной философии. Это связанно с общими историческими особенностями формирования Русской культуры. Важнейшим событием в развитие культуры явилось принятие Русью христианство (988г). Крестьянство было принято в восточном православном варианте, в тот период когда фактически сформировался раскол между православием и католичеством (1054г).
Крещение было принято от Византии и поэтому в своей культурной политики Русь ориентировалось на это государство.
Византия имела высокоразвитаю культуру, однако, в первую очередь был развиты литература, изобразительно искуство, философия практически не разивалась. Эти особенности были восприняты и культурой древней Руси.
Дальнейшая равитие русской культуры связано с целым ядом политичесих событий: татаро-монгольским игом, освоождение от него и ормированием етрализованоого Московского государства.
Освобождение … централизованного государства произашел в тот момент, когда Византия пала под ударами турецких завоевателей (1453г.).
В результате к концу 15 века. Россия становитсья практически единственным православным государством. А само православие преврящается в символ национальной независимости (1453)
1480г Время освобождения России от Татарского ига.
По этой причине возникавшие на Западе философские и религиозные теории отвергались как еретические, такая политика продлжалоась и в дальнешем, причем и в период преобразований Петра 1. Петр и его приемники налаживали техническое, научное сотрудничества с Западом, однако, философские идеи практически не распространялись..
В результате первые философские системы воникают только в 19 веке. Философские приозведения писали участники восстания декабристов, однако, они не были известны в эту эпоху.
Первыми самостоятельными философскими направлениями считаются словаянафилы и западники.
В то же время в России существовало общественная мысль и обсуждался вопрос о взаимоотношении церкви и государства, это вопрос преобрел особую остроту
в конце 15, нач 16 веков.
В этот период сформировалась два основных направления: нестжательтва (Нилл Сорский)
Его представители считали что церковь должна откзаться от своих богатсв и жить только дцхоной жизнью. Церковь должн елыть полностью независимой от госудрства.
-
Иофислянства (Иосиф Володский).
Его представители считали, чо церковь должно подчиниться Московскому царю, который полчил свою лась от бог. При этом церкосв сохроняет свои богтсто.
К Иофислянству примыкала терия «Моксва» третий Рим.
Рим –это центр огромной империи и одновеременно мировой центр христианства. Первые два Рима пали под ударами варварами из-за духов своеих изобрететелям……..
Москва стала 3 и последним Римом.
Конец.
23-11-2005г.
Чадаев
По мнению Чадаева Россия находилась вне общего пути мирового развития и не участвовала в процессах обновления, в которых участвовали страны западной Европы.
Такое отделение от Европы связано с религиозной историей России.
Россия принесла христианство от Византии и поэтому замкнулось в религиозном обособлении.
Россия должна перейти на Западный путь развития, а для этого должна учиться у запада и усвоить плоды западного просвещения, т.к. Россия вступит на этот путь развития позже, то она сможет избежать западных ошибок, прежде всего революции.
В дальнейшем в западничестве выделилось два направления:
1. Это буржуазно-либеральное (Милюков, Чичерин и др.). Его представители предлагали ориентироваться на существовавшие в данное время на западе общественные порядки, т.е. на капиталистическую экономику и парламентскую демократию.
Многие из них считали идеалом Англию.
2. Это революционное направление (Белинский, Чернышевский).
Представители этого направления ориентировались на различные социалистические учения развивавшиеся на западе. Постепенно в этом течении на первый план выходит марксизм (большевики, меньшевики).
Славянофильство.
Основатели Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) и Алексей Степанович Хомяков (1804-1860).
На западе в связи с научно-рационального движения, а так же различных революционных теорий идеей истинного христианства подорваны и запад движется к упадку. Несмотря на то, что Петр 1 повернул Россию на ложный путь развития (учиться у запада) в России еще сохранился истинный христианский дух. Это происходит благодаря православию и сохранению в России сельской общины. Сельская община развивает коррективное начало в противовес западному индивидуализму.
Эти начала должны быть упрочены и развиты, благодаря объединению всего народа вокруг православной церкви (принцип соборности). При этом такое объединение должно быть добровольным. Плоды западного просвещения не следует отбрасывать, но следуют привести в соответствие с христианскими ценностями. Первые славянофилы верили в особое предназначение России, но считали, что Россия должна возродиться не только сама, но и способствовать возрождению запада.
В позднем славянофильстве большое влияние приобрели идеи философа Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885).
Он отказался от представления об общечеловеческой судьбе России и считал, что Россия и Запад принадлежат к принципиально различным типам культуры и поэтому они обречены не на сотрудничество, а на вражду.
После революции 1917 года среди некоторых русских эмигрантов возникло т.н. евразийство.
Представители этого направления считали, что русская культура не является прямой наследницей православной Византии. Русская культура возникла в результате объединения православных начал и воздействия востока. Это произошло в результате татаро-монгольских завоеваний. Они считали не злом, а благом.
Т.о. истинный путь развития России заключается не союзе с Западом, а в союзе с Востоком.
Владимир Сергеевич Соловьев
(1853 – 1900).
Сергей Михайлович Соловьев издал историю Росси из 29 томов, что до сих пор является классикой.
1981 убили императора, хотели казнить зачинщиков. Соловьев подал прошение о помиловании, в результате чего оставил общественные работы, выступлении.
Был крупным поэтом «символизма».
Злоупотреблял русскому недугу) скончался еще молодым.
Свою философию Владимир Соловьем называл философией всеединства, т.к. задачу этой философии он видел в объединении человечества и внутренних творческих сил каждого человека. Это было необходимо, т.к. человечество разделяло религиозные противоречия , а в культуре противостоят друг другу наука и религия. Философская научная и религиозная знания должны объединиться между собой и не одна из составляющих не должна быть отброшена.
Такое объединение может быть достигнуто благодаря учению о богочеловечестве, а ключ к такому объединению дает фигура Христа, который был богочеловеком и объединял в себе божественное и земное материальное и духовное. Человечество развивается эволюционным образом и высшей ступеней развития является царство божее на земле.
В этом цпрстве идеальным обществом является свободная теократия, в которой сила находиться у царя, нравственная власть у церкви, а право «живого совета с богом» у религиозных пророков. Ватикан – пример теократии.
Первичными свойствами человеческой натуры являются стыд, жалость и прекланение перед богом. Государство должно представлять для себя «совокупно-организованную жасть) и должно добиваться реализации этих человеческих качеств в общественной жизни.
Соловьев рассматривал православие, католичество и протестантизм в качестве ветвей единой христианской церкви и отстаивал идею их союза и объединения.
Достарыңызбен бөлісу: |