Лекция 4 анатомия культуры



Дата06.04.2024
өлшемі14.44 Kb.
#497836
түріЛекция
Лекция 4


Лекция 4 АНАТОМИЯ КУЛЬТУРЫ

4.1 Культурные формы. Структура культурного пространства



Понятие культурной формы используется в культурологической литературе неоднозначно. С информационно-семиотической точки зрения формы культуры — это формы, в которых существует, сохраняется и развивается информационно-знаковое Зміст общественной жизни. Они выступают как средства, с помощью которых определяются условия, необходимые для удовлетворения и развития человеческих потребностей и осуществляется «программное обеспечение» жизнедеятельности. Культурные формы довольно разнообразны и многочисленны. Рассматривая культурное пространство в масштабе всего человечества, можно выделить в нем относительно автономные области:
— национальные культуры;
— региональные культуры;
— цивилизации.
Это наибольшие типы культурных форм. Внутри них исторически складываются разнообразные культурные формы меньшего «ранга», которые занимают отдельные «подотрасли» их пространства. В составе национальных культур, например, сохраняется этническая культура. На современном этапе в каждой достаточно развитой культуре выделяется как особая форма массовая и элитарная культура.
У разных народов, в разные исторические периоды их существования складывались разные культурные формы, в которых люди находили средства для удовлетворения своих потребностей. К ним относятся религиозные представления и обряды, философия, искусство, спортивные игры и т. п. Некоторые из них имеют замкнутый характер и не выходят за пределы узкой племенной и этнической общности (формы быта, местные обряды и обычаи, праздничные ритуалы), другие приобретают интернациональный характер и становятся формами общечеловеческой культуры (философия, наука, искусство).
В специфических культурных формах решается задача сохранения, воспроизведения и приумножения социальной информации. Воспитание и обучение, обычаи и традиции, мифы и сказания, библиотеки и музеи — это культурные формы, в которых осуществляются сохранение и передача будущим поколениям людей опыта предшествующих поколений.
Разделение общества на множество групп (национальных, социальных, профессиональных и т. д.), у каждой из которых постепенно происходит формирование системы ценностей и поведений, приводит к возникновению субкультур. Так, в европейских странах в эпоху средневековья различают четыре субкультуры: «культура храма и монастыря», «культура замка и дворца», «культура села и хутора», «культура средневекового города». Исследователи современной культуры говорят о существовании других групп и слоев населения: молодежной субкультуры, профессиональных субкультур (театрального мира, армейской, научной, рабочей, медиков, фармацевтов). Существует (и даже распространяет свое влияние на другие слои населения) «преступная» субкультура уголовно-преступного мира. Прослеживается процесс формирования специфической «субкультуры миллионеров», характерные особенности которой в утрированном виде находят отражение в огромном количестве анекдотов о «новых русских», «новых украинцах».
Отдельные феномены культуры, которые заполняют то или другое культурное пространство, представляют собой согласованные системные образования, например, система права, политические системы, системы научных знаний и т. п. Тем не менее, не все формы культуры можно рассматривать как системы. Система (от греч. 8у81еша — целое, составленное из частей, объединение) — это совокупность элементов, которые находятся в соотношениях и связях один с другим и образовывают соответствующую целостность.

Много исторически сформированных форм поведения, обычаев, обрядов и т. п. системами не являются. Так, в европейской культуре существует комплекс обычаев, в соответствии с которым люди приветствуют друг друга: можно просто молча кивнуть или поклониться; приветствовать знакомого поднятием руки; произнести стандартные слова приветствия («Здравствуйте!», «Как поживаете?», «Привет!» и прочее); обменяться рукопожатием; поцеловать даме руку; обняться и т. п. Но совокупность этих обычаев сложилась случайно. Они имеют разное историческое и социальное происхождение. Поклон ведет начало от старинного языческого жертвоприношения богам (чтобы положить жертву, нужно было наклониться). Рукопожатие — более поздний ритуал, демонстрирующий, по мнению отдельных историков, отсутствие оружия в руках. Поднятие руки — типично городской жест человека, который спешит, которому некогда остановиться. В селах такой жест до недавнего времени воспринимался с недоразумением и даже толковался как знак неуважения. А обычай «целовать ручку» пришел из рыцарского куртуазного общения с дамами из высшего общества в аристократических кругах средневековой Европы.


Культурными системами являются конфигурации феноменов культуры, которые представляют собой логически упорядоченные конструкции, в которых отдельные элементы, входящие в их состав, логически взаимосвязаны.
Культурные формы не изолированы друг от друга. Они взаимодействуют между собой. Они могут объединяться и взаимопересекаться, одни из них могут быть составными частями других. Тем не менее, любая культурная форма имеет свои культурные признаки, которые составляют ее специфику и в той или другой мере выделяют ее среди других.

4.2 Духовная культура. Технологическая культура

Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.
В узком значении культура ассоциируется с деятельностью, связанной с искусством — его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.


Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.
При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.
Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.
Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).
Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет